КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ «Защита Отечества».
план-конспект урока (4 класс)
Предмет: модуль «Основы православной культуры». Автор А.В. Кураев Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебник. ФГОС»; Издательство: Просвещение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_konspekt_uroka.docx | 25.11 КБ |
orkse_prezentatsiya_k_uroku.pptx | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Смирнова Наталья Рудольфовна, учитель начальных классов, Костромской район, МКОУ «Кузнецовская ООШ»
КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: модуль «Основы православной культуры». Автор А.В. Кураев Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебник. ФГОС»; Издательство: Просвещение.
Тема урока: «Защита Отечества».
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: создание условий для формирования христианского взгляда на войну, на которую воин-защитник идет во имя защиты добра, милосердия и справедливости.
Задачи:
1)познавательные:
- рассмотреть на основе анализа поступков исторических личностей понятия долг, справедливость, милосердие и сформировать своё отношение к этим понятиям.
- познакомить с отношением православных людей к воинскому долгу.
2) развивающие:
- развиватие умения и навыка работы с различными информационными источниками.
- усвоение того, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие – нет.
3) воспитательные:
- воспитание патриотического чувства к своему Отечеству, уважения к историческим личностям;
- создание условий для воспитания у учащихся уважения к мнению других, осознание того что, христианское отношение к врагам не отменяет священной обязанности защищать Родину и семью.
Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично-поисковый, практический.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в группах, дифференцированная работа.
Художественно-педагогическая идея урока: формирование духовного мира (патриотизма) через отношение к образу защитника Отечества, его чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества.
Эпиграф к уроку:
«Ради кого хочешь жить, Ради тех и погибнуть не страшно» (святой Василий Великий)
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие. (Создание положительного эмоционального настроя)
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран (слайды с музыкальным сопровождением, картины Родины ) Слайд 2
2. Актуализация знаний
- Как назвать все что мы увидели одним словом? (Родина.)
- Подберите к слову «Родина» синонимы: (Россия, Отчизна, Отечество).
Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.
Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Слайд 3
- Наш патриотизм опирается на наши многовековые святыни, на Православие, на российский дух, который всегда открыт к сотрудничеству с другими народами.
3. Проблемная ситуация
Прочтите эпиграф на доске :
«Ради кого хочешь жить, Ради тех и погибнуть не страшно» (святой Василий Великий) Слайд 4:
- Как вы понимаете это выражение? ( ответы детей)
- Прочитайте половицы, подумайте, что их объединяет? Слайд 5
Родина – мать, умей за неё постоять.
За край свой - насмерть стой.
Нет обороны – заклюют и вороны.
Береги землю родимую, как мать любимую.
- О чём мы сегодня будем говорить? (О защите Родины.)
- Вы совершенно правы. Тема нашего урока - защита Отечества. Слайд 6
4. Усвоение новых знаний
- Уже в древности богатые славянские земли не раз подвергались нападениям врагов. Славяне храбро защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять многочисленным и опасным врагам Слайд 7
- Ребята, перед вами, на экране, картина Васнецова «Три богатыря». Кого вы видите на картине? (Русские богатыри).
- Вспомните, как зовут этих богатырей? (Алёша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич)
- Чем занимаются богатыри? (Защищают вдов, сирот, людей русских от врагов)
- Почему люди воюют? (желание обогатиться, присвоить, завладеть)
- Историки подсчитали, что за 5000 лет на Земле было всего 294 года мира и 14000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд. человек. Представляете! Всего 294 года за 5000 лет! Человечество устало от войны, Земля устала от нашей жестокости, ненависти!
- Какие бывают войны? (Захватнические и оборонительные) Слайд 8
- А что на войне самое страшное? (Убийства) Слайд 9
- Как вы считаете, как Православная Церковь относится к убийцам? (Отрицательно. Заповедь гласит: Не убий.)
- Как вы считаете, в условиях войны или в условиях мира возможно правильное духовное развитие человека? ( В условиях мира.) Слайд 10
- Конечно в условиях мира. Божий мир – это мир любви. Поэтому для христианина так важно сохранять мир между людьми. И поэтому миротворцы будут названы сынами Божиими. А защита Отечества, защита мира и спокойствия считается христианами святым подвигом.
-А кого называют миротворцами? (Тех, кто решает ссору мирным путём.) Слайд 11
- Одна из мер, предотвращающих войну, как и при любой ссоре – это переговоры. И наше правительство, которое несет ответственность за состояние страны, чтобы создать дружественные связи, старается заключать различные мирные договоры с другими странами.
- Среди православных святых было много воинов. Назовите их.
- Правильно, Святой Георгий Победоносец, Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Александр Невский, богатыри русские. Слайд 12
5. Физкультминутка
6. Работа с учебником по группам.
- Давайте познакомимся поближе с жизнью русских воинов, ставших святыми.
Подготовьте краткое выступление по теме , ответьте на вопросы: 1. Кто?
2. Когда? 3. Где? 4. С кем? 5. Что делает? 6.Почему? 7. Зачем?
1 группа о Д.Донском, 2 группа об А.Невском, 3 группа о Ф.Ушакове.
- Давайте послушаем ответы групп. Слайды 13,14,15
- Почему эти люди стали святыми? (Потому что они отдали свои жизни за веру и Отечество)
- Кто такие святые? (Признаны Богом образцом для других людей, за праведную жизнь и стойкость в вере.)
- Какие поступки недопустимы даже на войне? (Нельзя добивать раненных. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже как к простому человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны) Слайд 16
- Вспомните, какую великую войну прошёл наш народ 75 лет назад. Слайд 17
- Чем закончилась эта война? Почему народ назвал эту войну Великой Отечественной?
-Можно ли сказать, что наши воины исполняли свой воинский долг и проявляли героизм в борьбе с врагом? Можно ли назвать воинов защитниками земли русской?
7. Обобщение и систематизация изучаемого материала Рефлексия
- Мы много сегодня говорили о защите Отечества. Давайте обобщим пройденное.
- Чем жертвовали все защитники Отечества?
- Сейчас вам предлагаю помочь нашим защитникам укрепить границы Руси. Выберите по цвету щит (желтый – вам на уроке было интересно и все понятно, зеленый – если вам было интересно, но еще нужно поработать, красный – если вам было не интересно).
- На обратной стороне щита напишите: «Какими качествами с точки зрения христианина должен обладать защитник своей Родины».
- Молодцы, посмотрите, какой щит вы выстроили вдоль границы, чтобы злая сила не проникла к нам.
- Слава, слава родной Руси! Не скакать врагам по земле нашей, не топтать их коням землю русскую, не затмить им солнце наше красное!
А теперь нам пора возвращаться в свое время и оберегать свою Родину.
Список литературы
1. С.Алексеев. Книга для чтения по истории нашей Родины. - М.: Просвещение, 1991.
2. Школьная энциклопедия «История России XX век». - М.: Олма-Пресс образование,2003
3. А. В. Кураев. Основы православной культуры. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2010
4. Интернет ресурс https://zen.yandex.ru/media/russian7/velichaishie-polkovodcy-v-istorii-rossii-5ee12985dabd9a56340e2c20
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наша Родина - Россия Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. (Ожегов) Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. (Ожегов)
«Ради кого хочешь жить, Ради тех и погибнуть не страшно» (святой Василий Великий)
Прочитайте пословицы: Родина – мать, умей за неё постоять. За край свой - насмерть стой. Нет обороны – заклюют и вороны. Береги землю родимую, как мать любимую.
Тема урока «Защита Отечества»
Виктор Михайлович Васнецов. «Богатыри (Три богатыря)»
Какие бывают войны? ВОЙНА Оборонительная Захватническая Справедливая (защита Родины, семьи, святыни) Несправедливая (захват чужих земель, навязывание своей веры)
Убийство- самое страшное на войне! Заповедь гласит: «Не убий»
Божий мир – это мир любви. Поэтому для христианина так важно сохранять мир между людьми. Защита Отечества считается христианами святым подвигом.
Миротворец – человек, который способствует восстановлению и сохранению мира.
Святой Георгий Победоносец Святой благоверный князь Дмитрий Донской Святой Александр Невский
Александр Невский – русский князь За подвиг терпения и выдержки в 1549 году Александр Невский был причислен к лику святых, в честь его в 1710 году основана Александро-Невская лавра (Санкт-Петербург). Святой князь Александр считается хранителем русской земли.
Дмитрий Донской Дмитрий Донской Святой Благоверный Великий князь Московский и Владимирский 14 века Положил начало освобождению Руси от татаро-монгольского ига.
Федор Ушаков Русский адмирал 19 века Святой Праведный воин Провел 43 сражения. Не потерпел ни одного поражения. Тайна непобедимости адмирала кроется в его молитвенном подвиге.
Законы милосердия и справедливости: 1. Нельзя добивать раненых. 2. Нельзя трогать безоружных. 3. Нельзя грабить местных жителей. 4. Если враг сдается или если война закончена - надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОПК "Защита Отечества"
Данная разработка представляет собой подробное описание одной из тем курса ОРКСЭ "Основы православной культуры": "Защита Отечества". 4 класс общеобразовательной школы....
Урок ОРКСЭ "Защита Отечества"
Урок "Защита Отечества" разработан в соответствии с ФГОС, в рамках конкурса "Учитель года Кубани 2014". Конспект урока с презентацией содержит цель, задачи УУД и материал, который может быть использов...
Открытый урок по ОРКСЭ "Защита Отечества"
Конспект урока + презентация, которые познакомят учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми. Подходят как для урока, так и для внеурочной рабо...
Конспект урока по ОРКСЭ "Защита Отечества", 4 класс.
Цель: привить чувство патриотизма и гордость за свою РодинуПланируемые результаты: Предметные:Иметь представление о святых защитниках Родины.Иметь представление о справедливых войнах.Уметь п...
Открытый урок по ОРКСЭ- Защита Отечества
Цель урока:- образовательная: формировать знания учащихся о житии святых-защитниках Отечества;- развивающая: способствовать развитию аналитических, логических, хронологических, коммуни...
конспект урока ОПК Защита Отечества
конспект урока к модулю Основы православной культуры "Защита Отечества"...
Урок №28 Защита Отечества по курсу ОРКСЭ модуль Основы православной культуры. для учащихся 4 классов. Учебник А. Кураев
Урок №28 Защита Отечества по курсу ОРКСЭ модуль Основы православной культуры. для учащихся 4 классов. Учебник А. Кураев...