КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ «Защита Отечества».
план-конспект урока (4 класс)

Смирнова Наталья Рудольфовна

Предмет: модуль «Основы православной культуры». Автор А.В. Кураев Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебник. ФГОС»; Издательство: Просвещение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_konspekt_uroka.docx25.11 КБ
Файл orkse_prezentatsiya_k_uroku.pptx1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Наталья Рудольфовна, учитель начальных классов, Костромской район, МКОУ «Кузнецовская ООШ»

КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: модуль «Основы православной культуры». Автор А.В. Кураев Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебник. ФГОС»; Издательство: Просвещение.

Тема урока: «Защита Отечества».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: создание условий для формирования христианского взгляда на войну, на которую воин-защитник идет во имя защиты добра, милосердия и справедливости.

Задачи:

1)познавательные:

  • рассмотреть на основе анализа поступков исторических личностей понятия долг, справедливость, милосердие и сформировать своё отношение к этим понятиям.
  • познакомить с отношением православных людей к воинскому долгу.

2) развивающие:

  • развиватие умения и навыка работы с различными информационными источниками.
  • усвоение того, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие – нет.

3) воспитательные:

  • воспитание патриотического чувства к своему Отечеству, уважения к историческим личностям;
  • создание условий для воспитания у учащихся уважения к мнению других, осознание того что, христианское отношение к врагам не отменяет священной обязанности защищать  Родину и семью.

Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично-поисковый, практический.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в группах, дифференцированная работа.

Художественно-педагогическая  идея урока: формирование духовного мира (патриотизма) через отношение к образу защитника Отечества, его чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества.

Эпиграф к уроку: 

«Ради кого хочешь жить, Ради тех и погибнуть не страшно» (святой Василий Великий)

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие. (Создание положительного эмоционального настроя)

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран (слайды с музыкальным сопровождением, картины Родины ) Слайд 2

2. Актуализация знаний

- Как назвать все что мы увидели одним словом? (Родина.)

- Подберите к слову «Родина» синонимы:  (Россия, Отчизна, Отечество).

Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Слайд 3

 - Наш патриотизм опирается на наши многовековые святыни, на Православие, на российский дух, который всегда открыт к сотрудничеству с другими народами.

3. Проблемная ситуация

Прочтите эпиграф на доске :

«Ради кого хочешь жить, Ради тех и погибнуть не страшно» (святой Василий Великий)  Слайд 4:

- Как вы понимаете это выражение? ( ответы детей)

- Прочитайте половицы, подумайте, что их объединяет? Слайд 5

Родина – мать, умей за неё постоять.

За край свой - насмерть стой.

Нет обороны – заклюют и вороны.

Береги землю родимую, как мать любимую.

- О чём мы сегодня будем говорить? (О защите Родины.)

- Вы совершенно правы. Тема нашего урока - защита Отечества. Слайд 6

4. Усвоение новых знаний

- Уже в древности богатые славянские земли не раз подвергались нападениям врагов. Славяне храбро защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять многочисленным и опасным врагам Слайд 7

-  Ребята, перед вами, на экране, картина Васнецова «Три богатыря». Кого вы видите на картине? (Русские богатыри).

- Вспомните, как зовут этих богатырей? (Алёша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич)

- Чем занимаются богатыри? (Защищают вдов, сирот, людей русских от врагов)

- Почему люди воюют? (желание обогатиться, присвоить, завладеть)

- Историки подсчитали, что за 5000 лет на Земле было всего 294 года мира и 14000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд. человек. Представляете! Всего 294 года за 5000 лет! Человечество устало от войны, Земля устала от нашей жестокости, ненависти!

- Какие бывают войны? (Захватнические и оборонительные) Слайд 8

- А что на войне самое страшное? (Убийства) Слайд 9

- Как вы считаете, как Православная Церковь относится к убийцам? (Отрицательно. Заповедь гласит: Не убий.)

- Как вы считаете, в условиях войны или в условиях мира возможно правильное духовное развитие человека? ( В условиях мира.) Слайд 10

- Конечно в условиях мира. Божий мир – это мир любви. Поэтому для христианина так важно сохранять мир между людьми. И поэтому миротворцы будут названы сынами Божиими. А защита Отечества, защита мира и спокойствия считается христианами святым подвигом.

-А кого называют миротворцами? (Тех, кто решает ссору мирным путём.) Слайд 11

- Одна из мер, предотвращающих войну, как и при любой ссоре – это переговоры. И наше правительство, которое несет ответственность за состояние страны, чтобы создать дружественные связи, старается заключать различные мирные договоры с другими странами.

- Среди православных святых было много воинов. Назовите их.

- Правильно, Святой Георгий Победоносец, Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Александр Невский, богатыри русские. Слайд 12

5. Физкультминутка

6. Работа с учебником по группам.

- Давайте познакомимся поближе с жизнью русских воинов, ставших святыми.

Подготовьте краткое выступление по теме , ответьте на вопросы: 1. Кто?

2. Когда? 3. Где? 4. С кем? 5. Что делает? 6.Почему? 7. Зачем?

1 группа о Д.Донском, 2 группа об А.Невском, 3 группа о Ф.Ушакове.

- Давайте послушаем ответы групп. Слайды 13,14,15

-  Почему эти люди стали святыми? (Потому что они отдали свои жизни за веру и Отечество)

- Кто такие святые? (Признаны Богом образцом для других людей, за праведную жизнь и стойкость в вере.)

- Какие поступки недопустимы даже на войне? (Нельзя добивать раненных. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже как к простому человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны) Слайд 16

-  Вспомните, какую великую войну прошёл  наш народ 75 лет назад. Слайд 17

- Чем закончилась эта война? Почему народ назвал эту войну Великой Отечественной?

-Можно ли сказать, что наши воины исполняли свой воинский долг и проявляли героизм в борьбе с врагом? Можно ли назвать воинов защитниками земли русской?

7. Обобщение и систематизация изучаемого материала Рефлексия

- Мы много сегодня говорили о защите Отечества. Давайте обобщим пройденное.

- Чем жертвовали все защитники Отечества?

- Сейчас вам предлагаю помочь нашим защитникам укрепить границы Руси. Выберите по цвету щит (желтый – вам на уроке было интересно и все понятно, зеленый – если вам было интересно, но еще нужно поработать, красный – если вам было не интересно).

- На обратной стороне щита напишите: «Какими качествами с точки зрения христианина должен обладать защитник своей Родины».

- Молодцы, посмотрите, какой щит вы выстроили вдоль границы, чтобы злая сила не проникла к нам.

- Слава, слава родной Руси! Не скакать врагам по земле нашей, не топтать их коням землю русскую, не затмить им солнце наше красное!

А теперь нам пора возвращаться в свое время и оберегать свою Родину.

Список литературы

1. С.Алексеев. Книга для чтения по истории нашей Родины. - М.: Просвещение, 1991.

2. Школьная энциклопедия «История России XX век». - М.: Олма-Пресс образование,2003

3. А. В. Кураев. Основы православной культуры. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2010

4. Интернет ресурс https://zen.yandex.ru/media/russian7/velichaishie-polkovodcy-v-istorii-rossii-5ee12985dabd9a56340e2c20


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку ОРКСЭ «Защита Отечества» Выполнила: Смирнова Н.Р., учитель начальных классов Кузнецовская ООШ

Слайд 3

Наша Родина - Россия Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. (Ожегов) Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. (Ожегов)

Слайд 4

«Ради кого хочешь жить, Ради тех и погибнуть не страшно» (святой Василий Великий)

Слайд 5

Прочитайте пословицы: Родина – мать, умей за неё постоять. За край свой - насмерть стой. Нет обороны – заклюют и вороны. Береги землю родимую, как мать любимую.

Слайд 6

Тема урока «Защита Отечества»

Слайд 7

Виктор Михайлович Васнецов. «Богатыри (Три богатыря)»

Слайд 8

Какие бывают войны? ВОЙНА Оборонительная Захватническая Справедливая (защита Родины, семьи, святыни) Несправедливая (захват чужих земель, навязывание своей веры)

Слайд 9

Убийство- самое страшное на войне! Заповедь гласит: «Не убий»

Слайд 10

Божий мир – это мир любви. Поэтому для христианина так важно сохранять мир между людьми. Защита Отечества считается христианами святым подвигом.

Слайд 11

Миротворец – человек, который способствует восстановлению и сохранению мира.

Слайд 12

Святой Георгий Победоносец Святой благоверный князь Дмитрий Донской Святой Александр Невский

Слайд 13

Александр Невский – русский князь За подвиг терпения и выдержки в 1549 году Александр Невский был причислен к лику святых, в честь его в 1710 году основана Александро-Невская лавра (Санкт-Петербург). Святой князь Александр считается хранителем русской земли.

Слайд 14

Дмитрий Донской Дмитрий Донской Святой Благоверный Великий князь Московский и Владимирский 14 века Положил начало освобождению Руси от татаро-монгольского ига.

Слайд 15

Федор Ушаков Русский адмирал 19 века Святой Праведный воин Провел 43 сражения. Не потерпел ни одного поражения. Тайна непобедимости адмирала кроется в его молитвенном подвиге.

Слайд 16

Законы милосердия и справедливости: 1. Нельзя добивать раненых. 2. Нельзя трогать безоружных. 3. Нельзя грабить местных жителей. 4. Если враг сдается или если война закончена - надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОПК "Защита Отечества"

Данная разработка представляет собой подробное описание одной из тем курса ОРКСЭ "Основы православной культуры": "Защита Отечества". 4 класс общеобразовательной школы....

Урок ОРКСЭ "Защита Отечества"

Урок "Защита Отечества" разработан в соответствии с ФГОС, в рамках конкурса "Учитель года Кубани 2014". Конспект урока с презентацией содержит цель, задачи УУД и материал, который может быть использов...

Открытый урок по ОРКСЭ "Защита Отечества"

Конспект урока + презентация, которые познакомят учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми. Подходят как для урока, так и для внеурочной рабо...

Конспект урока по ОРКСЭ "Защита Отечества", 4 класс.

Цель: привить чувство патриотизма и гордость за свою РодинуПланируемые результаты: Предметные:Иметь представление о святых защитниках Родины.Иметь представление о справедливых войнах.Уметь п...

Открытый урок по ОРКСЭ- Защита Отечества

Цель урока:- образовательная: формировать знания учащихся о житии святых-защитниках Отечества;- развивающая: способствовать развитию  аналитических, логических, хронологических, коммуни...

конспект урока ОПК Защита Отечества

конспект урока к модулю Основы православной культуры "Защита Отечества"...

Урок №28 Защита Отечества по курсу ОРКСЭ модуль Основы православной культуры. для учащихся 4 классов. Учебник А. Кураев

Урок №28 Защита Отечества по курсу ОРКСЭ модуль Основы православной культуры. для учащихся 4 классов. Учебник А. Кураев...