Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное обрудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создание эмоционального настроя. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Милена Ивановна, и сегодня урок ОРКСЭ, проведу у вас. Рада вас видеть. Занимайте свои места. - Проверьте готовность к уроку. Начинается урок, Вам пойдет он только впрок. Постарайтесь все понять, Вывод сделать, рассуждать. - Прочитай это, пожалуйста. - Чем будет для нас являться этот стих? - Верно, начнем работать, скорее, но еще я хотела бы чтобы вы узнали, что если я захочу узнать, согласны ли вы с каким-либо ответом или высказыванием, то поднимите большой палец вверх, если же вы не согласны, то палец вниз. - За правильные ответы и активную работу вы будете получать вот такие фишки, которые мы потом обменяем, а на что – секрет, но помните о дисциплине, иначе фишки я буду забирать обратно. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку
Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.
Читает один. - Девизом урока.
| УУЛД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Групповая Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | Актуализирует знания по пройденным темам. - Вспомним, какая тема, была на прошлом уроке?
- Что такое Церковь?
- Что вы узнали, что такое Таинства?
- Молодцы, сейчас и узнаем, как вы хорошо поняли прошлую тему, ведь все темы взаимосвязаны и из одной «вытекает» другая. Организует подводящий диалог к теме урока. - Сейчас, я предлагаю вам разгадать кроссворд, вы работая в группах выполните его. Но для начала, вспомните правила работы в группе, посмотрите на слайд. - Отлично, приступайте к работе, на это у вас есть буквально 2 минутки. 1. В переводе с греческого означает «посланник», … Павел. 2. Что необходимо для того, чтобы Бог помогал человеку? 3. Центральная личность в христианстве, которое рассматривает его как предсказанного в Ветхом Завете Мессию, ставшего искупительной жертвой за грехи людей. 4. Олицетворение зла, враг рода человеческого, нечистый, лукавый, окаянный, бес, демон. 5. Праздник Воскресения Христова. 6. Важные священные действие, которые совершает Бог руками священнослужителей в ответ на молитву христиан. 7. Самая известная молитва. 8. Вхождение человека в Церковь, при котором человек становится христианином. 9. «Ковчег» спасения – … - Время вышло, сейчас поменяйтесь своими кроссвордами с соседней группой по часовой стрелке. И проверьте работы, которые оказались у вас с эталоном на доске. - Верните листочки на места, у кого все верно, покажите мне большой палец. - Отлично, какое же слово, у вас получилось в центре? | Отвечают на вопросы учителя.
- Церковь. - Что такое Церковь и как в нее вступить, Что такое миропомазание и священство. - Христиáнский храм — культовое сооружение, предназначенное для собрания христиан, совершения богослужений и религиозных обрядов - Священнодействие, в котором, согласно учению исторических церквей, христианам сообщается под видимым образом невидимая благодать Бога.
Правила работы в группе. 1.Говори тихо и спокойно. 2.К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра. 3.Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца. 4.Делай замечания тактично, не груби. 5.В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.
- Причастие. | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать | Презентация, раздаточный материал. |
Постановка учебной задачи (2-3 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная работа Словесный: беседа, учебный диалог | Формулирует тему и цели урока вместе с обучающимися. - А может у вас появились предположения, какая тема урока, будем сегодня нами обозначена? - Сегодня мы поговорим об одном из главных наследий учения Господа, которое называется Таинство Причастия. - Итак, давайте порассуждаем, какие цели мы поставим на этот урок? - Чтобы вам было проще, на экране, вы видите слова, которые вам помогут. (виноградная лоза, Бог, память об Иисусе, отблагодарить) - Хорошо, а теперь, давайте сравним, что вы предположили с формулировками в учебнике, открываем стр. 48 - Сейчас вы уже знаете на какие вопросы мы сегодня должны ответить. Поэтому предлагаю составить план урока. Посмотрите на опору и дополните ее словами из скобок. 1. Познакомимся с … … . 2. Выполним … … . 3. Сделаем … по … … . (тема, новым, вывод, материал, задания, урок, практическая .) - Здорово у вас получилось, ну тогда приступим к выполнению первого пункта. | Формулируют тему и цели урока.
- «Причастие»
- Узнать, что такое причастие, как и кем оно образовано.
Ответы детей.
- 1. Познакомимся с новым материалом. 2. Выполним практическое задание. 3. Сделаем выводы по теме урока.
| УУПД: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель УУРД: Научатся составлять план и последовательность действий УУРД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать и находить общие способы работы | Презентация. |
«Открытие» нового знания (7 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная работа Наглядный: демонстрация Практический: работа с учебником Словесный: беседа, учебный диалог, объяснение | Организует работу с новым материалом. - Сейчас мы можем увидеть, как легко запомнить «причастие» – ПРИ-нять ЧАСТЬ. –Кого? –Бога. - Таинство Причастия, занимает особое место, кто же прочитает какое? - Верно, за день до своей смерти, Иисус собрал учеников на Тайное вечере, кто мне назовет, что это такое?
- Именно в этот день он преподнёс миру величайший дар – себя самого. Кто прочитает, как это происходило?
- Он наказал им совершать это в память о нем, и по сей день регулярно совершается Таинство Причастия. И эти же продукты. Стали Святыми дарами, ведь в них присутствует сам Христос. - А сейчас прочитайте со слайда, определение Таинства.
- когда мы что-то едим, пища растворяется в нас и становится нами. Но в Причастии все наоборот. Кто мне объяснит как? - Вспомните библейский рассказ об Адаме и Еве, они были одним целым, до определенного момента, после того как Ева совершила грех, они словно раскололись, и с тех пор каждый человек стал сам по себе. Но после появление Иисуса он подарил возможность вновь присоединиться к воскресшей через смерть человеческой сущности, стать «причастным» к тому, что он совершил. Кто попробуйте сказать это более простыми словами? - Верно, согласно представлениям христиан, он словно спаситель «исцелил» нашу природу и снова сделал ее цельной. - Люди, которые занимаются выращиваем винограда, практикуют такое действие как при помощи надрезов растений соединять разные сорта, или больное растение со здоровым, тогда 2 растения соединяются и получается одно целое и здоровое растение. - Прочитайте в учебнике на стр. 50 последний абзац. Ясно ли вам , почему именно с виноградной лозой сравнивал себя Иисус? - Молодцы, Таинство Святого Причастия, совершается за богослужением, которое называется Литургией, что с греческого переводится как «общее дело». Именно в эти моменты, верующие становятся одним целым. - Прочитайте, и скажите мне определение Литургии. - Также в наш лексикон добавляется «Евхаристия» - это название Таинства Причастия. А с греческого переводится, как «благодарение». - За Литургией Церковь благодарит Бога за все дары. Назовите мне, что мы можем отнести к дарам, за что именно мы будем благодарить Бога? - Верно, а Евхаристия это пир любви и благодарности, приглашение на которое дает сам Христос, чтобы разделить с ним этот праздник. - Как вы думаете, что верующие могут преподнести Богу, чтобы отблагодарить его? - Царь Давид, дал ответ на этот вопрос. Прочитайте на 53 стр. начиная с жирного шрифта. |
Параллельно работают с учителем и учебником.
- Через таинство Причастия, человек подтверждает, что является частью церкви. - Это последняя трапеза, которую, согласно евангельским рассказам, Иисус разделил со своими апостолами в Иерусалиме перед своим распятием.
- Величайшее Таинство Церкви, когда христиане вкушают Святые Дары – тело и кровь Христа. - Вкушая Тела Христовы, верующие сам становятся этим телом.
- Иисус дал возможность стать «причастным» к святому.
Работают с учебником.
- Да.
- Литургия – богослужение, на котором совершается Таинство Причастия.
- Создание мира, за жизнь, за заботу и любовь к каждому верующему.
Ответы детей. - Благие поступки, веру в него, послушание, соблюдение принципов.
| УУКД: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций УУПД: Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами | Презентация, учебник. |
Динамическая пауза | Снижение эмоц. и физ. напряжения | Практ.: выполнение динамической паузы | Организация проведения динамической паузы. - Сейчас я предлагаю вам, немного поиграть, чтобы сменить обстановку. Вставайте со своих мест, и внимательно смотрите на меня повторяйте: Голова-рамена-колена-пальцы колена-пальцы, колена-пальцы, голова-рамена-пальцы, очи-уши-уста-нос. Ускоряемся, и пробуем на выбывание. | Повторяют движение за учителем. |
|
|
Первичное закрепление (4 мин) | Усвоение нового способа действий | Фронтальная работа Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | Организует первичное закрепление. - А сейчас мы проведем, небольшой блиц-опрос, помним про правило поднятой руки, за нарушение этих правил, я могу вас оштрафовать. - 1. Что подтверждает верующий совершая Таинство Причастия? 2. Как было установлено Таинство Причастия? 3.Что сейчас происходит с Таинством, совершается ли оно и как?
4. Посредством чего совершается Таинство? 5. Кто и как себе представлял, то что сделал Иисус?
- Отлично, мне очень нравится, как вы поработали. Сейчас время выполнить второй пункт плана. Назовите мне его. | Работаю во время фронтального опроса.
- то, что он является частью церкви.
- Христос дал возможность, соединиться с Богом на земле, через пищу. - да совершается регулярно, во время Евхаристии. - молитвы. - верующие представляли, что он словно «исцелил» нашу природу, сделав ее цельной.
- Выполним практическое задание. | УУПД: Объединять объекты по определённому признаку УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей | Презентация, учебник, раздаточный материал |
Самостоятельная работа (3-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: раздаточный материал Внешний контроль | Организует самостоятельную работу обучающихся. - Пока я раздаю листочки, вы быстренько пробегается по тексту учебника глазками. На партах, у вас есть листочки, с чистой стороны подпишите свою фамилию и приступайте к выполнению. Время ограничено. 1.Что является неотъемлемой частью самого Таинства Причастия? А) молитва Б) пища В) общее посещение Церкви 2.Как называется пища, которую преподносил Иисус? ___________________ 3.Что за грех расколол единство между Адамом и Евой? А) первая ссора Б) запретный плод В) грех Адама 4.С каким растением сравнивал себя Христос? ____________________ 5.Литургия – это? А) богослужение Б) пир любви и благодарности В) день благодарения 6.Евхаристия – это? _______________________ 7.Кто приглашает людей на Евхаристию? А) сам Бог Б) верующие В) апостолы установили даты 8.Что входит в Святые Дары? А) хлеб, соль Б) виноград, святая вода В) вино, хлеб 9.Какого собирал Иисус на первое Причастие? _______________________ 10.Когда было собрано Тайное Вечере? А) за день до смерти Б) в день смерти В) во время поста | 1.Когда было собрано Тайное Вечере? А) за день до смерти Б) в день смерти В) во время поста 2.Что за грех расколол единство между Адамом и Евой? А) первая ссора Б) запретный плод В) грех Адама 3.Как называется пища, которую преподносил Иисус? ___________________ 4.Кто приглашает людей на Евхаристию? А) сам Бог Б) верующие В) апостолы установили даты 5.Литургия – это? А) богослужение Б) пир любви и благодарности В) день благодарения 6.Что является неотъемлемой частью самого Таинства Причастия? А) молитва Б) пища В) общее посещение Церкви 7.Евхаристия – это? _______________________ 8.С каким растением сравнивал себя Христос? ____________________ 9.Что входит в Святые Дары? А) хлеб, соль Б) виноград, святая вода В) вино, хлеб 10.Какого собирал Иисус на первое Причастие? ______________________ |
- Время вышло, поменяйтесь листочками в паре, возьмите ручка/карандаш другого цвета и оцените работу одноклассника, сравннивая ответы на доске. Также переведите в отметку согласно критериям. | Повторяют изученный материал. Работаю самостоятельно с тестом. Оценивают работу одноклассника.
Критерии: 0-1 ошибки – веселый смайлик 2 ошибки – нейтральный смайлик 3-4 ошибки и больше – грустный смайлик. | УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных знаний. УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи УУКД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Презентация, раздаточный материал. |
Включение в систему знаний (8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Самоконтроль | Организует связь между новой темой и прошлого урока. - Предлагаю вам получше рассмотреть икону «Тайная вечеря», она у вас изображена в учебнике на стр. 48. - Что вообще такое икона? - Какие распространенные сюжеты? - Хорошо, сейчас перед вами стоит задача, попробовать создать описание. Для правильного и полного описания, на экране я демонстрирую план. Задание выполняется в паре, помните, про правила работы. На подготовку у вас есть пару минут. Если вам необходима помощь, то поднимите руку, я вам помогу. - Для выполнения этого задания, необходимо пользоваться пройденным сегодня материалом, и возможно знаниями с прошлых уроков. - Время вышло, кто хочет показать результат их работы? - Отлично, я заметила, что вы очень хорошо поработали! |
Отвечают на вопросы учителя.
- Это священный образ, используемый в религиозном служении. - Христа, Марию, святых и ангелов.
Осознают учебную задача. - Название, примерная дата создания, создатель.
- Передний план, главные лица.
- Задний план, обстановка.
- Предположите идею ее создания, основная мысль.
Желающие демонстрируют свою работу, и степень освоения материала. | УУПД: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи УУКД: формирование уважительного отношения к иному мнению | Учебник, презентация |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная работа Словесный: беседа Наглядный: демонстрация | Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей. - Вы все сегодня отлично работали! - Вспомните цели и план урока, всё ли мы выполнили?
- Нам осталось сделать выводы. - Что мы сегодня изучали на уроке? - Кто его породил? - В чем главная суть его? - Заполните опору Раньше я думал… Теперь я знаю… Я не знал… Сегодня я узнал… - Те, у кого есть фишки, посчитайте их и назовите мне количество. Награждение особо активных и любознательных - Посмотрите на экран, перед вами 3 острова, 1 – радости, 2 – знаний, 3 – грусти. - Поднимите руки, кто может сказать, что он на 1ом острове/на 2ом/на 3ем. - На слайде д/з, стр.53 (устно), поработаете над вопросами в конце параграфа. - Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен. | Отвечают на вопросы учителя.
1. Познакомимся с новым материалом. 2. Выполним практическое задание. 3. Сделаем выводы по теме урока. - Нет.
- Таинство Причастия. - Иисус Христос. - Через Евхаристию стать частью Церкви. Теперь я знаю, что есть пир любви и благодарения. Я не знал, что принятия пищи может являться священным. | УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; УУЛД: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи УУПД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Презентация, грамоты. |