Технологическая карта урока ОРКСЭ "Письменность" (УМК "Основы православной культуры", 4 класс)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Тема урока «Письменность»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: формирование у обучающихся представления о появлении письменности на Руси
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Познакомить со сведениями о появлении письменности на Руси. 2. Объяснить суть алфавитов «Кириллица» и «Глаголица». 3. Дать представление о связи Библии с письменностью. | Предметные: 1. Понимать, как возникла письменность на Руси. 2. Владеть основными историческими сведениями о возникновении алфавитов. 3. Осознавать значимость письменности для создания Библии и дальнейшего развития государства. |
Развивающие: 1. Развивать познавательную активность обучающихся, умение понимать прочитанное, рассуждать, делать выводы. 2. Развивать умения совместной деятельности. 3. Развивать умение сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия. | Личностные: 1.Совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности 2. Совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления 3.Понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину. 4. Понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре. |
Воспитательные: 1.Воспитывать понимание основ российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину. 2.Воспитывать понимание необходимости обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре.
|
УМК: «Основы православной культуры» автор А.В.Кураев, 4 класс, ч.1.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Письменность" (УМК "Основы православной культуры", 4 класс) | 929.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ
Дата: 19.11.2024 Школа: №104 Класс: 4Б Урок: 3 Время: 09:40-10:20 Кабинет: 206 | Студент: Сафарова Р.М. Группа: 45 Учитель: Владова С. Б. Методист: Мухина И. Г. |
Тема урока «Письменность»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: формирование у обучающихся представления о появлении письменности на Руси
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Познакомить со сведениями о появлении письменности на Руси. 2. Объяснить суть алфавитов «Кириллица» и «Глаголица». 3. Дать представление о связи Библии с письменностью. | Предметные: 1. Понимать, как возникла письменность на Руси. 2. Владеть основными историческими сведениями о возникновении алфавитов. 3. Осознавать значимость письменности для создания Библии и дальнейшего развития государства. |
Развивающие: 1. Развивать познавательную активность обучающихся, умение понимать прочитанное, рассуждать, делать выводы. 2. Развивать умения совместной деятельности. 3. Развивать умение сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия. | Личностные: 1.Совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности 2. Совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления 3.Понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину. 4. Понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре. |
Воспитательные: 1.Воспитывать понимание основ российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину. 2.Воспитывать понимание необходимости обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре. |
УМК: «Основы православной культуры» автор А.В.Кураев, 4 класс, ч.1.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства, интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | Приветствует обучающихся. -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Рената Марселевна. Сегодня я проведу у вас урок ОРКСЭ. -Подарите друг другу свои лучезарные улыбки. -Проверьте, чтобы у вас на партах лежали тетрадь и пенал с письменными принадлежностями. - Сядьте правильно: спина прямая, ноги опираются на пол, руки на парте. -Отлично, теперь мы можем начинать наш урок | 1.Приветствуют учителя. 2.Организуют своё учебное место. | Р: взаимодействовать с учителем в учебной деятельности. | - | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | Организовывает беседу по вопросам. - | Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения. | К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. | - | |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | Организовывает беседу по вопросам. - Ребята, можно ли себе представить жизнь без интернета? -Верно, ведь у наших бабушек и дедушек в детстве не было интернета. Они не могли, как и мы, сидя дома, быть в курсе всех новостей в режиме онлайн, смотреть прямые эфиры с соревнований и по желанию, на досуге, включать фильмы и сериалы. - А можно ли представить себе жизнь без электричества? -Мы знаем, что раньше люди читали и писали при свечах или лучине и только в советское время по всей стране зажглись электрические лампочки. - А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности. Тут уж вы точно скажете: «мы знаем, что так когда-то было, но вообразить это совершенно невозможно». - Кто же и когда изобрел письменность? - На этот вопрос мы постараемся ответить сегодня на уроке. -Откройте тетради и запишите тему урока: «Как появилась письменность на Руси». -Прочитайте цель нашего урока. | Отвечают на вопросы учителя -Трудно, но возможно. -Можно, но тоже нелегко. Ответы детей. -Узнать больше о письменности на Руси. | Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками. | - Учебная презентация | |
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, П Словесные методы (объяснение, беседа), Практический Внешний контроль Самопроверка | Организовывает беседу по вопросам. - Ребята, как вы думаете, чем люди пользовались до появления письменности? Как они передавали важные для людей сведения? -В очень далекие времена, когда люди еще не умели читать и писать, они хранили информацию в своей памяти и передавали ее от одного к другому, используя различные сигналы – символы. -Каждый народ придумывал свои способы передачи информации: звук, жест, цвет, дым костра, огонь. -Очень интересный способ передачи информации использовали некоторые индейские племена. К толстой веревке привязывали разноцветные шнурки различной длины. Узелки были разные, в зависимости от информации. -Данное «узелковое» сообщение имело название Кипу. Прочитайте, что же такое кипу. -Сложно представить, каково это пользоваться данным способом в современном мире. -А знаете ли вы, чем пользовались древние славяне? -Древние славяне использовали петроглифы. Посмотрите на экран. Для того чтобы передать информацию письменно, древние славяне и другие этносы выбивали или наносили краской изображения на каменной основе. -А в последующем древние славяне использовали черты и резы. Посмотрите на экран. Именно так они выглядят. Прочитайте со слайда, что же такое черты и резы. Организовывает практическую работу. -Попробуйте в ваших тетрадях изобразить предложения «Светит яркое солнце» и «Мальчик идет в школу» с помощью петроглифов. На выполнение задания у вас есть 2 минуты. -Прошу двоих ребят выйти к доске и изобразить предложения на доске. -Посмотрим, что у вас получилось. Одинаковые ли рисунки у вас получились? -Поэтому мы можем сделать вывод, что помимо того что это трудоемкий и долгий способ написания информации, так еще и не точный. -Но как же мы пришли к единой письменности? Кто знает, кто создал славянскую азбуку? -А как называется эта азбука? Организовывает просмотр видео. -Верно! Сейчас я предлагаю посмотреть видео. Смотрите и слушайте внимательно, ведь я буду останавливать видео и задавать вопросы. -Когда отмечается день славянской письменности и культуры? -Как изначально звали Кирилла и Мефодия? -Какая страна является родиной славянской азбуки? -Какие 2 азбуки были созданы на основе греческой письменности? -Что нового вы узнали для себя? Какая информация была вам интересна? | -Раньше люди пользовались рисунками, символами. -Кипу – это узелковое письмо инков, которое представляет собой сложные переплетения и узлы верёвок разного цвета из шерсти альпаки или ламы, или из хлопка. «Резы» – это счётные зарубки на палках-бирках, а «черты» – символические рисунки, при помощи которых гадали об урожае, о судьбе. Выполняют практическое задание. -Нет. -Верно, Кирилл и Мефодий. -Кириллица. Смотрят видео. -24 мая. - Константин и Михаил. -Чехия. -Кириллица и Глаголица. Ответы детей. | Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей; разрешения трудностей. | Учебная презентация Раздаточный материал: листы для выполнения задания. Видео №1 | |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф Словесные методы (беседа) Практический метод (упражнения) Внешний контроль | Организовывает групповую работу. -Обратите внимание на слайд. Перед вами представлена Глаголица. Вы видите старославянские буквы. Один из интересных фактов данные буквы являлись еще и цифрами. -Давайте рассмотрим с вами внимательно буквенные и числовые обозначения и приступим к выполнению групповой работы. -Ребята! Следующее задание вам потребуется выполнить в тетрадях. Обратите внимание на зашифрованные слова на доске. Чтобы расшифровать слова воспользуйтесь Глаголицей. На выполнение задания у вас есть 3 минуты. -Давайте проверим, какие слова у вас получились? -Второе ваше задание – вычислить примеры. Ответы запишите старославянскими цифрами. 80-30= 5+2= 700+200= 50+50= | Расшифровывают слова с помощью Глаголицы. -Письмо Библия Символ | П : умение работать с моделями объектов, сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза. | Учебная презентация | |
Физкультминутка | |||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха | Практические методы (упражнение) Внешний контроль | Организовывает самостоятельную работу. -Ребята, сейчас мы с вами поработаем самостоятельно. - Ваша задача выбрать неверные предложения и вычеркнуть их.
-Поменяйтесь листочками со своим соседом и проверьте по эталону ответы. Оцените работы друг друга. | Выполняют самостоятельную работу Неверные предложения – 2,4. Выполняют взаимопроверку. | Р: выполнение контроля и оценки работы. | Раздаточный материал: листки с самостоятельной работой Учебная презентация | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль Самоконтроль | Организовывает практическую работу. -Рассмотрим с вами славянский алфавит. Прочитайте внимательно обозначение букв? Видите ли вы азбучное послание? Прочитайте его по предложению друг за другом. Азь буки веде. Глаголь добро есте. Живите зело, земля, и иже како люди мыслите нашь онь покои. Рцы слово твердо - унь фьреть херь. Цы, черве, шта бра юсь яти! -А теперь прочитайте современный перевод послания также друг за другом по предложению. -А теперь вам предстоит поработать в парах. Составьте из букв старого алфавита слова.
-А теперь проверим, что у вас получилось. Как вам удалось составить слова? Что вы для этого сделали? -На прошлом уроке вы изучали одну интересную тему. О чем вы говорили? -Верно! О храмах. А что проводится в храмах? -Вы правы, в храмах проводятся богослужения. А кто знает, что используется при богослужении? -Правильно, книги. Одной из таких книг является Библия. Библия – книга, рассказывающая о том, как люди ждали рождения Христа, как Он родился, жил и чему учил людей. -Изначально Библия была написана на греческом и еврейском языках. Алфавит был создан, для того чтобы славянский народ мог прочесть священную книгу на понятном для славян языке. -В период появления письменности священная книга была переведена и написана от руки. А 12 июля 1580 г. Иван Фёдоров опубликовал первую полную славянскую Библию. «Острожская Библия» — первое полное издание Библии на церковнославянском языке. -В старославянском алфавите было 43 буквы. А сколько букв в нашем современном алфавите? -Верно, 33 буквы. Но почему же алфавит сократился? А все потому что в 20 веке произошло одно событие, изменившее старославянский алфавит. А именно – Октябрьская революция. В этот период были сожжены храмы, церкви и все церковные книги. -На данный момент старославянским языком мы пользуемся только при церковном служении, а в повседневности используем русский язык. Сообщает домашнее задание. -Предложите родителям выполнить задания, которые мы с вами проделали на уроке. | Выполняют практическую работу. -Я знаю буквы. Письмо – это достояние. Трудись усердно, земляне, как подобает разумным людям. Постигайте мироздание! Несите слово убеждённо. Знание - дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы Сущего свет постичь! А) Весна Б) Сестра В) Беда Г) Терем -Для того чтобы составить слова, мы выделили из каждого обозначения старославянской буквы первые русские буквы. -Библия. -О храмах. -Богослужения. -33 буквы | П: выделение необходимых данных. К: построение монологической и диалогических высказываний. | Учебная презентация Раздаточный материал | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные методы (беседа) Самоконтроль | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. -Обратите внимание на карточки на вашем столе. Ваша задача их заполнить. -Спасибо вам за работу, вы молодцы. До свидания! | Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала Ответы детей | П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; | Раздаточный материал: лист-рефлексия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Культура и мораль"
Модуль: «Светская этика» Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс» Тема урока: «Культура и мораль» Урок № 3. Цель: освоение нр...
Технологическая карта урока.Учебный предмет: физическая культура. Класс: 2 класс
Тема урока:. Игра как средство повышения двигательной активности учащихсяТип урока: Комплексный...
Технологические карты к курсу "Основы православной культуры"
Методическое пособие к урокам православной культуры по программе А.В. Бородиной "Основы православной культуры" для учащихся 1 - 4 классов....
Технологическая карта урока основ мировых религиозных культур в 4 классе
Технологическая карта урока основ мировых религиозных культур в 4 классе...
Технологическая карта урока "Войдём в православный храм".
Технологическая карта урока....
Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»
Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ («Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой , 4 класс)
Цель урока:формирование у детей представления о том, что такое подвиг, его бескорыстной и жертвенной стороной. Задачи урока Дидактические:1) познакомить учащихся с понятиями: «Подвиг»...