Технологическая карта урока ОРКСЭ "Письменность" (УМК "Основы православной культуры", 4 класс)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Тема урока «Письменность»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование у обучающихся представления о появлении письменности на Руси

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить со сведениями о появлении письменности на Руси.

2. Объяснить суть алфавитов «Кириллица» и «Глаголица».

3. Дать представление о связи Библии с письменностью.

Предметные:

1. Понимать, как возникла письменность на Руси.

2. Владеть основными историческими сведениями о возникновении алфавитов.

3. Осознавать значимость письменности для создания Библии и дальнейшего развития государства.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность обучающихся, умение понимать прочитанное, рассуждать, делать выводы.

2. Развивать умения совместной деятельности.

3. Развивать умение сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия.

Личностные:

1.Совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности
и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств.

2. Совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий.

3.Понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину.

4. Понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре.

Воспитательные:

1.Воспитывать понимание основ российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину.

2.Воспитывать понимание необходимости обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре.

 

УМК: «Основы православной культуры» автор А.В.Кураев, 4 класс, ч.1.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Дата: 19.11.2024

Школа: №104

Класс:

Урок: 3

Время: 09:40-10:20   Кабинет: 206

Студент: Сафарова Р.М.

Группа: 45

Учитель: Владова С. Б.

Методист: Мухина И. Г.

Тема урока «Письменность»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование у обучающихся представления о появлении письменности на Руси

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить со сведениями о появлении письменности на Руси.

2. Объяснить суть алфавитов «Кириллица» и «Глаголица».

3. Дать представление о связи Библии с письменностью.

Предметные:

1. Понимать, как возникла письменность на Руси.

2. Владеть основными историческими сведениями о возникновении алфавитов.

3. Осознавать значимость письменности для создания Библии и дальнейшего развития государства.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность обучающихся, умение понимать прочитанное, рассуждать, делать выводы.

2. Развивать умения совместной деятельности.

3. Развивать умение сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия.

Личностные:

1.Совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности
и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств.

2. Совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий.

3.Понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину.

4. Понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре.

Воспитательные:

1.Воспитывать понимание основ российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину.

2.Воспитывать понимание необходимости обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре.

УМК: «Основы православной культуры» автор А.В.Кураев, 4 класс, ч.1.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы  (беседа)

Внешний контроль

Приветствует обучающихся.

 -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Рената Марселевна. Сегодня я проведу у вас урок ОРКСЭ.

-Подарите друг другу свои лучезарные улыбки.

-Проверьте, чтобы у вас на партах лежали тетрадь и пенал с письменными принадлежностями.

- Сядьте правильно: спина прямая, ноги опираются на пол, руки на парте.

-Отлично, теперь мы можем начинать наш урок

1.Приветствуют учителя.

2.Организуют своё учебное место.

Р: взаимодействовать с учителем в учебной деятельности.

-

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы

(беседа)

Внешний контроль

Организовывает беседу по вопросам.

-

Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения.

 К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

-

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

Организовывает беседу по вопросам.

- Ребята, можно ли себе представить жизнь без интернета?

 -Верно, ведь у наших бабушек и дедушек в детстве не было интернета. Они не могли, как и мы, сидя дома, быть в курсе всех новостей в режиме онлайн, смотреть прямые эфиры с соревнований и по желанию, на досуге, включать фильмы и сериалы.

 - А можно ли представить себе жизнь без электричества?

-Мы знаем, что раньше люди читали и писали при свечах или лучине и только в советское время по всей стране зажглись электрические лампочки.

 - А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности. Тут уж вы точно скажете: «мы знаем, что так когда-то было, но вообразить это совершенно невозможно».

- Кто же и когда изобрел письменность?

- На этот вопрос мы постараемся ответить сегодня на уроке.

-Откройте тетради и запишите тему урока: «Как появилась письменность на Руси».

-Прочитайте цель нашего урока.

Отвечают на вопросы учителя

-Трудно, но возможно.

-Можно, но тоже нелегко.

Ответы детей.

-Узнать больше о письменности на Руси.

Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками.

-

Учебная презентация

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесные методы  (объяснение, беседа),

Практический

Внешний контроль

Самопроверка

Организовывает беседу по вопросам.

- Ребята, как вы думаете, чем люди пользовались до появления письменности? Как они передавали важные для людей сведения?

-В очень далекие времена, когда люди еще не умели читать и писать, они хранили информацию в своей памяти и передавали ее от одного к другому, используя различные сигналы – символы.

-Каждый народ придумывал свои способы передачи информации: звук, жест, цвет, дым костра, огонь.

-Очень интересный способ передачи информации использовали некоторые индейские племена. К толстой веревке привязывали  разноцветные шнурки различной длины. Узелки были разные, в зависимости от информации.

-Данное «узелковое» сообщение имело название Кипу. Прочитайте, что же такое кипу.

-Сложно представить, каково это пользоваться данным способом в современном мире.

-А знаете ли вы, чем пользовались древние славяне?

-Древние славяне использовали петроглифы. Посмотрите на экран. Для того чтобы передать информацию письменно, древние славяне и другие этносы выбивали или наносили краской

изображения на каменной основе.

-А в последующем древние славяне использовали черты и резы. Посмотрите на экран. Именно так они выглядят. Прочитайте со слайда, что же такое черты и резы.

Организовывает практическую работу.

-Попробуйте в ваших тетрадях  изобразить предложения «Светит яркое солнце» и «Мальчик идет в школу» с помощью петроглифов. На выполнение задания у вас есть 2 минуты.

-Прошу двоих ребят выйти к доске и изобразить предложения на доске.

-Посмотрим, что у вас получилось. Одинаковые ли рисунки у вас получились?

-Поэтому мы можем сделать вывод, что помимо того что это трудоемкий и долгий способ написания информации, так еще и не точный.

-Но как же мы пришли к единой письменности? Кто знает, кто создал славянскую азбуку?

-А как называется эта азбука?

Организовывает просмотр видео.

-Верно! Сейчас я предлагаю посмотреть видео. Смотрите и слушайте внимательно, ведь я буду останавливать видео и задавать вопросы.

https://sun9-32.userapi.com/impg/Ipyl1K9N3IOj2OfUPevf67Wz8oZUHWaJlw7ZsQ/Bp5TlxaMYRI.jpg?size=807x599&quality=95&sign=11fdb34958f074cd979c80192a5b78d9&type=album

-Когда отмечается день славянской письменности и культуры?

-Как изначально звали Кирилла и Мефодия?

-Какая страна является родиной славянской азбуки?

-Какие 2 азбуки были созданы на основе греческой письменности?

-Что нового вы узнали для себя? Какая информация была вам интересна?

-Раньше люди пользовались рисунками, символами.

-Кипу –  это узелковое письмо инков, которое представляет собой сложные переплетения и узлы верёвок разного цвета из шерсти альпаки или ламы, или из хлопка.

«Резы»  это счётные зарубки на палках-бирках, а «черты»   символические рисунки, при помощи которых гадали об урожае, о судьбе.

Выполняют практическое задание.

-Нет.

-Верно, Кирилл и Мефодий.

-Кириллица.

Смотрят видео.

-24 мая.

- Константин и Михаил.

-Чехия.

-Кириллица и Глаголица.

Ответы детей.

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату;

Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

 разрешения трудностей.

Учебная презентация

Раздаточный материал: листы для выполнения задания.

Видео №1

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесные методы (беседа)

Практический метод

(упражнения)

Внешний контроль

Организовывает групповую работу.

-Обратите внимание на слайд. Перед вами представлена Глаголица. Вы видите старославянские буквы. Один из интересных фактов данные буквы являлись еще и цифрами.

-Давайте рассмотрим с вами внимательно буквенные и числовые обозначения и приступим к выполнению групповой работы.

-Ребята! Следующее задание вам потребуется выполнить в тетрадях. Обратите внимание на зашифрованные слова на доске. Чтобы расшифровать слова воспользуйтесь Глаголицей. На выполнение задания у вас есть 3 минуты.

-Давайте проверим, какие слова у вас получились?

-Второе ваше задание – вычислить примеры. Ответы запишите старославянскими цифрами.

80-30=

5+2=

700+200=

50+50=

Расшифровывают слова с помощью Глаголицы.

-Письмо

Библия

Символ

Picture background

П : умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Учебная презентация

Физкультминутка

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

Практические методы (упражнение)

Внешний контроль

Организовывает самостоятельную работу.

-Ребята, сейчас мы с вами поработаем самостоятельно.

- Ваша задача выбрать неверные предложения и вычеркнуть их.

  1. Каждый народ придумывал свой  способ передачи информации.
  2. Дания является родиной славянской азбуки.
  3. Кириллица и Глаголица созданы на основе греческой письменности.
  4. 27 мая – день славянской письменности и культуры.

-Поменяйтесь листочками со своим соседом и проверьте по эталону ответы. Оцените работы друг друга.

Выполняют самостоятельную работу

Неверные предложения – 2,4.

Выполняют взаимопроверку.

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Раздаточный материал: листки с самостоятельной работой

Учебная презентация

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

Самоконтроль

Организовывает практическую работу.

-Рассмотрим с вами славянский алфавит. Прочитайте внимательно обозначение букв? Видите ли вы азбучное послание? Прочитайте его по предложению друг за другом.

Азь буки веде. Глаголь добро есте. Живите зело, земля, и иже како люди мыслите нашь онь покои. Рцы слово твердо - унь фьреть херь. Цы, черве, шта бра юсь яти!

-А теперь прочитайте современный перевод послания также друг за другом по предложению.

-А теперь вам предстоит поработать в парах. Составьте из букв старого алфавита слова.


А) веди, есть, слово, наш, аз
Б) слово, есть, слово, твердо, рцы, аз
В) буки, есть, добро, аз
Г) твердо, есть, рцы, есть, мыслите

-А теперь проверим, что у вас получилось. Как вам удалось составить слова? Что вы для этого сделали?

-На прошлом уроке вы изучали одну интересную тему. О чем вы говорили?

-Верно! О храмах. А что проводится в храмах?

-Вы правы, в храмах проводятся богослужения. А кто знает, что используется при богослужении?

-Правильно, книги. Одной из таких книг является Библия. Библия – книга, рассказывающая о том, как люди ждали рождения Христа, как Он родился, жил и чему учил людей.

-Изначально Библия была написана на греческом и еврейском языках. Алфавит был создан, для того чтобы славянский народ мог прочесть священную книгу на понятном для славян языке.

-В период появления письменности священная книга была переведена и написана от руки. А 12 июля 1580 г. Иван Фёдоров опубликовал первую полную славянскую Библию. «Острожская Библия» — первое полное издание Библии на церковнославянском языке.

-В старославянском алфавите было 43 буквы. А сколько букв в нашем современном алфавите?

-Верно, 33 буквы. Но почему же алфавит сократился? А все потому что в 20 веке произошло одно событие, изменившее старославянский алфавит. А именно – Октябрьская революция. В этот период были сожжены храмы, церкви и все церковные книги.

-На данный момент старославянским языком мы пользуемся только при церковном служении, а в повседневности используем русский язык.

Сообщает домашнее задание.

-Предложите родителям выполнить задания, которые мы с вами проделали на уроке.

Выполняют практическую работу.

-Я знаю буквы. Письмо –  это достояние. Трудись усердно, земляне, как подобает разумным людям. Постигайте мироздание! Несите слово убеждённо. Знание - дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы Сущего свет постичь!

А) Весна

Б) Сестра

В) Беда

Г) Терем

-Для того чтобы составить слова, мы выделили из каждого обозначения старославянской буквы первые русские буквы.

-Библия.

-О храмах.

-Богослужения.

-33 буквы

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической  и диалогических высказываний.

Учебная презентация

Раздаточный материал

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

-Обратите внимание на карточки на вашем столе. Ваша задача их заполнить.

-Спасибо вам за работу, вы молодцы. До свидания!

Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала

Ответы детей

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 

Раздаточный материал: лист-рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Культура и мораль"

Модуль: «Светская этика» Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс» Тема урока: «Культура и мораль» Урок № 3. Цель: освоение нр...

Технологическая карта урока.Учебный предмет: физическая культура. Класс: 2 класс

Тема урока:. Игра как средство повышения двигательной активности учащихсяТип урока: Комплексный...

Технологические карты к курсу "Основы православной культуры"

Методическое пособие к урокам православной культуры по программе А.В. Бородиной  "Основы православной культуры" для учащихся 1 - 4 классов....

Технологическая карта урока основ мировых религиозных культур в 4 классе

Технологическая карта урока основ мировых религиозных культур в 4 классе...

Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»

Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ («Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой , 4 класс)

Цель урока:формирование у детей представления о том, что такое подвиг, его бескорыстной и жертвенной стороной. Задачи урока Дидактические:1) познакомить учащихся с понятиями: «Подвиг»...