Технологическая карта урока ОРКСЭ УМК «Основы светской этики», 4 класс. Тема: «Жить во благо себе и другим»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о милосердии.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) познакомить обучающихся с понятиями: «благо», «нравственное поведение», «справедливость», «тактичность»; 2) проанализировать степень усвоения материала. | Предметные: научатся: 1)понимать нравственное содержание прочитанного; 2) отвечать на вопросы по содержанию. |
Развивающие: 1) развивать познавательные интересы, внимание; 2)способствовать развитию речи учащихся, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы. | Личностные: 1) осознавать необходимость новых знаний; 2) проявлять активность в совместной учебной деятельности.
|
Воспитательные: 1) способствовать воспитанию уважительного отношения; 2) воспитывать навыки сотрудничества. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока ОРКСЭ 4 класс | 43.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ
Дата: 14.02.2023 Школа: Многопрофильный лицей № 95 Класс: 4-10 Урок: 5 Время: 11:50- 12:30 Кабинет: 204 | Студент: Дьяченко Екатерина Группа: 31 Учитель: Маркина Елена Ивановна Методист: Сачкова Татьяна Андреевна |
Тема урока: «Жить во благо себе и другим »
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о милосердии.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1)познакомить обучающихся с понятиями: «благо», «нравственное поведение», «справедливость», «тактичность»; 2) проанализировать степень усвоения материала. | Предметные: научатся: 1)понимать нравственное содержание прочитанного; 2) отвечать на вопросы по содержанию. |
Развивающие: 1) развивать познавательные интересы, внимание; 2)способствовать развитию речи учащихся, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы. | Личностные: 1) осознавать необходимость новых знаний; 2) проявлять активность в совместной учебной деятельности. |
Воспитательные: 1) способствовать воспитанию уважительного отношения; 2) воспитывать навыки сотрудничества. |
УМК: «Основы светской этики» А.И. Шемшурина «Основы религиозных культур и и светской этики»
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1 – 2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф.р. Словесный: беседа |
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Александровна, и сегодня урок ОРКСЭ у вас проведу я.
- Повернитесь к соседу по парте и пожелайте хорошей работы. - Пусть этот урок принесет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. |
| Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Беседа-обобщение Наглядный Практический: работа впарах Ф.р. | 1. Организует повторение того, что знают дети. - Напомните, какой раздел мы с вами изучаем? Как он называется? Если забыли, то давайте обратимся к учебнику на странице 159. (слайд 2) - Назовите мне золотое правило жизни. (слайд 3) - Давайте вспомним, что такое милосердие? (слайд 4) - В чём различие: проявить милосердие и подать милостыню? – В чем проявляется милосердие? - Вы считаете себя милосердным? 2. Работа в парах. - На слайде представлены два столбика. В левом начало пословиц, в правом конец. - Соотнесите эти два столбика так. Чтобы получились пословицы. (слайд 5-6) - Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц.
3. Проверка домашнего задания. - Вашим домашним заданием было привести примеры сказок, в которых герои проявляют милосердие, записать в тетрадь. | 1.Отвечают на вопросы учителя. - Простые нравственные истины. - Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. - Не обижающая человека помощь, внимание к его положению и искренне стремление решить возникшую проблему. - Милостыня добровольная раздача (пожертвование) своих денег, помощь нуждающимся. В этом и различие. 2. Выполняют задание. - Милосердие украшает сильного. Против милосердия и меч бессилен. Милосердие никогда не бывает ошибкой. 3. Зачитывают домашнее задание. | М: научатся адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, еѐ объективную трудность и собственные возможности еѐ решения; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи П: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления. | Презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф.р. Словесный: беседа, рассказ Наглядный | 1. Подведение к формулировке темы и целей урока - Прочитайте слова, изображенные на слайде, и распределите их по группам. - По какому принципу распределите? (слайд 7-8) - 1) Бескорыстие Любовь Аккуратность Гуманность Отзывчивость 2) Злость Гнев Ненависть Из первых букв первой группы составьте слово. Это ключевое слово темы нашего урока. Подберите синонимы. - Сформулируйте тему урока. (слайд 9) -Поставьте цели на урок при помощи слов-помощников на слайде. (слайд 10) На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы? -У нас получился своеобразный план урока. (слайд 11) | 1. Определяют тему урока, ставят задачи на урок совместно с учителем - Положительные и отрицательные качества и чувства человека - Благо - Польза, добро. Тема: «Жить во благо себе и другим» Цели: узнать, что такое благо; учиться поведению лучшему для вас и полезному для окружающих. План: -Что такое благо? -Как нужно относиться к окружающим? - Узнать в чём взаимосвязь блага с жизнью людей? | П: научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель М: научатся составлять план и последовательность действий Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать и находить общие способы работы | Презентация, учебник |
"Открытие" детьми нового знания (7 – 8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф.р., Наглядный: демонстрация опытов Словесный: беседа, учебный диалог | 1.Объясняет материал. -Итак, сегодня нам предстоит найти ответ на вопрос «Что такое благо». Где можем найти определение? Где еще? -Обратимся к словарям: экспертами будут ….. (задача – найти определение понятия благо) - Пока наши эксперты работают, попробуем разобраться самостоятельно. Ведь слово говорит само за себя. Как вы его понимаете? - Любое слово, как магнит притягивает к себе другие слова. Какие слова «притянет» к себе слово «благо»? - Мы дали своеобразное определение данному понятию. - Очень важно соотносить свои желания и потребности с тем, чтобы их осуществление не причинило никому вреда и неудобства. - Скажите, какое отношение к себе вызывает человек, который не соблюдает этой нормы? - Что вы предпочтете в своем взаимодействии с таким человеком: осудите его поведение и не будете иметь с ним никаких отношений или попытаетесь убедить его в неправильности поступков и доброжелательно решить проблему? -Вы правы, в чём же различие этих позиций? - Давайте прочтем на стр. 95 со слов «Искренность…». -Попытайтесь понять, что входит в понятие благо «доброжелательность» или «недоброжелательность» -Есть другие мнения? - Давайте обратимся к нашим экспертам, что же они нашли в своих словарях, говорится ли там что-то про доброжелательность? (слайд 12) | 1. Слушают учителя. 2. Следуют плану выполнения задания. В словарях, справочниках, Интернете. 2 чел работают со словарями С.И. Ожегов: «Благо – это добро, доброжелательность, благополучие" В. Даль: «Благо – это добро, всё доброе, полезное, служащее к нашему счастью». - Осуждение, раздражение - Доброжелательно решим проблему учебник: «Искренность и доброжелательность помогают нам услышать друг друга, а осуждение и недоброжелательность приносит вред каждому» - Доброжелательность - нет | П: формирование представления о понятиях «молитва», «песнопение», «миссионер» Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций М: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами П: использовать текст учебника для поиска необходимой информации. | Презентация, учебник |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Ф.р. Словесный: учебный Диалог | 1. Работа с учебником - Благо – это и есть нравственное поведение людей. - Считаете ли вы важным достижение справедливости в разрешении возникшего конфликта? - Самое главное правило в отстаивании своей правоты не должно переходить в оскорбление другого человека. Как вы считаете, что предполагает справедливость? (слайд 13) - И еще одно главное правило в конфликте быть тактичным. Как вы понимаете определение понятия «тактичность»? (слайд 14) - Прочитаем 1и 2 абзац с. 96. 2. Организует аналитическую работу. - Видеофрагмент из ералаша «компот». (слайд 15) - Справедливо ли вели себя мальчики? - Как бы следовало поступить по-другому? - Как бы поступили вы? - Как нужно относиться друг к другу? - Какой можно сделать вывод из наших размышлений? Давайте прочитаем его на стр 97, 2 абзац последнее предложение. 3. Организует и проводит динамическую паузу (видеофрагмент). - Встаньте со своих мест, старайтесь не мешать друг другу, если мало места, то выйдите немного вперед, чтоб образовалась колонна. | - Ответы детей. - Не оскорблять и не критиковать людей попросту. - Умение вести себя в соответствии с нормами поведения. Просматривают видеофрагмент. 1. Отвечают на вопросы. 2. Делают вывод. | М: готовность слушать собеседника и вести диалог Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. П: устанавливать причинно- следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения | Презентация, раздаточный материал, видеофрагмент, учебник |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Индивидуальная работа Практический: выполнение теста | -Сейчас вы поработаете самостоятельно. (слайд 16) У вас на партах лежат карточки. Положите их перед собой. - Соотнесите поговорки и пословицы с понятиями. Понятия: доброжелательность, справедливость, тактичность. Поговорки, пословицы: доброго человека пчела не жалит; на добрый привет – добрый и ответ; правое дело светлее солнца; деньги – мусор, справедливость – золото; такт – это умение не говорить того, что думают все; такт – это разум сердца. - Обменяйтесь работами с соседом по парте, проверьте работу по эталону на слайде. (слайд 17) - Если всё верно, то нарисуйте довольный смайлик, если одна-две ошибки – нейтральный смайлик, если больше двух ошибок, то грустный смайлик. (слайд 18) | 1. Выполняют самостоятельную работу. 2.Организуют взаимопроверку. - Доброжелательность (доброго человека пчела не жалит; на добрый привет – добрый и ответ). Справедливость (правое дело светлее солнца; деньги – мусор, справедливость – золото). Тактичность (такт – это умение не говорить того, что думают все; такт – это разум сердца). | П: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных знаний. М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи | Презентация, раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф.р. Словесный: беседа |
- Давайте обратимся к изречениям мыслителей на стр. 97. Прочтем только первое. Объясните, как вы понимаете смысл этих слов. Согласны ли вы с ними? - Что такое благо, по-вашему, понимаю? - Как нужно относиться к другим людям? 2. Задаёт домашнее задание - Стр. 98 написать маленькое сочинение на тему «К какому благу я стремлюсь в своей жизни». | 1. Отвечают на вопросы для закрепления материала. Записывают домашнее задание. | П: устанавливать причинно- следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи Л: формирование уважительного отношения к иному мнению. | Презентация, раздаточный материал |
Рефлексия деятельности | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф.р. Словесный : беседа | 1. Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей. - Давайте вспомним тему нашего урока. (слайд 19) - Какие цели мы ставили? (слайд 20) - Достигли ли мы их? -Как вы считаете, тема, проблема, над которой мы работали, важна для вас лично? 2.Проводит работу по самооценке. - Продолжите фразу: Я узнал… Мне было интересно… Мне было сложно… - Я желаю вам всем жить среди добрых людей и быть благородным. Спасибо за урок! | 1. Анализируют урок с точки зрения достижения - Относиться к людям так, как хотите, чтобы относились к вам. поставленных целей. 2. Дают оценку своей работе на уроке. - Я узнал… - Мне было интересно… - Мне было сложно… | М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи П: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока для 4 класса по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Дружба"
Данный конспект занятия подходит не только для урока по курсу ОРКСЭ, но прекрасно можно использовать и во внеклассной работе . Тема дружбы занимает большое значение в жизни каждого человека,не зависим...
Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) по теме: «Дружба» в 4 классе ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска Учитель начальных классов: Конева Л.Н.
Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) Тема: «Дружба» 4 классНа уроке идёт формирование представлений о настоящей дружбе, друзьях, добродетельности в дружеских отнош...
Презентация к уроку ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" на тему "Обычаи и обряды"
Презентация содержит фотографии и краткое описание известных обычаев и обрядов русского народа....
Разработка урока в 4 классе по ОРКСЭ, модуль « Основы светской этики» по теме « Терпение и труд» .
Разработка урока в 4 классе по ОРКСЭ...
Проект урока ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») по теме «Род и семья – исток нравственных отношений». (4 класс)
Урок усвоения новых знаний. Использованы игровые технологии, технология проблемного обучения, ИКТ, технология создания интеллект-карт, наглядные и практические методы. Ожидаемые результаты урока: знан...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Библия" (Основы религиозных культур и светской этики «Основы православной культуры» 4 класс, 1 часть О. Ю. Васильева)
Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цель урока: формирование у обучающихся представлений о Священной книге христиан - Библии. Задачи урока Дидактические:1. Познакомить учащ...