Мастер-класс "Приёмы формирования читательской грамотности на уроках ОРКСЭ"
презентация к уроку по орксэ (4 класс)

 ОРКСЭ

В мсатер -классе приведены примеры работы с визуальными опорами  на уроках ОРКСЭ для формирования читательской грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация мастер-класса2.04 МБ
Файл Выступление36.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках ОРКСЭ Текст Веретенникова И.П., учитель начальных классов МБОУ СШ г. Горбатов

Слайд 2

Текст Учебник: Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. О. Ю. Васильева, А. С. Кульберг (митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений), О. В. Корытко и другие. Под научной редакцией О. Ю. Васильевой. АО «Издательство «Просвещение» Учебное пособие (в двух частях ) создано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Часть 1-я учебного пособия раскрывает темы: «Культура и религия», «Как христианство пришло на Русь», «Бог, мир, человек», «Библия», «В ожидании Спасителя», «Десять заповедей», «Благовещение. Рождество Христово», «Богоявление. Искушение в пустыне», «Нагорная проповедь», «Евангельские притчи», «Крест», «Пасха» и другие. Часть 2-я учебного пособия раскрывает темы: «Храмы России», «Икона», «Церковнославянский язык», «Православная молитва», «Церковь», «Причастие», «Подвиг», «Брак», «Родители и дети», «Монашество», «Труд и творчество», «Любовь – вершина добродетелей» и другие. В конце уроков – обобщающие вопросы и задания; последний урок включает итоговый опрос. Все задания направлены на духовно-нравственное воспитание, развитие интеллектуальных способностей и креативного мышления учащихся. « Правобраз »

Слайд 3

Методическое сопровождение ОПК Библиотека Московской электронной школы по Основам православной культуры https://uchebnik.mos.ru/catalogue?subject_ids=11 Учебное пособие по ОПК в МЭШ Цикл увлекательных аудиоуроков по школьной программе начальных классов "В школу с Верой и Фомой" Проект Синодального отдела религиозного образования и катехизации и "Клевер Лаборатории" по учебнику ОПК О.Ю. Васильевой 4 класс Сериал Девочка и робот" Урок 1. Россия — наша родина Урок 4. Бог, мир, человек Урок 9. 10 заповедей Урок 12. Нагорная проповедь Урок 13. Евангельские притчи Урок 17. Храмы России Урок 18. Икона Урок 24. Подвиг Урок 28. Труд и творчество Урок 30. Суд Божий и суд человеческий Методическое пособие к учебнику ОПК О.Ю. Васильевой 4 класс скачать Методические материалы к урокам по учебнику ОПК О.Ю. Васильевой 4 класс по ссылке: https://clever-lab.pro/local/pages/?id=5 Библиотека Московской электронной школы по Основам православной культуры https://uchebnik.mos.ru/catalogue?subject_ids=11 Проект Синодального отдела религиозного образования и катехизации и "Клевер Лаборатории" по учебнику ОПК О.Ю. Васильевой 4 класс Сериал Девочка и робот" Урок 1. Россия — наша родина Урок 4. Бог, мир, человек Урок 9. 10 заповедей Урок 12. Нагорная проповедь Урок 13. Евангельские притчи Урок 17. Храмы России Урок 18. Икона Урок 24. Подвиг Урок 28. Труд и творчество Урок 30. Суд Божий и суд человеческий

Слайд 4

Формирование читательской грамотности на уроках курса ОРКСЭ ДИАМАНТА БУСЫ ВЕСЫ ФОТОПЛЁНКА ЛАДОНИ

Слайд 5

Приём «Диаманта» 1 строка — первая тема диаманты (первое понятие — имя существительное или словосочетание); 2 строка — два прилагательных или причастия, характеризующие первую тему диаманты; 3 строка — три глагола или деепричастия, подходящие по смыслу к первой теме диаманты; 4 строка — две фразы, которые описывают каждую тему диаманты и показывают их в сравнении; 5 строка — три глагола или деепричастия, подходящие по смыслу ко второй теме диаманты; 6 строка — два прилагательных или причастия, характеризующие вторую тему диаманты; 7 строка — вторая тема диаманты (второе понятие — имя существительное или словосочетание, которое сравнивают с первым). Установление сходства и различий между двумя предметами или явлениями в логике называется сравнением. Это одна из познавательных операций, которым обучают детей еще в начальной школе. Помочь в этом может такой прием развития критического мышления через чтение и письмо, как диаманта.

Слайд 6

Приём «Диаманта» Тема «Защитники Отечества» 1. защитник 2. сильный, стойкий 3. защищает, обороняется, освобождает 4. справедливый защитник, несправедливый захватчик 5.разрушает, убивает, пугает 6. разрушающий, истребляющий 7. захватчик Темы в курсе «Основы православной культуры» Добро и зло 2. Родители и дети Суд Божий и Суд человеческий Брак и венчание Каин и Авель И т.д.

Слайд 7

Работа в группах 1 Родители и дети Суд Божий и Суд человеческий 2 3 4 Добро и зло Брак и венчание

Слайд 8

Приём «Бусы» Главным содержанием работы педагога является формирование системы ценностей, мотивации поступков обучающихся, характерных для православной культуры и основанных на главном принципе: «…возлюби ближнего своего, как самого себя…» Духовно-нравственные ценности Православия Л Темы -Православные храмы Руси -Заповеди -Праздники и т.д.

Слайд 9

Приём «Бусы» Духовно-нравственные ценности Православия Красота Смирение Ответственность Соборность Трудолюбие Жертвенность Любовь к ближнему

Слайд 10

Работа в группах 1 Сотворение мира 2 3 4 Православные праздники Православные храмы Руси Заповеди

Слайд 11

Приём « Весы» -Работа с притчей -Сравнивание понятий и т.д.

Слайд 12

Приём «Фотоплёнка » Темы «Храмы России», «Иконы», «Праздники», «Святые» и т.д.

Слайд 13

Приём «Ладони » Темы в курсе ОРКСЭ Заповеди Культура и религия Храмы и. т.д.

Слайд 14

Приемы развития читательской грамотности способствуют развитию мышления и внимания учащихся. Разнообразие заданий заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.



Предварительный просмотр:

1 слайд Тема моего выступления «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках ОРКСЭ»

2 слайд Со следующего года мы начинаем обучать детей по новым учебникам.

Учебник: Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. О. Ю. Васильева, А. С. Кульберг (митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений), О. В. Корытко и другие. Под научной редакцией О. Ю. Васильевой. АО «Издательство «Просвещение»

Учебное пособие (в двух частях) создано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Часть 1-я учебного пособия раскрывает темы: «Культура и религия», «Как христианство пришло на Русь», «Бог, мир, человек», «Библия», «В ожидании Спасителя», «Десять заповедей», «Благовещение. Рождество Христово», «Богоявление. Искушение в пустыне», «Нагорная проповедь», «Евангельские притчи», «Крест», «Пасха» и другие.
Часть 2-я учебного пособия раскрывает темы: «Храмы России», «Икона», «Церковнославянский язык», «Православная молитва», «Церковь», «Причастие», «Подвиг», «Брак», «Родители и дети», «Монашество», «Труд и творчество», «Любовь – вершина добродетелей» и другие.
В конце уроков – обобщающие вопросы и задания; последний урок включает итоговый опрос. Все задания направлены на духовно-нравственное воспитание, развитие интеллектуальных способностей и креативного мышления учащихся.

Слайд 3

В соответствии с этим изменением разработаны методическое сопровождение курса ОПК

 Методическое пособие к учебнику ОПК О.Ю. Васильевой 4 класс 

Методические материалы к урокам по учебнику ОПК О.Ю. Васильевой 4 класс  

Слайд 4

В связи с новыми ФГОСами на уроках ОРКСЭ мы должны развивать функциональную грамотность младших школьников. Я хочу познакомить с приёмами формирования читательской грамотности на уроках ОПК

Слайд 5

 Установление сходства и различий между двумя предметами или явлениями в логике называется сравнением. Это одна из познавательных операций, которым обучают детей еще в начальной школе. Помочь в этом может такой прием развития критического мышления через чтение и письмо, как диаманта

Слайд 6 диаманта

Тема «Защитники Отечества»

1. защитник

2.  сильный, стойкий

3. защищает, обороняется, освобождает

4. справедливый защитник, несправедливый захватчик

5.разрушает, убивает, пугает

6. разрушающий, истребляющий

7. захватчик

Слайд 7

Работа в группах

1.Добро и зло

2.   Родители и дети

  1. Брак и венчание    
  2. Суд Божий и Суд человеческий

Слайд 8 Приём «Бусы»

Главным содержанием работы педагога  является формирование системы ценностей,  мотивации поступков обучающихся, характерных для православной культуры и основанных  на главном принципе: «…возлюби ближнего  

своего, как самого себя…»

Слайд 9

На уроке , обсуждая духовно-нравственные  ценности Православия, ребята записывают их в бусины.

 Слайд 10Работа в группах. Составьте задание по теме, используя приём «Бусы»

Слайд 11 Приём «Весы»

Работа с притчей.

Много лет тому назад, люди жили совсем не так, как теперь. И окружающий их мир тоже был совсем не таким. Луна светила ночью в зависимости от своего настроения: хорошее настроение - светила ярко, и всякий путник без труда находит дорогу к дому, плохое настроение - трудно было людям добираться к своему очагу. Так вела себя не только луна. Также вели себя звезды u солнце, день и ночь, моря и реки. Словом, всюду царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов и явлений. Они обратились к самому мудрому человеку с вопросом: «Как можно изменить своё существование, чтобы оно было предсказуемым и устроен им?» Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснутся не только природных явлений, но и самого человека. Если мы это сделаем правильно, человеку только останется их чётко исполнять и его жизнь станет легкой, радостной и счастливой».

Рассуждая над притчей, ребята  распределяют на чаши весов права, которыми обладает человек

Право на жизнь

 

Право на оскорбление другого человека

 

Право на образование

 

Право на медицинскую помощь

 

Право на отдых

 

Право на вход в чужое жилище без разрешения хозяина

 

Право на присвоение себе чужой вещи

 

Право на выбор вероисповедания

 

Слайд 12 Приём «Фотоплёнка». У учителя на слайде фотоплёнка с  храмами, а у детей без фотографий. Задание: запиши названия храмов. Где они находятся? Что ты можешь о них рассказать? Можно предложить детям найти лишнее, установить по порядку и т.д.

Слайд 13 Приём «Ладони» Дети на пальцах записывают заповеди


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода"

В данных методических рекомендациях представлен опыт работы  по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода.Методические ...

"Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах"

Что такое читательская грамотность? На этот вопрос можно найти ответ в данной презентации....

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматирваются  вопросы:1. Читательская грамотность как планируемый результат начального обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО.2. Формирование читательской грамотности младших...

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения во 2-м классе

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения во 2-м классе...

Формирование читательской грамотности на уроке окружающего мира

Использование приемов, которые помогают формировать читательскую грамотность на уроке окружающего мира....

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе (План и конспект урока)

ТЕМА: «Введение лексики по теме «Дом»Класс: 4. Урок по КТП №18.УМК: «Rainbow English» О. В. Афанасьева, И. В. МихееваТип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: фо...