РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4 класса
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Основы религиозной культуры и светской этики»
для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okrske_4_klass_fgos.docx | 47.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено: Согласовано:
Директор школы ____________ Н.И.Коротенко Зам. директора по НМР
Приказ № ____ от _10_ сентября 2015г. ___________ В.И.Журкина
«05» сентября 2015 г.
МКОУ Тойдинская СОШ
Панинского муниципального района Воронежской области
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Основы религиозной культуры и светской этики»
для 4 класса
на 2017-2018 учебный год
Количество часов в год | 34 | Количество часов в неделю | Резервное время | |
Федерального компонента | Регионального компонента | Компонента ОУ | ||
34 | - | - | 1 | - |
Учитель первой категории
ГУСЕЙНОВА Е.А.
Рассмотрено на заседании МО базового начального образования
Протокол №_1_ от 31 августа 2017 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА 3
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ 3
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ 5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 6
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы религиозныз культур и светской этики» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также с учётом лучших традиций российской педагогики, программы «Основы религиозных культур и светской этики» для образовательных учреждений планируемых результатов начального общего образования, основной образовательной программы МКОУ Тойдинской СОШ.
Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Цель модуля «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.
В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:
- усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);
- привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);
- ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие);
- привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;
- ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);
- ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (Троице-Сергиева Лавра);
- усвоения основных духовно-нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;
- усвоения основных духовно-нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;
- формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;
- воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;
- формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение модуля «Основы православной культуры» в 4 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 4 класса:
- осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
- развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
- знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
- осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
- умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
- как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися 4 класса:
- развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
- любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
- умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
- умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.
Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:
- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
- знаниедостопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
- умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);
- умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
- умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры;
- приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
- формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Курс ориентирован на учащихся 4 класса в течение всего года обучения — 34 часа в год. При этом на изучение основ православной культуры отводится по 1 часу в неделю.
При изучении основ православной культуры отметки не выставляются. Для определения уровня духовно-нравственного воспитания школьников, изучающих православную культуру, на начальный и заключительный уроки можно пригласить родителей школьников, которые и определят, насколько необходимо и важно их детям осваивать отечественную культуру.
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Россия — наша Родина.
Тема 2. Культура и религия.
Тема 3. Человек и Бог в православии.
Тема 4. Православная молитва.
Тема 5. Библия и Евангелие.
Тема 6. Проповедь Христа.
Тема 7. Христос и его Крест.
Тема 8. Пасха.
Тема 9. Православное учение о человеке.
Тема 10. Совесть и раскаяние.
Тема 11. Заповеди.
Тема 12. Милосердие и сострадание.
Тема 13. Золотое правило этики.
Тема 14. Храм.
Тема 15. Икона.
Тема 16-17. Творческие работы обучающихся. Подведение итогов.
Тема 18.Как христианство на Русь пришло.
Тема 19. Подвиг.
Тема 20. Заповеди блаженств.
Тема 21. Зачем творить добро?
Тема 22. Чудо в жизни христианина.
Тема 23. Православие о Божием суде.
Тема 24. Таинство Причастия.
Тема 25. Монастырь.
Тема 26. Отношение христианина к природе.
Тема 27. Христианская семья.
Тема 28. Защита Отечества.
Тема 29. Христианин в труде.
Тема 30. Любовь и уважение к Отечеству.
Тема 31 – 34. Итоговые занятия. Презентации работ.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Форма контроля | Планируемые результаты (УУД) | |
План | Факт | |||||
1 | Россия - наша Родина | Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. | Фронтальный, индивидуальный. | Личностные результаты осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность); развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России; знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России; осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие; умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы; настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими; как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений. Метапредметные результаты развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере; любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре; умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники; умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи. Предметные результаты развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры; знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России; умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище); умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл; умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей; приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа; усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры; приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг; формирование потребности в нравственном совершенствовании. | ||
2 | Православие и культура. | Изучают основы духовной традиции православия. | Фронтальный, индивидуальный. | |||
3 | Человек и Бог в православии. | Дают определения основных понятий православной культуры. | Фронтальный, индивидуальный. | |||
4 | Православная молитва | Дают определения основных понятий православной культуры. | Фронтальный, индивидуальный. | |||
5 | Библия и Евангелие | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. | Фронтальный, индивидуальный. | |||
6 | Проповедь Христа. | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. | Фронтальный, индивидуальный. | |||
7 | Христос и Его Крест | Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. | Фронтальный, индивидуальный. | |||
8 | Пасха | Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. | Фронтальный, индивидуальный. | |||
9 | Православное учение о человеке | Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. | Фронтальный, индивидуальный. | |||
10 | Совесть и раскаяние. | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. | Фронтальный, индивидуальный. | |||
11 | Заповеди | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. | Фронтальный, индивидуальный. | |||
12 | Милосердие и сострадание | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. | Фронтальный, индивидуальный. | |||
13 | Золотое правило этики. | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. | Фронтальный, индивидуальный. | |||
14 | Храм | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. | Фронтальный, индивидуальный. | |||
15 | Икона | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. | Фронтальный, индивидуальный. | |||
16 | Творческие работы учащихся. | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. | Фронтальный, индивидуальный. | |||
17 | Подведение итогов. Обобщающий урок. | Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовят сообщение по выбранным темам (теме). | Фронтальный, индивидуальный. | |||
18 | Как христианство пришло на Русь | Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
| Фронтальный, индивидуальный. | |||
19 | Подвиг.
| Знакомятся с отношением к подвигу у христианина. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.) | Фронтальный, индивидуальный. | |||
20 | Заповеди блаженств. | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. | Фронтальный, индивидуальный. | |||
21 | Зачем творить добро? | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)
| Фронтальный, индивидуальный. | |||
22 | Чудо в жизни христианина. | Учащиеся знакомятся с понятием чуда в жизни христианина.Изучают основы духовной традиции православия. | Фронтальный, индивидуальный. | |||
23 | Православие о Божьем суде. | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. | Фронтальный, индивидуальный. | |||
24 | Таинство Причастия. | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. | Фронтальный, индивидуальный. | |||
25 | Монастырь. | Изучают основы духовной традиции православия. | Фронтальный, индивидуальный. | |||
26 | Отношение христьянина к природе | Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. | Фронтальный, индивидуальный. | |||
27 | Христианская семья. | Знакомятся с основными характеристиками христианской сеиьи. | Фронтальный, индивидуальный. | |||
28 | Защита Отечества. | Знакомятся с отношением христианина к войне, к защите своего Отечества. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)
| Фронтальный, индивидуальный. | |||
29 | Христианин в труде. | Знакомятся с отношением христианина к труду. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. | Фронтальный, индивидуальный. | |||
30 | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | Изучают основы духовной традиции православия. | Фронтальный, индивидуальный. | |||
31-32 | Подготовка к творческим работам учащихся. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т. д. | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.
| Фронтальный, индивидуальный. | |||
33-34 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка — защитник Родины», «Мой друг», и т. д. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.) | Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовят сообщение по выбранным темам (теме). | Фронтальный, индивидуальный. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- - А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «Просвещение» 2010 г.
- Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы Москва издательство «Просвещение» 2010 г.
- А.Я. Данилюк Программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение,2012.
- 3.Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» под ред. В. А. Тишкова, Т.А. Шапошниковой для 4-5 классов М.: Просвещение,2012.
- 4. Электронное приложение «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение,2012.
Интернет- ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль «Основы православной культуры» 2016/2017 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе учебника А.Я.Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики»/ Сборник рабочих программ. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций - М.:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для учащихся 4 классов на 2015 - 2016 учебный год
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ СОШ №2 г.Лермонто...
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4 класса в соответствии с...
Рабочая программа учебного предмета по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для 4 класса
Рабочая программа учебного предмета по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры»....
Рабочая программа учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики", 4 класс
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Модуль: ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ УМК А.В. Бородина для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Пояснительная запискаРабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: Основы православной культуры ориентирована на учащихся 4 класса и разработана на основе следующих докуме...