Рабочая программа по ОРКСЭ. 4 кл«Осно¬вы буддийской культуры» В.Л.Чимитдоржиев
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 кл. "Основы буддийской культуры". КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_4_klass_2022g.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор школы Зам. Директора по УР На заседании МС
_______/Доржиев Б.Ц. _____/Чагдурова Е.А. ______/Шарапова Е.П.
«___»______ 2022 г «__»__________2022г. « __»________2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу « Основы буддийской культуры», 4 класс
(предмет, класс)
34 часа , 1 час в неделю
(количество часов в год, в неделю)
Шараповой Елены Пагбаевны
(ФИО учителя)
учитель начальных классов
(должность)
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы буддийской культуры» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Разработана в соответствии с авторской учебной программы по учебнику 4 класса «Основы буддийской культуры» В.Л.Чимитдоржиева и учебного плана МБОУ «Цагатуйская СОШ им. Н.С.Сосорова».
Данный предмет входит в образовательную область - Духовно - нравственная культура народов России.
Цель учебного курса ОРКСЭ:
Формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- Знакомство обучающихся с основами буддийской культуры, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы буддийской культуры» рассчитана на 34 часа.
Перечень учебно - методического обеспечения:
Чимитдоржиев B.JI. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры. - 4-5 класс. - М.: Просвещение.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы буддийской культуры» Личностные результаты:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Формирование уважительного отношения к истории и культуре своего народа, а также других народов;
Метапредметные результаты:
- Освоение учащимися универсальных способов деятельности, приметаемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета ««Основы буддийской культуры», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации .
Предметные результаты:
- Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- Осознание ценности человеческой жизни.
Содержание учебного предмета «Основы буддийской культуры»
- Россия - наша Родина. Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твое поколение. Чем богато наше Отечество. Что такое традиции и для чего они существуют.
- Культура и религия. Буддизм. Что такое культура. Что такое религия. Какие есть мировые религии. Что такое буддизм.
- Будда и его Учение. О том, как родился и рос Сиддхартха Гаутама. О том, как Сиддхартха узнал о страданиях. О том, почему Сиддхартха начал поиски пути избавления от страданий.
- Будда и его Учение. О том, как Сиддхартха Гаутама искал истину.О том, как Сиддхартха стал Буддой. О Четырех Благородных Истинах.Дерево Бодхи. Четыре Благородные Истины. Срединный (Благородный) Восьмеричный путь.
- Буддийские священные книги. Когда была создана священная книга «Трипитака»? Из каких частей состоит «Трипитака». О кратком содержании трех частей «Трипитаки».
- Буддийские священные книги. О священных книгах «Данджур и «Ганджур».
- Буддийская картина мира. Кто такой человек и его изначальная природа. От чего изменяется жизнь человека. О перерождении и законе кармы.
- Буддийская картина мира. О перерождении и законе кармы. Перерождение. Причина. Следствие.
- Добро и зло. О десяти благих деяниях. О десяти неблагих деяниях.
- Принцип ненасилия. О том, что буддизм говорит о ненасилии и доброте. Об «ахимсе» - принципе непричинения вреда всему живому.
- Любовь к человеку и ценность жизни. О ценности жизни человека с буддийской точки зрения. Ценность человеческой жизни. Святая Любовь. Святое Сострадание. Дже Цонкапа.
- Сострадание и милосердие. О милосердии и сострадании с буддийской точки зрения... Любовь. Милосердие .Сострадание. Далай Лама.
- Отношение к природе. О том, что Земля - это наш общий дом. Об отношении к природе в буддизме.
- Буддийские учители. О роли и значении буддийских Учителей России. Дамба-Даржа Заяев - первый Хамбо Лама России.Учитель Будда.
- Семья в буддийской культуре и ее ценности. О роли семьи в буддийской культуре, об обязанностях родителей и детей.
- Творческая работа учащихся.
- Обобщающий урок.
- Буддизм в России. Об основных направлениях буддизма. Об истории появления буддизма в России, его современном состоянии.
- Путь духовного совершенствования. Что Учение говорит о человеке и нравственности. Восемь принципов Восьмеричного Пути.
- Буддийское Учение о добродетелях. О чем говорится в «Шести парамитах». О добродетелях с точки зрения буддизма.
- Буддийское Учение о добродетелях.
- Буддийские символы. О символах в буддизме. О восьми благоприятных символах, их значения.
- Буддийские ритуалы и обряды. О том, что такое ритуал в буддизме. Что такое мантра. Что такое подношение.
- Буддийские святыни. О статуе «Сандаловый Будда» - величайшей святыне буддизма. Об уникальной книге «Атлас тибетской медицины».
- Священные буддийские сооружения. О видах и типах священных буддийских сооружений. О своеобразии и сакральном смысле священных буддийских сооружений. Ступ.
- Буддийский храм. О буддийском храме, о его назначении и характерных особенностях .О внутреннем убранстве и правилах поведения в буддийском храме.
- Буддийский календарь. Об особенностях буддийского календаря. Солнечный календарь. Лунный календарь.
- Праздники в буддийской культуре. О значении праздников в буддийской культуре. Об основных буддийских праздниках. О праздновании буддийского Нового года. Праздник Хурал Молебен.
- Искусство в буддийской культуре. О том, что такое буддийская икона. О древнем религиозном ритуале «Цам». О буддийских музыкальных инструментах. «Танка» Даммару Раковина (дун- гар) Цам.
- Любовь и уважение к Отечеству. Как правильно распорядиться полученными знаниями о нравственности. Что делает нас - разных людей - одним народом. Великая сила нравственности. Патриотизм. Народ.
- Творческая работа учащихся.
- Творческая работа учащихся.
33,34 Обобщающий урок.
Календарно-тематическое планирование курса
«Основы буддийской культуры»
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически | Коррекция | |
1 | Россия — наша Родина | 1 | ||||
2 | Культура и религия | 1 | ||||
3,4 | Будда и его учение | 2 | ||||
5,6 | Буддийский священный канон «Трипита- ка» | 2 | ||||
7,8 | Буддийская картина мира | 2 | ||||
9 | Добро и зло | 1 | ||||
10 | Принцип ненасилия | 1 | ||||
11 | Любовь к человеку и ценность жизни | 1 | ||||
12 | Сострадание и милосердие | 1 | ||||
13 | Отношение к природе | 1 | ||||
14 | Буддийские учители | 1 | ||||
15 | Семья в буддийской культуре и её ценности | 1 | ||||
16 | Творческие работы учащихся | 1 | ||||
17 | Обобщающий урок | 1 | ||||
18 | Буддизм в России | 1 | ||||
19 | Путь духовного совершенствования | 1 | ||||
20,21 | Буддийское учение о добродетелях | 2 | ||||
22 | Буддийские символы | 1 | ||||
23 | Буддийские ритуалы и обряды | 1 | ||||
24 | Буддийские святыни | 1 | ||||
25 | Буддийские священные сооружения | 1 | ||||
26 | Буддийский храм | 1 | ||||
27 | Буддийский календарь | 1 | ||||
28 | Буддийские праздники | 1 | ||||
29 | Искусство в буддийской культуре | 1 | ||||
30 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 | ||||
31,32 | Творческие работы учащихся. Сообщения учащихся по выбранной теме | 2 | ||||
33,34 | Обобщающий урок. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на осн...
рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур"
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Основы духовно-нравственной ...
Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"
Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур", ФГОС, 4 класс, изд-во "Просвещение"...
Рабочая программа по ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) для 4-ого класса
Рабочая программа по ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) для 4-ого класса...
Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы мировых религиозных культур» для обучающихся 4 ...
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль основы мировых религиозных культур)
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль основы мировых религиозных культур) УМК "Школа России"....
Рабочая программа курса ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена в соответствии с...