Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Богоутдинова Валентина Федоровна

Рабочая   программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»,  модуль  «Основы мировых религиозных культур»  для  обучающихся 4      класса    разработана  на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития  и воспитания личности  гражданина России,  авторской программы Данилюк Александра Ярославовича  «Основы религиозных культур и светской этики»,  планируемых результатов начального общего образования.   Модуль «Основы мировых религиозных культур» в  курсе «Основы религиозных культур и светской этики»  выбран на основе определения  образовательных, культурных и религиозных потребностей родителей (законных представителей) обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая   программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»,  модуль  «Основы мировых религиозных культур»  для  обучающихся 4      класса    разработана  на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития  и воспитания личности  гражданина России,  авторской программы Данилюк Александра Ярославовича  «Основы религиозных культур и светской этики»,  планируемых результатов начального общего образования.   Модуль «Основы мировых религиозных культур» в  курсе «Основы религиозных культур и светской этики»  выбран на основе определения  образовательных, культурных и религиозных потребностей родителей (законных представителей) обучающихся.

         

        Характеристика  учебного предмета

Изучение  курса  «Основы религиозных культур и светской этики»,  модуль  «Основы мировых религиозных культур»  направлено на достижение  цели:

  • формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений
  • формирование первичных представлений о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культур всех народов и народностей, наций и национальностей, живущих в нашей стране, людей разного вероисповедания, осознавая, что культура нашей страны является органической частью культуры мировой.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

        Основные  задачи курса:

  • знакомство учащихся с содержанием курса; формирование первичных представлений о религиозных культурах -знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных  культур;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  •  развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
  •  формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
  • Для решения воспитательных задач, задач идентификации и социализации, для эффективного усвоения и теоретической, и рефлексивной составляющих курса важно использование активных методов обучения, включение в уроки ролевых, организационно-деятельностных игр, проектной деятельности игровых методов обучения, поскольку психологи отмечают также некоторую «недоигранность», характерную для данного возраста. В случае, когда предмет преподается без оценки, крайне важна роль рефлексии, важно, чтобы ребенок понял, как оценивается его учебная деятельность в процессе изучения предмета.

         

В основу построения  уроков в рамках  курса  «Основы религиозных культур и светской этики»,  модуль  «Основы мировых религиозных культур» закладывается ряд методических принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества изучения  предмета:

  • диалогическое взаимодействие, которое подразумевает демократическое, субъективно-субъектное  построение учебного процесса;
  • приоритет личностного развития  обучающихся в интеллектуальной. духовно-нравственной жизни;
  • актуальность;
  • вариативность (возможность  выбора на уровне модуля  проблемы, вопроса, текста для анализа, способов  деятельности  и презентации образовательного результата);
  • опора на самостоятельность мышления обучающихся;
  • деятельностное обучение, создание коммуникативно-актиной образовательной среды, которая является  необходимым фактором актуализации и саморазвития личности;
  • соблюдение баланса между теоретическим материалом и текстами для эмпирического и творческого освоения;
  • органическое и последовательное  развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.

Формы и виды учебной деятельности  в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики»,  модуль  «Основы мировых религиозных культур» основываются на  различных методов  обучения: словесных, наглядных, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы. Изучаемый   материал выступает  в рамках курса выступает  как основа  для создания  учебной ситуации, которая проектируется учителем с учетом особенностей обучающихся класса, специфики предмета, меры сформированности действий обучающихся.

Формы контроля  и варианты его проведения:  индивидуальный (контроль учителем): устный опрос,  домашняя работа  (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая,  вариативная, эвристическая, творческая); взаимоконтроль, самоконтроль, тестирование, викторины, кроссворды. итоговой формой оценки деятельности обучающегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках урока.

        Место курса в учебном плане    На предмет  «Основы религиозных культур  и  светской этики»», модуль «Основы мировых религиозных культур»   в 4 классе   в учебном плане  отводится   34 часов ( 1 час   в неделю).

Ценностные ориентиры

В результате изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»,   модуль «Основы мировых религиозных культур» обучающиеся на ступени начального общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и  овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии  народов, культур и религий;
  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;
  • получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества,  научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека,   что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
  • примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Личностные,   метапредметные и предметные результаты  освоения   модуля «Основы светской этики» курса «Основы мировых религиозных культур»,

 

         Обучение по программе курса  «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы мировых религиозных культур»  направлено на достижение  следующих личностных, метапредметных и предметных результатов  освоения содержания.

        Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости  за свою Родину;
  • формирование  образа мира  как единого и целостного при разнообразии  культур, национальностей, религий, воспитание доверия  и уважения  к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности  за свои поступки на основе представлений о нравственных  нормах, социальной справедливости  и свободе;
  • развитие этических чувств  как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания  чувствам других людей;  развитие начальных форм  регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками  в различных социальных ситуациях, умений не создавать  конфликтов  и находить  выходы  из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

        Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять  цели и задачи  учебной деятельности, а также находить  средства её существования;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;  определять  наиболее эффективные способы достижения результата;   вносить соответствующие корректировки  в их выполнение  на основе оценки  и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха\неуспеха  учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств  и средств информационно-коммуникационных технологий для решения  различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение  навыками смыслового чтения текстов различных стилей и   жанров, осознанного построения речевых высказываний  в соответствии  с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий  и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника,  вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения   и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей  её достижения, умения договориться  о распределении ролей  в совместной деятельности; адекватно   оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

        Предметные результаты:

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • Осознание ценности человеческой жизни

Содержание программы  курса «Основы религиозных культур и светской этики»,  модуля  «Основы мировых религиозных культур»

Содержание программы

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.

Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов).

Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.

Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.

Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.

Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.

Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.

Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.

Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.

Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.

Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.

Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция  – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра). Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.

Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).

Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье. Долг, свобода, ответственность, труд.

Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).

Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.

  


Календарно-тематическое планирование  предмета  «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы мировых религиозных культур»

№п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности детей

Планируемые результаты

По плану

По факту

Предметные

Универсальные

Личностные

1  

 

 

Россия – наша  Родина.

УОНМ

Вести  учебный диалог: обсуждение проблемы, по чему  мы страну называем Отечеством,  почему граж данин государства должен знать культуру своей Родины. Составлять рису нок-схему понятий: «Мате риальный мир,  духовный мир, культурные тради- ции».

Высказывает предположе- ния о том, почему  мы страну называем Отечест- вом,  почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины. Находит  иллюстрации понятий: «Материальный мир,  духовный мир, культурные традиции»  

Строит предположения, анализирует,обобщает, сра внивает. Читает, наблю да ет. Составляет план пере сказа, пересказывает. При меняет правила ведения учебного диалога. Читает информацию, представлен ную в виде рисунка-схе мы. Осуществляет самоко нтроль выполнения учебной задачи.

Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране. Умеет сотрудничать в совмест- ном решении проблемы, искать информацию.

2

 

Культура и

религия.

 УОПУЗП

Читать и обсуждать текст Что такое? «Религия. Ритуал. Традиционные, национальные и мировые религии. Религии России. Культура. Влияние религии на культуру».

Знание связи   культуры и религии

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. 

3

 

Культура и религия

КУ

Урок изучения нового материала, учащиеся изучают связь религии с культурой, работа с текстом и иллюстрациями, беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы, подготовка творческой беседы с членами семьи

Знание связи   культуры и религии

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Установление

аналогий и причинно-следственных связей, построение рассужде ний, отнесение к известным понятиям.

4

 

Возникновение религий.

Древнейшие

верования

КУ

Осведомление в основах мировых религиозных культур

Умение  осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Возникновение религий.

Древнейшие

верования

5

 

Возникновение религий.

Религии

мира и их

основатели.

КУ

Осведомление в основах мировых религиозных культур

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Возникновение религий.

Религии

мира и их

основатели.

6

 

Священные

Книги  религий  мира: Веды,  Авеста,

Трипитака

КУ

Знание основных священных книг (Веды, Авеста, Трипитака), понимание их значения и места в мировой культуре.

Овладение готовностью слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку священных книг мира.        

Священные

Книги  религий  мира: Веды,  Авеста,

Трипитака

Развитие самостоятельнос ти и личной ответствен ности за свои поступки, в том числе в информацион ной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, со- циальной справедливости и свободе.

7

 

Священные

книга мира:

Тора,   Библия,

Коран

УОНМ

Знание основных священных книг (Тора, Библия, Коран), понимание их значения и места в мировой культуре.

Овладение готовностью слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку священных книг мира.        

Развитие  

элементарных представлений о религиозной картине мира

Знание основных священных книг (Тора, Библия, Коран), понимание их значения и места в мировой культуре.

8

 

Хранители

предания в религиях

мир

КУ

Формирование пони-

мание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества

Овладение умением построения          рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Формирование

 первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

Хранители

предания в религиях

мир

9

 

Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния

КУ

Знание

 основных норм светской и религиозной морали, понимание их значения в

выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

Установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.        

Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных

состояний; представления о душевной и

физической красоте человека.

Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния

10

 

Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

КУ

Знание     духовно-нравственных понятий (добро, зло, грех, раскаяние, покаяние и др.)

Установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствами других людей.

Знание     духовно-нравственных понятий (добро, зло, грех, раскаяние, покаяние и др.)

11

 

Человек в

религиозных традициях

мира

КУ

Знание  основных норм светской и религиозной морали, понимание их значения

в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных

Человек в

религиозных традициях

мира

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе.  Слушает и слышит  собе- седника, ведёт и поддер живает  диалог, аргументи ровано отстаивает собст венное мнение.

12

 

Священные

сооружения.

КУ

Формирование первоначальных представлений о

священных сооружениях,  их роли в культуре, истории и современности России.

Овладение готовностью слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку священных сооружений  мира.        

Развитие

доброжелательности и эмоцио нально-нравственной отзывчивости

Священные

сооружения.

13

 

Священные

сооружения

КУ

Формирование первоначальных представлений о

священных сооружениях,  их роли в культуре, истории и современности России.

Овладение готовностью слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку священных сооружений  мира.        

Развитие

доброжелательности и эмоцио нально-нравственной отзывчивости

Священные

сооружения

14

 

Искусство в

религиозной

культуре

КУ

 Представление о религиозной картине мира в истории и культуре нашей страны

 

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

умение осуществлять

информационный поиск для выполнения

 учебных заданий.        

Формирование представления о возможном

негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы.

 Представление о религиозной картине мира в истории и культуре нашей страны

 

15

 

Искусство в

религиозной

культуре

КУ

 Представление о религиозной картине мира в истории и культуре нашей страны

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения; умение осуществлять

информационный поиск для выполнения

 учебных заданий.        

Формирование представления о возможном негатив ном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы.

 Представление о религиозной картине мира в истории и культуре нашей страны

16

 

Творческие

работы

учащихся

УОиСЗ

Определение наиболее эффективных способов достижения результата        

Овладение готовностью слушать собеседника и вести диалог;  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками при распределении ролей в совместной работе

Творческие

работы

учащихся

17

 

Подведение  итогов

УОиСЗ

Подведение предваритель ных итогов курса.

Готовит и защищает тему творческой работы.

Умеет с достаточной пол нотой и точностью выра жать свои мысли в соот ветствии с задачами и усло виями коммуникации. Вес ти беседу. Формулировать вопросы по  услышанно му.

Адекватно оценивает резу льтаты своей деятельно сти. Предвидит результаты своей деятельности. Нахо дит нужную информацию. Доводит работу до конца.

18

 

История религии

России

КУ

 Представление о национальных героях и важнейших событиях истории России

        

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения; умение осуществлять

информационный поиск для выполнения

 учебных заданий.        

Формирование представления о возможном

 негативном влиянии на

морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы.

 Представление о национальных героях и важнейших событиях истории России

        

19

 

Религии

России

КУ

 Представление об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности

        

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения; умение осуществлять

информационный поиск для выполнения

 учебных заданий.        

Формирование представления о возможном

негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы.

 Представление об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности

        

20

 

Религиозные

ритуалы.

Обычаи о

обряды.

КУ

Знание культурных и религиозных традиций многонационального народа России

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных        стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний.

Самостоятельно формули- рует цель урока после предварительного обсужде ния. Приобретает новые знания в процессе наблю- дений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполняет проб- ные поисковые упражне- ния.

Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совмест ном решении проблемы, искать нужную информа цию, перерабатывать её. Оценивать поступки, явле ния, события с точки зре ния собственных ощуще ний, соотносить их с обще принятыми нормами и ценностями.

21

 

Религиозные

ритуалы.

Обычаи о

обряды.

КУ

Знание культурных и религиозных традиций многонационального народа России

Читает, делает  выводы на основе прочитанного. Уме ет вести беседу. Применя ет правила общения. Работает в группах. Участвует в обсуждении пословиц. Моделирует ситуации, раскрывающие поведение человека среди людей.

Выполняет интеллектуаль ные действия: анализ, уста новление причинно-следст венных связей, аргумен- тация суждений, оформле- ние вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуа- ций, самооценка  отноше- ния к окружающим лю- дям.

Успешно осуществляет взаимодействие с участни ками  учебной деятельно сти. Понимает личное за труднение и обращается за помощью к учителю. Осо знает необходимость  испо льзования знаний по теме урока для принятия само стоятельного решения и морального выбора.

22

22

Паломничества и святыни

КУ

Знание  о паломничестве и паломниках

Работает в парах. Приме- няет правила общения.  Пересказывает и делает выводы о прочитанном. Умеет вести беседу.

Выполняет интеллектуаль- ные действия: анализ, уста новление причинно-следст венных связей, аргумента ция суждений, оформле ние вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуа ций, самооценка отноше- ния к окружающим людям.

Использует информацию для решения учебных  и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собесе дника, ведет и поддержи вает диалог, аргументиро- ванно отстаивает собст- венное мнение.

23

 

Праздники и календари

КУ

Знание, понимание и принятие личностью ценностей.

Находит в статье учебника ответы на поставленные вопросы. Участвует в учебном диалоге. Высказывает и  отстаивает свою точку зрения.

Умеет с достаточной пол- нотой и точностью выра- жать свои мысли  в соотве- тствии с задачами и усло виями коммуникации.

Развитие умения не созда- вать конфликтов и нахо- дить выходы из спорных ситуаций. Готовность  ис- пользовать получаемую подготовку в учебной дея- тельности при решении практических задач, воз никающих в повседневной жизни.

24

 

Нравственные идеалы

КУ

Знание, понимание и принятие личностью ценностей.

Знание, понимание и принятие личностью ценностей

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

Формирование уважения культурных и религиозных традиций многонационального народа России

25

 

Религия и

мораль.

Нравственные заповеди в религиях

мира

КУ

Знакомство с

 основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения

 в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

Овладение готовностью слушать собеседника и вести диалог;  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

Формирование

 первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совмест ном решении проблемы, искать нужную информа цию, перерабатывать её. Оценивать поступки, явле ния, события с точки зре ния собственных ощуще ний, соотносить их с обще принятыми нормами и ценностями.

26

 

Религия и

мораль.

Нравственные заповеди в  религиях мира

КУ

Знакомство с

 основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения

 в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

Изложение своего

 мнения и аргументации своей точки зрения и оценки событий.

Понимание значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совмест ном решении проблемы, искать нужную информа цию, перерабатывать её. Оценивать поступки, явле ния, события с точки зре ния собственных ощуще ний, соотносить их с обще принятыми нормами и ценностями.

27

 

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

КУ

Знание, понимание и принятие личностью ценностей.

Изложение своего

 мнения и аргументации своей точки зрения и оценки событий;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

Развитие

доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости,

понимания и сопереживания чувствам других людей.

Успешно осуществляет учеб- ную деятельность. Исполь- зует информацию для реше- ния учебных и практических задач. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю.   Стремится  иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

28

 

Семья

КУ

Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Развитие

доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости,

понимания и сопереживания чувствам других людей.

Сотрудничает в совмест ном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предвидит резуль- тат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог.

29

 

Долг, свобода, ответственность, труд

КУ

Осуществлять поиск необхо- димой информации для выполнения заданий. Анали зировать жизненные ситуа- ции, выбирать нравственные формы поведения, сопостав ляя их с нормами разных культурных традиций. Толе- рантное отношение  к пред ставителям разных мировоз зрений культурных традиций.

Фиксирует условия успеш- ной коммуникативной дея- тельности людей. Осозна- ет необходимость толера- нтного отношения к окру- жающим людям.

Выполняет  рефлексивные действия: оценка жизнен- ных ситуаций, событий, художественных произве- дений. Свертывает инфор- ма цию (памятка).

Сотрудничает в совмест ном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предвидит резуль- тат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог.

30

 

Любовь и

уважение к

Отечеству.

КУ

Прочитать статью «Лю- бовь и уважение к Отечес- тву». Сделать вывод: в чём ценность любви и в чём заключается её проявление к Родине. Учиться толеран тному отношению к пред ставителям разных миро- воззрений  и культурных традиций.

Читает текст и делает вывод, что любовь к Роди- не – это  служение на бла- го людей, на благо Роди- ны. Осознает   чувство  гордости, любви к Отечеству, их значимость в жизни каждого человека.  

Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Понимает осо бую роль  многонациональ ной  России в развитии общемировой  культуры. Умеет соотносить инфор мацию с  имеющимися знаниями.

 Понимает роль человека в обществе. Понимает осо- бую роль многонациональ- ной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране.

31

 

Подготовка творческих проектов.

УОиСЗ

Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания

Определение наиболее эффективных способов достижения результата        

Овладение готовностью слушать собеседника и вести диалог;  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками при распределении ролей в совместной работе

32

 

Подготовка творческих проектов.

УОиСЗ

Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания

Определение наиболее эффективных способов достижения результата        

Выполняет  интеллектуаль ные действия: анализ, установление причинно-следственных и времен ных связей; обобщение. Составляет рассказ-повес твование.

Успешно осуществляет взаимодействие с участни ками учебной деятельно сти. Предвидит результат своей деятельности. Пони мает личное затруднение и обращается за помощью к учителю.

33

 

Презентация творческих проектов.

УОиСЗ

Подведение   итогов курса.

Участвует в диспутах: учится слушать собесед- ника и излагать своё мнение.

Готовит и защищает тему творческой работы.

Умеет слушать и призна- вать возможность  сущест- вования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. Излагать свое мнение и аргументировать свою точ ку зрения и оценку событ ий.

Самостоятельно мотивиру ет свою деятельность, опре деляет цель работы (зада ния) и выделяет её этапы. Уважительно относится к людям труда, к своей стра не. Умеет соотносить ин формацию с имеющимися знаниями.

34

 

Презентация творческих проектов.

УОиСЗ

Подведение   итогов курса.

Участвует в диспутах: учится слушать собесед- ника и излагать своё мнение.

Готовит и защищает тему творческой работы.

Обобщает знания, понятия  и представления о ценност но-смысловых мировоз зренческих основах, обе- спечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры.

Умеет соотносить инфор мацию с имеющимися зна ниями. Ведет и поддер живает диалог, аргументированно отстаивает собст венное мнение. Самостоя тельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы.


Материально-техническое обеспечение программы  курса  «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Примечание

Книгопечатная продукция

 А. Я. Данилюк .  Программы   «Основы религиозных культур и Светкой этики». М. «Просвещение», 2012

Учебники:

 Основы мировых религиозных культур. Учебник.  4  класса.- М. Просвещение, 2013.

Рабочие тетради

 Основы мировых религиозных культур. Рабочая тетрадь. 4  класса.    .- М. Просвещение, 2013.

 В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его усвоения, представлены содержание  обучения, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

В учебнике представлен материал, соответствующий программе и позволяющий сформировать у младших школьников систему  знаний,   направленных на формирование и последовательную отработку универсальных учебных действий.. Многие задания содержат ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать ход и результаты собственной деятельности.

Рабочие тетради предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлена система разнообразных заданий для закрепления подученных знаний и отработки универсальных учебных действий. Задания в тетрадях приведены  в полном соответствии  с содержанием учебника.

Печатные пособий

 Картографические издания

 Иллюстративные материалы

  .

Технические средства обучения

Мультимедийный проектор

Экспозиционный экран

Компьютер

Сканер

Принтер лазерный

Документкамера  

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронное пособие  к учебнику «Основы мировых религиозных культур», 4 класс

(диск CD-ROM)

Мультимедийные презентации,  тематически связанные с содержанием курса

 

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Ученические столы, стулья

Учительский стол

Шкафы для хранения  дидактического материала

настенные доски для вывешивания иллюстративного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики"

Рабочая программа по модулям " Основы мировых религиозных культур" и "Основы светской этики"...

Рабочая программа по ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. 4 класс

Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 классБеглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. и др...

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 4-5 классов

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур"  4-5 класс...

Рабочая программа по ОРКСЭ («Основы мировых религиозных культур») для 4 класса УМК "Школа России"

Рабочая программа по ОРКСЭ ("Основы мировых религиозных культур") для 4 класса УМК "Школа России"...

Рабочая программа учебного предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики» для 3 класса (КРО).

Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Основы светской этики» автора М.Т. Студеникина; Москва «Русское слово» 2015г. ...

Рабочая программа курса ОРКиСЭ "Основы мировых религиозных культур" 4 класс

В данной методической разработке рассматривается рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур" для 4 класса....