«Милосердие и сострадание»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Урок по теме "Милосердие и сострадание" проводится в 4 классе по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Он способствует не только раскрытию содержания понятий "милосердие" и "сострадание", но и даёт возможность закрепить ранее изученный материал по христианству: долг, любовь, мораль, ответственность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
miloserdie_i_sostradanie.docx | 243.22 КБ |
miloserdie_i_sostradanie_prezent.pptx | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
ТАЙМЫРСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕНИЕ
«ДИКСОНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
______________ «Милосердие и сострадание»____________
Тема методической разработки
Разработчик:
Хомяченко Елена Александровна,
учитель начальных классов
ТМК ОУ «Диксонская средняя школа»
2023 г.
Аннотация
Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Он способствует не только раскрытию содержания понятий милосердие и сострадание, но и даёт возможность закрепить ранее изученные материалы по христианству: долг, любовь, мораль, ответственность.
Часто ли в нашей жизни звучит слово милосердие? К сожалению, не очень. Поэтому и смысл его, порой, не совсем ясен маленькому ребенку. Именно поэтому урок начинается с толкования этого слова, а также с объяснения того, что значит сострадание к людям.
Методическая разработка урока по теме «Милосердие и сострадание» составлена в соответствие с требованиям ФГОС; применены разнообразные методы и формы обучения, в том числе интерактивные, которые способствуют формированию УУД у учащихся.
Презентация на тему «Милосердие и сострадание» знакомит младших школьников с лучшими качествами человека, способностью к сопереживанию и адекватному проявлению своих чувств; формировать понятие, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.
Тема | Милосердие и сострадание |
Направление урока | Общекультурное направление. Духовное и нравственное воспитание. |
Место проведения | Кабинет класса |
Форма организации урока | урок по предмету ОРКСЭ |
Виды организации урока | Технология этической беседы |
Возраст участников | 10-11 лет |
Педагогическая цель: | создать условия для формирования мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «сострадание», «милосердие» |
Задачи: | Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слов «милосердие», «сострадание»; научить понимать христианское значение слов «милостыня», «ближний»; формировать знания о том, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям; Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; формировать понимание, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности. Воспитывающая: воспитывать уважительное, внимательное отношение к людям, природе; развивать навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способность к сопереживанию и адекватному проявлению своих чувств; формировать понятие, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются. |
Методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесный, практический, творческий, проблемный, частично-поисковый. |
Личностные результаты | развитие первоначальных представлений о человеке как части общества, о правах и ответственности человека перед окружающими: достоинству и правам своим и других людей; способности к проявлению взаимопомощи, конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений; предпочтений в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических норм. |
Универсальные | Метапредметные – формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватного использования речевых средств, выполнять разные типы учебных заданий (работа с текстом, логические задания, творческие задания). Коммуникативные умения - слушать и вступать в диалог; участвовать в групповом обсуждении вопросов; организовывать работу членов группы, корректировать и оценивать их действия; оформлять свою мысль в письменной и устой речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание. Предметные умения - получать возможность понимать, что нравственное развитие человека предполагает собственные усилия; стремиться к саморазвитию, совершенствованию качеств личности; проявлять готовность отвечать за свои поступки, изменять себя; оценивать свои и чужие поступки с позиций социальных правил и нравственных норм; объяснять значение слов «милосердие», «сострадание»; проявлять доверие к другим людям, готовность сотрудничать. |
Образовательные ресурсы |
|
Оборудование |
|
Ход урока:
Структурные компоненты этического диалога | Смысловые характеристики структурных компонентов этического диалога | ||||||||||
I. Организационный момент Эмоциональный настрой к уроку. | -Доброе утро, мои дорогие! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки и пожелания на предстоящий урок. Приветствие “Здравствуйте!” Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
| ||||||||||
II. Мотивация учебной деятельности | Чтобы определить тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам прослушать стихотворение. (Стихотворение читает учитель) Маленький мальчик стоял у витрины Мальчик не смело вошёл и с порога Он потихоньку извлёк всё, что было, «Дяденька, можно хотя бы глазочком И продавец, не спеша, открывает Хочет успеть за друзьями своими, Мальчика словно водой окатили, Но через силу, с огромным волненьем, А продавец, посмотрев с изумленьем, Но если ты хочешь, котёнка хромого Мальчик ответил серьёзно и строго: Стоит он так же, как стоят другие, Это сказав, он неловко нагнулся, Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу… «Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы? Андрей Дементьев - Поделитесь своими мыслями о стихотворении. Чем вам оно понравилось? -Какой поступок хотел совершить мальчик? Как вы думаете, почему он так хотел поступить? Приём «Ассоциативный куст» - Предположите, какие чувства им овладели? на доске сострадание сочувствие доброта милосердие -Как к намерению мальчика отнёсся продавец котят? - Какими словами можно охарактеризовать мальчика? - Кто догадался, какова тема нашего урока? (Милосердие, сострадание) | ||||||||||
III. Сообщение темы и задач урока | - Сегодня мы с вами постараемся понять: что такое милосердие и что такое сострадание? Как проявляется милосердие, и кто в нём нуждается? | ||||||||||
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала 1.Осмысление понятия «Сострадание» Технология «Словарик» Проблемно-диалоговая технология 1.Осмысление понятия «Милосердие» Технология «Словарик» | - Какие чувства возникли в вашем сердце, при прослушивании стихотворения? (Сострадание, сопереживание, жалость к несчастному котёнку). - Что захотелось сделать? а) Работа со словарем: новый понятийный аппарат: сострадание - Как вы понимаете слово СОСТРАДАНИЕ? (жалость, помощь нуждающемуся) Сострадание - способность переживать боль другого человека, как собственную. - И надо помнить о том, как важно порой людям наше участие в их судьбе. - Преподобный Паисий Афонский говорил: «В сострадании сокрыта любовь такой силы, что она больше обычной любви. Если ты сострадаешь другому, то начинаешь любить его сильнее…» - Человек, который сострадает, какие поступки совершает? (добрые поступки). б) Работа в парах: “Собери пословицу”. - Народ сложил много пословиц, поговорок о добрых поступках и делах. Давайте вспомним некоторые из них. -У вас на столах лежат листочки, где в таблицах написаны половинки пословиц. В течение нескольких минут вам нужно собрать пословицы, соединив их стрелкой.
- Как вы понимаете значение этих пословиц? (ответы детей) - А какие пословицы о добре и добрых делах вы ещё знаете? (с добрым жить всегда – просто; сделаешь худо – не жди добра; добрый человек - добру учит, за добро - добром и платят и т.д.). - «ПОКА ЖИВЁШЬ, ТВОРИ ДОБРО, ЛИШЬ ПУТЬ ДОБРА - СПАСЕНИЕ ДУШИ» - так гласит народная мудрость. в) Работа по учебнику с.110. Чтение текста учащимися «цепочкой» с110-111. Заспорили как-то четвероклассники. Петя сказал: —Я человек добрый и могу помочь любому, только делать это по мелочам не хочу. Вот если случится беда серьёзная, тогда я… Олег возразил Пете: —Ты милосердие на весах будешь взвешивать? Как определишь, нужна твоя помощь или нет? Петя возмущается: —Так что же, я пустяками должен заниматься? Старушку через дорогу переводить? Или сумку ей нести? Не согласен! Доброта должна быть большая и серьёзная… Услышал спор ребят дедушка Олега и высказал своё мнение: —Доброе отношение к человеку начинается с малого: приглашения разделить хлеб-соль (в народе говорили: «Милости просим к нашему столу. Чем богаты, тем и рады»), принять участие в семейном торжестве («Гость доволен — хозяин рад»), помочь в трудную минуту («Разделю беду на двоих, будет полбеды»). - Выскажем своё мнение: кто из героев этой истории прав? -Как, одним словом Олег назвал помощь человеку? (Милосердие) г) Работа со словарем: новый понятийный аппарат: милосердие. -Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. - Как вы понимаете слово МИЛОСЕРДИЕ? (помощь людям, жалость, милое сердце) «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия» С.И. Ожегов - Святейший Патриарх Московский и всея Руси митрополит Кирилл сказал: « Дела милосердные делают нашу душу ЖИВОЙ … » - Как вы понимаете это выражение - живая душа? (Она отзывается на радость и боль окружающих) - Правильно. Проявляя милосердие, человек совершает действия, которые несут облегчение другому человеку. - Быть милосердным – значит жить в радости. Можно искать радости во внешнем – играть, ходить в кино, лакомиться сладостями, но, как вы думаете, надолго ли такая радость остается в нашем сердце? (Дети отвечают) - Такая внешняя радость быстро проходит, она не поселяется в нашем сердце. А когда бескорыстно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет остается в твоем сердце навсегда. И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце. д) Работа в группах. - Найдите синонимы и антонимы к слову милосердие. (1-группа – пишет синонимы, 2 группа – антонимы.) Синонимы - сердобольность, милостивость, сопереживание, сочувствие, жалость, сострадание, доброта. Антонимы - жестокость, равнодушие, злонамеренность, враждебность, насилие. -Обратите внимание на слова: сопереживание, сочувствие, сострадание. Что в них общего? Что означает приставка со-? (Приставка со- в данных словах означает вместе переживать, чувствовать, страдать) | ||||||||||
V. Закрепление изученного материала Технология критического мышления: приём «Мозговой штурм» Технология «Словарик» Технология сотрудничества Технология «Словарик» Приём «Обучая - учусь» | -Часто ли вы сталкиваетесь с проявлением милосердия в жизни, например на улице? (Ответы детей) -Какие это были ситуации? (Ответы детей) -Были ситуации, когда вы проявили милосердие? (Ответы детей) - МИЛОСЕРДИЕ – это одна из важнейших христианских добродетелей. - Однажды Спасителя спросили, а какая самая главная заповедь? - Как вы думаете, что ответил Иисус Христос? (Ответы детей) - Он сказал: «Возлюби Господа твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, а ближнего твоего возлюби, как самого себя.» - Его спросили: «А как узнать, кто есть ближний?» - Как бы вы ответили на этот вопрос? (Ответы детей) а) Работа с текстом с.113 -Чтобы проверить правильность ваших ответов, я предлагаю вам прочесть текст «Кто есть ближний». «Кто есть ближний?» Иисус Христос учил: «Возлюби ближнего как самого себя». Его спросили: «А как узнать, кто есть ближний?» В ответ Иисус рассказал притчу. Шёл человек из одного города в другой и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, побили и ушли, оставив едва живым. Мимо прошёл один путник и не помог человеку из своего племени. Затем прошёл второй и тоже не оказал помощи соплеменнику. И только третий путник, оказавшийся из другого племени, увидев раненого, сжалился и перевязал ему раны. Он посадил его на осла, привёз в гостиницу и попросил позаботиться о нём. Мораль этой притчи такова: ближним может быть не тот, кто находится рядом с тобой, а тот, кто, даже не зная тебя, придёт на помощь. - Сделаем вывод: кого мы называем ближним? (Ответы детей) б) Работа со словарем: новый понятийный аппарат: ближний. - Ближний - это тот, кто нуждается в помощи. - Кто, по-вашему мнению, такой добрый самарянин? - Почему Иисус назвал ближним человека из другого племени? Какое качество осуждается в притче, а какое одобряется? (Ответы детей) в) Работа в группах. Задания для групп: найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации. 1. Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками. 2. Вы нашли у своего дома маленького котенка. 3. Девочку из первого класса толкнул старшеклассник. Она стукнулась о стену и больно ударила руку. Девочка присела около стены и заплакала. Вы идете мимо и видите плачущую девочку. Ваши действия? 4. Зимой бывает скользко. Вы идете по улице. Перед вами идет бабушка и вдруг она падает. Ваши действия? -Выслушивание и обсуждение ответов групп. б) Работа со словарем: новый понятийный аппарат: милостыня и подаяние. -Кто мне скажет, что такое милостыня? (Ответы детей) - Милостыня - то, что подается нищему, подаяние. Второе её название -подаяние - добровольная раздача (пожертвование) своих денег, продуктов питания, одежды, различных бытовых предметов и других ценностей, а также иная помощь другим людям, как правило, нуждающимся (нищим или бедным). - Иисус Христос учил: «Всякому просящему у тебя – дай». Но это должно быть волей сердца. Если у тебя нет денег, то молитва за этого человека – это тоже милостыня. Подавший милостыню, умножил количество добра в мире. Он принес добро самому себе. От этого его душа стала светлее. Однажды Иисус Христос сидел около храма и смотрел, как люди кладут деньги в кружку. Многие богатые оставляли очень много денег. Но Христос обратил внимание не на них, а на бедную вдову, которая принесла всего две мелкие монеты. Христос сказал, что бедная вдова положила больше всех – потому, что она отдала все, что у неё было, и сделала это от чистого сердца. - Но у детей ещё денег нет. Как вы думаете, что может пожертвовать ребенок? (Ответы детей) - Ребенок может пропустить любимый мультик и навестить больного товарища, хотя бы позвонить ему; или например, помыть полы в своей комнате. Можно уделить внимание старенькой бабушке: расспросить, как она себя чувствует, какое у неё сегодня настроение… Пожилым людям очень не хватает внимания. -Скажите, а кто больше получает от милостыни, тот, кто дает или тот, кто получает? (Ответы детей) - Милосердное сердце надо воспитывать. Как спортсмены тренируют тело, так и нам с вами надо закалять свою душу. - Я хочу вам показать фото одного ордена (фото Ордена Милосердия и исцеления) - Что это за Орден? (орден «ЗА МИЛОСЕРДИЕ И ИСЦЕЛЕНИЕ») - История этой награды в нашей стране началась 26 апреля 1997 года. Инициатором учреждения данной награды выступило «Российское медицинское общество». К такой высокой награде представляются люди, сделавшие поистине неоценимый вклад в отечественное здравоохранение. Медаль «За благотворительность и милосердие» учреждена решением комиссии по общественным медалям и памятным знакам 30 ноября 2016 года. в) Работа с текстом в группах (1-й группе даётся текст об Илье Ильиче Мечникове и таблица, 2-й группе – о Кирилле Белозёрском и таблица) - Я предлагаю каждой группе текст. Вы должны прочитав его, заполнить таблицу и выступить с полученным исследованием. (На работу даётся пять минут. После заполнения таблицы, один из участников группы зачитывает полученную информацию.) Тексты и таблицы см. Приложение 2. Текст 1-й группы Многие века страдали люди от страшной болезни — холеры. Когда она приходила в сёла, вымирали тысячи и тысячи людей. Врачи искали лекарство от этой напасти. В XIX веке жил и работал в России Илья Ильич Мечников — учёный, который искал ответ на вопрос «Как организм может защищать себя от болезней?». Учёный хотел найти защиту от холеры и туберкулёза — неизлечимых в то время болезней. Мечников ставил эксперименты на себе: заражал себя болезнетворными бактериями и вёл дневники своего самочувствия. Это было очень опасно, эксперимент мог закончиться трагически, но это не останавливало учёного. Текст 2-й группы «Кирилл Белозерский» В северных краях России есть Белое озеро. Местность вокруг озера красивая: холмы, покрытые лесом, заливные луга. Здесь в XIV веке был построен монастырь. В честь его основателя носит он название Кирилло-Белозерский. Славился игумен монастыря Кирилл Белозерский доброй душой и открытым сердцем. В неурожайные годы, во время эпидемий страшных болезней шёл простой люд в обитель, прося помощи. Никого не оставлял Кирилл без участия: накормит, даст ночлег, помолится о здоровье. Из века в век в здешних местах люди рассказывают о чудесных деяниях Кирилла. Разыгралась как-то на Белом озере буря: сверкала молния, гремел гром, шёл страшный ливень. Огромная волна перевернула лодку монахов-рыбаков, и они начали тонуть. Позвали игумена Кирилла. Выбежал Кирилл на берег, держа в руках большой крест, перекрестил озеро, стала стихать буря. Спасли монахов-рыбаков. Святой крест в руках доброго игумена успокоил стихию. - Скажите мне, пожалуйста, профессии каких людей вы бы назвали милосердным? (Волонтёры, спасатели, врачи, медсёстры, священнослужители, сёстры милосердия в монастырях, бескорыстно стремящиеся помочь человеку в беде и болезни, печали и несчастии) - Молодцы! Милосердие всегда было основной чертой нашего народа. В XIX - начале XX вв. огромные средства расходовались на дела милосердия. В России женщин, ухаживающих за больными и ранеными, называли сёстрами милосердия. Они помогали врачам во время операций, выхаживали раненых. Среди сестёр милосердия было немало знатных женщин. В годы Первой мировой войны (1914–1918) помощь раненым оказывали и представительницы царского дома Романовых, дочери Николая II, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители Дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность. - Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что на слайдах презентации присутствует цветок ромашка? Это не случайно. Белая ромашка более 100 лет назад стала символом добра и милосердия. По решению Николая II с весны 1911 года в империи стали проводить благотворительный праздник-акцию «День белого цветка», целью которого первоначально был сбор средств в помощь больным туберкулезом. Добровольцы раздавали букеты ромашек на улицах многих городов, а взамен принимали пожертвования любой величины, даже самой мизерной. В конце 1990-х годов ромашковая благотворительная акция начала возрождаться и постепенно снова стала распространяться по России. Один из организаторов этого события и продолжатель старой традиции - Марфо-Мариинская обитель милосердия, основанная сестрой последней российской императрицы великой княгиней Елизаветой Федоровной Романовой. - А нужно ли милосердие сегодня? (Ответы детей) -Сейчас многие стали жить по принципу: Люби себя, плевать на всех! Может, чувство сострадания и милосердия уходит, умирает сегодня? Почему? (Ответы ребят) -Давайте представим, что все будут жить по такому принципу? Что будет? (Ответы ребят) - К счастью, традиции милосердного служения людям продолжают благотворительные фонды:
- Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным. - Ребята, как вы думаете, люди, создающие благотворительные фонды, какими качествами обладают? (Ответы детей?) | ||||||||||
VI. Рефлексия Приём «Дерево милых сердец» | - Над чем заставил задуматься наш урок каждого из нас? (Ответы детей) - Давайте подведём итоги нашей беседы. Закончите предложения: 1) В сострадании и милосердии нуждаются …………(все те, кто попал в беду). 2) Близкими нам являются ……….(все те, кто нуждаются в нашей помощи). 3) Милосердие не выбирает людей по ………(по вере, национальности). 4) Каждый человек обязан быть милосердным, потому что …(милосердие - это творить добро, жалеть, помогать, сочувствовать). - По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. В жизни каждого из нас случаются ситуации, которые можно назвать моментом истины. Наблюдать, сопереживать, сочувствовать? Или пройти мимо… Решение, принятое за секунду, становится определяющим. Именно в этот момент мы проходим экзамен на человечность, именно тогда раскрывается наша сущность. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф.7:12) - Я искренне надеюсь, что сегодняшний день оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее. «Дерево милых сердец» -У каждого на столах лежат сердечки, я предлагаю вам записать добрый поступок, сделанный вами, и украсить им наше дерево. - Ребята, пусть для вас девизом будут слова святителя Иоанна Златоуста: «Человек более всего должен учиться милосердию. Кто не имеет милосердия, тот перестает быть человеком». | ||||||||||
VI. Домашнее задание |
|
Приложение 1.
Добро желаешь | поживут люди для тебя |
Добро творить | на добрые дела |
Живи для людей | а зло забывай |
Жизнь дана | добро делай |
Добро помни, | себя веселить |
Добро желаешь | поживут люди для тебя |
Добро творить | на добрые дела |
Живи для людей | а зло забывай |
Жизнь дана | добро делай |
Добро помни, | себя веселить |
Добро желаешь | поживут люди для тебя |
Добро творить | на добрые дела |
Живи для людей | а зло забывай |
Жизнь дана | добро делай |
Добро помни, | себя веселить |
Добро желаешь | поживут люди для тебя |
Добро творить | на добрые дела |
Живи для людей | а зло забывай |
Жизнь дана | добро делай |
Добро помни, | себя веселить |
Приложение 2.
Задания для групп: найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.
1. Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками.
2. Вы нашли у своего дома маленького котенка.
3. Девочку из первого класса толкнул старшеклассник. Она стукнулась о стену и больно ударила руку. Девочка присела около стены и заплакала. Вы идете мимо и видите плачущую девочку. Ваши действия?
4. Зимой бывает скользко. Вы идете по улице. Перед вами идет бабушка и вдруг она падает. Ваши действия?
Задания для групп: найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.
1. Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками.
2. Вы нашли у своего дома маленького котенка.
3. Девочку из первого класса толкнул старшеклассник. Она стукнулась о стену и больно ударила руку. Девочка присела около стены и заплакала. Вы идете мимо и видите плачущую девочку. Ваши действия?
4. Зимой бывает скользко. Вы идете по улице. Перед вами идет бабушка и вдруг она падает. Ваши действия?
Приложение 3.
Текст 1-й группы
Многие века страдали люди от страшной болезни — холеры. Когда она приходила в сёла, вымирали тысячи и тысячи людей. Врачи искали лекарство от этой напасти.
В XIX веке жил и работал в России Илья Ильич Мечников — учёный, который искал ответ на вопрос «Как организм может защищать себя от болезней?». Учёный хотел найти защиту от холеры и туберкулёза — неизлечимых в то время болезней. Мечников ставил эксперименты на себе: заражал себя болезнетворными бактериями и вёл дневники своего самочувствия. Это было очень опасно, эксперимент мог закончиться трагически, но это не останавливало учёного.
№ | От какой болезни умирали тысячи людей? | В каком веке жил и работал Илья Ильич Мечников? | Над каким вопросом он работал? | Выскажите своё мнение: зачем учёный рисковал своей жизнью? |
1. | ||||
Текст 2-й группы «Кирилл Белозерский»
В северных краях России есть Белое озеро. Местность вокруг озера красивая: холмы, покрытые лесом, заливные луга. Здесь в XIV веке был построен монастырь. В честь его основателя носит он название Кирилло-Белозерский.
Славился игумен монастыря Кирилл Белозерский доброй душой и открытым сердцем. В неурожайные годы, во время эпидемий страшных болезней шёл простой люд в обитель, прося помощи. Никого не оставлял Кирилл без участия: накормит, даст ночлег, помолится о здоровье.
Из века в век в здешних местах люди рассказывают о чудесных деяниях Кирилла.
Разыгралась как-то на Белом озере буря: сверкала молния, гремел гром, шёл страшный ливень. Огромная волна перевернула лодку монахов-рыбаков, и они начали тонуть. Позвали игумена Кирилла. Выбежал Кирилл на берег, держа в руках большой крест, перекрестил озеро, стала стихать буря. Спасли монахов-рыбаков. Святой крест в руках доброго игумена успокоил стихию.
№ | В каком веке и где был построен монастырь? | Какими качествами обладал Кирилл? | Какое чудо сотворил игумен? | Выскажите своё мнение: любой ли человек должен проявлять сострадание, помогать людям? |
1. | ||||
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как вы понимаете слово СОСТРАДАНИЕ? Сострадание - способность переживать боль другого человека, как собственную.
“Собери пословицу” Добро желаешь поживут люди для тебя Добро творить на добрые дела Живи для людей а зло забывай Жизнь дана добро делай Добро помни, себя веселить
Как вы понимаете слово МИЛОСЕРДИЕ? «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия» .
Найдите синонимы и антонимы к слову милосердие синонимы антонимы 1 группа 2 группа
Как вы понимаете слово БЛИЖНИЙ ? « Ближний - это тот, кто нуждается в помощи. »
Задания для групп : найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации. 1. Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками. 2. Вы нашли у своего дома маленького котенка. 3. Девочку из первого класса толкнул старшеклассник. Она стукнулась о стену и больно ударила руку. Девочка присела около стены и заплакала. Вы идете мимо и видите плачущую девочку. Ваши действия? 4. Зимой бывает скользко. Вы идете по улице. Перед вами идет бабушка и вдруг она падает. Ваши действия?
Как вы понимаете слово милостыня ? « Милостыня - то, что подается нищему, подаяние »
Задания для групп : Вы должны прочитав текст, заполнить таблицу и выступить с полученным исследованием. 1-й группе даётся текст об Илье Ильиче Мечникове и таблица, 2-й группе – о Кирилле Белозёрском и таблица
Закончите предложения: 1) В сострадании и милосердии нуждаются ………… 2) Близкими нам являются…… 3) Милосердие не выбирает людей по ……. 4) Каждый человек обязан быть милосердным, потому что …….
Творческая работа : изобразить милосердие в виде рисунка. Составить «Указ о милосердии ко всему живому» Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОРК и СЭ № 12 по теме: "Милосердие и сострадание"
Представлен конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль"Основы православной культуры" по . . . теме: "Милосердие и сострадание"....
Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"
С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...
Христианские добродетели. Милосердие и сострадание.
Урок по предмету "Основы православной культуры" в 5 классе....
Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»
Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»...
Презентация к уроку "Милосердие и сострадание" (православная культура)
презентация к уроку по православной культуре...