Христианские добродетели. Милосердие и сострадание.
план-конспект урока по теме
Урок по предмету "Основы православной культуры" в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5_kl.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 5
Предмет: основы православной культуры.
Тема: Христианские добродетели. Милосердие и сострадание.
Цель:
1. Продолжить работу с понятиями «милосердие», «сострадание» и основными христианскими заповедями, которые учат милосердию.
Конкретизация полученных представлений с опорой на сюжет фильма.
2.Формировать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
3.Воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешное существование и деятельность в современном обществе.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма: кино-урок.
Ход урока.
1.Организационный этап.
Звучит запись песни «Хитрец».
2.Подготовка к активному и сознательному восприятию нового материала.
-О каком кресте идет речь?
(способ поведения человека: деятельность, поступки, правила поведения в обществе, отношение к другим людям, каждый человек проживает свой жизненный путь, выбрав цели и пути)
-Что значит пройти крестным путем? (мы узнаем позже).
3. Проверка домашнего задания.
-Каким должен быть жизненный путь каждого человека с точки зрения христианства?
(Проявление христианской добродетели)
-Что такое добродетель?
Добродетель- определенный святым и благим Богом образ внутреннего расположения человека, влекущий его к делам добра. Добродетели заключают в себе как добрые дела человека, так и расположение его души, из которого происходят сами дела. Кратко можно сказать, что добродетель – это добро, вошедшее в привычку.
-Какие христианские добродетели вы знаете?
Христианские добродетели: вера, надежда, любовь, терпение, смирение, послушание, бескорыстие, милосердие, кротость, целомудрие. Самая главная: любовь к Богу и ближним.
-Сегодня мы продолжим работу с христианскими добродетелями «милосердие» и «сострадание», с основными христианскими заповедями, которые учат милосердию.
-Что означает слово «милосердие» и «сострадание»?
Заполните пропуски.
Милосердие – способность миловать, любить, и жалеть всем сердцем.
Сострадание – способность переживать боль другого человека, как собственную.
-Назовите Заповеди Христа, относящиеся к этой теме:
1. "Люби ближнего своего, как самого себя»
Ближний это тот, кто… не оставит тебя в беде, кто нуждается в твоей помощи.
2. «А я говорю вам: любите врагов ваших».
Почему ?
Милосердное прощение выше, чем справедливое возмездие; это заповедь Христа, милосердие делает нас более человечными.
3. «Всякому просящему у тебя – дай».
-Это называется…
Милостыня – это помощь другому человеку из жалости к нему.
-Почему надо подавать милостыню?
Подавая милостыню, человек приумножает добро в мире.
Подающий милостыню, делает добро себе, его душа становится светлее.
Так человек выполняет заповедь.
-Чтобы стать милосердным, нужно…
1.Научиться любить ближних.
2.Учиться прощать врагов.
3.Подавать милостыню нуждающимся.
- Это реально? Можно ли в жизни научиться этому?
4.Изучение новых знаний и способов деятельности.
-Сейчас мы посмотрим художественный фильм, снятый молодым режиссером - «За имя мое», где показано не простое время, после войны. Люди еще не оправились от разрухи и горя, где непростые взаимоотношения, но и тогда встречались люди, способные делать добрые дела.
Просмотр художественного фильма «За имя мое».
5.Проверка понимания изученного и применение практически.
-Почему имя так важно?
-Какими словами это объясняет отец Александр?
(имя человеку от Бога дадено…)
В православии вопрос имени человека был очень важен. Имена героев веры – Авраама, Исаака и Иакова – многократно повторялись в поколениях..
Считалось, что присвоение ребенку имени праведника делало его причастным той святости и славы, которую уже получил первоначальный носитель имени у Бога.
С ощущением того, что «у Бога все живы», святой, имя которого человек носит, является реальным действующим персонажем в судьбе своего подопечного, т.е. является «небесным покровителем» (ангелом).
В дальнейшем давали имена в честь канонизированных святых при рождении или в день крещения.
Девочка получила имя Анна- Святая Анна в христианской традиции мать Богородицы, бабушка Иисуса Христа, жена святого Иоакима, родившая дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака.
-Когда девочки пытаются отнять у Анны куклу, она сопротивляется, видимо, впервые. Что побуждает ее к сопротивлении?
Какими словами она сама говорит это?
(Я не фашистка, я Анна!)
-Почему Анне так трудно принять доброту и помощь отца Александра? (душа еще не раскрылась для любви)
- отец Александр «приручает» Анну?
-Почему, увидев, что дети отняли у Анны подаренную им ленточку. Он только горестно вздыхает и даже не укоряет детей?
(Он понимает, что детям, может еще труднее. Чем Анне: взрослые тоже зовут Анну «фашисткой», хотя и подкармливают, и чувство «твой папка нашего убил» имеет реальные основания.
Отец Александр не навязывает, а очень деликатно предлагает: даже как бы просит помощи «не умею укусить картофелину».
-Какие поступки отца Александра вам кажутся удивительными и замечательными?
-Как уродует человека служение неправде?
-На примере какого персонажа мы это видим?
-Почему мы можем думать. Что этот человек действительно нравственно изуродованный, а не злой от природы?
(Он не слышит», что Степанида получила похоронку; с удивлением смотрит на отца Александра, успокающего баб; действует довольно спокойно, «отмалчивается», можно даже предположить, что выполнять это задание ему противно)
-Обманывает ли отец Александр баб, говоря, что едет «за наградой»?
(Нет: последняя награда христианина – пострадать за Христа, пройти крестным путем. Об этом Сам Христос сказал ученикам и народу в нагорной проповеди «блаженны вы…»
-На какой вопрос мы ответили? (Что значит пройти крестным путем?)
-Когда Анна бежит за телегой, мы понимаем, что ее душа полностью раскрылась для любви, она не просто приняла доброту отца Александра. А полюбила его; в каком слове это проявляется? (МАМА!)
-В конце фильма мы понимаем, что жители села приняли и полюбили Анну. Как это проявляется?
(не только в действиях, но и в тех ласковых именах, которыми бабы кличут Анну: Аннушка, Анюта)
-За свой вопрос «За кого молиться?» Степанида получает ответ: «За меня молись, за меня». Почему потерявшая сына и мужа крестьянка должна молиться за увозимого на муки священника? Какой в этом смысл?
(Все праведники молятся друг за друга, и если мы поминаем святого, он помянет нас перед Богом. Все сделанное добро возвращается сотворившему. Отец Александр будет молиться за Степаниду и ее родных. Мы все в Боге и, если молишься о ком-то, Бог воздаст. У всех имя –от Бога. И все мы – братья и сестры, Дети Божии.
6.Обобщение и систематизация.
-Что мы выяснили? (милосердным можно быть, пример отец Александр)
-Как воплощается заповедь «Люби ближнего своего, как самого себя» (когда отец Александр взял к себе Анну, откормил и отогрел ее душу)
-«А я говорю вам: любите врагов ваших» (когда его арестовали и увезли на смерть)
-«Всякому просящему у тебя – дай» (когда отец Александр взял к себе Анну, откормил и отогрел ее душу).
-Можно ли за милосердные дела брать плату?
Сейчас идет Великий пост. Православной Церковью было установлено время поста- дни особого покаяния в совершенных грехах, труда в преодолении своих страстей. Христиане стараются обрести добродетели. Просят прощения у Бога и людей за совершенные грехи. Проявляют умеренность в пище, отказываются от удовольствий и развлечений. В память о сорокодневном посте Иисуса Христа в пустыне.
7.Домашнее задание:
Дайте собственное определение: Ближний для меня – это…
8.Подведение итогов занятия.
-Урок подошел к концу.
Вы еще очень маленькие, но необходимо учиться совершать добро:
«Каждый должен не только не делать зла, но и обязан делать добро, как сказано в псаломе: уклонися от зла и сделай добро» (ПС.33.15).
Песня:
«Я еще не стала»
-Урок окончен.
Филиал МБОУ «Николаевская СОШ» Белянская оош
Основы православной культуры
5 класс
Тема: Христианские добродетели. Милосердие и сострадание.
Разработала учитель Назарова Наталья Ивановна
2012 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОРК и СЭ № 12 по теме: "Милосердие и сострадание"
Представлен конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль"Основы православной культуры" по . . . теме: "Милосердие и сострадание"....
Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"
С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...
Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»
Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»...
Христианские добродетели
Классный час для учащихся начальной школы №Христианские добродетели. Милосердие и сострадание"....
Добродетель милосердия
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию...
Милосердие и сострадание. Милосердие и дружба. Дела милосердия(4 класс)
Основы православной культуры. Урок по курсу ОРКСЭ...