Открытый урок "Ростки нравственного опыта поведения" 4 класс ОРКСЭ
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Открытый урок "Ростки нравственного опыта поведения" 4 класс ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rostki_nravstvennogo_opyta_povedeniya.odt677.21 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Дата: 19.04.2023

Школа: МБОУ «СОШ №7»

Класс: 4В

Учитель: Вешкина С.Н.

Тема урока: «Ростки нравственного опыта поведения».

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование знаний о значении нравственных норм в жизни людей.

Задачи урока

Планируемые результаты

Образовательные:

совершенствовать навыки работы с текстами разных жанров.

Развивающие:

1) Развивать умения воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное.

2) Развивать речь учащихся; формировать умение грамотно строить устное и письменное высказывание.

Воспитательные:

1) Формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе,

2) развивать стремления быть терпимым в обществе людей,

3) воспитывать уважение к одноклассникам.

Предметные:

1. Знать: что такое нравственность;

2. Уметь: определять роль нравственности в жизни людей.

Личностные:

1. Формировать уважительное отношение и интерес к предмету;

2. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, (Ф,Г,П,И) методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося (ответы)

Планируемые результаты

(П, М, Л)

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя.

3. Налаживание контакта с классом.

- Ребята, встали ровно, настроились на работу, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку.

- Садитесь, пожалуйста.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть. Меня зовут Светлана Николаевна.

Показывают свою готовность.

Ответное приветствие.

Метапредметные: 

Р: самоопределение к деятельности.

Выявление места и причины затруднений, постановка цели и задач

Задача: поставить цель урока, задачи урока в совместной деятельности с обучающимися.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Методы эмоционального стимулирования

·     Поощрение и порицание

Методы развития познавательного интереса

·     Формирование готовности к восприятию

Методы формирования ответственности и обязательности

·     Предъявление педагогических требований

- Ребята, кто может напомнить, с каким разделом вы начали работать на прошлом уроке? Для этого вы можете открыть учебник на странице 121.

- Кто назовет, как называется раздел (Посеешь поступок – пожнёшь характер)

- Как вы понимаете название раздела? (предложения детей)

- А о чем вы говорили на прошлом уроке? (ответы детей)

- Ребята, как вы понимаете высказывание Лао-цзы «Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков»? (то, что необходимо сначала обдумать поступок, перед тем как совершить его)

- Все верно, молодцы.

- Ребята, чтобы узнать тему урока, откройте учебник на странице 126.

- Какую тему мы сегодня будем изучать? (Ростки нравственного опыта поведения)

План работы:

  1. Что такое поступок
  2. Истоки нравственного поведения

Личностные УУД: проявляют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умеют определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя, оценивают правильность выполнения задания.

Коммуникативные УУД: умеют достаточно полно выражать свои мысли, умение слушать и слышать собеседника, принимать участие в диалоге.

Методы эмоционального стимулирования

·     Создание ситуации успеха

·     Поощрение и порицание

Методы формирования ответственности и обязательности

·     Предъявление педагогических требований

Организовывает деятельность учащихся по открытию нового знания. 

- Так как тема нашего урока «Ростки нравственного опыта поведения», давайте же с вами предположим, а что такое нравственное поведение?

Работа со словарями.

Нравственность

Поведение

Поступок

- Ребята, а какие примеры нравственного поведения вы можете привести? Что вы можете сказать о безнравственном поведении?  (У каждой группы лежит лист ватмана)

Работа в группах (3 группы).

- На листочках перечислены качества человека, выбираем качества человека, у которого нравственное поведение (I и II группы), III группа — у которого качества безнравственного поведения.

На работу у вас есть 3 минуты. Милосердие, жестокость, злость, целеустремленность, вежливость, зависть, мстительность, грубость, эгоизм, ответственность, лживость, доброта, дисциплинированность, трудолюбие, искренность, оптимизм, смелость, честность, отзывчивость, скромность, справедливость, трусость, болтливость, безответственность, рассудительность, уважение.

Проверка (читают по группам)

- Вспомним, что такое поведение? (предложение детей)

- Верно, поведение – это совокупность поступков и действий.

Игра.

- Ребята, для того чтобы вспомнить, что такое нравственный и безнравственный поступок, давайте проиграем. У меня есть примеры поступков, выберите те, которые подходят к вашему человечку (на доске прикреплены картинки нравственных и безнравственных человечков) (Приложение 1 и 2).

Безнравственные поступки:

1) Ударить женщину.

2) Не замечать пожилых людей в общественном транспорте.

3) Дружить и общаться с человеком ради собственной выгоды.

4) Обозвать инвалида.

5) Присвоить себе найденные вещи.

6) Толкаться в общественном месте

7) Издеваться над животными.

Нравственные поступки:

1) Помочь человеку.

2) Уступить место человеку в общественном транспорте.

3) Выполнять свои обещания.

4) Найти документы и отдать их владельцу безвозмездно.

5) Перевести бабушку через дорогу.
6) Помочь пожилому человеку донести сумку.

7) Подкармливать животных бездомных.

(на листе по группам распределяют данные поступки)

- Отлично, ребята, тогда, что такое нравственный поступок? (предложения детей)

- Нравственный поступок – это поступок, который приносит пользу окружающим.

- Мы с вами решили первую задачу? (да)

- Какую следующую задачу мы будем решать? (найти истоки нравственности)

РОСТОК

- Это что? (На доске слово, дети дают формулировки)

- Истоки нравственности идут именно с ростка, давай дадим этому слову определение.

1. Стебель растения в самом начале его развития из зерна или корня. Семя дало или пустило росток.

2. Отрезок ветки с почками для посадки, черенок (сад).

3. Признак начинающегося развития чего-нибудь.

- Почему вы выбрали именно это определение? (Приложение 3)

- Ребята, что будет с ростком, если за ним не ухаживать и не поливать? (он погибнет, засохнет)

- Верно.

- А что будет с нашим ростком нравственности, если мы будем совершать плохие поступки, грубить людям? (он тоже погибнет)

- Тогда, как нам его необходимо беречь? (совершать добрые поступки, соблюдать правила этикета)

- А что такое добро? (Это где нет места для зла)

- А что такое зло тогда? (это отсутствие добра)

- Все верно, молодцы.

Перерабатывают, используют информацию для решения учебных задач. 

Нравственное поведение — это поведение человека, соответствующее нравственным (моральным) нормам и принципам, сложившимся и принятым в обществе

Регулятивные УУД: оценивать достижение на уроке, волевая саморегуляция

Коммуникативные УУД: умение достаточно полно выражать свои мысли, умение слушать и слышать собеседника, принимать участие в диалог.

Познавательные УУД: умеют отличать плохие и хорошие поступки, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания)

Личностные: обучающиеся демонстрируют ответственность за свой выбор, проявляют мотивацию к учебной деятельности, объясняют и обосновывают с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки хорошие и плохие.

Предметные: имеют представление о том, что такое «нравственность», «нравственное поведение», знают, как формируется нравственное поведение.

Физминутка

Задача: снятие мышечной усталости, переключение на другой вид деятельности

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Методы эмоционального стимулирования

·     Поощрение и порицание

·     Предъявление педагогических требований

- Предлагаю немного отдохнуть. Прошу вас встать с ваших мест, я буду проговаривать стихотворение, вы внимательно слушайте и выполняйте движения.

Руки вверх давай поднимем, (Руки вверх)

Правой левую достанем. (Правой рукой касаются левой)

А потом наоборот

Будет вправо поворот (Поворот вправо, хлопок ладонями)

Раз - хлопок, (Поворот влево, хлопок ладонями)

Два - хлопок, (Поворот вправо, хлопок ладонями)

Повернись еще разок!

Раз, два, три, четыре! (Повороты с хлопками поочередно

в каждую сторону).

Плечи выше, руки шире! (Приподнимаем плечи, руки в стороны)

Опускаем руки вниз (Опускаем руки, садимся)

И за парты вновь садись!

- Присаживайтесь на свои места, продолжим работу.

Регулятивные УУД: проявляют волевую саморегуляцию, как способность к мобилизации сил.

Первичное закрепление.

Задача: организовать закрепление способа действия при решении типовых задач.

Методы организации учебно-познавательной деятельности

Методы закрепления и повторения изученного материала

·     Беседа

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Методы эмоционального стимулирования

·     Поощрение и порицание

Методы формирования ответственности и обязательности

·     Предъявление педагогических требований

·     Формирование понимания личностной значимости

Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности

·     Беседа

- Давайте же вернемся к нашему учебнику и прочитаем правила, как нужно относиться к взрослым, к одноклассникам и вообще к людям.

Правила:

считаться с каждым человеком

быть внимательным

учитывать характер другого человека

не ссориться по пустякам

сдерживаться в своих реакциях, проявлять терпение

Работа с учебником.

- Откройте учебник на странице 128, кто желает прочитать правила, они находятся под точками. (ребенок читает)

- Тогда какой вывод мы можем сделать, если мы будем совершать добрые поступки, соблюдать правила, общепринятые нормы, наш росток нравственности погибнет или будет расти и развиваться? (он будет расти)

- Так же как и росток, люди, совершая добрые дела, тоже растут и развиваются.

- Ребята, для того чтобы поупражняться находить хорошие и плохие поступки, давайте поработаем с притчами (рассказ с нравоучением).

- Сейчас, ваша задача, внимательно её послушать, после прослушивания ответим на вопросы.

Коммуникативные УУД: умение достаточно полно выражать свои мысли, принимать участие в диалоге, умеют слушать и слышать собеседника.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений, перерабатывать, применять полученную информацию, умение структурировать знания.

Личностные: обучающиеся демонстрируют ответственность за свой выбор, проявляют мотивацию к учебной деятельности,объясняют и обосновывают с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки хорошие и плохие.

Предметные: имеют представление о том, что такое «нравственность», «нравственное поведение», знают, как формируется нравственное поведение.

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке. 

Работа в группах. 

- Я прочитаю притчу, а вы – внимательно послушаете. Чтобы понять смысл, который заложен в этой притче и ответить правильно на все вопросы, после моего прочтения.

«Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с мусором. Человек взял ведро…» - О чём была эта притча? Верно, но притчу нужно озаглавить и придумать продолжение.

Теперь я предлагаю посовещаться с вашим соседом и придумать продолжение притчи, как бы поступили вы, на месте вашего соседа. Но не забывайте тему нашего урока. Ответы запишите. На работу 5 минут

(обучающиеся записывают окончание притчи, затем читают их).

- Почему вы бы поступили именно так? Удалось ли вам соблюсти нравственное поведение? Сложно ли было придумать окончание?

- Все варианты были разнообразными и необычными, я предлагаю вам послушать настоящее заключение.

«…мусор высыпал, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:

- Кто чем богат, тот тем и делится!»

Работа в группах (раздаю тексты).

Каждой группе предлагается прочитать текст и сформулировать, какое моральное качество можно сформировать на примере главного героя.

1) Пенсионерка продала квартиру, чтобы купить для детдома машину, медоборудование и мебель. При этом сама женщина отправилась жить в дом престарелых. 67-летняя пенсионерка пожертвовала единственным собственным жильём, чтобы помочь детскому дому. Галина Каштанова уже почти год живёт в Тамбовском доме-интернате для ветеранов войны и труда и не жалеет, что помогла детишкам.

Благотворительность.

2) Он сам разыскал пару, оставившую сумку с деньгами в салоне автобуса. Равшан работает водителем маршрутки всего несколько дней. Пример честности показал уроженец Таджикистана, работающий в Екатеринбурге водителем маршрутного такси. О поступке 47-летнего Равшана нам рассказал его начальник, который и сам узнал о нём случайно, когда получил SMS с благодарностью от супружеской пары.

Честность, порядочность.

3) Лейтенант Григорий Мулин после окончания университета МВД в Санкт-Петербурге участвовал в боевых действиях в Чечне в должности командира взвода. 9 января 2000 года во время ожесточенного боя в Грозном бандиты подожгли бронетранспортер, где находился Г .Мулин. Григорий первым выбрался из горящей боевой машины и помог вытащить уцелевших бойцов. Затем лейтенант Мулин прикрывал огнем солдат, отходивших в укрытие. Командиру удалось спасти сохранить жизни своих подчиненных, но сам был ранен и, чтобы не попасть в плен к боевикам, подорвал себя и подбежавших бандитов гранатой.

Патриотизм, воинский долг, любовь к Родине.

Обсуждают полученные результаты

Притча – это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение.

Предметные: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. Метапредметные: 

Р: делать выводы по результатам работы; П: ориентироваться в содержании предмета; К: аргументировать свое мнение.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Защита проекта (по 1 человеку от группы, защищают свою газету).

Домашнее задание

Фиксация учебного содержания изученного

Ф

практический

Задает домашнюю работу. 

Подобрать пять пословиц, которые характеризовали бы нравственного человека.

Метапредметные:

П: самостоятельное создание образов способов решения проблем творческого и поискового характера.

Рефлексия деятельности (2-3 мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

Организует самооценивание. 

- Что интересного было для вас сегодня на уроке?

- На доске «Шкала самооценивания»

- Кто себя отметил на верхнем уровне? Посередине? На нижнем уровне? Почему?

- Спасибо за урок. Вы все сегодня были активные!

Отвечают на вопросы Выполняют рефлексивное задание 

Предметные: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке. Метапредметные:

Р: соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

П: систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ "Род и семья - источник нравственных отношений" 4 класс

Конспет урока ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"  в 4 классе по теме "Род и семья - источник нравственных отношений" с приложением песни "Гимн семьи"...

Урок ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений" 4 класс

Урок  светской этики на тему: "Род и семья-исток нравственных отношений". Цель: формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности....

Нравственные уроки притчи. Урок ОРКСЭ в 4 классе

Презентация используется к уроку по теме "Добро и зло"...

Основы духовно-нравственной культуры народов России. ОРКСЭ Светская этика. (4-й класс) Урок по теме: «Зачем в школе нужны особые правила поведения?»

Это 1-ый урок  в системе уроков по теме: Глава 3:  «Какие правила морали особенно важны в школе?» Правила поведения в школе. Что значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей шк...

"Нравственные качества человека" - урок ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) в 4 классе

Данный урок способствует  расширению  знаний учащихся о нравственных качествах человека;раскрывает значимость основных нравственных качеств  для самого ребенка и   общества в ...

ОРКСЭ. Основы светской этики. Урок по теме: "Нравственный поступок". 4 класс.

Урок по теме "Нравственный поступок". Тип урока: урок открытия новых знаний. Используемые технологии: технология критического мышления, технология сотрудничества. Формы работы: групповая дея...