Выявление места и причины затруднений, постановка цели и задач
Задача: поставить цель урока, задачи урока в совместной деятельности с обучающимися. |
| Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
Методы эмоционального стимулирования · Поощрение и порицание Методы развития познавательного интереса · Формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязательности · Предъявление педагогических требований | - Ребята, кто может напомнить, с каким разделом вы начали работать на прошлом уроке? Для этого вы можете открыть учебник на странице 121. - Кто назовет, как называется раздел (Посеешь поступок – пожнёшь характер) - Как вы понимаете название раздела? (предложения детей) - А о чем вы говорили на прошлом уроке? (ответы детей) - Ребята, как вы понимаете высказывание Лао-цзы «Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков»? (то, что необходимо сначала обдумать поступок, перед тем как совершить его) - Все верно, молодцы. - Ребята, чтобы узнать тему урока, откройте учебник на странице 126. - Какую тему мы сегодня будем изучать? (Ростки нравственного опыта поведения) План работы: - Что такое поступок
- Истоки нравственного поведения
|
| Личностные УУД: проявляют мотивацию к учебной деятельности. Регулятивные УУД: умеют определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя, оценивают правильность выполнения задания. Коммуникативные УУД: умеют достаточно полно выражать свои мысли, умение слушать и слышать собеседника, принимать участие в диалоге. |
|
| Методы эмоционального стимулирования · Создание ситуации успеха · Поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности · Предъявление педагогических требований | Организовывает деятельность учащихся по открытию нового знания. - Так как тема нашего урока «Ростки нравственного опыта поведения», давайте же с вами предположим, а что такое нравственное поведение? Работа со словарями. Нравственность | Поведение | Поступок |
- Ребята, а какие примеры нравственного поведения вы можете привести? Что вы можете сказать о безнравственном поведении? (У каждой группы лежит лист ватмана) Работа в группах (3 группы). - На листочках перечислены качества человека, выбираем качества человека, у которого нравственное поведение (I и II группы), III группа — у которого качества безнравственного поведения. На работу у вас есть 3 минуты. Милосердие, жестокость, злость, целеустремленность, вежливость, зависть, мстительность, грубость, эгоизм, ответственность, лживость, доброта, дисциплинированность, трудолюбие, искренность, оптимизм, смелость, честность, отзывчивость, скромность, справедливость, трусость, болтливость, безответственность, рассудительность, уважение.
Проверка (читают по группам)
- Вспомним, что такое поведение? (предложение детей) - Верно, поведение – это совокупность поступков и действий. Игра. - Ребята, для того чтобы вспомнить, что такое нравственный и безнравственный поступок, давайте проиграем. У меня есть примеры поступков, выберите те, которые подходят к вашему человечку (на доске прикреплены картинки нравственных и безнравственных человечков) (Приложение 1 и 2). Безнравственные поступки: 1) Ударить женщину. 2) Не замечать пожилых людей в общественном транспорте. 3) Дружить и общаться с человеком ради собственной выгоды. 4) Обозвать инвалида. 5) Присвоить себе найденные вещи. 6) Толкаться в общественном месте 7) Издеваться над животными. Нравственные поступки: 1) Помочь человеку. 2) Уступить место человеку в общественном транспорте. 3) Выполнять свои обещания. 4) Найти документы и отдать их владельцу безвозмездно. 5) Перевести бабушку через дорогу. 6) Помочь пожилому человеку донести сумку. 7) Подкармливать животных бездомных. (на листе по группам распределяют данные поступки) - Отлично, ребята, тогда, что такое нравственный поступок? (предложения детей) - Нравственный поступок – это поступок, который приносит пользу окружающим. - Мы с вами решили первую задачу? (да) - Какую следующую задачу мы будем решать? (найти истоки нравственности)
- Это что? (На доске слово, дети дают формулировки) - Истоки нравственности идут именно с ростка, давай дадим этому слову определение. 1. Стебель растения в самом начале его развития из зерна или корня. Семя дало или пустило росток. 2. Отрезок ветки с почками для посадки, черенок (сад). 3. Признак начинающегося развития чего-нибудь. - Почему вы выбрали именно это определение? (Приложение 3) - Ребята, что будет с ростком, если за ним не ухаживать и не поливать? (он погибнет, засохнет) - Верно. - А что будет с нашим ростком нравственности, если мы будем совершать плохие поступки, грубить людям? (он тоже погибнет) - Тогда, как нам его необходимо беречь? (совершать добрые поступки, соблюдать правила этикета) - А что такое добро? (Это где нет места для зла) - А что такое зло тогда? (это отсутствие добра) - Все верно, молодцы. | Перерабатывают, используют информацию для решения учебных задач. Нравственное поведение — это поведение человека, соответствующее нравственным (моральным) нормам и принципам, сложившимся и принятым в обществе | Регулятивные УУД: оценивать достижение на уроке, волевая саморегуляция Коммуникативные УУД: умение достаточно полно выражать свои мысли, умение слушать и слышать собеседника, принимать участие в диалог. Познавательные УУД: умеют отличать плохие и хорошие поступки, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания) Личностные: обучающиеся демонстрируют ответственность за свой выбор, проявляют мотивацию к учебной деятельности, объясняют и обосновывают с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки хорошие и плохие. Предметные: имеют представление о том, что такое «нравственность», «нравственное поведение», знают, как формируется нравственное поведение. |
Физминутка Задача: снятие мышечной усталости, переключение на другой вид деятельности |
| Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования · Поощрение и порицание · Предъявление педагогических требований | - Предлагаю немного отдохнуть. Прошу вас встать с ваших мест, я буду проговаривать стихотворение, вы внимательно слушайте и выполняйте движения. Руки вверх давай поднимем, (Руки вверх) Правой левую достанем. (Правой рукой касаются левой) А потом наоборот Будет вправо поворот (Поворот вправо, хлопок ладонями) Раз - хлопок, (Поворот влево, хлопок ладонями) Два - хлопок, (Поворот вправо, хлопок ладонями) Повернись еще разок! Раз, два, три, четыре! (Повороты с хлопками поочередно в каждую сторону). Плечи выше, руки шире! (Приподнимаем плечи, руки в стороны) Опускаем руки вниз (Опускаем руки, садимся) И за парты вновь садись! - Присаживайтесь на свои места, продолжим работу. |
| Регулятивные УУД: проявляют волевую саморегуляцию, как способность к мобилизации сил. |
Первичное закрепление. Задача: организовать закрепление способа действия при решении типовых задач. |
| Методы организации учебно-познавательной деятельности Методы закрепления и повторения изученного материала · Беседа Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования · Поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности · Предъявление педагогических требований · Формирование понимания личностной значимости Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности · Беседа | - Давайте же вернемся к нашему учебнику и прочитаем правила, как нужно относиться к взрослым, к одноклассникам и вообще к людям. Правила: считаться с каждым человеком быть внимательным учитывать характер другого человека не ссориться по пустякам сдерживаться в своих реакциях, проявлять терпение Работа с учебником. - Откройте учебник на странице 128, кто желает прочитать правила, они находятся под точками. (ребенок читает) - Тогда какой вывод мы можем сделать, если мы будем совершать добрые поступки, соблюдать правила, общепринятые нормы, наш росток нравственности погибнет или будет расти и развиваться? (он будет расти) - Так же как и росток, люди, совершая добрые дела, тоже растут и развиваются. - Ребята, для того чтобы поупражняться находить хорошие и плохие поступки, давайте поработаем с притчами (рассказ с нравоучением). - Сейчас, ваша задача, внимательно её послушать, после прослушивания ответим на вопросы. |
| Коммуникативные УУД: умение достаточно полно выражать свои мысли, принимать участие в диалоге, умеют слушать и слышать собеседника. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений, перерабатывать, применять полученную информацию, умение структурировать знания. Личностные: обучающиеся демонстрируют ответственность за свой выбор, проявляют мотивацию к учебной деятельности,объясняют и обосновывают с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки хорошие и плохие. Предметные: имеют представление о том, что такое «нравственность», «нравственное поведение», знают, как формируется нравственное поведение. |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа | Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке. Работа в группах. - Я прочитаю притчу, а вы – внимательно послушаете. Чтобы понять смысл, который заложен в этой притче и ответить правильно на все вопросы, после моего прочтения. «Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит. Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с мусором. Человек взял ведро…» - О чём была эта притча? Верно, но притчу нужно озаглавить и придумать продолжение. Теперь я предлагаю посовещаться с вашим соседом и придумать продолжение притчи, как бы поступили вы, на месте вашего соседа. Но не забывайте тему нашего урока. Ответы запишите. На работу 5 минут (обучающиеся записывают окончание притчи, затем читают их). - Почему вы бы поступили именно так? Удалось ли вам соблюсти нравственное поведение? Сложно ли было придумать окончание? - Все варианты были разнообразными и необычными, я предлагаю вам послушать настоящее заключение. «…мусор высыпал, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: - Кто чем богат, тот тем и делится!»
Работа в группах (раздаю тексты). Каждой группе предлагается прочитать текст и сформулировать, какое моральное качество можно сформировать на примере главного героя. 1) Пенсионерка продала квартиру, чтобы купить для детдома машину, медоборудование и мебель. При этом сама женщина отправилась жить в дом престарелых. 67-летняя пенсионерка пожертвовала единственным собственным жильём, чтобы помочь детскому дому. Галина Каштанова уже почти год живёт в Тамбовском доме-интернате для ветеранов войны и труда и не жалеет, что помогла детишкам. Благотворительность. 2) Он сам разыскал пару, оставившую сумку с деньгами в салоне автобуса. Равшан работает водителем маршрутки всего несколько дней. Пример честности показал уроженец Таджикистана, работающий в Екатеринбурге водителем маршрутного такси. О поступке 47-летнего Равшана нам рассказал его начальник, который и сам узнал о нём случайно, когда получил SMS с благодарностью от супружеской пары. Честность, порядочность. 3) Лейтенант Григорий Мулин после окончания университета МВД в Санкт-Петербурге участвовал в боевых действиях в Чечне в должности командира взвода. 9 января 2000 года во время ожесточенного боя в Грозном бандиты подожгли бронетранспортер, где находился Г .Мулин. Григорий первым выбрался из горящей боевой машины и помог вытащить уцелевших бойцов. Затем лейтенант Мулин прикрывал огнем солдат, отходивших в укрытие. Командиру удалось спасти сохранить жизни своих подчиненных, но сам был ранен и, чтобы не попасть в плен к боевикам, подорвал себя и подбежавших бандитов гранатой. Патриотизм, воинский долг, любовь к Родине. | Обсуждают полученные результаты Притча – это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. | Предметные: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. Метапредметные: Р: делать выводы по результатам работы; П: ориентироваться в содержании предмета; К: аргументировать свое мнение. Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. |