Рабочая программа по «Основам религиозных культур и светской этики» Основы православной культуры.
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочая программа Основы православной культуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №46
с углубленным изучением отдельных предметов
РАССМОТРЕНО: Протокол заседания методического объединения № ____ от «___»_____________20____ года Руководитель МО ________________/___________________/ | УТВЕРЖДЕНО: Приказ №______ от «____» ______________20___ года Директор _____________________/Л.В. Гейнц/ |
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР _______________/___________________/ «_____» _____________20____ года дата согласования |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По основам религиозных культур и светской этики
Класс 4б основы православия
Количество часов 34 Уровень базовый
Ф.И.О. учителя Ковальчук Светлана Адамовна
Квалификационная категория первая
Сургут, 2022год
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Основам религиозных культур и светской этики» для учащихся 4 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)
2. ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644)
3. Основной образовательной программой общеобразовательного учреждения
4. Положением о рабочей программе
5.Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»(далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы религиозныхкультур и светской этики» учащимися 4 класса:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- организовывать свои действия; работать с информацией;
- любовь и уважение к Отечеству, к народам, его населяющим, его языку, культуре, истории;
- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
- интерес к ведению диалога с детьми различных религиозных конфессий; потребность в общении;
- наличие собственных приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
- этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Метапредметными результатами изучения курса «Основы религиозных культур исветской этики» является формирование универсальных учебных действий (УУД):
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и соблюдать общепринятые нормы поведения в храмах;
- организовывать самостоятельную деятельность;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения
Предметными результатами изучения курса «Основы религиозных культур исветской этики»» является сформированность следующих умений:
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
самостоятельно находить ключевые слова;
самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
формулировать основную мысль текста;
писать мини-сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному, понимать и определять свои эмоции;
иметь собственные приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
самостоятельно давать характеристику и оценку обсуждаемому материалу.
Результаты образовательного процесса | формы контроля |
Личностные |
|
Метапредметные |
|
Предметные |
|
Содержание учебного курса
Учебный курс является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его четыре блока согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Этот курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция».
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования, потому что раскрывает основы религиозных культур, наиболее распространённых в РФ, предлагает изучать их на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.
Особенность построения курса заключается в том, что содержание учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами):
- Россия – наша Родина.
- Народы России.
- Религии народов России.
- Духовно-нравственные нормы и ценности.
Для реализации программы мною будут использованы образовательные технологии:
- Технология личностно-ориентированного подхода
- Деятельностная технология
- Информационные технологии
- Технология критического мышления
- Игровые технологии
- Технология проблемно-диалогического обучения
- Технология групповой деятельности
- Технология воспитания в процессе обучения
- Технология оценивания учебных достижений
10.Использование технологии портфолио
Основные формы организации деятельности обучающихся на учебных занятиях:
- Коллективная
- Фронтальная
- Групповая
- Парная
- Индивидуальная
- Дифференцированная
Сроки реализации программы: 2017-2018 учебный год.
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Прививать уважительное отношение к труду и людям труда;
Поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
Содержание модуля «Основы православной культуры»
Раздел 1. (2 часа). «Россия – наша Родина».
Прививать любовь и уважение к Отечеству. Развивать патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России на достойных примерах нашей истории и личностей.
Раздел 2. (8 часов). «Христианская этика».
Знать ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники. Религиозное искусство. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью.
Раздел 3. (17 часов). «Православие в России».
Знать основные составляющие православной христианской культуры, духовные традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения) Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники.
Раздел 4. (7часов). «Христианская семья и её ценности».
Христианская семья и ее ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Иметь представление о нормах отношений между людьми, в семье, школе, понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях
Календарно-тематическое планирование по «Основам православных культур» в 4б классе
№ | Тема раздела | Тема урока | Дата | Объекты контроля | формы контроля | Используемые ресурсы | |
План | Факт | ||||||
1. | 1.Россия – наша Родина.(2ч.) | Россия – наша Родина. | Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. | Устный опрос, фронтальный опрос | Учебник, презентация | ||
2. | Культура и религия. | Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. | Устный опрос, фронтальный опрос | Учебник, презентация | |||
3. | 2. Христианская этика(8ч.) | Человек и Бог в православии. | Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. | Устный опрос, фронтальный опрос | Учебник, презентация,«Диск ПРО». Познавательная коллекция. | ||
4. | Православная молитва. | Что такое православие. Какие бывают молитвы. О молитве «отче наш». | Самостоятельная работа, фронтальный опрос | Учебник, сборник стихов М. Ю. Лермонтова «Молитва» | |||
5. | Библия и Евангелие. | Кто такие христиане. Что такое Библия. Что такое Евангелие. | Практическая работа | Демонстрационные книги, презентация | |||
6. | Проповедь Христа. | Чему учил Христос. Что такое Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. | Устный опрос, фронтальный опрос | Учебник, «Диск ПРО». Познавательная коллекция. | |||
7. | Христос и Его Крест. | Как бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. | Урок-викторина | Учебник, иллюстрации изображений Креста | |||
8 | Пасха. | Что воскресение не только день недели. Символ Пасхи. Как празднуют Пасху. | Урок творческих заданий | Учебник, иллюстрации, презентация | |||
9 | Православное учение о человеке. | Чем Бог одарил человека. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. | Устный опрос, фронтальный опрос | Учебник, презентация | |||
10 | Совесть и раскаяние. | О подсказках совести. Как исправить ошибки. | Практическая работа | Учебник, рассказы В. И. Осеевой, Акима А., Гайдара А., Зощенко М. | |||
11 | 3.Православие в России(17ч) | Заповеди. | Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. | Тест | Учебник, «Диск ПРО». Познавательная коллекция. | ||
12 | Милосердие и сострадание. | Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. | Устный опрос, фронтальный опрос | Учебник, «Диск ПРО». Познавательная коллекция. | |||
13 | Золотое правило этики. | Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение. | Инсценирование | Учебник, презентация | |||
14 | Храм. | Что люди делают в храмах. Как устроен православный храм. | Защита творческих работ и проектов | Учебник, книги изд-ва М:«Белый город», 2007. | |||
15 | Икона. | Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое. | Устный опрос, фронтальный опрос | Учебник, книги изд-ва М:. «Белый город», 2007. | |||
16 | Как христианство пришло на Русь. | Что такое Церковь. Что такое крещение | Устный опрос, фронтальный опрос | Учебник, презентация | |||
17 | Подвиг. | О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. | Самоконтроль | Учебник, «Диск ПРО». Познавательная коллекция. | |||
18-19 | Заповеди блаженства. | Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым. | Зачет | Учебник, Л. Н. Толстой. Притчи. Москва. 2013г. | |||
20-21 | Зачем творить добро? | Как подражают Христу. Чему радуются святые. | Устный опрос, фронтальный опрос | Учебник, «Диск ПРО». Познавательная коллекция. | |||
22 | Чудо в жизни христианина. | О Святой Троице. О христианских добродетелях. | Урок-отчет | Учебник, презентация | |||
23 | Православие о Божием суде. | Как видеть в людях Христа. Почему христиане вверят в бессмертие. | Устный опрос, фронтальный опрос | Учебник, «Диск ПРО». Познавательная коллекция. | |||
24 | Таинство причастия. | Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство. | Устный опрос, фронтальный опрос | Учебник, презентация | |||
25-26 | Монастырь. | Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи. | Устный опрос, фронтальный опрос | Учебник, книги изд-ва М:. «Белый город», 2007. | |||
27 | Отношение христианина к природе. | Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы. | Урок-викторина | Учебник, «Диск ПРО». Познавательная коллекция. | |||
28-29 | 4.Христианская семья и её ценности(7ч.) | Христианская семья. | Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо. | Устный опрос, фронтальный опрос | Учебник, иллюстративный материал | ||
30 | Защита Отечества. | Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины. | Урок-отчет | Учебник, презентация, иллюстративный материал | |||
31 | Христианин в труде. | О первом грехе людей. Какой труд напрасен. | Устный опрос, фронтальный опрос | Учебник, «Диск ПРО». Познавательная коллекция. | |||
32 | Любовь и уважение к Отечеству. | О первом грехе людей. Какой труд напрасен. | Домашние самостоятельные работы | Учебник, презентация | |||
33 | Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | Духовные традиции России. | Защита творческих работ и проектов | Учебник, презентации учащихся | |||
34 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | Православие в России. | Защита творческих работ и проектов | Смотр знаний | |||
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
по предмету «ОРКСЭ»
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Учебно-методические комплекты по предмету | |
Программа образовательных учреждений. Основы религиозных культур и светской этики. Москва. «Просвещение» 2010, рекомендована МО и науки РФ. 2. Учебники: 1.«Основы православной культуры» А. В. Кураев 4 класс: 2014 г. «Москва», 2.Методические рекомендации 1. 2 часть. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. 3. Н. И. Ворожейкина, Д. В. Заяц «Основы религиозных культур и светской этики»; «Ассоциация XXI век», 2012 6.Информационно- публицистический бюллетень. И. Просвещение. Выпуск №10. 2010 4.www.kniga21vek.ru 5. http://nsportal.ru/novye-tekhnologii-v-nachalnoi-shkole/ 6. http://cerm.ru/index.php 7. www.school2100.ru/uroki/elementary/lit.php 3.Тесты: 2.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/06/17/testy-osnovy-svetskoy-etiki-4-klass 3.http://zahal.ehirit38.ru/files/147 4.http://gimn56.tsu.ru/files/upload/1275635759.doc
4.Методические пособия:
5.Печатные издания:
М.: Издательский дом «Покров», 2004.
Новосибирск, 2010.
Гайдара А., Зощенко М., Боковой Т., Бородицкой М. Я. 6.Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: • Материалы для учителя (В свободном доступе на сайте издательств) • Основы православной культуры (диск); • ООО «Диск ПРО»
Шкафы для хранения учебников, дидактических пособий, демонстрационных материалов и пр. | 1 По кол.учащихся 1 По кол.учащихся 1 1 1 1 1 1 1 2 13/26 1 1 1 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»
Cоставлена для 4 классов d соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)» (Л.Л. Шевченко, 201...
Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» в 4 классе
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» составлена в соответствии с Федеральным госуда...
Дидактический материал. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Святые покровители Санкт-Петербурга
Дидактический материал Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры ...
. «Рабочая программа Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс
Программа составлена на основе требований федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (2009 г.), примерной федеральной программы начального общего образования, Кур...
Рабочая программа начального общего образования по предмету «Основы православной культуры» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе федерального государственно...
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» для обучающихся 4-ых классов
Рабочая программа по предмету«Основы религиозных культур и светской этики»«Основы православной культуры»для обучающихся 4-ых классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования, ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОзНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (основы православной культуры) 4 класс
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» входит в предметную область «Основы религиозных культур и светской этики».Основы религиозных культур и светской эт...