Цикл поурочных разработок по предмету ОРКСЭ, модуль ОПК
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Разработка урока по модулю "Основы православной культуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок ОПК "Заповеди" | 24.53 КБ |
Урок ОПК "Милосердие и сострадание" | 167.55 КБ |
Урок ОПК "Православная молитва" | 27.01 КБ |
Урок ОПК "Совесть и раскаяние" | 38.86 КБ |
Урок ОПК "Христос и Его крест" | 35.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 11 по ОПК в 4 классе на тему: "Заповеди"
Урок – изучение нового материала.
Цель урока:
Знакомство с Библейскими Заповедями; убеждение в существовании традиционных установок, которые помогают людям жить и общаться.
Задачи урока:
Обучающая: познакомиться с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди, с их структурой и значением;
Развивающая: понять и принять убеждение, что заповеди помогают людям различать добро и зло;
Воспитывающая: усвоить, как выполнение или нарушение заповедей влияет на внутренний мир человека.
Ключевые понятия: Заповедь, различение добра и зла.
Оборудование.
1. м/ф «Моисей. Дарование закона».
2. Карточки для групповой работы «Собери пословицы»
3. Иллюстрация «Сказка о рыбаке и рыбке».
4. Аудиофайл «Старый дед и внучек».
5. Рабочий лист «Заповеди».
Ход урока:
1. Организационный момент.
Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку будут слова писателя преподобного Аввы Дорофея.
Как за телами следуют тени, так и за исполнением заповедей — искушения.
Авва Дорофей
Но для начала проверим домашнее задание.
2. Проверка домашнего задания.
Дети зачитывают в тетради пословицы на тему «Совесть».
3. Постановка темы урока.
1) Сейчас мы вспомним замечательного русского поэта Ивана Андреевича Крылова.
2) Послушайте басню И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» и скажите, какова причина раздора.
-Бывает ли такое среди людей? А среди вас?
- Как же в дружбе, в семье или в обществе сделать так, чтобы жизнь была полна радости, понимания, любви и т.д.?
- Что бы вы посоветовали соблюдать людям в разных жизненных ситуациях? Назовите это одним словом. (Правила)
-Правил в нашей жизни много. Какие правила вы знаете?
3) Индивидуальная работа.
Прочитайте некоторые виды правил, которые выбирают для себя и соблюдают люди:
- правила дорожного движения, правила правильного питания, правила поведения в общественных местах, правила жизни человека, правила по русскому языку, и т.д.
-У вас есть возможность выбрать одно единственное из этих понятий, на ваш взгляд, самое важное.
-Напишите его в тетради.
-Кто-то из вас выбрал очень важные правила. Это правила жизни человека. И эти правила имеют свои названия: Заповеди. (на доске)
-Как появились Заповеди?
-Эти заповеди записаны в главной книге христиан- Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога.
Запись темы урока в тетрадь: «Заповеди».
4. Работа по теме урока.
1) На уроке мы познакомимся с заповедями, которые записаны в Библии. И должны ответить вопрос: Нужны ли современному человеку заповеди, записанные в Библии? (ведь она появилась очень давно)
- Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Моисей поднялся на дымящий Синай, где на каменных плитах были высечены заповеди. Моисей вынес из огня к народу заповеди, которых было 10. Сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его.
- Давайте посмотрим, как это происходило. (мультфильм «Моисей. Дарование закона»)
2) - Шесть последних заповедей касаются отношений людей между собой т.е. нравственные законы. Рассмотрим их.
- Прочитайте заповеди в учебнике. С чего начинаются большинство из них? (с частицы НЕ)
- Что означает в русском языке частица НЕ? Отрицание. т.е. одним словом - НЕЛЬЗЯ.
Прочитайте, как называется первая заповедь?
- Что значит почитать родителей?
Прислушиваться к советам; проявлять особую заботу; стараться радовать родителей; восхвалять родителей перед другими людьми; относиться осторожно к опыту родителей.
Работа с басней Л. Н. Толстого «Дед и внучек». Почему родители заплакали?
Чем заканчивается басня? Что это означает?
4) Работа с пословицами. Первичное закрепление.
Закончите пословицы (работа в группах).
Живи правдой в людях, (живи правдой и дома.)
Не ищи правды в других, (коли в тебе её нет.)
С ложью правда (не дружит.)
Где много слов, (там мало правды.)
Правда с хорошими (людьми живёт.)
- Какую заповедь можно отнести к этим пословицам?
5) Просмотр иллюстрации из «Сказки о рыбаке и рыбке»
- Посмотрите на иллюстрацию. К какой сказке она нарисована? Кто автор сказки?
- Почему старуха осталась у разбитого корыта? Что такое «зависть»?
- Какую заповедь можно отнести к этому мультфильму?
5. Вторичное закрепление изученного.
1) Рабочий лист.
2) Напиши письмо
Ниже перечислены варианты неблаговидных поступков твоих ровесников.
Выбери один из вариантов и напиши небольшое письмо сверстнику. В письме подбери
слова, которые помогут ему исправиться. Помни о том, что нельзя осуждать человека.
- Ваня обманул учителя.
- Данил перебивает и спорит с родителями.
- Маша завидует новому платью Яны.
- Оля без спроса взяла у Кости из портфеля пенал.
7. Рефлексия.
- Нужны ли сейчас заповеди? Докажите.
8. Домашнее задание.
Подобрать пословицы к одной из заповедей.
Предварительный просмотр:
Урок №12 по ОПК в 4 классе на тему: "Милосердие и сострадание"
Урок – изучение нового материала.
Цель урока: формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через проявление милосердия, заботы о слабых.
Задачи:
личностные
• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
метапредметные
• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций;
• готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
предметные
• познакомить с ценностями человеческой жизни, развивать установку личности поступать по совести;
• познакомить с духовными традициями народов России.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информациями, работа в малых группах, выполнение творческой работы.
Ключевые понятия: милосердие, взаимопомощь, сострадание, милостыня
Оборудование.
- Видеофильм –притча «Окно»
- Отрывки их м/ф «Цветик – семицветик».
3. Видеофильм «Притча о милосердном самарянине».
4. Карточки с текстом.
5. Словари В. Даля,Ожегова .
Ход урока:
1. Организационный момент. Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку будут слова Святителя Иоанна Златоуста:
«Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил. Такого свойства это дело: данное нами к нам же вернется.»
Иоанн Златоуст
Но для начала проверим домашнее задание.
2. Проверка домашнего задания.
- Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на прошлых уроках основ православной культуры. (о душе, об Иисусе Христе, о заповедях, о добре и зле) Повторим пройденные темы. В нашем «волшебном» сундучке лежат высказывания, которые нужно распределить на два столбика: «Добро» и «Зло»:
Помогает другим людям(добро)
Вредит ближнему(зло)
Радует Бога(добро)
Реализует недобрые мысли и чувства(зло)
Разрушает человека(зло)
Помогает росту души человека(добро)
(выполнение, анализ)
У кого-то совесть чуткая, у кого-то – не очень. Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло в своих поступках и намерениях, существуют заповеди. Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога. Вы знаете, что Бог дал Моисею 10 заповедей. Первые четыре говорят об отношениях человека с Богом. Остальные касаются отношений людей между собой.
Выполним второе задание. О каких заповедях пойдет речь в пословицах?
- Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает. (не завидуй)
- Не ищи правды в других, коли её в тебе нет. (не лги)
- Вору потакать, что самому воровать. (не укради)
- На свете всё найдешь, кроме отца и матери. (почитай отца своего и мать свою)
- Насилие- яд для души. (не убивай)
3. Постановка темы урока.
Сегодня на уроке мы узнаем об одном из самых красивых слов на свет. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
Любовь бывает разной.
Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.
Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.
Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его — «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.
Вспомните, однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)». А так ли это?(ответы детей) ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний — это тот, кто нуждается в твоей помощи. Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета. Даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.
Нельзя поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!»
Прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.
-О каком красивом и важном слове пойдет речь на уроке, мы сейчас узнаем. Это слово всегда стоит в одном ряду с такими словами, как внимание, сочувствие, поддержка, сострадание, отзывчивость…(ученик работает у доски, из выделенных красных букв в словах составляет слово МИЛОСЕРДИЕ.
Запись темы урока «Милосердие и сострадание».
- Итак, я приглашаю вас к разговору о милосердии, сострадании, долге, ответственности.
Давайте разберём по составу слова: сострадание и милосердие.
Работа над понятиями «милость, помиловать, милостыня»
Одно из дел милосердия — милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «всякому просящему у тебя – дай». А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.
Великий русский историк В. Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук. Одна выражает просьбу Христа ради, другая же подаёт во имя Христово. Историк говорит, что непросто решить, какая из этих рук несла больше добра. Благотворитель воочию видел людскую нужду, которую он облегчал, и его сердце смягчалось. А получивший милостыню знал, за кого молиться. «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается», — говорили в старину. Эта ежедневная, молчаливая, тысячерукая милостыня ежедневно вливала потоки добра в людские отношения. Она приучала богачей видеть в бедняках людей, а бедняков отучала ненавидеть богатых.
Чтение учителем стихотворения М. Ю. Лермонтова «Нищий», обсуждение прослушанного.
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
4. Работа по теме урока.
- Что такое милосердие?
1) Работа в группах, поиск определения милосердия в разных толковых словарях.
- Ребята, в наше бурное время такие чувства, как милосердие и сострадание многим кажутся пережитком старины. Попрание нравственных законов привело к тому, что чувства эти забыты.
- Думаю, ваше поколение сможет возродить забытые чувства милосердия и сострадания к ближнему, сделать их главными в жизни. Надежным помощником вам будут наши уроки православия, освещающие путь к светлому будущему. Ведь они учат делать добро так, чтобы оно стало естественным в жизни человека, стало обыкновенным.
- Где мы можем найти определение этого слова?
2) – Чтобы ответить на этот сложный вопрос, мы посмотрим отрывок из хорошо знакомого вам мультфильма «Цветик- семицветик», который учит добру.
- Это сказка была любимой сказкой моего детства, любили мы смотреть и мультфильм по этой сказке. А как интересно было фантазировать на тему: что бы ты сделал с лепестками волшебного цветка, если бы тебе повезло так же, как и девочке Жене, приобрести такой чудо-цветок?
- Вспомните, а на какие желания Женя израсходовала лепестки цветика- семицветика?
- Принесли ли ей радость игрушки, путешествие на Северный полюс, баранки, вазочка для цветов?
- А что ей принесло радость по-настоящему?
- Посмотрите внимательно на эту иллюстрацию из одноименного м/ф. Почему таким грустным изображен мальчик?
- Он подумал, что девочка Женя посмеялась над ним, предложив поиграть в догонялки. К сожалению, это бывает очень часто, когда дети, не подумав, колючими словами обижают людей с физическим недугом. Прежде чем сказать что-либо, подумай: а в свой адрес тебе было бы приятно услышать обидные слова? Кстати, православные люди, живущие по заповедям, очень часто вспоминают слова Иисуса Христа: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
- А почему такою грустной изображена девочка?
- Она сочувствует, сострадает этому мальчику, ведь он из-за травмы ноги лишен в жизни многого.
Просмотр концовки мультфильма.
- Самая большая радость для человека – это протянуть руку помощи нуждающемуся, поэтому из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике-семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика.
3) Работа с притчей «Окно»
-Ребята, что Вы видите на картинке? (окно, кровать)
-Как вы думаете, где происходит действие? (если дети затрудняются, подвести к показу видео)
-Послушайте песню-притчу Светланы Копыловой «Окно».
Учитель делает остановку. (прогнозирование).
-Как вы думаете, что увидел больной из окна? (ответы детей)
Продолжение просмотра притчи.
-Что же на самом деле увидел больной из окна?
-Куда же все это делось?
Учитель опять делает паузу (прогнозирование).
-Зачем больной, который лежал у кровати рассказывал, что видел лес, речку, облака, людей? Ведь он не мог этого видеть, он был слепым.
(хотел утешить, приободрить, поднять настроение, облегчить страдания другому больному, который лежал у дверей)
Продолжение просмотра ролика.
-Что можно сказать о слепом человеке?
(добрый, заботливый, внимательный, чуткий, душевный, отзывчивый, проявлял сочувствие, сострадание и т.д.,то есть он
МИЛОСЕРДНЫЙ
-Что помешало больному, который лежал у дверей, нажать на кнопку, ведь она была у него совсем рядом, и вызвать сестру милосердия? Чего он хотел?
-Что можно сказать о больном, который лежал у дверей?
Какими качествами характера он обладал?
(зависть, злоба, ненависть, эгоизм, равнодушие, жестокость, бессердечность)
-Какое самое страшное его качество привело к несчастному случаю?
РАВНОДУШИЕ
-Его тоже нельзя пощупать. Оно тоже живет в сердцах людей. Только в поступках.
- Человек, который лежал у дверей болел не только телом (физически)……он болел душой. Видимо его с детства не научили быть внимательным, чутким, доброжелательным по отношению к близким.
Размышление над проблемой.
-Как вы думаете, человек рождается милосердным или становится им?
-Для вас каким вам быть легче? Милосердным или равнодушным?
-Легко ли стать милосердным? Как научиться быть милосердным? Вывод: Чтобы воспитать в себе милосердие, нужно увидеть в другом человеке себя, свои тревоги, заботы, т.е. поставить себя на место другого человека. Тогда вы поймете, как тяжело нуждающемуся человеку. Милосердие требует приложение труда, хлопот, беспокойства, нередко отказа от своих благ и ограничения своих желаний. Стать милосердным человеком и быть им очень трудно.
-Жизнь всегда дает нам шанс проявить милосердие и здесь каждый человек выбирает сам по какой тропинке он пойдет – по тропинке милосердия и помочь нуждающемуся или свернуть на тропинку равнодушия и пройти мимо, закрыв глаза.
-Давайте вернемся к притче, к больному, который остался один в палате. Может у кого-то возникло новое чувство по отношению к этому больному, ? Никто не пожалел этого человека? Ведь ему тоже хотелось лежать у окна и любоваться небом, речкой, облаками? Он ведь тоже человек?
-Любить добро легко. Попробуйте понять и простить зло. Вот в этом и есть сила милосердия. Умение прощать из сострадания.
-Как можно помочь этому человеку?
-Как бы вам хотелось, чтобы закончилась притча? (Работа в группах)
(-Кто предложил в группе эту версию? Были ли другие версии? Почему выбрали именно эту?)
Нравственный выбор.
-Каждый день в нашей жизни бывают разные ситуации, они ставят человека перед проблемой выбора: как поступить в данной ситуации, какую выбрать –тропинку- милосердия или равнодушия.
4) - Давайте подумаем, вспомним, обратившись к своему жизненному опыту, когда человек может проявить сострадание и милосердие? Что это за жизненные ситуации?
- Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают?
- Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его – хороший он или плохой. Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.
5) Однажды Иисуса Христа спросили о том, какая среди множества заповедей главная. Он сказал, что важнее всего любовь к Богу и к человеку: «Люби ближнего, как самого себя». И тогда ему задали вопрос: «А кто мой ближний?» В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».
- Согласны ли вы с ними?
- Что бы найти правильный ответ на этот вопрос, познакомимся с притчей о добром самарянине.
5. Закрепление изученного материала. Просмотр притчи.
- Итак, чему нас учит эта притча?
- Кого же христиане называют ближним?
6. Рефлексия.
- Ребята, мы много говорили о милосердии, а теперь мне хочется, чтобы те мысли, которые у вас возникли в процессе урока, которые вы не смогли произнести вслух, легли на бумагу. Я предлагаю Вам составить кластер к слову «Милосердие»
1) Составление кластера «Милосердие»
2) Будьте внимательными, вдруг, кому-то нужна ваша помощь! Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся!
7. Домашнее задание.
Рассказ, фотография или рисунок «Сострадание ко всему живому».
Предварительный просмотр:
Урок №4 по ОПК в 4 классе на тему: "Православная молитва"
Урок – изучение нового материала.
Цель урока:
Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.
Задачи урока.
Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы и с молитвой “Отче наш”.
Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”.
Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.
Ключевые понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.
Оборудование:
1. Видео «Отче наш»
2. Мультфильм «Отче наш»
3. Рабочий лист «Православная молитва».
4.Карточка с домашним заданием.
Ход урока:
1. Организационный момент. Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку будут слова христианского богослова Иоанна Лествичника:
«Вера — крыло молитвы.»
Иоанн Лествичник
Но для начала проверим домашнее задание.
2. Проверка домашнего задания.
Учащиеся выполняют тестовую работу по теме: «Человек и Бог в православии»
3. Постановка темы урока. Просмотр мультфильма «Отче наш»
1) - Опишите состояние девочки. Что с ней происходит? Почему?
- Как бы вы поступили в такой ситуации?
- Какое решение нашла девочка?
Дети: - Девочка обратилась к молитве.
- Помогла ли ей молитва? Как? (Высказывания детей)
-Определите тему урока.
- Мы сегодня будем говорить о молитве.
- Что бы вы хотели знать по этой теме? Сформулируйте вопросы.
Эпиграфом нашего урока будут слова Франсуа Мориака:
Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру.
2) Учебник с. 12.
- Чтение и запись темы урока
- Чтение «Вы узнаете»
4. Открытие новых знаний.
1. Определение понятия “молитва”.
Молитва - обращение верующего к Богу.
- А что значит православная молитва?
- “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.
Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.
И потому обращение к Богу называется молитва.
2. Предположите, о чём будет статья, если в начале урока мы выполняли задания, связанные со словами “православие”, “молитва”.
3. Чтение статьи учебника.
5. Работа в тетради:
Молитва – это обращение к Богу.
6. Закрепление.
Ответы на вопросы после чтения учебника.
- Что в высказанном вами предположении оказалось верным? Что нового вы узнали?
- Какие бывают молитвы?
Просьба.
Молитва Благодарение.
Славословие
Молитва – славословие.
В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: “Аллилуйя!”
Молитва – благодарение - за всякое благодеяние Божие.
- За то можно благодарить Бога?
- Молитва благодарственная по исцелении от болезни.
- Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.
- Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.
- Молитва благодарственная по получении просимого.
Молитва – просьба: “Подай, Господи!”
Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…
7.Вторичное закрепление.
1. Осмысление прочитанного.
- О чём бы ты молил Господа? Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли... да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?
- А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?
Про себя (это будет только твой секрет) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?
Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?
Вспомни вчерашний день по минуткам. За что ты забыл вчера поблагодарить Бога?
2. Чтение учителем стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва (В минуту жизни трудную)».
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
8. Знакомство с молитвой «Отче наш».
1.Мы уже с вами знаем, что молитвы бывают разные. Чаще всего эти молитвы бывают составлены святыми, праведными, благочестивыми людьми.
Но есть молитвы, которые не составлялись людьми. Это молитвы, которые дал людям сам Бог. Вот сегодня мы познакомимся с самой главной молитвой. Называется она Господня молитва, потому что её дал Иисус Христос Своим ученикам, когда они спросили его, как нужно молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы.
2. Объяснение слов молитвы.
Отче - Отец;
Иже - Который; Иже еси на небесех - Который находится на небесах, или небесный;
да - пусть;
святится - прославляется:
яко - как;
на небеси - на небе;
насущный - необходимый для существования;
даждь - дай;
днесь - сегодня, на нынешний день;
остави - прости;
долги - грехи;
должником нашим - тем людям, которые против нас согрешили;
искушение - соблазн, опасность впасть в грех;
лукаваго - всего хитрого и злого, то есть диавола. Диаволом называется злой дух.
3. Это интересно.
Самая краткая молитва: “Господи, помилуй!”
“Помилуй” – это слово, однокоренное со словами “милость”, “миловать”, “милостыня”.
О помиловании просит тот, кто знает свою вину, знает, что если бы его действия оценивала бездушная машина, то он был бы осужден. Но он просит личность (Бога) поступить с ним по любви.
9.Итоговый контроль. Рефлексия.
Работа в рабочих листах по теме.
10.Домашнее задание.
Составить синквейн по теме «Православная молитва»
Предварительный просмотр:
Урок № 10 по ОПК в 4 классе на тему: "Совесть и раскаяние"
Урок – изучение нового материала.
Цель урока:
Осмысление понятий греха, связи греха и зла; формирование убеждения, что человек может справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать добро в себе и мире; осмысление того факта, что грех без раскаяния ведёт к неизлечимым болезням души, её очерствлению.
Задачи урока:
Обучающая: узнать значение и связь слов «добро», «зло», «грех», «совесть» в русской православной культуре, ознакомиться со смыслом и значением покаяния в православной культуре; узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.
Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть, усвоить влияние покаяния на состояние совести.
Воспитывающая: понять, что значит «вести диалог со своей совестью», осознать разницу между покаянием и признанием ошибки.
Ключевые понятия: добро, грех, совесть, быть в ладу со своей совестью, раскаяние (покаяние), покаянные молитвы.
Оборудование:
Презентация «Отречение Петра».
Кроссворд «Совесть».
Серия мультфильма «Лунтик и его друзья» «Совесть».
Рабочий лист «Совесть и раскаяние».
Ход урока:
1. Организационный момент.
Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку будут слова писателя Максима Горького.
Без совести и при большом уме не проживешь.
Максим Горький
Но для начала проверим домашнее задание.
2. Проверка домашнего задания.
Ребята, дома вы рисовали солнышко. В каждом лучике солнца написали, что вы должны делать сегодня, чтобы ваша душа стала красивой. Посмотрим, что у вас получилось.
3. Постановка темы урока.
- Давайте определим тему нашего урока. А поможет нам в этом всем знакомый мультфильм «Лунтик».
Просмотр серии «Совесть»
- Догадались ли вы, о чем пойдет сегодня речь. Давайте проверим свои догадки.
Узнать тему сегодняшнего урока нам поможет кроссворд. К указанным словам подберите антонимы.
(На слайде слова-ответы появляются по щелчку на ячейку с цифрой.)
1. Гордость - …….? (Стыд)
2. Здоровье - ……..? (Болезнь)
3. Ложь - …….?(Правда)
4. Трусость - …….? (Смелость)
5.Тьма - ……? (Свет)
6. Грязь - ……..? (Чистота)
7. Смерть - ………? (Жизнь)
Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (СОВЕСТЬ)
Сегодня на уроке мы поговорим о совести.
Запись темы урока на лист: «Совесть и раскаяние». (Рабочий лист)
4. Открытие новых знаний. Что такое совесть?
Дети записывают в тетради: совесть – это …. (Рабочий лист)
Затем дети зачитывают свои идеи.
- Проверить, верны ли ваши утверждения, мы сможем позже. А пока давайте вспомним такие понятия, как добро и зло.
Добро. Зло. Грех. Совесть.
- Добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога.
Зло – это то, что удаляет от этих добрых целей. У слова «зло» есть синоним «грех». Грех – это недоброе чувство, мысль или дело. Грех противоречит голосу совести. (Рабочий лист)
Человеку на его грех указывает не милиционер, а его собственная совесть. Ведь у любого недоброго поступка человека всегда есть свидетель – его же душа.
Приставка «со» означает соединение с чем-либо (со-дружество, со-единение, со-брание, со-граждане и др.).
С Кем происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести?( С Богом.)
Отречение Петра.
Чтение текста на с. 36.
- Петр не предал. Но своим отречением он причинил боль своей совести. Когда человек предает тех, кто любит его или отрекается от них, душа не может радоваться. Даже разум иногда может оправдывать такой поступок. Он может шептать: «Ну, от тебя ничего ведь не зависело! Так будет лучше для всех! Никто ничего не узнает, а тебе будет хорошо!». От этих лукавых «мудрых советов» человека защищает совесть.
5. Первичное закрепление. Проигрывание ситуации
Во дворе дома ребята играют в футбол. (Имитация игры)
- Лёха, пасуй мне! – кричит один.
- Пинай мяч сильнее! – советует другой.
(Мяч попадает в окно. Звук разбитого стекла)
- Лёха, вот это удар!!!
- Бежим, пока не увидели!
Беседуют те же мальчишки, удрав с «места преступления»
- Здорово, Лёха, ты окно долбанул.
- Я ещё не так могу!
- Удар получился классный!
- Месяц тренировался!
Диалог прерывается вопросом к обучающимся.
- Как оценивают горе – футболисты это происшествие? Как чувствует себя «герой» удара по окну Лёха?
Ребята в группах обсуждают вопрос. Высказывают своё мнение
(Слайд 5)
(Слышны звуки серены скорой помощи. Машина подъезжает к подъезду, где играли ребята)
- О! Глядите, скорая подкатила.
- Это, наверное, у нашей соседки тёти Маши сердце опять прихватило.
- Надо пойти разведать.
(Один из футболистов уходит выяснить, что случилось. Через некоторое время возвращается)
- Ну, что там?
- Рассказывай!
- Врачи побежали в ту самую квартиру с разбитым стеклом. Оказывается, осколки разбитого стекла попали в лицо ребёнку, который спал у окна…
- Останется ли прежний взгляд на ситуацию у Лёхи, после того, как он узнал о последствиях своего удара?
- Что с ним произойдёт, если у него проснётся совесть?
- Как можно было бы поступить на месте Лёхи, чтобы исправить зло, которое он причинил?
6. Вторичное закрепление. Две работы, которую выполняет совесть (Рабочий лист)
9. Рефлексия. Синквейн.
СОВЕСТЬ
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ МУЧИТЕЛЬНАЯ
ГРЫЗЁТ ТЕРЗАЕТ БЕСПОКОИТ
ИСПЫТЫВАЕТ ЧЕЛОВЕК В ДУШЕ
ПЕРЕЖИВАНИЕ
10. Домашнее задание.
Найти и записать в тетрадь пословицы на тему «Совесть».
Предварительный просмотр:
Урок № 7 по ОПК в 4 классе на тему: "Христос и его крест"
Урок – изучение нового материала.
Цель урока:
Формирование моральных качеств личности учащихся через раскрытие образа Христа как Спасителя и человека, знакомство учащихся с главным символом христианства, с христианским представлением о Богочеловеке и Боговоплощении, с православным пониманием Креста.
Задачи урока:
Обучающая: узнать о том, что значат в Православии слова Богочеловек, Боговоплощение; формировать представления о христианской символике, образе Христа как Спасителя.
Развивающая: осознать христианский смысл жертвенного отношения к другому человеку; развивать умение строить собственное высказывание, аргументировать свою точку зрения; развивать логическое мышление, совершенствовать навыки работы с текстом учебника; развивать умение соотносить известные факты с новым материалом, расширять кругозор; развивать навыки коллективной деятельности;
Воспитывающая: воспитать уважительное отношение к православию, к главному символу христианства – кресту; понять, почему в христианстве любовь может победить даже смерть.
Ключевые понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест, Голгофа.
Оборудование:
1. Мультфильм «Твой крест»
2. Видеоролик «Крест Твой»
3. Рабочий лист к уроку.
4.Карточки для домашнего задания.
Ход урока:
1. Организационный момент. Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку будут слова
Преподобного Ефрема Сирина.
Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение (прп. Ефрем Сирин, 31, 357).
Но для начала проверим домашнее задание.
2. Проверка домашнего задания.
1) Ответ на вопрос: зачем пришел Иисус Христос в мир людей?
2) Учащиеся сдают подписанные карточки с ответами. Разбор правильных ответов на вопросы.
3. Постановка темы урока.
Учащиеся смотрят видеоклип «Крест Твой»
- Как вы думаете, о чем идет речь в этой песне?
- Что известно вам о Христе?
- Почему Христа распяли?
- Почему Христос не уклонился от казни? (ответы учащихся)
- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.
- О чем пойдет речь на уроке? (ответы учащихся)
- Итак, тема нашего урока «Христос и Его крест»
4. Основная часть. Знакомство с новым материалом
1. Боговоплощение.
- В Библии сказано, что Бог невидим, у Него нет тела, нет границ, Он не имеет начала и конца. Но в Библии также сказано, что однажды Бог вочеловечился, то есть соединил с Собой обычное человеческое тело и человеческую душу. Христиане говорят: «Бог воплотился в человеке».
- Как вы понимаете слово «воплотился?»
- От какого слова оно произошло?
- Что означает слово «плоть»? (ответы учащихся)
Бог родился как человек: Он сделал Своим всё то, что свойственно человеку. Христиане это чудо называют воплощение (от слова плоть, тело).
- Так, более 2000 лет назад произошло Рождество Христово. Бог стал Богочеловеком. Родившийся Богочеловек и стал именоваться Иисусом Христом. Как Бог Христос творил чудеса, а как человек Он радовался и страдал, вкушал пищу и голодал и даже плакал от потери друзей.
2. Голгофа.
- Пройдя весь путь человеческой жизни, Бог вошел и в мир человеческой смерти. Он позволил Себя распять на Голгофе. (слайд)
- Голгофа – небольшая гора на окраине Иерусалима, на которой распинали преступников. На ней не было деревьев, а ее вершина была округлой, напоминавшей верхнюю часть головы человека. Отсюда и название этой горы: слово Голгофа означает «лобное место». В переносном смысле под влиянием Евангелия слово Голгофа стало означать страдание, поношение, высшее и жертвенное служение правде.
3. Жертва Христа.
Работа с иллюстрацией из Библии (распятие Христа) (слайд)
- Какое событие изображено?
Какое настроение у вас возникает при рассматривании иллюстрации?
Какие чувства и эмоции испытывают изображенные на картине люди?
Почему Христос добровольно принял мучительную смерть?
- Когда Иисуса Христа арестовывали, Он ни ангелам, ни апостолам не позволил защитить Его. Он не спорил со Своими судьями. Если бы Он их переубедил, то встреча Жизни (а Бог есть Жизнь) и смерти не состоялась бы, и смерть не была бы сокрушена в самой своей глубине. Поэтому Он позволил Себя казнить, распять на кресте.
4. Символика креста.
- Где мы можем увидеть крест.
- Ребята, многие из вас носят на шее крестик. Как вы думаете, что он символизирует?
- Крест воспринимается христианами как знак любви Бога к людям. В напоминание об этом христиане носят на своей груди нательный крестик.
- Можно ли носить крестик как украшение?
- Давайте рассмотрим православный крест (слайд). Крест таит в себе много информации. Быть может, даже незнакомой кому-то из нас. Познакомимся с этой информацией, обратившись к учебнику (чтение текста учебника на карточке)
5. Первичное закрепление изученного.
Упражнение «+» или «-«
- Крест состоит из четырех поперечных перекладин.
- К средней перекладине были прибиты руки Христа, а к нижней – Его ноги.
- Перекладина на кресте Христа поднята в левую и опущена в правую сторону.
- Средняя перекладина перекошена потому, что вместе с Христом были казнены еще два человека
6. Вторичное закрепление. Самостоятельная работа.
Перед тобой одно из изображений креста. Подумай, что означают сокращения на перекладине.
Аккуратно скопируй и расшифруй их.
____________________________________
____________________________________
Где должна находиться надпись И.Н.Ц.И.?
(По- церковнославянски – I. Н. Ц. I.)
Объясни значения этих букв.
I. ___________________________________
Н. ___________________________________
Ц. ___________________________________
I. ____________________________________
7. Просмотр мультфильма «Твой крест»
Объясните смысл фразы: «ТЯЖЕЛ КРЕСТ, ДА НАДО НЕСТЬ».
8. Рефлексия.
Я почувствовал, что…
Было трудно…
Меня удивило…
Я сделал вывод, что…
Мне захотелось…
8. Домашнее задание.
Карточка для выполнения дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по предмету ОРКСЭ ( модуль" Основы мировых религиозных культур") на тему:« Священные книги религий мира» 4 класс
Урок по предмету ОРКСЭ в 4 классе на тему"Священные книги религий мира" напрвлен на выполнение обобщения знаний учащихся о священных книгах буддизма, христианства, ислама и содержащихся в ...
Рабочая программа по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики" 4 класс)
Данный материал содержит пояснительную записку, содержание программы (модуля "Основы светской этики") , тематическое планирование....
Рабочая программа учебного предмета ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
Календарно- тематическое планирование уроков по предмету ОРКСЭ модуль" Основы православной культуры"
Календарно- тематическое планирование составлено по учебнику А.В.Кураева "Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры"4-5 классы.Москва ,"Просвещение" 2012 г....
Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс Тема "Совесть"
Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс Тема урока: "Совесть"....
Конспект урока по предмету ОРКСЭ модуль "Светская этика"
Тема урока "Семья". Урок разработан для обучающихся 4 класса с целью расширить их представление о семье, сформировать понятие о семейной ценности и показать её значение в воспитании человека...
Рабочая программа по учебному предмету "ОРКСЭ" модуль "ОПК"
Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной тради...