ОРКСЭ в начальной школе
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Мерзлякова Наталья Ивановна

В данном разделе представлен урок по ОРКСЭ в 4 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку ОРКСЭ Конкурс « За нравственный подвиг учителя»

Слайд 5

От добрых правил – добрые слова и поступки

Слайд 6

От добрых правил- добрые слова и поступки От света светов луч излился, И добродетель родилась! В тьме мир дремавший пробудился, Земля весельем облеклась; В священном торжестве природа Объемлет дар для смертных рода; От горних, светлых стран небес Златой, блаженный век спустился, Восторг божественный вселился Во глубине святых сердец.

Слайд 9

Какая пословица подходит к басне? Делай другим добро, будешь сам без беды. Делая зло, на добро не надейся. Худо тому, кто добра не делает никому.

Слайд 10

Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте! Вся в голубом и звездной красоте Земля добра. Она дарит нас хлебом. Живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом Давайте «воевать» за доброту!

Слайд 11

Домашнее задание. 1.Практические и творческие задания с.23 учебника (на выбор) 2.Записать добродетельные качества, которыми обладают падчерицы из сказок «Двенадцать месяцев», «Три орешка для Золушки», « Морозко » 3. Составить кроссенс на тему «Рассказы о добрых людях»


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное   автономное общеобразовательное учреждение

                                 «Средняя школа №9»

Методическая разработка урока по теме «От добрых правил - добрые слова и поступки»

(4 класс)  

Составитель: Мерзлякова Наталья Ивановна

учитель начальных классов

Красноуфимск

 2022 г.


Тема: От добрых правил – добрые дела и поступки.

Класс: 4

Тип урока: открытие нового знания и способа действия

УМК: Школа России 

Цель: ознакомление обучающихся с терминами «добро» и «зло» как основными этическими категориями.

Задачи:

Дидактические:

1. Актуализировать  представление детей о добре и зле.

2. Познакомить с основными нормами светской морали.

Развивающие:

1.Развивать память, внимание, мышление.

2.Развивать умения осуществлять поиск необходимой информации в в тексте для выполнения учебных заданий.

3. Развивать способности обучающихся к общению на основе взаимного уважения и диалога.

4. Развивать умения проводить сравнение, обобщение, устанавливать причинно-следственные связи.

5. Развивать лексический запас слов.

Воспитывающие:

1.Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам .

2. Воспитывать уважение и понимание к нуждам и чаяниям ближнего,  внимательное отношение к тем, кто нас  окружает.

3. Воспитывать доброжелательность, толерантность, ответственность.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать представления  о выстраивании конструктивных отношений в обществе, о внутренней установке поступать  согласно своей совести.

Метапредметные:

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний, делать выводы в результате совместной работы;

Регулятивные: действовать по инструкции; принимать и удерживать учебную задачу; контролировать себя при чтении; развивать навык контроля и самоконтроля; производить оценку действий своей деятельности и других учащихся.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества, вступать в общение, создавать высказывание.

Личностные: нравственно-этическая ориентация; понимание чувств других людей, личная ответственность за свои поступки.

Технологии обучения: технология проблемного обучения, системно-деятельностного подхода, технология кроссенсов, игровая.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Методы обучения:  беседа, объяснение, демонстрация, практические упражнения.

          Оборудование: 

  1. Таблички с надписями :Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь.
  2. «Капельки» - добрые дела участников (из цветного картона)
  3. Детали аппликации: Дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце,  фигурка животного.
  4.  Компьютер, мультимедиа.
  5. Маркеры или фломастеры.
  6. Чашечные весы.

Этап урока

Ход урока

Формируемые УУД

Мотивационный этап

Здравствуйте, ребята. Мы вновь на уроке размышлений, на уроке «Основы светской этики»

И чтобы наши мысли были понятны другим, а наша память работала на «отлично» мы начинаем урок с нейрогимнастики «Ухо-нос»

(Правой рукой беремся за нос, левой за ухо. По хлопку меняем положение рук. Упражнение выполняем 8-9 раз.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Актуализация имеющихся знаний и способов действия

Теперь посмотрите на слайд, я предлагаю разгадать кроссенс.

СЛАЙД 2

-Какое слово  объединяет все эти картинки?

-Верно.  Добро. Доброта. А что же это такое?

(ответы детей)

Стихотворение. СЛАЙД 3

-Какое слово является противоположностью добра?

(ответы детей)

-А умеете ли вы различать добро и зло?

Познавательные УУД: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителем, анализируют ее, выявляют особенности разных объектов в процессе их рассмотрения. Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя, дают ему ответы по заданным вопросам. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, принимают и сохраняют учебную задачу.

Постановка проблемы

 Сейчас вы будете работать в паре. У вас на столах лежат листы разного цвета. Рядом с листами конверты, в которых находятся карточки со словами Вынимая карточки из конверта, вы должны распределить их на 2 группы и наклеить на разные листы по столбикам.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

-Как вы распределили слова? (Ответы детей)

-Верно. в одну группу вы распределили положительные (добрые) качества людей, а  другую отрицательные (злые). А кроме качеств людей что еще может быть добрым?

(ответы детей)

-Как мы определяем, трудолюбив человек или нет?

Познавательные УУД: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителем, анализируют ее, сравнивают понятия, выявляют особенности разных в процессе их рассмотрения. Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя, дают ему ответы по заданным вопросам. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, принимают и сохраняют учебную задачу.

Целеполагание и планирование

Давайте сформулируем тему нашего урока.

(Ответы детей).

Молодцы! Вы уловили основную мысль Тема нашего урока звучит так.

СЛАЙД 5

-Какие задачи мы поставим перед собой, что хотели бы узнать о добре ? Ответы детей. (Как узнать добрый или злой человек, чего на свете больше: добра или зла? Каким человеом быть труднее добрым или злым? Сегодня  на уроке мы с вами попробуем ответить на них.

Познавательные УУД: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителем, из учебника, анализируют ее, сравнивают свою работу с работой учителя, выявляют особенности разных объектов в процессе их рассмотрения. Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя, дают ему ответы по заданным вопросам. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, принимают и сохраняют учебную задачу.

Открытие нового знания

Послушайте стихотворение и  ответь на вопрос, какое родственное слово  нашей теме вы услышали.

СЛАЙД 6

Из каких слов состоит слово добродетель) (ответы детей)

СЛАЙД 7

- Какие слова с корнем «добр» Вы знаете? (ответы детей)

- А что значит делать добро?(ответы детей)

-Давайте сделаем маленькое доброе дело. Перед каждым из вас кружок, это лицо. Нарисуйте на них черты доброго человека. Покажите одноклассникам.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

_ Какие чувства вы испытали, увидев лицо доброго человека? (Ответы детей: радость, тепло)

-А какие имена с  корнем «Добр» вы можете придумать? Запишите в тетрадь. (Добруля, Добрик, Добруша и др.)

-Как вы думаете, трудно ли быть добродетельным? (ответы детей)

Давайте попробуем в этом разобраться. Прочитайте притчу.

СЛАЙД 8

Ответьте на вопросы :

-О чем эта притча?

- Кто герой этой притчи?

-К какой категории людей (добрых или злых) вы отнесете этого человека? Почему?

-Как вы понимаете последние строки? (Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали..)

(Ответы детей)

Познавательные УУД: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителем, анализируют ее, сравнивают свою работу с работой учителя, выявляют особенности разных объектов в процессе их рассмотрения. Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя, дают ему ответы по заданным вопросам. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, принимают и сохраняют учебную задачу.

Физ.минутка

Физкультминутка

Давайте поиграем. Я Называю героев сказки. Если он добрый, мальчики хлопают в ладоши, а девочки кружатся. А если нет, нужно присесть и обнять себя

ПРИЛОЖЕНИЕ 3  

Концентрация внимания, мышления, продолжение учебного процесса

Самостоятельная работа

- Сейчас я предлагаю вам  самостоятельно прочитать текст и определить, какими являются поступки главных героев.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. (Рассказ «Плохо»)

(Ответы детей)

- Трудно ли быть добрым? (Ответы детей)

-Много теплых  добрых слов в нашей речи, доброе слово может нас приободрить, вселить уверенность, согреть душу. Слово «Добро» является исконно русским, доброжелательность всегда ценилась русским народом

А теперь прочтите еще 1 текст. Как вы понимаете слова белки?

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (Басня «Волк и белка»

-Какая пословица подходит к басне?

СЛАЙД 9

Познавательные УУД: извлекают необходимую информацию из из текста, анализируют ее, сравнивают свою работу с работой одноклассников, выявляют особенности разных объектов в процессе их рассмотрения. Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя, дают ему ответы по заданным вопросам. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, принимают и сохраняют учебную задачу.

Первичное закрепление

- О добре сложено много пословиц и поговорок.   И мы с вами сейчас сделаем еще одно доброе дело. Три группы составляют пословицы о добре, а 4-я группа создает картину (наклеивает детали аппликации на ватман)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Во время выполнения работы звучит песня «Дорогою добра»

-Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете.

-Как мы назовем нашу картину?

-Какое чувство вы испытали, совершая доброе дело?

(ответы детей)

-Верно. Добрые поступки  делают жизнь людей интересней, наполняют ее смыслом.

Познавательные УУД: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителем, анализируют ее, сравнивают свою работу с работой учителя, выявляют особенности разных объектов в процессе их рассмотрения. Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя, дают ему ответы по заданным вопросам. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, принимают и сохраняют учебную задачу.

Рефлексия деятельности

- Как вы думаете, чего на Земле  больше: добра или зла? Может быть нам помогут узнать это старинные весы?  На одну чашу весов мы будем класть зло  ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Но нужно постараться, чтобы чаша весов с «добром» перевесила. Давайте вспомним и назовем: какие добрые дела совершали вы или люди вокруг вас и по «капельке» положим их на чашу весов.

-Вот видите как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки в реку, реки в море добра. Хорошо. когда человек оставляет после себя добрые дела.

Наше занятие я бы хотела закончить такими словами:

СЛАЙД 10

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте!

Вся в голубом и звездной красоте

Земля добра. Она дарит нас хлебом.

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте «воевать»  за доброту!

 Посмотрите на слайд и выберите домашнее задание.

СЛАЙД 11

Регулятивные УУД: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя и товарища, содержащую оценочный характер отзыва на уроке. Коммуникативные УУД: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс ОРКСЭ в начальной школе

Данный материал рассказывает о подготовке к введению нового курса в начальную школу. Используя материал, предоставленный мне  на тьютерских курсах, раскрывается содержание нового предмета....

Урок по ОРКСЭ в начальной школе по программе "Планета знаний"

Надеюсь этот материал кому- то поможет при подготовке урока по ОРКСЭ по программе "Планета знаний"...

О необходимости преподавания ОРКСЭ в начальной школе

О необходимости преподавания ОРКСЭ в начальной школе....

О проблемах преподавания ОРКСЭ в начальной школе.

О проблемах преподавания ОРКСЭ в начальной школе....

Отчёт о преподавании курса ОРКСЭ в начальной школе

Отчёт о преподавании курса ОРКСЭ в  начальной школе с учетом  возрастно-психологических закономерностей   и особенностей развития  школьников младшего возраста....

«Возможности, ресурсы, практика преподавания ОРКСЭ в начальной школе МОУ Гимназии № 3»

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ...