ОРКСЭ в начальной школе
методическая разработка по орксэ (4 класс)
В данном разделе представлен урок по ОРКСЭ в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 3 МБ |
prilozheniya_k_uroku.docx | 2.4 МБ |
prilozheniya_k_uroku.docx | 2.4 МБ |
konstrukt_uroka_ot_dobryh_pravil-dobrye_slova_i_postupki.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
От добрых правил – добрые слова и поступки
От добрых правил- добрые слова и поступки От света светов луч излился, И добродетель родилась! В тьме мир дремавший пробудился, Земля весельем облеклась; В священном торжестве природа Объемлет дар для смертных рода; От горних, светлых стран небес Златой, блаженный век спустился, Восторг божественный вселился Во глубине святых сердец.
Какая пословица подходит к басне? Делай другим добро, будешь сам без беды. Делая зло, на добро не надейся. Худо тому, кто добра не делает никому.
Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте! Вся в голубом и звездной красоте Земля добра. Она дарит нас хлебом. Живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом Давайте «воевать» за доброту!
Домашнее задание. 1.Практические и творческие задания с.23 учебника (на выбор) 2.Записать добродетельные качества, которыми обладают падчерицы из сказок «Двенадцать месяцев», «Три орешка для Золушки», « Морозко » 3. Составить кроссенс на тему «Рассказы о добрых людях»
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №9»
Методическая разработка урока по теме «От добрых правил - добрые слова и поступки»
(4 класс)
Составитель: Мерзлякова Наталья Ивановна
учитель начальных классов
Красноуфимск
2022 г.
Тема: От добрых правил – добрые дела и поступки.
Класс: 4
Тип урока: открытие нового знания и способа действия
УМК: Школа России
Цель: ознакомление обучающихся с терминами «добро» и «зло» как основными этическими категориями.
Задачи:
Дидактические:
1. Актуализировать представление детей о добре и зле.
2. Познакомить с основными нормами светской морали.
Развивающие:
1.Развивать память, внимание, мышление.
2.Развивать умения осуществлять поиск необходимой информации в в тексте для выполнения учебных заданий.
3. Развивать способности обучающихся к общению на основе взаимного уважения и диалога.
4. Развивать умения проводить сравнение, обобщение, устанавливать причинно-следственные связи.
5. Развивать лексический запас слов.
Воспитывающие:
1.Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам .
2. Воспитывать уважение и понимание к нуждам и чаяниям ближнего, внимательное отношение к тем, кто нас окружает.
3. Воспитывать доброжелательность, толерантность, ответственность.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать представления о выстраивании конструктивных отношений в обществе, о внутренней установке поступать согласно своей совести.
Метапредметные:
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний, делать выводы в результате совместной работы;
Регулятивные: действовать по инструкции; принимать и удерживать учебную задачу; контролировать себя при чтении; развивать навык контроля и самоконтроля; производить оценку действий своей деятельности и других учащихся.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества, вступать в общение, создавать высказывание.
Личностные: нравственно-этическая ориентация; понимание чувств других людей, личная ответственность за свои поступки.
Технологии обучения: технология проблемного обучения, системно-деятельностного подхода, технология кроссенсов, игровая.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, практические упражнения.
Оборудование:
- Таблички с надписями :Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь.
- «Капельки» - добрые дела участников (из цветного картона)
- Детали аппликации: Дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурка животного.
- Компьютер, мультимедиа.
- Маркеры или фломастеры.
- Чашечные весы.
Этап урока | Ход урока | Формируемые УУД |
Мотивационный этап | Здравствуйте, ребята. Мы вновь на уроке размышлений, на уроке «Основы светской этики» И чтобы наши мысли были понятны другим, а наша память работала на «отлично» мы начинаем урок с нейрогимнастики «Ухо-нос» (Правой рукой беремся за нос, левой за ухо. По хлопку меняем положение рук. Упражнение выполняем 8-9 раз. | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
Актуализация имеющихся знаний и способов действия | Теперь посмотрите на слайд, я предлагаю разгадать кроссенс. СЛАЙД 2 -Какое слово объединяет все эти картинки? -Верно. Добро. Доброта. А что же это такое? (ответы детей) Стихотворение. СЛАЙД 3 -Какое слово является противоположностью добра? (ответы детей) -А умеете ли вы различать добро и зло? | Познавательные УУД: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителем, анализируют ее, выявляют особенности разных объектов в процессе их рассмотрения. Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя, дают ему ответы по заданным вопросам. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, принимают и сохраняют учебную задачу. |
Постановка проблемы | Сейчас вы будете работать в паре. У вас на столах лежат листы разного цвета. Рядом с листами конверты, в которых находятся карточки со словами Вынимая карточки из конверта, вы должны распределить их на 2 группы и наклеить на разные листы по столбикам. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). -Как вы распределили слова? (Ответы детей) -Верно. в одну группу вы распределили положительные (добрые) качества людей, а другую отрицательные (злые). А кроме качеств людей что еще может быть добрым? (ответы детей) -Как мы определяем, трудолюбив человек или нет? | Познавательные УУД: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителем, анализируют ее, сравнивают понятия, выявляют особенности разных в процессе их рассмотрения. Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя, дают ему ответы по заданным вопросам. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, принимают и сохраняют учебную задачу. |
Целеполагание и планирование | Давайте сформулируем тему нашего урока. (Ответы детей). Молодцы! Вы уловили основную мысль Тема нашего урока звучит так. СЛАЙД 5 -Какие задачи мы поставим перед собой, что хотели бы узнать о добре ? Ответы детей. (Как узнать добрый или злой человек, чего на свете больше: добра или зла? Каким человеом быть труднее добрым или злым? Сегодня на уроке мы с вами попробуем ответить на них. | Познавательные УУД: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителем, из учебника, анализируют ее, сравнивают свою работу с работой учителя, выявляют особенности разных объектов в процессе их рассмотрения. Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя, дают ему ответы по заданным вопросам. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, принимают и сохраняют учебную задачу. |
Открытие нового знания | Послушайте стихотворение и ответь на вопрос, какое родственное слово нашей теме вы услышали. СЛАЙД 6 Из каких слов состоит слово добродетель) (ответы детей) СЛАЙД 7 - Какие слова с корнем «добр» Вы знаете? (ответы детей) - А что значит делать добро?(ответы детей) -Давайте сделаем маленькое доброе дело. Перед каждым из вас кружок, это лицо. Нарисуйте на них черты доброго человека. Покажите одноклассникам. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 _ Какие чувства вы испытали, увидев лицо доброго человека? (Ответы детей: радость, тепло) -А какие имена с корнем «Добр» вы можете придумать? Запишите в тетрадь. (Добруля, Добрик, Добруша и др.) -Как вы думаете, трудно ли быть добродетельным? (ответы детей) Давайте попробуем в этом разобраться. Прочитайте притчу. СЛАЙД 8 Ответьте на вопросы : -О чем эта притча? - Кто герой этой притчи? -К какой категории людей (добрых или злых) вы отнесете этого человека? Почему? -Как вы понимаете последние строки? (Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали..) (Ответы детей) | Познавательные УУД: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителем, анализируют ее, сравнивают свою работу с работой учителя, выявляют особенности разных объектов в процессе их рассмотрения. Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя, дают ему ответы по заданным вопросам. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, принимают и сохраняют учебную задачу. |
Физ.минутка | Физкультминутка Давайте поиграем. Я Называю героев сказки. Если он добрый, мальчики хлопают в ладоши, а девочки кружатся. А если нет, нужно присесть и обнять себя ПРИЛОЖЕНИЕ 3 | Концентрация внимания, мышления, продолжение учебного процесса |
Самостоятельная работа | - Сейчас я предлагаю вам самостоятельно прочитать текст и определить, какими являются поступки главных героев. ПРИЛОЖЕНИЕ 4. (Рассказ «Плохо») (Ответы детей) - Трудно ли быть добрым? (Ответы детей) -Много теплых добрых слов в нашей речи, доброе слово может нас приободрить, вселить уверенность, согреть душу. Слово «Добро» является исконно русским, доброжелательность всегда ценилась русским народом А теперь прочтите еще 1 текст. Как вы понимаете слова белки? ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (Басня «Волк и белка» -Какая пословица подходит к басне? СЛАЙД 9 | Познавательные УУД: извлекают необходимую информацию из из текста, анализируют ее, сравнивают свою работу с работой одноклассников, выявляют особенности разных объектов в процессе их рассмотрения. Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя, дают ему ответы по заданным вопросам. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, принимают и сохраняют учебную задачу. |
Первичное закрепление | - О добре сложено много пословиц и поговорок. И мы с вами сейчас сделаем еще одно доброе дело. Три группы составляют пословицы о добре, а 4-я группа создает картину (наклеивает детали аппликации на ватман) ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Во время выполнения работы звучит песня «Дорогою добра» -Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете. -Как мы назовем нашу картину? -Какое чувство вы испытали, совершая доброе дело? (ответы детей) -Верно. Добрые поступки делают жизнь людей интересней, наполняют ее смыслом. | Познавательные УУД: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителем, анализируют ее, сравнивают свою работу с работой учителя, выявляют особенности разных объектов в процессе их рассмотрения. Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя, дают ему ответы по заданным вопросам. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, принимают и сохраняют учебную задачу. |
Рефлексия деятельности | - Как вы думаете, чего на Земле больше: добра или зла? Может быть нам помогут узнать это старинные весы? На одну чашу весов мы будем класть зло ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Но нужно постараться, чтобы чаша весов с «добром» перевесила. Давайте вспомним и назовем: какие добрые дела совершали вы или люди вокруг вас и по «капельке» положим их на чашу весов. -Вот видите как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки в реку, реки в море добра. Хорошо. когда человек оставляет после себя добрые дела. Наше занятие я бы хотела закончить такими словами: СЛАЙД 10 Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте! Вся в голубом и звездной красоте Земля добра. Она дарит нас хлебом. Живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом Давайте «воевать» за доброту! Посмотрите на слайд и выберите домашнее задание. СЛАЙД 11 | Регулятивные УУД: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя и товарища, содержащую оценочный характер отзыва на уроке. Коммуникативные УУД: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курс ОРКСЭ в начальной школе
Данный материал рассказывает о подготовке к введению нового курса в начальную школу. Используя материал, предоставленный мне на тьютерских курсах, раскрывается содержание нового предмета....
Урок по ОРКСЭ в начальной школе по программе "Планета знаний"
Надеюсь этот материал кому- то поможет при подготовке урока по ОРКСЭ по программе "Планета знаний"...
О необходимости преподавания ОРКСЭ в начальной школе
О необходимости преподавания ОРКСЭ в начальной школе....
О проблемах преподавания ОРКСЭ в начальной школе.
О проблемах преподавания ОРКСЭ в начальной школе....
Отчёт о преподавании курса ОРКСЭ в начальной школе
Отчёт о преподавании курса ОРКСЭ в начальной школе с учетом возрастно-психологических закономерностей и особенностей развития школьников младшего возраста....
«Возможности, ресурсы, практика преподавания ОРКСЭ в начальной школе МОУ Гимназии № 3»
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ...
Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ в начальной школе
Методы работы....