«Возможности, ресурсы, практика преподавания ОРКСЭ в начальной школе МОУ Гимназии № 3»
статья по орксэ (4 класс) на тему
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания....из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
о курсе ОРКСЭ | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Возможности, ресурсы, практика преподавания ОРКСЭ
в начальной школе МОУ Гимназии № 3»
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) был введён в школах по «Поручению Президента РФ» от 2 августа 2009 г. и «Распоряжению Правительства РФ» от 11 августа 2009 г.
С 2012 года курс включён Министерством образования и науки РФ в школьную программу в качестве федерального компонента (34 часа) В стандартах нового поколения курс именуется «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия
Курс является обязательным, но модуль курса, выбирают родители или законные представители ребёнка.
Этот выбор основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации:
- Конституция Российской Федерации, (статьи 13, 14)
- Закон Российской Федерации «Об образовании»,
- Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- «О свободе совести и религиозных объединениях».
- Закон «О свободе совести и религиозных объединениях»
Курс состоит из 6 модулей:
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы светской этики
Основы мировых религиозных культур.
Изучая курс, обучающийся, в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Основные особенности:
- Преподавать данный курс в школе будут светские педагоги (светский характер), по закону школа отделена от церкви и преподавание служителей любой конфессии недопустимо;
- Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;
- Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям;
- Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:
1) Отечество,
2) семья,
3) культурная традиция.
На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса;
- Направлен на укрепление сотрудничества государства, школы и семьи;
- Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей; (есть сквозные темы, в частности тема «Россия — наша Родина», с изучения данной темы начинаются все 6 модулей )
- Курс безоценочный, но зачётный. Каждый обучающийся индивидуально или в группе создаёт проект и его защищает.
- Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.
- Связь курса со школьными науками (предметами):
- окружающий мир;
- история;
- обществознание;
- литература.
- Первоначально предлагалось изучать курс на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он должен был стать важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников.
2010г. - последняя четверть 4 класса и первая четверть 5 класса по 2 часа в неделю, но такая дополнительная нагрузка в конце года оказалась перегрузкой, поэтому со следующего года изменили место в учебном плане.
2011 год — второе полугодие 4 класса и первое полугодие 5 класса по 1 часу в неделю. (на мой взгляд — это было самое удачное распределение)
С 2012 года курс перенесли в 4 класс начальной школы. Изучается в течении всего учебного года по 1 часу в неделю.
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
В целях организованного введения в 4 классах комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», согласно плану, в МОУ гимназии №3 проводятся следующие мероприятия:
1. Проведены родительские собрания (в апреле) по классам с целью разъяснения и изучению подходов к введению курса
2. Проведено анкетирование по классам с целью изучения мнения о выборе модуля данного курса
3. Собраны заявления родителей учащихся 3 класса о согласии и выборе модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики».
4. В соответствии с заявлениями родителей выбраны модули для изучения курса «Ос-новы религиозных культур и светской этики».
5. Проведены общешкольные родительские собрания (в мае) с целью знакомства с педагогами по выбранным курсам, с требованиями к предметным, личностным и мета-предметным результатам.
В гимназии создана необходимая нормативно-правовая и организационная база преподавания данного курса. Школа обеспечена учебно-методическими комплектами в соответствии с выбором родителей и учащихся. (Летом приобретены учебники Т.Д. Васильевой, К.В.Савченко, Т.И.Тюляевой. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс Академкнига/Учебник,2013)
В этом учебном году 53 обучающихся выбрали модуль «Основы мировых религиозных культур» и 30 обучающийся - модуль «Основы светской этики»
Преподавание курса ОРКСЭ стоит на контроле администрации.
Посещенные уроки были интересными, проведены учителями с использованием презентаций, с применением разнообразных форм работы: парной, групповой. Материал излагался доступно для учащихся, эмоционально, прослеживалась смена деятельности учащихся на уроке. Материал уроков содержал воспитательный, развивающий и творческий потенциал, направленный на формирование у детей морально - нравственных качеств, дающий возможность обучающимся рассуждать, спорить, отста-ивать свою точку зрения, делать выводы. Учащиеся, при ознакомлении с материалом участвовали в беседе, приводили примеры из жизни, семейных традиций. На уроках чётко прослеживалось формирование УУД, запланированных в рабочих программах педагогов. Для проверки домашних заданий, закрепления изученного на уроке используются задания тестового характера, викторины.
В рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики». в системе осуществляется внеклассная работа, стимулирующая познавательную активность школьников в учебной деятельности. Так, обучающиеся четвертых классов, активно участвуют в олимпиадах и конкурсах: общероссийская олимпиада школьников Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, городской конкурс «Рождественские встречи» и другие.
Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Часть родителей, учителей, общественности осознаёт необходимость введения данного курса для улучшения нравственности подрастающего поколения.
Из выше сказанного , следует отметить, что курс ОРКСЭ ставит задачей развитие навыков критического мышления, диалога и взаимодействия с религиозными культурами с целью повышения религиозной грамотности и понимания сущности религиозной проблематики и ценностей религиозного мировоззрения независимо от того, является ли сам учащийся верующим, агностиком или атеистом. С другой стороны, этот курс – не просто когнитивный или научный. Другая задача – развитие ценностных установок, постановка проблематики смысла и ценности человеческой жизни, свободы, нравственности, где учитель выступает тьютером процесса формирования личности учащегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар в начальной школе "Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе начальной школы"
План проведения семинара для заместителей директоров....
Анализ методического объединения учителей начальной школы МАОУ "Гимназия № 1" г.Саратова за 2011-2012 учебный год.
В статье анализируется методическая работа учителей начальных классов и уровень преподавания в начальной школе МАОУ "Гимназия № 1" г. Саратова....
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ АЛЕКСЕЕВОЙ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ «РОЛЬ И МЕСТО НЕТРАДИЦИОННОГО УРОКА В ПРЕПОДАВАНИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
В последние годы интерес к нетрадиционному обучению в начальной школе значимо усилился. Организация нетрадиционного развивающего обучения предлагает создание условий для овладения школьни...
Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/
Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя нелегок, но ...
Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/
Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя не...
«ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ МЕЖДУ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ И 5 КЛАССОМ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»
Все компоненты системы преемственности необходимо рассматривать в закономерной взаимосвязи. Цели обучения на разных ступенях определяют содержание обучения. Цели и содержание требуют применения опр...