Зачем творить добро?
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Кострюкова Ольга Васильевна

Данный урок направлен на формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле.

В ходе урока происходит знакомство с новыми понятиями, расширение словарного запаса, раскрываются содержание понятий «добро», «святость», «самоотверженность»; показывается  проявление добра и самоотверженности в православных традициях.

Результатом работы на уроке может стать воспитание положительных качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_tvorit_dobro.docx242.74 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока ОПК по теме «Зачем творить добро?»

п/п

Этап урока

Хронометраж

Медеаподдержка (слайд)

Содержание педагогического взаимодействия

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Предметные  результаты

Метопредметные результаты

Личностные результаты

Организационный момент

2 мин

Слайд 1-2

- Добрый день ребята.

Мы с вами каждый день произносим эти слова. А что лежит в их основе?

- Сегодня мы снова совершим необычное и удивительное приключение в мир православной культуры.

- Прочитаем с вами рассказ Л.Н. Толстого «Старик и яблони»

Старик и яблони. (Л.Н.Толстой)
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал:….

- Как вы думаете, что ответил старик?

 - Посмотрим какая версия автора.

«Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Ответы детей

Развитие внимания

Р: умение организации на рабочем месте, оперативного включения в урок.

К: умение слушать, включаться во взаимодействие с учителем.

Формирование уважительного отношения к учителю. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Актуализация знаний

5 мин

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Анализ текста.

- Какая главная мысль текста?
- Для кого дедушка сажал яблоню?
- Какой поступок совершил дедушка?
- А зачем совершать добрые поступки?

- Как вы оцениваете поступок старика?

- Чему нас учит этот рассказ?

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Тема :«Зачем творить добро?».

- Сегодня на уроке мы постараемся ответить на этот вопрос.

 - Кому этот вопрос может быть адресован?

- Что такое добро?

- Как вы думаете легко ли быть добрым?

 - Со словом добро связано много значимых слов, самых главных слов, без которых жизнь человека невозможна.

 -Образуйте от слова «добро» сложное слово, отвечающее на вопрос какой?

- Почему же в православной культуре так высоко ценится именно умение творить добро. Давайте разберемся.

Обучающие отвечают на вопросы.

Формулируют самостоятельно тему урока.

Осознание значимости изучаемых знаний.

Р:  умение удерживать внимание при восприятии информации, предположить и сформулировать тему урока.

П:  умение осмыслить учебный материал,   выделить главные, существенные признаки, установить связи в учебном материале.   К:

строить речевое высказывание, вносить свои предложения, уточнения.

Ценностно-смысловая ориентация обучающихся.

Открытие новых знаний

15 мин

Слайд 5

Слайд 6

ДОБРО

https://ne-kurim.ru/forum/attachments/1568006507102-png.994961/

Трусость

Сосрадание

Жестокость

Терпение

Любовь

Забота

Зависть

Эгоизм

Жадность

Лень

Дружба

Отзывчивость

Безответсвенность

ЗЛО

https://www.b17.ru/foto/article/159053.jpg

- Прочитайте слова в столбике.

- Какие слова вам непонятны. Разберем их. Соотнесите слова в два столбика (работа в парах).

- Какие качества относятся к хорошему, доброму человеку. Зачитайте их.

- Какие слова относятся к плохому человеку. Зачитайте их.

- Золотое правило этики гласит: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»

- Как вы это понимаете?

-Сегодня мы узнаем, что такое «добро», «самоотверженность», «святой».

На уроке мы рассмотрим причины, побуждающие человека совершать добро? (стр.68)

- Почему Петр решил покинуть Рим?

- Кого он встретил по дороге?

-Почему решил вернуться?

- Как вы поняли значение слова «самоотверженность», «святой», «добро»?

Читают слова. Делят на группы. Проверяют группы слов.

Отвечают на вопросы.

Формирование умения работы в группе. Формирование самостоятельности.

Р: умение преодолевать трудности и препятствия в учебной деятельности.

П: осмысление значимости знаний, построение логической цепочки рассуждений.

К: умение слушать и вступать в диалог.

Ценностно-смысловая ориентация обучающихся. Связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Физминутка

2 мин

Слайд 7

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Выполняют действия физминутки.

Формирование опыта здоровье сбережения.

Р: умение восстанавливать духовные и физические силы.

Целостное осмысления здоровье сбережения.

Применение новых знаний

10 мин

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

- Найдите в тексте (стр.68) слова, с которым Господь обратился к людям?

- Почему люди благодарны Христу?

- Есть слова Христа «даром приняли – даром дарите». Как вы понимаете эти слова?

- Чтение притчи о дикаре и царе. (стр.69).

- Как вы оцениваете действия царя и дикаря?

Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное - настоящее.

- Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру.

(полезное - посадил дерево; приятное- сделал подарок; истинное- помог человеку в беде)

Читают текст учебника. Отвечают на вопросы.

Умение находить информацию  в учебнике.

Р:умение оперировать понятиями, предлагать рациональные способы решения проблем и выполнения заданий, анализировать свои достижения и достижения одноклассников.

П: строить цепочку рассуждений, обосновывать свои наблюдения, делать выводы, представлять информацию, используя разные приемы ее структурирования.

К: воспринимать информацию, строить монологическое высказывание, видеть и излагать жизненно-практическое значение решаемой задачи, давать свою оценку.

Ценностное отношение к природному миру, социальная компетентность, готовность к решению моральных проблем, устойчивое следование этическим нормам и   эстетическим образцам. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Итог урока

3 мин

Слайд 11

Притча о добре и зле.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Я вам желаю, чтобы у вас победил волк, который творит добро.

А кормить вы его должны своими добрыми делами.

Подводят итоги урока. Оценивают свою работу на уроке.

Способность получения знаний.

Р: умение соотносить достигнутые результаты с поставленными задачами, оценивать результаты совместной деятельности и факторы влияния на ее результативность.

П: анализировать достигнутые результаты,   выделять главное в теме урока, оперировать понятиями, самостоятельно воспроизводить знания и способы деятельности при подведении итогов урока.

К: вступать в диалог с учителем, сотрудничать  при коллективном подведении итогов, строить устное высказывание в сжатой форме, давать собственную оценку положительным и отрицательным моментам урока.

Личностное самоопределение.

Рефлексия

2 мин

Слайд 12

-Ребята! Во время нашего урока мы искали ответ на вопрос. Какой? Вспомните!

-Как вы ответите на этот вопрос?

- Как на этот вопрос отвечают православные христиане? Зачем творить добро?

Назовите две причины, по которым христиане творят добро.

Приходят к выводу урока:

чтобы  благодарить Христа за подвиг, чтобы испытывать духовную радость.

Рекомендации по домашнему заданию (на выбор)

1 мин

1.Подберите пословицы о доброте.

2. Подберите притчу о доброте.

Приложение 1

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/18/s_5dfa532a43c52/img24.jpg

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/18/s_5dfa532a43c52/img24.jpg

Приложение 2

ДОБРО

https://ne-kurim.ru/forum/attachments/1568006507102-png.994961/

Трусость

Сосрадание

Жестокость

Терпение

Любовь

Забота

Зависть

Эгоизм

Жадность

Лень

Дружба

Отзывчивость

Безответсвенность

ЗЛО

https://www.b17.ru/foto/article/159053.jpg

ДОБРО

https://ne-kurim.ru/forum/attachments/1568006507102-png.994961/

Трусость

Сосрадание

Жестокость

Терпение

Любовь

Забота

Зависть

Эгоизм

Жадность

Лень

Дружба

Отзывчивость

Безответсвенность

ЗЛО

https://www.b17.ru/foto/article/159053.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем творить добро?

Презентация к конспекту урока " Зачм творить добро?"...

Зачем творить добро?

Урок в учебном курсе ОРКСЭ (модуль ОПК)...

Конспект урока по ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"

Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"...

Зачем творить добро

Цель: способствовать усвоению  ценностно-смысловой компетенции, устанавливая взаимосвязь между религиозной культурой и правилами поведения человека; формированию коммуникативной компетенции через...

Зачем творить добро

Разработка урока по ОПК, 4 класс...

разработка урока «Зачем творить добро»

Данный  урок  был  разработан  и  проведен  в  рамках  районного  семинара  учителей  ОРКСЭ  и  ОПК....