Зачем творить добро
материал по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ Локотская средняя общеобразовательная школа №1 имени П.А.Маркова
Основы православной культуры:
«Зачем творить добро?»
Учитель: Кулюкина Р.Ф.
2013г.
Тема: ЗАЧЕМ ТВОРИТЬ ДОБРО?
Цели: закрепить знания детей о понятиях «счастье», «благо»; познакомить с тем, чему радуются святые; как подражают Христу; познакомить с разными видами креста, как символа православия;
воспитывать взаимопомощь, уважение и любовь друг к другу;
развивать речь, внимание, память.
Оборудование: проектор, тетрадь, учебник.
ХОД УРОКА
- Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Звучит колокол, как символ православной веры.
-Когда мы слышим церковный колокол?
- Сегодня, на уроке мы повторим понятия «счастье», «благо», узнаем чему радуются святые; как люди подражают Христу и познакомимся с разными видами крестов.
2. Предварительная беседа.
- На прошлом уроке, знакомясь с Заповедями Блаженств, мы с вами выяснили, что же христиане считают счастьем и как его достичь.
- Какие слова мы называем синонимами?
Какой синоним слову «счастье» в церковнославянском языке?
Благо. Это слово означает и само счастье, и все те добрые дела, которые приносят человеку счастье.
-Проведём словарную работу.
А какие сложные слова, начинающиеся со слова «благо» вы знаете?(дети отвечают)
В церковнославянском языке таких слов очень много. В русском языке мы используем только некоторые из них. Благополучие, благодарность, благовестие, благодетель, благодушие, благолепие (прекрасно украшено), благонадежный, благонравный, благообразный, благословение, благосостояние, благоугождать (делать приятно), благоухать (издавать приятный запах), благочестивый (набожный, имеющий благие чувства) и др.
(Запись слов на доске)
Давайте поговорим с вами о слове «благодарить».
Слово «благодарить» состоит из двух частей. Благо – добро, добрые деяния, служащие счастью, прекрасные чувства и приятные ощущения; богатство, имение.Дар – приношение, почет.
Слайд 3. Творить -благодарить.
Когда человек делает добрые дела, он благотворит.(щелчок)Помощь, подарок — это не просто какое-то действие или какая-то вещь, которую мы кому-то отдали. Это, прежде всего, выражение нашего сердечного отношения к тому или иному человеку. Вместе с ощутимым делом, благотворящий человек делится своей любовью.(щелчок)Он отдает часть своего сердца, делая другого человека сопричастным себе, т.е. с частью своего сердца – счастливым. Когда человек отвечает любовью – он благодарит.(щелчок) Т.е., оказывая человеку почесть, творя ему благодарность, он делает его счастливым – сопричастным себе.(щелчок)
Слайд 4. Дыхание любви.
Благотворить и благодарить для души также необходимо, как для тела дышать. Посмотрите, как мы дышим?(дети дышат)
Мы вдыхаем воздух в легкие (берем, получаем) и выдыхаем его (отдаем, возвращаем). Без воздуха человеческое тело погибает. А душа наша дышит любовью. Т.е., чтобы душа жила, ей необходимо добро не только получать, но и давать его. Иначе она погибнет.(щелчок)
Может ли человек быть здоровым и полным сил, если будет дышать лишь изредка?(дети отвечают)
Нет, чтобы наше тело было здоровым и сильным, наши легкие трудятся без отдыха день и ночь. Вот так же и душа только тогда будет здорова, когда всегда будет желать творить только добрые дела – дела любви.
Кто из наших ближних больше всего творит нам добро, ничего не требуя взамен?(дети отвечают)
Слайд 5. Благодарность.
Наши родители. Но часто ли мы их благодарим? Говорим ли теплые слова благодарности за их каждодневный труд ради нашего благополучия?(дети отвечают)
Как вы думаете, чем отличается благодарный человек от неблагодарного?(дети отвечают)
Отличие благодарного человека — это способность замечать чужой труд, чужую красоту, чужую любовь, чужие достоинства.
Добрые дела – дела любви – это самоотдача. Желать благодарности, как выражение ответной любви мы можем. А вот стремление к благодарности, желание похвалы, награды за свои якобы заслуги – это признак гордости, путь к самовозвеличиванию. И если мы обижаемся, когда нас не благодарят – наше сердце закрывается. Если же мы не держим в сердце зла, то за неблагодарных благодарит Бог.
↓4. Есть слова Христа: «Даром приняли – даром давайте».
Как вы их понимаете?(дети отвечают)
Слушаем притчу о подлинной благодарности
Слайд 8. Притча.
Один селянин гнал на мельницу осла, нагружённого зерном. Тяжёлый мешок соскользнул со спины животного и упал на землю. Селянин был человек слабосильный и поэтому остановился в недоумении над своей бедой.
Проезжал мимо какой-то богато одетый господин, но селянин не посмел просить его о помощи. Тот же, не дожидаясь просьбы, спрыгнул с коляски и помог селянину. Селянин снял шапку и, почтительно кланяясь помогавшему, спросил, чем он может отблагодарить за услугу.
– Это не трудно, любезный, – ответил проезжий. – Когда вы кого-нибудь увидите в затруднительном положении, то вообразите, что это я и что я нуждаюсь в вашей помощи, и помогите. Это будет подлинная благодарность...
Анализ притчи
Так в чем, по-вашему, заключается подлинная благодарность?(дети отвечают)
Нужно не только благодарить тех, кто сделал нам доброе. Важно совершать такие же добрые дела для других, не требуя за это благодарности в ответ. Это и будет истинной благодарностью человеку, оказавшему нам помощь.(щелчок)Т.е. подлинная, настоящая благодарность за добро – это приумножение этого добра.
Слайд 9. Благодарность.
Родители часто помогают вам переходить через опасную дорогу.
Какой будет от вас подлинная благодарность им за это?(дети отвечают)
(щелчок)Истинной благодарностью родителям за эту помощь будет, если и вы сами будете помогать переходить дорогу слабым.
Слайд 10. Уроки музыки.
Из полной версии учебника:
Предположим, учитель музыки бесплатно давал тебе уроки. Прошли годы. Ты сам стал прекрасным учителем музыки, а твоего наставника уже нет в живых.
Как ты сможешь выразить свою благодарность ему? Может ли твоя благодарность выражаться в твоем подражании его доброму поступку?(дети отвечают)
-Учитель музыки подарил песню, которую он посветил всем детям. Мы сейчас её послушаем, подпоём и станцуем. Своими движениями мы постараемся подарить друг другу немного счастья. Повторяем движения за мной.
3. Физминутка.
Исполнение песни «Доброта»
4. Работа по теме урока.
Работа по учебнику. Чтение первой части на странице 68. (самостоятельное чтение).
Анализ прочитанного.
-Почему христиане благодарны Христу?(дети отвечают)
Иисус Христос из любви пожертвовал своей жизнью ради спасения людей. И если даже благодарность к человеку привносит в сердце покой и радость, то представьте себе, какое блаженство дает благодарность Богу. Человек никогда и нигде не сможет найти себе истинную радость в жизни, как только в Боге.
-Почему благодарность Иисусу Христу особенно побуждает христиан к совершению добра? (дети отвечают)
Благодарность Богу неотделима от благодарности людям. Очень часто доброе мы получаем через людей, которых Господь делает участниками Своих благодеяний. И человек, творя добрые дела ближним, так благодарит Бога.
Три вида крестов.
Андреевский флаг
Слайд 12. Распятие апостолов Петра и Андрея.
Фреска «Распятие апостола Петра». Монастырь Дечаны, Сербия, XIV век.
Когда Петра распинали, он упросил палачей: «Я не достоин принимать смерть так, как мой Учитель. Если уж хотите меня распять – распните головой вниз». Брат апостола Петра – апостол Андрей. Он проповедовал на северных границах Римской империи. Он заходил и в те края, где позднее стали жить славянские народы.(щелчок - современная икона «Распятие апостола Андрея»)Его тоже распяли – но на «косом» кресте (Х). В русском народе всегда жило убеждение, что апостол Андрей по Днепру дошел до Киевских гор и предсказал появление здесь великого христианского города.(щелчок – андреевский флаг)Поэтому имя апостола Андрея всегда особо почиталось на Руси, а косой «андреевский» крест стал изображаться на военно-морском флаге России. И сам флаг военно-морского флота так и называется - «андреевский стяг».
Нарисуем эскизы крестов.: Христов, Петров, Андреевский.(дети рисуют)
Почему крест Петра отличается от креста Христова?(дети отвечают)
Как к этому рассказу применить слово смирение?(дети отвечают)
-Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации учебника. Всё ли здесь изображено верно?
Чтение стихотворения детьми.
Слайд 14. Змитрович Г.В. Взгляд Христа на мир.
Бог на земле – не только в небесах:
В густой траве и в луговой гвоздике,
В струях воды и в лиственных лесах,
В тропинке нежной и в девичьем лике…
У многих в душах Божья благодать.
Здесь, на земле, Он ходит между нами:
Идти за Ним или Его предать –
Должны решать мы ежедневно сами.
(Геннадий Иванов)
Сопоставьте слова поэта с легендой о Петре.
-Можно ли сказать, что с христианской точки зрения предать человека все равно, что предать самого Христа?(дети отвечают)
Слайд 15. Друг познается в беде.
Да, потому что Господь Иисус Христос заповедал нам любить ближнего. Нарушая Христову заповедь, мы предаем тем самым Самого Христа.
Чтение второй части текста по учебнику вслух.
Анализ текста
Как вы думаете, откуда в сердце человека появляется любовь?(дети отвечают)
Любовь, как добродетель, – это дар Божий. Желание творить добро – результат действия Бога в человеческом сердце. А действует Бог в человеческом сердце спасительной силой, которая называется благодать.(щелчок) Когда в сердце человека действует благодать Божия, душа чувствует особую внутреннюю радость. Каждое сердце человеческое, неважно, верующее или неверующее, имеет дыхание Божие, дыхание Божественной благодати. Но чтобы Божья благодать действовала в нашем сердце, оно должно быть открытым.(щелчок)
Как связаны духовные переживания с желанием делать добро?(дети отвечают)
Духовная радость переживается, когда сердце открыто для Бога. Наши сердца открываются, когда дышат любовью. А любовь – это желание делать добро. Христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям.
Как вы поняли притчу о царе и дикаре? Объясните.(дети отвечают)
Чтобы стать счастливым, нужно преодолевать себя, свой эгоизм, свои плохие привычки. Духовное богатство обретается духовным трудом.
Понять другого.
Представьте себе, что вы никогда не ели хлеба, а только пирожные и торты.
Сможете ли вы понять, что торт слаще хлеба?(дети отвечают)
(щелчок) А теперь представьте, что вы никогда не мокли под дождем.
Сможете ли вы почувствовать то же, что и промокший человек? (дети отвечают)
Из полной версии учебника:
(щелчок)Представьте себе человека, который всегда, каждую минуту и каждый день ощущает себя счастливым. У него каждую секунду от радости и восторга «сердце выпрыгивает из груди»… Как вы думаете, он смог бы заметить проблемы и трагедии других людей? Смог бы он понимать их и помогать им? Так хорошо или плохо то, что в нашей жизни чередуются обычные минуты со счастливыми?(дети отвечают)
Благодарить Бога нужно буквально за все, что есть в жизни человека, и не только за радости, но и за скорби и хвори, которые ниспосылает нам никто другой как сам Бог. Ведь именно болезнью Он пытается вразумить человека, что тот сбился с верного пути и старается таким вот образом, путем телесных страданий спасти его душу.
Добрые дела бывают внешние и внутренние. Внешние это добрые дела по отношению к нашим ближним: телесные и духовные. Внутренние добрые дела это добрые дела по отношению нас самих.
Внешние добрые дела, телесные, это оказать помощь накормить, напоить, оказать кому-нибудь духовную помощь, привести к Богу, посоветовать и т. п.
Внутренние добрые дела - это борьба с нашими отрицательными привычками, жизнь по Закону Божию.
5. Подведение итогов.
Наш урок я хочу закончить словами преподобного Силуана Афонского «Чтобы помочь другому человеку, необязательно быть сильным и богатым. Достаточно быть добрым»
6. Домашнее задание.
- Написать внешние и внутренние добрые дела;
- Ответить на вопросы в учебнике на с.69;
- Раскрасить кресты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачем творить добро?
Презентация к конспекту урока " Зачм творить добро?"...
Зачем творить добро?
Урок в учебном курсе ОРКСЭ (модуль ОПК)...
Конспект урока по ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"
Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"...
Зачем творить добро
Цель: способствовать усвоению ценностно-смысловой компетенции, устанавливая взаимосвязь между религиозной культурой и правилами поведения человека; формированию коммуникативной компетенции через...
Разработка урока ОПК "Зачем творить добро?"
конспект урока ОПК...
разработка урока «Зачем творить добро»
Данный урок был разработан и проведен в рамках районного семинара учителей ОРКСЭ и ОПК....
Тема урока: Зачем творить добро?
Тема урока: Зачем творить добро? Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции и понимание того, что творить добро – духовная ...