Технологическая карта урока по ОРКСЭ «Обычаи и обряды русского народа» (4 класс)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Цель урока: познакомить учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обычаем проведения праздника Благовещения.
Задачи урока
Дидактические:
- Иметь представление о понятиях: обычаи, обряды, венчание, помолвка, Благовещение.
- Познакомить учащихся с русскими национальными обычаями и обрядами в системе духовной культуры русского народа;
- Получить представление о некоторых народных обычаях.
Развивающие:
- Развития у учащихся интереса к народным праздникам, к изучению истории и традиций семьи.
- Развивать навыки самостоятельной работы;
- Развивать интеллектуальную и познавательную активность.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к учебному предмету;
- Формировать культуру общения;
- Формирование чувства уважения к традициям и культуре русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по ОРКСЭ «Обычаи и обряды русского народа» | 343.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ
Дата: 8.02.2022 Студент: Бобылева Софья
Школа: МАОУ №148 Группа: 36
Класс: 4 «б» Учитель: Кейзер А.В.
Урок: 2 Методист: Сачкова Т.А.
Время: 13:55-14:35
Кабинет: 221
Тема урока «Обычаи и обряды русского народа»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: познакомить учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обычаем проведения праздника Благовещения.
Задачи урока
Дидактические:
- Иметь представление о понятиях: обычаи, обряды, венчание, помолвка, Благовещение.
- Познакомить учащихся с русскими национальными обычаями и обрядами в системе духовной культуры русского народа;
- Получить представление о некоторых народных обычаях.
Развивающие:
- Развития у учащихся интереса к народным праздникам, к изучению истории и традиций семьи.
- Развивать навыки самостоятельной работы;
- Развивать интеллектуальную и познавательную активность.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к учебному предмету;
- Формировать культуру общения;
- Формирование чувства уважения к традициям и культуре русского народа.
Оборудование: учебник «Основы Светской Этики» 4 класс, автор М.Т.Студеникин, учебная презентация, раздаточный материал, видео.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Формы организации учебной деятельности | Дидактическое оборудование | ||||
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный метод: Рассказ учителя. | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 2. Создание эмоционального настроя. 3.Налаживание контакта с классом. Учитель говорит: -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Софья Александровна и сегодня я проведу у вас урок. - Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки соседу по парте! -Присаживайтесь | 1. Показывают готовность к уроку. 2. Выполняют то, что им сказал учитель. | .Фронтальная форма | Презентация | ||||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
| ||||||||||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный метод: Практический метод: ребусы | 1.Актуализирует знания о понятиях , подводит к теме урока. -Ребята, для того, чтобы определить тему нашего с вами урока ,я вам предлагаю разгадать два ребуса. - Ребята, вы умеете разгадывать ребусы? - Посмотрите, пожалуйста, на доску.
- Верно, ребята. - Ребята, сталкивались ли вы раньше с этими понятиями? Знакомы ли вы с данными понятиями? | 1.Слушают учителя - Да. 1.Обычаи 2.Обряды Да, сталкивались Да, знакомы | Фронтальная форма | Презентация | ||||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные: осознание ценности человеческой жизни Метапредметные: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать Личностные: сформированность мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к саморазвитию; | ||||||||||
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный метод: | 1.Формулирует совместно с учениками тему урока. -Итак, ребята, кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока? 2. Формулирует совместно с учениками цель урока. -Молодцы, а кто может определить какая цель нашего сегодняшнего урока? -Отлично! -Сегодня мы также познакомимся с понятием венчание, сватовство, помолвка, бракосочетание. | 1.Формулируют тему урока. -Обычаи и обряды русского народа. 2.Формулируют цель урока. -познакомиться с понятиями “обычай” и “обряд”; узнать об обряде бракосочетания на Руси. | Фронтальная | Презентация | ||||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные: понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; Метапредметные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Личностные: :Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности | ||||||||||
«Открытие» детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный метод: Словесный метод: Беседа; Рассказ учителя; Работа с учебником. | 1.Организует работу с классом. -Кто может сказать, что такое обычаи? -А кто даст определение слову обряд? -Какие обычаи и обряды вы знаете? 2. Объясняет новый материал -Откройте свои учебники на странице 79. -Прочтите понятия ,которые даны в голубой рамке. -С таким обычаем, как свадьба, мы знакомы все. Она состоит из нескольких обрядов. Обряд 1. Сватовство. - Что это такое? Прочтем объяснение терминов на листах, которые лежат на ваших столах (Венчание, сватовство, ангел, помолвка, бракосочетание) – Раньше на Руси вопросы женитьбы решали родители, не интересуясь мнением молодых. Родители подбирали жениха и невесту, намечали время и место свадьбы. Жених и невеста до женитьбы могли и не знать друг друга. На Руси было принято засылать сватов в дом понравившейся девушки. Родители невесты сразу согласия на брак не давали, и сваты приходили еще два-три раза. - А в наше время жених сам приходит в дом невесты и просит её руки у родителей. Обряд 2. Обряд сводов. - Прочтем о нем в учебнике на с. 80. - А теперь этот обряд заменен помолвкой. Что это такое? Прочтем на с. 81. - Во время помолвки жених дарит невесте перстень (кольцо с камнем). Обряд 3. Венчание. - Этот обряд проводится в храме. Он получил такое название, потому что священник возлагает на головы молодых венцы – специальные короны для венчания. - В настоящее время сначала проводится обряд бракосочетания – это церемония вступления в брак. Проходит она в специальных Дворцах бракосочетания, где жених и невеста сначала дают друг другу торжественную клятву любить друг друга, а затем обмениваются обручальными кольцами. Современный обряд бракосочетания обязательно сопровождается « Свадебным маршем Мендельсона». Только после этого по желанию можно заключить еще и церковный брак (т.е. обвенчаться). – Сохранился до наших дней обычай встречать молодых хлебом-солью с.82. - Молодые муж и жена приезжают к месту проведения свадьбы, там их встречают родители мужа с иконой в руках, которой благословляют на счастливую жизнь, и с круглым хлебом – караваем. Молодожены одновременно откусывают от него, обмакивают свои куски в соль и съедают. Сохранилось поверье: у кого кусок больше, тот и будет верховодить в семье. | 1.Отвечают на вопросы. Предполагаемые ответы детей ОБЫЧАИ-массовые образцы действий ОБРЯДЫ-совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом Читают термины с листа.
Чтение с учебника. | Фронтальная | Презентация Раздаточный материал | ||||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные: понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; Метапредметные: Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности Личностные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | ||||||||||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Практический метод: Работа в парах, в группах | 1.Организует работу в парах. - Сейчас предлагаю вам поработать в парах. На экране представлены вопросы. Вам предстоит прочитать текст на странице 83-84 и найти ответы на вопросы. (1. Что такое праздник Благовещения? 2 Как готовились к празднику? 3.Почему сейчас возродили этот обычай?) -Заканчиваем, проверим, что у вас получилось. -Хорошая работа! -Откройте ваши учебники на странице 85-86. -Выполним задание в учебнике. -Читаем по абзацам. -О чём говорится в тексте? -Какие незнакомые слова вам встретились? -Давайте узнаем значения этих слов. Прочитаем на странице 86. | 1.Выполняют работу в парах. Отвечают на вопросы. -Ключник, стольник, дворецкий | Групповая и парная форма | Презентация | ||||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные: - Учащиеся получат возможность усовершенствовать умение работать с текстом, раздаточным материалом , для решения поставленных на уроке задач; Метапредметные: -формировать умения взаимодействия со сверстниками и учителем. Личностные: -воспитание нравственности. | ||||||||||
Физминутка (1-3 мин) | Проводится разминка - А сейчас я предлагаю вам размяться. Встаньте со своих мест. - Молодцы, присаживайтесь. | Разминаются, выполняют упражнения | Фронтальная | Видео | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический метод: Самостоятельная работа | Проводит самостоятельную работу. -Ребята, а сейчас вам необходимо поработать самостоятельно. - У вас на парте лежат листы с заданиями. Вам предстоит ответить на вопросы. Подпишите листочки. - На это задание у вас есть 5 минут. -Итак, время вышло, передаём работы с задних парт вперед. | Выполняют самостоятельную работу | Индивидуальная форма | Раздаточный материал | ||||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные: - Учащиеся получат возможность усовершенствовать умение работать самостоятельно Метапредметные: формулировать понятные высказывания,отвечая на вопросы; Личностные: формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир. | ||||||||||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Практический метод: Организация работы в группах | 1.Организация работы в группах. -Итак, сейчас я вам предлагаю собрать пазл. Для этого поработаем в группах. -Давайте вспомним правила работы в группах. Кто может их назвать? -Достаньте из конверта содержимое и приступайте к работе. Определите название картины при помощи учебника (стр. 85)
| 1.Работают в группах. 1.Работать в группе должны все. - Царский пир в Грановитой палате | Групповая форма | Раздаточный материал | ||||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные: готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; Метапредметные: Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; Личностные: поиск и установление личностного смысла, учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно -познавательных и социальных мотивов; | ||||||||||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный метод: Самооценка | 1.Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей. Подведём итог нашего урока. Какая тема у нас сегодня была? Какая цель сегодняшнего урока? Мы достигли цели? С какими понятиями мы сегодня познакомились? 2.Домашнее задание. -Подберите и выпишите в тетрадь пословицы и поговорки об обычаях и обрядах россиян. 3.Проводит работу по самооценке. Ребята, вы сегодня хорошо очень работали на уроке. Посмотрите, пожалуйста, на доску. - Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен. | Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей. Дают оценку своей работе на уроке. | Фронтальная, индивидуальная | Презентация | ||||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные: понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; Метапредметные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Личностные: Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по ОРКСЭ Основы светской этики "Чувство Родины" 4 класс
Технолдогическая карта урока ОРКСЭ по модулю Основы светской этики Тема "Чувство Родины"...
Конспект урока. Тема Обычаи и обряды русского народа. 4 класс УМК "Иновационная начальная школа"
Цели деятельности учителя:формирование представления о понятиях: «обычай», «обряд», «помолвка», «венчание», «бракосочетание»;формирование пр...
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Обычаи и обряды русского народа» (4 класс)
Цель урока: ознакомление учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обычаем проведения праздника Благовещения.Задачи урокаДидактические: ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Обычаи и обряды русского народа", 3 класс
Тема урока: «Обычаи и обряды русского народа».Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем.Задачи ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Обычаи и обряды русского народа» 4 класс, УМК: "Начальная инновационная школа"
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание.Задачи урокаДидактические:Формировать знания о ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Обычаи и обряды русского народа», 4 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетаниеЗадачи урокаДидактические: 1) Иметь представлени...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Обычаи и обряды русского народа", 4 класс
Тема урока «Обычаи и обряды русского народа»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о понятиях обычаи и обряды, значимости обрядов бракосочета...