Технологическая карта урока ОРКСЭ «Обычаи и обряды русского народа», 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представления о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание
Задачи урока
Дидактические:
1) Иметь представление о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание;
2) познакомить учащихся с русскими национальными обычаями и обрядами в системе духовной культуры русского народа;
3) получить представление о некоторых народных обычаях
Развивающие:
1) Развивать у учащихся интереса к народным праздникам, к изучению истории и традиций семьи;
2) развивать у учащихся способности общения, выстраивания отношений с окружающими их людьми;
3) развивать интеллектуальную и познавательную активность
Воспитательные:
1) Прививать интерес к изучаемому предмету;
2) формировать чувства уважения к традициям и культуре русского народа
Оборудование: учебник «Основы светской этики» 4 класс, автор М.Т. Студеникин, учебная презентация, раздаточный материал, видеоматериал
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ
Дата: 01.03.2022 | Студентка: Гиматова Надия |
Школа: МАОУ «МЛ№148 г. Челябинска» | Группа: 36 |
Класс: 4 «Б» | Учитель: Кейзер А.В. |
Урок: 2 | Методист: Сачкова Т.А. |
Время: 13:55-14:35 Кабинет: 221 |
Тема урока «Обычаи и обряды русского народа»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представления о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание
Задачи урока
Дидактические:
- Иметь представление о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание;
- познакомить учащихся с русскими национальными обычаями и обрядами в системе духовной культуры русского народа;
- получить представление о некоторых народных обычаях
Развивающие:
1) Развивать у учащихся интереса к народным праздникам, к изучению истории и традиций семьи;
2) развивать у учащихся способности общения, выстраивания отношений с окружающими их людьми;
3) развивать интеллектуальную и познавательную активность
Воспитательные:
- Прививать интерес к изучаемому предмету;
- формировать чувства уважения к традициям и культуре русского народа
Оборудование: учебник «Основы светской этики» 4 класс, автор М.Т. Студеникин, учебная презентация, раздаточный материал, видеоматериал
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесный: беседа | 1.Создает эмоциональное поле. 2.Приветствует учащихся. 3. Проверяет готовность учащихся к уроку. - Здравствуйте, меня зовут Надия Анировна и сегодня я проведу у вас урок. На партах у вас лежат карточки. Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настрою. Отлично! Теперь мы можем начинать наш урок. | Приветствуют учителя. | Р: включение в учебную деятельность Л:самоопределение; принятие и осваивание социальной роли обучающегося. | Презентация Слайд 1 |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: беседа Наглядный: раздаточный материал | - Для того, чтобы определить тему нашего урока вам необходимо поставить буквы в нужной последовательности. рбяОыд и чОыбиа (Обряды и обычаи) | Отвечают на вопросы - Обряды и обычаи | Метапредметные: П: анализ К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающихся. | Презентация Слайд 2 |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: беседа Наглядный: Презентация,учебник | - Значит какая тема нашего урока? - Поставим цель и задачи урока по опорным словам. ЦЕЛЬ: познакомиться… ЗАДАЧИ: - ознакомиться с информацией из… - сравнить современные обычаи и обряды с … - выполнить … - оценить… - подвести… | - Обряды и обычаи - с обычаями и обрядами русского народа - учебника - с обычаями и обрядами прошлых лет - задания - работу - итоги | Метапредметн ые: П: анализ. К: достижение договоренносте й и согласование общего решения. Р:целеполагани е. Личностные: осознание ответственност и за общее дело. | Презентация Слайд 3 Слайд 4,5 Слайд 6,7 Слайд 8,9 Слайд 10,11 Слайд 12,13 Слайд14,15 |
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф Словесный: беседа Наглядный: раздаточный материал, учебник | - Ребята, как вы думаете, что такое обряд? - Что такое обычаи? - Прочитаем точное определение этих понятий в учебнике на странице 79. - Скажите, какие обычаи есть в ваших семьях? - Как вы считаете, в какой период жизни человека появляются и исчезают обычаи и обряды? - Верно. Обычаи и обряды сопровождают человека с рождения и до самых последних дней. - Посмотрите на экран, к какому обычаю относятся эти картинки? - Верно. К свадьбе. - Какой обряд совершается во время свадьбы? - Поднимите руку, кто может объяснить, что такое бракосочетание. - Больше информации об этом обряде узнаем из учебника. Сейчас почитаем. - Отлично. Может какие-то обряды, с которыми мы познакомились из учебника вам знакомы? - Соблюдаются ли они в ваших семьях? | - ритуальные действия - правила поведения Ответы детей - Они есть всегда - К свадьбе Бракосочетание Ответы детей | Предметные: умение самостоятельно добывать новые знания. Метапредметн ые: П:структуриро вание знаний: анализ; обобщение; выполнение действий по алгоритму К: умение излагать мысли; Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей. Личностные: проявление активности в работе. | Учебник Слайд 16 |
Динамическая пауза | Ф Практический: физминутка | - Мы с вами продуктивно поработали пришло время размяться, встаньте со своих мест. Не забывайте технику безопасности при выполнении разминки. | Выполняют динамическую паузу | К: умение слушать и понимать учителя. Р: организация внимания и самоконтроля. Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни | Видео | |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Г Словесный: беседа Наглядный учебник | А теперь проверим как вы внимательно следили за чтением. Выполним с вами работу группах. Но сначала мы вспомним правила работы в группах. (слушать друг друга, выбрать ответственного, распределить работу, быть вежливым) - На каждую группу дан конверт. Вам необходимо соотнести понятие и его определение. На это задание у вас 3 минуты. - Время вышло. Садитесь на свои места. Попрошу одного представителя из каждой команды выйти к доске и по очереди показать решение данного задания. | Вспоминают правила работы в группах Выполняют работу в группах | Предметные: умение выполнять задания по теме урока. Метапредметн ые: П: анализ К: умение слушать и понимать учителя; аргументация своего мнения. Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей. Личностные: осознание ответственност и за общее дело. | Раздаточный материал |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф Словесный: инструктаж И Практический: самостоятельная работа | - Поработаем самостоятельно. Вам нужно расположить в правильной последовательности события. На это задание у вас 4 минуты. 1.Приход сватов в дом девушки 2. Благословение родителями невесты и жениха иконой. 3. Поочередный поклон отца невесты и отца жениха. 4. Выход невесты на крыльцо и поклон 7 раз перед соседями и подругами. 5. Проведение обряда сводов. 6. Венчание. - Закончили работу. Обменяйтесь листочками соседом по парте. На экране вы видите правильную последовательность. Если в работе есть ошибка ставьте «-». - А теперь поставьте отметку в соответствии с критериями. Критерии вы видите на экране. 0 - - отметка «5» 1 - - отметка «4» 2-3 – отметка «3» 4 и более - – отметка «2» - Передайте листочки с последних парт | Выполняют самостоятельную работу Выполняют взаимопроверку | Предметные: умение самостоятельно работать с заданиями по теме. Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. К: использование критериев для обоснования своего суждения. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Раздаточный материал Слайд 17 Слайд 18 |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | П Словесный: инструктаж Практический: упражнение | - Сейчас поработаем в парах Вам необходимо заполнить пропуски на листах. Время на выполнение работы – 5 минут. 1) Общепринятый порядок поведения людей - __________________________ (обычай) 2) Действия, которые определяются обычаем -__________________ (обряд) 3) Молодой человек, который женится - ___________________________ (жених) 4) Человек, занимающийся сватовством, хлопочущий о свадьбе ________ (сват) 5) Церковное бракосочетание _______________________ (венчание) 6) Корона для венчания - ___________________________(Венец) 7) Как называют круглый хлеб, с которым встречают молодых ___________ (каравай) 8) Обычай, появившийся в давние времена; благодаря ему образуется новая семья - __________________________ (свадьба) 9) Публичное объявление о согласии молодых вступить в брак __________ (помолвка) 10) Девушка, которая выходит замуж - _______________________ (невеста) - Закончили работу. Сдайте мне листы. С последних парт передайте листы вперед. - Теперь поработаем в группах. Вам необходимо сложить в правильном порядке пословицы и поговорки и объяснить их значение. Обычай крепче закона. Свой обычай в чужой дом не вноси. Не сошлись обычаем, не быть дружбе. Обычай не клетка — не переставишь. В каком народе живешь, такого обычая и держишься. Недолго той земле стоять, где начнут уставы ломать. Старый обычай молодого тверже. У каждого времени свои обычаи. | Выполняют работу в парах Выполняют работу в группах -Наши предки с уважением относились к обычаям и традициям, придавали им большое значение - Пришел в чужой дом - будь любезен уважать традиции и обычаи хозяев - Если обычаи не сходятся и люди не уважают обычаи друг друга, то нет места дружбе -обычаи- общепринятые, установившиеся традиционные порядки, которые соблюдаются большое количество времени - У каждого народа свои обычаи и свои правила, поэтому в своем народе и держись по правилам - В той стране где, не исполняют чётко и полностью законы, такое государство быстро развалится, разрушится. - Старые обычаи проверены временем и они правильны - Со временем общественные порядки изменяются и обычаи подстраиваются во времени и соответственно изменяются | Предметные: уметь правильно выполнять задания по теме урока. Личностные:. Проявление активности в общей работе Предметные: умение выполнять задания по теме урока. Метапредметн ые: П: анализ К: умение слушать и понимать учителя; аргументация своего мнения. Р: способность к волевому усилию и преодолеванию | Раздаточный материал Раздаточный материал |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесный: беседа Наглядныйпрезентация Наглядныйраздаточный материал | 1. Подводит итоги урока. - Наше с вами занятие подходит к концу. Дополните предложения. - На уроке я узнал . . . - До урока я думал… - А теперь я знаю … - На этом уроке я похвалил бы себя за . . . - Отлично. 2. Выдает домашнее задание -Запишите домашнее задание: стр. 82, задание № 3. Подобрать пословицы и поговорки об обычаях и обрядах россиян. Выписать в тетрадь. 3.Оценивает работу учащихся на уроке. - А теперь поднимите зелёную карточку, если вы со всем справились и всё поняли. Поднимите желтую карточку, если были трудности (какие?). Поднимите красную карточку если было сложно и вы ничего не поняли. - Спасибо вам за работу! | Отвечают на вопросы | Метапредметные: Р: оценка. К: использование критериев для обоснования своего суждения. Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. | Слайд 19 Слайд 20 Раздаточный материал |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс. Тема: "Библия - Священная книга христиан"
Технологическая карта урока и мультимедийная презентация знакомят учеников 4 класса с Библией. Можно использовать материал для проектной деятельности....
Конспект урока. Тема Обычаи и обряды русского народа. 4 класс УМК "Иновационная начальная школа"
Цели деятельности учителя:формирование представления о понятиях: «обычай», «обряд», «помолвка», «венчание», «бракосочетание»;формирование пр...
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Обычаи и обряды русского народа» (4 класс)
Цель урока: ознакомление учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обычаем проведения праздника Благовещения.Задачи урокаДидактические: ...
Технологическая карта урока по ОРКСЭ «Обычаи и обряды русского народа» (4 класс)
Цель урока: познакомить учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обычаем проведения праздника Благовещения.Задачи урокаДидактические:Иметь представление о понятиях: обыча...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Обычаи и обряды русского народа", 3 класс
Тема урока: «Обычаи и обряды русского народа».Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем.Задачи ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Обычаи и обряды русского народа» 4 класс, УМК: "Начальная инновационная школа"
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание.Задачи урокаДидактические:Формировать знания о ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Обычаи и обряды русского народа", 4 класс
Тема урока «Обычаи и обряды русского народа»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о понятиях обычаи и обряды, значимости обрядов бракосочета...