Технологическая карта урока ОРКСЭ «Обычаи и обряды русского народа» (4 класс)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Цель урока: ознакомление учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обычаем проведения праздника Благовещения.
Задачи урока
Дидактические:
1. Иметь представление о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание;
2. Познакомить учащихся с русскими национальными обычаями и обрядами в системе духовной культуры русского народа;
3. Получить представление о некоторых народных обычаях.
Развивающие:
1. Развивать у учащихся интереса к народным праздникам, к изучению истории и традиций семьи;
2. Развивать навыки самостоятельной работы;
3. Развивать интеллектуальную и познавательную активность.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к учебному предмету;
2. Формировать культуру общения;
3. Формирование чувства уважения к традициям и культуре русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obychai_i_obryady.docx | 44.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ
Дата: 8.02.2022 Студент: Латмарина Марина
Школа: МАОУ №148 Группа: 36
Класс: 4 «к» Учитель: Кейзер А.В.
Урок: 1 Методист: Сачкова Т.А.
Время: 13:00-13:40
Кабинет: 224
Тема урока «Обычаи и обряды русского народа»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: ознакомление учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обычаем проведения праздника Благовещения.
Задачи урока
Дидактические:
- Иметь представление о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание;
- Познакомить учащихся с русскими национальными обычаями и обрядами в системе духовной культуры русского народа;
- Получить представление о некоторых народных обычаях.
Развивающие:
- Развивать у учащихся интереса к народным праздникам, к изучению истории и традиций семьи;
- Развивать навыки самостоятельной работы;
- Развивать интеллектуальную и познавательную активность.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к учебному предмету;
- Формировать культуру общения;
- Формирование чувства уважения к традициям и культуре русского народа.
Оборудование: учебник «Основы Светской Этики» 4 класс, автор М.Т.Студеникин, учебная презентация, раздаточный материал.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Формы организации учебной деятельности | Дидактическое оборудование | |||
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный метод: Рассказ учителя. | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 2. Создание эмоционального настроя. 3.Налаживание контакта с классом. Учитель говорит: -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Александровна и сегодня я проведу у вас урок. - Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи! -Присаживайтесь | 1. Показывают готовность к уроку. 2. Выполняют то, что им сказал учитель. | Фронтальная форма | Презентация | |||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
| |||||||||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный метод: Практический метод: ребусы | 1.Актуализирует знания о понятиях , подводит к теме урока. -Ребята, для того, чтобы определить тему нашего с вами урока, я предлагаю вам разгадать кроссворд. - На партах у вас лежат листки с заданием. Вопросы к кроссворду я вам буду читать. - Итак, какие слова у нас получились в выделенных ячейках? - Верно, ребята. - Ребята, сталкивались ли вы раньше с этими понятиями? Знакомы ли вы с данными понятиями? | 1.Слушают учителя - Да. - Обычаи, обряды. Нет, не сталкивались Да, знакомы | Фронтальная форма | Презентация | |||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные: осознание ценности человеческой жизни Метапредметные: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать Личностные[1]сформированность мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к саморазвитию; | |||||||||
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный метод: | 1.Формулирует совместно с учениками тему урока. - Итак, ребята, кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока? 2. Формулирует совместно с учениками цель урока. - Давайте, ребята, выберем цель нашего урока. Перед вами листки с различными целями, выберите ту, которая относится к теме нашего урока. -Отлично! | 1.Формулируют тему урока. - Обряды и обычаи русского народа. 2.Формулируют цель урока. - Познакомиться с понятиями «обычай» и «обряд»; узнать об обряде бракосочетания на Руси. | Фронтальная | Презентация | |||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные: понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; Метапредметные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности. | |||||||||
«Открытие» детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный метод: Словесный метод: Беседа; Рассказ учителя; Работа с учебником. | 1.Организует работу с классом. -Ребята. Давайте найдём в учебнике на стр. 79 определения интересующих нас понятий, прочитаем их. У вас на листках также записаны эти определения, вам необходимо записать верный термин к каждому понятию. Работа на листках. - Как вы понимаете слово “бракосочетание”? А теперь прочтём в учебнике. - Ребята, перед вами разные пословицы о семье и браке. Вам предстоит прочитать пословицы и объяснить их значение. 1) Земля без воды — мертва, человек без семьи - пустоцвет. 2) Легко подружиться, тяжело разлучиться. 3) Равные обычаи — крепкая любовь. 4) С милым годок покажется за часок. 5) Жениться — перемениться. 2. Объясняет новый материал -Давайте прочитаем о свадебном обычае на Руси. Стр. 79 -82. - Какой обряд изображён на рисунке на стр. 80, 81, 82. 83? Прокомментируйте каждый рисунок. - Отлично справились! 1.Организация работы в группах. - А теперь прочитайте стр. 83-84 для того, чтобы выполнить задание в учебнике: ответьте на вопросы. Для этого поделимся на группы. 1-й ряд думает и отвечает на 1 вопрос, 2-й на 2, и 3-й на 3. Помните правила работы в группе? - Молодцы! | 1.Отвечают на вопросы. Обычай – общепринятый, привычный порядок поведения людей в повседневной жизни. Обычаи появились ещё в древности, когда наши предки жили родами и племенами. Обряд – совокупность определённых действий, которые диктуются обычаем. - Семья очень важна для человека. Она его дополняет. - С близкими людьми расставаться тяжело. - С близкими время летит быстро, потому что нам хорошо. - Женитьба меняет человека. Отвечают на вопросы - Ответы детей 1.Работают в группах. 1.Работать в группе должны все. | Фронтальная Групповая | Презентация | |||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные: понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; Метапредметные: Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности Личностные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | |||||||||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Практический метод: Работа в парах, в группах | 1.Организует работу в парах. - Сейчас предлагаю вам поработать в парах. Перед вами карточки с заданием. Вам необходимо заполнить таблицу. В первой колонке у нас указан термин, а во второй вы должны написать понятие. - Всем понятно задание? -Заканчиваем, проверим, что у вас получилось. -Хорошая работа! | 1.Выполняют работу в парах. | Групповая и парная форма | Презентация, раздаточный материал | |||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные: - Учащиеся получат возможность усовершенствовать умение работать с текстом, раздаточным материалом , для решения поставленных на уроке задач; Метапредметные: -формировать умения взаимодействия со сверстниками и учителем. Личностные: -воспитание нравственности. | |||||||||
Физминутка (1-3 мин) | Проводится разминка - А сейчас встаньте из-за своих парт немного разомнемся. Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.) Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.) Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.) Головою три кивка. (Движения головой.) На четыре - руки шире, (Руки в стороны.) Пять - руками помахать, (Махи руками.) Шесть — на место сесть опять. (Присели.) | Разминаются, выполняют упражнения | Фронтальная | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический метод: Самостоятельная работа | Проводит самостоятельную работу. -Ребята, а сейчас вам необходимо поработать со своими соседями по парте. - На ваших партах лежат листочки. Вам нужно будет решить кроссворд с новыми словами. - Давайте проверим. | Выполняют самостоятельную работу | Парнаяформа | Раздаточный материал | |||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные: - Учащиеся получат возможность усовершенствовать умение работать самостоятельно Метапредметные: формулировать понятные высказывания,отвечая на вопросы; Личностные: формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир. | |||||||||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Практический метод: Организация работы в группах | 1.Организация работы в группах. - А сейчас мы проверим, как вы запомнили нашу тему. Возьмите рабочие листы и заполните пропуски. 1) Общепринятый порядок поведения людей __________________________ (обычай) 2) Действия, которые определяются обычаем ___________________________ (обряд) 3) Молодой человек, который женится ________________________________ (жених) 4) Человек, занимающийся сватовством, хлопочущий о свадьбе ___________ (сват) 5) Церковное бракосочетание ______________________________________ (венчание) 6) Корона для венчания _______________________________(Венец) 7) Как называют круглый хлеб, с которым встречают молодых ___________ (каравай) 8) Обычай, появившийся в давние времена; благодаря ему образуется новая семья __________________________________________________ (свадьба) 9) Публичное объявление о согласии молодых вступить в брак __________ (помолвка) 10) Девушка, которая выходит замуж _______________________________ (невеста) | Групповая форма | Раздаточный материал | ||||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные: готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; Метапредметные: Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; Личностные: поиск и установление личностного смысла, учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно -познавательных и социальных мотивов; | |||||||||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный метод: Самооценка | 1.Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей. Подведём итог нашего урока. Какая тема у нас сегодня была? Какая цель сегодняшнего урока? Мы достигли цели? Какие возникали трудности? 2.Домашнее задание. - Ребята, в качестве домашнего задания я предлагаю вам составить на ваших рабочих листках план текста рассмотренной нами сегодня темы “Обычаи и обряды русского народа”. 3.Проводит работу по самооценке. - Ребята, вы сегодня хорошо работали на уроке. - Заполните графы таблицы. - Всем спасибо за работу на уроке. Я была рада с вами поработать. Урок окончен. | Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей. Дают оценку своей работе на уроке. | Фронтальная, индивидуальная | Презентация | |||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные: понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; Метапредметные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Личностные: Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. ОРКСЭ №14 Дружба. Основы светской этики. 4 класс
2.Технологическая карта урока. ОРКСЭ. Основы светской этики. 4 классУчитель Медведева Елена ВитальевнаТема урока: Дружба№ урока по теме: 14Цель урока: П...
Конспект урока. Тема Обычаи и обряды русского народа. 4 класс УМК "Иновационная начальная школа"
Цели деятельности учителя:формирование представления о понятиях: «обычай», «обряд», «помолвка», «венчание», «бракосочетание»;формирование пр...
Технологическая карта урока по ОРКСЭ «Обычаи и обряды русского народа» (4 класс)
Цель урока: познакомить учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обычаем проведения праздника Благовещения.Задачи урокаДидактические:Иметь представление о понятиях: обыча...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Обычаи и обряды русского народа", 3 класс
Тема урока: «Обычаи и обряды русского народа».Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем.Задачи ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Обычаи и обряды русского народа» 4 класс, УМК: "Начальная инновационная школа"
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание.Задачи урокаДидактические:Формировать знания о ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Обычаи и обряды русского народа», 4 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетаниеЗадачи урокаДидактические: 1) Иметь представлени...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Обычаи и обряды русского народа", 4 класс
Тема урока «Обычаи и обряды русского народа»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о понятиях обычаи и обряды, значимости обрядов бракосочета...