Комплекс уроков в рамках предмета ОРКСЭ "О чем звонят колокола"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Удалова Елена Петровна

Автор: учитель 1 категории Удалова Елена Петровна

Комплек уроков будет полезен педагогам и учащимся начальной школы. Учащиеся получат возможность прикоснуться к одному из символов православной культуры русского народа, расширят свои представления об укладе жизни и ценностях, которые лежали в ее основе.

   Каждый раз, когда я слышу колокольный звон, чувствую успокоение, как будто души коснулась  радость. Удивительно, но эти необыкновенные звуки каким-то образом  влияют на состояние души человека.  Наверное не существует ни одного человека, который был бы безразличен к звучанию колоколов. 

В чем же секрет колокольного звона? 

   Однажды на одном из уроков ОРКСЭ я предложила ребятам послушать колокольный звон и поделиться впечатлениями. Отклики были разные, но не было ни одного безучастного. Казалось, что звуки колоколов затягивали каждого слушателя в свою необыкновенную удивительную страну. 
    Ребята заинтересовались, для чего звонят в колокола, можно ли самим попасть на колокольню и позвонить.Так родилась тема комплекса уроков "О чем звонят колокола?" 
  
   

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://s9.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/1337748/wx1080.jpg

                       «О чем звонят колокола»

                Комплекс уроков ОРКСЭ для учащихся 4 класса

Составила учитель начальных классов средней школы №534 Выборгского района г. Санкт-Петербурга Удалова Елена Петровна

Цель: 

  • сформировать представление учащихся о священном символе православной Руси колокольном звоне и его роли в жизни православного общества.

 Задачи:

  • создать предпосылки формирования бережного отношения к русским православным традициям;
  • познакомить учащихся с историей возникновения колоколов на Руси;
  • познакомить с основными видами колокольных звонов и научить их различать;
  • способствовать формированию культуры слушания образцов колокольных звонов; 
  • способствовать развитию творческой активности учащихся;
  • приобщить учащихся к исторически сложившемуся почитанию колокольного звона, как символу русской земли и богослужения.
  • способствовать формированию позитивного отношения к окружающему миру, людям;

Урок 1

Организационный момент

Цель: способствовать активизации внимания учащихся, возбудить интерес к занятию.

Учитель:

       Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по страницам истории нашей Родины. Прежде чем отправиться в это путешествие, каждый из вас должен получить билет и занять место в своем «экипаже», т.е.  команде.

Дети выбирают билеты определенного цвета. Выбравшие билеты одного цвета становятся членами одной команды.

Команды получают маршрутные листы с названиями станций.

Основная часть  

Цель: способствовать активизации внимания учащихся, интереса к занятию          

Учитель обращает внимание учащихся на экран

1 СЛАЙД

(кадр из фильма-драмы Андрея Тарковского «Андрей Рублев», новелла «Колокол») Рассмотрите кадр из фильма.  

Вопросы

  • Что в первую очередь привлекло Ваше внимание?
  • Какие вопросы возникают у вас, когда вы рассматриваете кадр из этого фильма?

 Ответы детей, прозвучавшие на занятии

  • Я увидел мальчика в бедной одежде. Он прислонился к какой-то стене и спит.
  • Это крестьянин, который устал от работы. За его спиной изображение Георгия Победоносца.
  • Я увидел большие куски земли и камней, как будто какие-то развалины
  • Мальчик уснул от усталости, но ему снится хороший сон, он улыбается.
  • Он сидит на коленях около какого-то разрушенного дома

Учитель:

       Это кадр из фильма Андрея Тарковского. Новелла называется «Колокол».

    В русскую деревню, разоренную войнами, почти вымершую от страшной чумы, прибыли княжеские дружинники в поисках колокольных дел мастера, способного отлить колокол. У ветхой избы они находят, исхудавшего от голода, сынишку умершего литейщика колоколов Бориску. 17-ти летний мальчишка уверяет, что только он знает секрет, переданный ему отцом, и без него колокол не сможет отлить никто. Это Важное дело княжеские дружинники решают доверить Бориске. Преодолевая множество трудностей, от мучительных поисков нужной «чудо-глины» до борьбы с голодом и усталостью – Бориска руководит отливкой. Наконец колокол готов. его очищают от огромных кусков пригоревшей глины, поднимают из ямы и окрестности оглашаются мощными, красивыми звуками благовеста.

Просмотр отрывков новеллы «Колокол» режиссера А. Тарковского.

    После просмотра учащиеся делятся впечатлениями от просмотра отрывков новеллы.

Рефлексия

Беседа:

            Что вас поразило?

            Что вас удивило?

            Какие вопросы возникли в ходе просмотра?

            Продолжите фразу: «Чтобы отлить колокол нужно …»

Учитель обобщает ответы детей.

УРОК 2

Цель: познакомить с историей возникновения колокола.

Организационный момент

Звучит колокольный звон

Учитель (беседа) 

  • Что сейчас прозвучало? (Колокольный звон)
  • Где и когда можно услышать звон колоколов? (в церкви, в монастырях, во время православных праздников, на Пасху, на Рождество)
  • Где слышали его ВЫ? (ответы детей)
  • Какие ощущения возникают у вас, когда вы слушаете колокольный

звон?

Учитель предлагает учащимся определить главную тему занятия, разгадав ребус.  

Каждая команда учащихся работает со своими вариантами заданий.

1 команда  

                                  ОЧЕМЗВОНЯТКОЛОКОЛА

2 команда

                                  АЛОКОЛОКТЯНОВЗМЕЧО

3 команда

                                 ЬОЬЧЕМЬЗВОЬНЯТЬКОЬЛОКЬОЛАЬ  (Ь)

Учитель

Тема  определена:

О ЧЕМ ЗВОНЯТ КОЛОКОЛА?

Учащиеся определяют станцию отправления по маршрутному листу. 

Звучит Трезвон.

Учитель

     Первые колокола на Руси появились очень давно, еще в Х веке. С тех пор на протяжении многих веков колокольный звон сопутствовал жизни русского народа. Не случайно кладезь мудрости народной, пословицы, отражают важную роль колокольного звона в повседневной жизни православного народа.

Станция «Город мудрецов»

Задание

Цель: способствовать формированию интереса к народному творчеству, умения понимать объяснять смысл пословиц, строить связное высказывание.

Учитель:

          Составьте пословицу, объясните смысл так, как вы ее понимаете.. 

Каждая команда составляет свою часть пословицы. Затем команды объединяют части в единое целое.

Первый звон – пропадай мой сон,

                            второй звон – земной поклон,

                                                      третий звон – из дома вон.

Станция «Город Знатоков»

Цель:

  • познакомить учащихся с историей возникновения названия «колокол» видами колокольных звонов;
  • содействовать формированию представления учащихся о колокольном звоне, как неотъемлемой части уклада жизни русского народа и традиции богослужения.

       Подумайте, откуда к нам пришло название «колокол», с чем связано это название?

    Как появилось название «колокол»?

Работа в группах

Учащиеся обсуждают свои предположения, работая в командах. Затем формулируют ответ.

Ответы учащихся, прозвучавших на занятии

  • Колокол похож на цветок колокольчика.
  • Колокол похож на купол церкви.

Учитель

     Проверьте свои предположения, используя информацию для справок. Расскажите об этом друг другу.

Учащиеся добавляют к ранее сказанным версиям, информацию из справок. Устные ответы учащихся.

Информационная справка.

1.Первые колокола появились на Руси в Х веке.  В то время литье колоколов на Руси не было развито, поэтому первые колокола были привезены с Запада, на что указывает их русское название от немецкого Clocke.

2.Слово колокол произошло от старинного русского «коло» - круг, окружность.

3.Слово колокол состоит из двух одинаковых корней: кол о кол, что отображает удары одного кола о другой.

4.Слово колокол имеет корень сходный с греческим «калкун», что означает «било» и «клепало». Так назывались предшественники колоколов.

Учитель:

      Оказывается, есть много версий, рассказывающих о происхождении слова «колокол». В каждой из них отражение  той или иной  исторической реальности, исторических событий прошлого.

    Произнесите слово колокол. Послушайте, как оно звучит. Объемно, звонко, как голос самого колокола. Только голос этот не простой. Он как будто окутывает нас, обнимает и оберегает. Именно в звуке колокола соединяются земля, из которой он рождается и небо, дарующее ему силу и голос.

Звучит Набат

    Вспомните кадр из фильма, с которого началось занятие. Простую ли работу завершил Бориска? Нет. Литье колоколов очень трудное ремесло. Даже умелые литейщики не могли судить о качестве отлитого колокола пока не услышат его голос. Часто колокола так и оставались безголосыми. Однако люди всем миром собирались, чтобы создать колокол и ликовали, когда слышали его зычный голос.

УРОК 3

Цель: способствовать формированию культуры слушания образцов колокольных звонов, развитию творческой активности учащихся;

Для чего людям был нужен колокол?

Беседа

Дети высказывают свои предположения, аргументируя ответы.

Учитель:

Дополните свои ответы и предположения, воспользовавшись справочной информацией.

Информационная справка

    На протяжении многих веков колокольные звоны составляли органичную часть жизни народа.

  • Колокол ежедневно собирал народ для обсуждения важных дел.
  • Приглашал к началу Богослужения.
  • Сообщал об этапах Богослужения
  • Колокол возвещал время праздника, радости
  • Колокол возвещал о смерти.
  • Он оповещал о приближении врага.
  • Сообщал о грозящем стихийном бедствии.
  • Созывал мужчин для защиты от неприятеля.
  • Встречал победителей.
  • Помогал путнику не сбиться с дороги в непогоду.

Вывод:

В различных обстоятельствах жизни мирской и духовной, колокола – это глашатаи всех важных событий.

    Просмотр картин художников с сюжетами, изображающими различные знаковые события, которые сопровождал звон колоколов.

Задание

Цель: способствовать формированию умения соотносить информацию с ее эмоциональным содержанием

Учитель:

      Подберите к каждому из перечисленных событий слово, отражающее настроение, характер звона, который должен возвещать об этом событии. Как должен звучать колокол?

Слова (на карточках)

    Радостный, печальный, грустный, спокойный, тревожный, ликующий, торжественный, быстрый, размеренный, медленный, величественный, взволнованный, звенящий

После выполнения задания учащиеся заполняют таблицу на маршрутном листе

Пример заполнения

СОБЫТИЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

      ВИД ЗВОНА

Возвещение о начале Богослужения

Размеренный, спокойный, медленный

Возвещение о стихийном бедствии

Тревожный, быстрый, взволнованный

Возвещение о смерти

Печальный, медленный, скорбный

Возвещение о празднике воскресенья Христова

Радостный, ликующий, звенящий

Учитель:

   О том, какие виды звонов бывают вы узнаете из своих справочных материалов. Соотнесите эту информацию со словами-настроениями и заполните третий столбик таблицы.

Учащиеся знакомятся с информацией.

Информационная справка

     Существует несколько основных видов звона:

  • Благовест
  • набат,
  • перезвон,
  • перебор,
  • трезвон.  

Благовест     

      Самый древний из них - это звон в большой колокол, в благовест. Его можно услышать перед каждой церковной службой. Мерные, величественные удары раздаются окрест и словно зовут на службу: «К нам... К нам... К нам...»

Праздничный - производится в праздник Пасхи. 

    Набат – частые тревожные удары в большой колокол.  Они означали тревогу, собирали народ в час беды.

    Перебор -  это погребальный, печальный звон, он звучит после отпевания. В переборе другая очередность звона в колокола -- с маленького до большого, что как бы символизирует человеческую жизнь от младенчества до старости, и под конец -- удар во все колокола -- обрыв, смерть.

    В трезвоне участвуют все группы колоколов, вплетающих свои голоса в общий хор. Это самый сложный звон, требующий от звонаря мастерства исполнения. Звучит радостно, празднично.  

Учащиеся заполняют третью часть таблицы.

СОБЫТИЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

      ВИД ЗВОНА

Возвещение о начале Богослужения

Размеренный, спокойный, медленный

Благовест

Возвещение о стихийном бедствии

Тревожный, быстрый, взволнованный

Набат

Возвещение о смерти

Печальный, медленный, скорбный

Перебор

Возвещение о празднике воскресенья Христова

Радостный, ликующий, звенящий

Трезвон

Станция «Город мастеров»

Цель: способствовать развитию великодушия, доброты, нравственности; способствовать формированию творческого мышления.

Учитель

     Колокольный звон часто на Руси называли звучащей иконой. Его по праву называли  одним из священных символов православной Руси. Именно поэтому о колоколе существовало много мифов и легенд.

   Вот одна из них.

Легенда о трех колоколах.

«…В одном городе была традиция: на заходе солнца звонили колокола, и весь город стихал, слушал их. Странный мелодичный звон наполнял этот город и, когда он стихал, раздавались три чистых глубоких удара. Первый утешал тех, кому в тот день было причинено зло, второй – прощал тех, кто это зло совершил, а третий – делал реальностью сны и светлые сказки. Это были три колокола на главной колокольне. Говорят, они были живыми и по ночам тихонько переговаривались между собой. Людей тянет к земле зло в их душах. А в тех колоколах на тонны меди не было ни грамма зла. Поэтому они были лёгкими-лёгкими, легче воздуха. И неудивительно, что у одного из них, того, что исполнял мечты и сказки, однажды появились крылья. ….

Задание

      Продолжите эту легенду. Сочините, чем могла закончится эта история?

Работа в группах.

Каждая команда представляет сочиненные истории.

 В завершении учитель предлагает послушать окончание этой легенды:

И колокол стал биться и плакать на колокольне, потому что знал, что существует ещё много городов, где люди несчастны и плачут по ночам. Он просил жителей отпустить его – и они не стали его удерживать, хотя очень сильно любили его звонкие песни. Колокол обернулся белой птицей и улетел. Он стал петь людям песни, и в мире стало светлей.

     А на колокольне поселились белые голуби. И жители города радовались, когда видели на крыше колокольни белую птицу: они думали, что эта птица – их колокол. Он вернулся, чтобы их навестить»

Заключительная часть

Учитель

Колокола! Ваш звучный звон –
Язык земли, меня вскормившей.
Живёт в вас радость, клич и стон,
Как отголосок жизни бывшей.
Колокола – Руси венец,
Червоным золотом горящий.
Ваш звон – связующая нить
Меж будущим и настоящим.

Г. Голуб

Рефлексия

Учитель

 Вот и подошло к концу наше путешествие.

Вспомните в каких городах мы побывали.

Что узнали?

 В каком городе вам особенно понравилось и почему?

Что удивило больше всего?

 Над чем задумались?

Учитель дарит каждому участнику открытку-колокольчик с пожеланиями.  

     Эти колокольчики будут напоминать вам о нашем путешествии. А может быть вы сможете услышать их волшебный звон в минуты радости или грусти.

Дети слушают праздничный колокольный звон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок №23 по предмету ОРКСЭ

Данный материал содержит конспект и презентацию по данному уроку...

Урок в рамках предмета «Основы православной культуры» Тема урока № 12: «Милосердие и сострадание»

Вашему вниманию  представлен проект урока по теме:  « Милосердие   и   сострадание », который проводится в 4 классе по предмету «Основы Православной культуры» 1...

Образовательный проект по ОПК "Звонят, звонят колокола!"

Образовательный проект по ОПК "Звонят, звонят колокола!"...

Образовательный проект по ОПК "Звонят, звонят колокола!"

Образовательный проект по ОПК "Звонят, звонят колокола!"...

Выбор модуля Основы православной культуры в рамках предмета ОРКСЭ

Данная статья, выражает мнение автора, по поводу выбора модуля Основы православной клультуры в рамках предмета ОРКСЭ.В статье представлены доводы, которые помогут аргументировать выбор в пользу модуля...