Урок по теме «Икона» (по модулю «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Цель: знакомство со святыней православия – иконой
Задачи:
- Показать, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины; почему икона так необычна; зачем изображают невидимое;
- Развивать исследовательские навыки, умение работать с книгой, умение оценивать свою работу и работу своих одноклассников;
- Развивать познавательные и творческие способности;
- Развивать коммуникативные умения, умения работать в группе;
- Формировать отношение уважения к объектам православного искусства на территории места проживания, воспитание любви к родному краю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 38.53 КБ |
часть презентации | 328.74 КБ |
pravoslavnaya_ikona.pptx | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
Решня Вера Николаевна
Урок по теме «Икона»
(по модулю «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»)
Цель: знакомство со святыней православия – иконой
Задачи:
- Показать, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины; почему икона так необычна; зачем изображают невидимое;
- Развивать исследовательские навыки, умение работать с книгой, умение оценивать свою работу и работу своих одноклассников;
- Развивать познавательные и творческие способности;
- Развивать коммуникативные умения, умения работать в группе;
- Формировать отношение уважения к объектам православного искусства на территории места проживания, воспитание любви к родному краю
Предполагаемые результаты:
В результате изученной темы дети должны:
Знать: В чём необычность иконы; как на иконах изображается её отличие от обычной живописной картины и почему. Почему изображают невидимое.
Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик».
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, исследовательская работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, активное творческое занятие, подготовка творческой беседы с членами семьи,.
Основные термины и понятия: икона, свет иконы, нимб, лик, левкас, темпера, паволока.
Средства наглядности: презентация к уроку, учебник, задания для работы в группах, предварительные индивидуальные задания
Класс разделён на 4 группы: 1 – эксперты, 2, 3, 4 – исследователи.
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Мотивация | Учитель читает отрывок из “Казачьей колыбельной песни» | Самоорганизоваться, настроиться на работу | ||
Введение в тему | - Какова же тема нашего занятия? Задачи урока | Определение темы урока | Анализировать и выделять основное | |
Актуализация знаний | Вводное слово |
| ||
Проблемная ситуация | - Чем же икона отличается от картины? | |||
Решение проблемной ситуации |
| Работа в группах | Исследовать, анализировать, сравнивать | |
Первичное закрепление Создание ситуации успеха | Дополнительная информация по каждой группе исследования. Знакомство со значением цветов на иконе | В итоге эксперты оценивают работу групп. | Оценка и самооценка, | |
Минутка отдыха | На фоне музыки ученица знакомит с первой иконой «Спас Нерукотворный» | Эстетическое восприятие Расширение кругозора | ||
Творческая самостоятельная работа | Рассказ о создании иконы | Активное занятие «Рождение иконы» Эксперты оценивают работу групп. | Сопоставлять, сравнивать, делать выводы | |
Рефлексия | - Почему иконы так дороги человеку? Прочти слова и выражения, определяющие смысл иконы. Выбери наиболее приемлемые для тебя ответы. | Размышляют | Высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения | |
Итог урока | Заключительное слово учителя | Задумываются о смысле жизни | Философствовать | |
Д\задание | Домашнее задание по выбору | Выбирают задание по силам и интересу | Уметь оценивать свои возможности |
I. Организационный момент. Введение в тему.
- “Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся Богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю”
- Я не случайно начала наш урок отрывком из “Казачьей колыбельной песни”, написанной на стихи великого русского поэта М.Ю.Лермонтова. Из него видно, что о святом образе – иконе мать рассказывала своему ребёнку с самого рождения, даже напевая колыбельную песню. Иконы сопровождали православного христианина от рождения и до смерти.
- Какова же тема нашего занятия?
Слайд 1 - Сегодняшний урок мы посвятим символам христианства – иконам, исследуем, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины; почему икона так необычна. Для удобства работы, мы разделились на 4 группы: 1 группа – эксперты, они же будут нас информировать по отдельным вопросам, 2. 3 и 4 группы – исследователи
- Вводное слово учителя.
Слайд 2 - Храм заполнен иконами… Одни - помещены на стенах. А другие стоят на полу. Странные застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу. А знаете ли вы, что называется иконой?
Информация экспертной группы:
1.- На Древней Руси было много лесов. И церкви были деревянными. Украшали их с помощью дерева - на деревянных досках писали яркие картины. Их называли иконами. Икона – это картина, изображающая святых и эпизоды из Библии. “Икона” в переводе с греческого обозначает “образ”, “изображение”. На Руси иконы так и называли - “образа”.
Слайд 2 (щелчок)
2.- Иконы возникли до зарождения древнерусской культуры, в Византии, и получили широкое распространение во всех православных странах. Там храмы в основном строили из камня. Каменные стены штукатурили и украшали наравне с иконами, мозаиками и фресками (картинами, написанными по сырой штукатурке), скульптурными изображениями святых.
3. - Русская православная церковь возражала против скульптур в храмах, т.к. боялась нового идолопоклонничества (ведь раньше славяне-язычники поклонялись идолам), поэтому иконописи нигде не достигли такого развития, как на Руси. Церкви у нас были в основном деревянными. Своим удобством размещения в храме, яркостью, прочностью красок иконы, написанные на досках, как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.
- Создание проблемной ситуации
- Икона заметно отличается от живописной картины. Это потому, что задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека
- Чем же икона отличается от картины?
- - Проведём исследование, а экспертная группа оценит ваши исследования.
Слайд 3.
- Для примера можно сравнить любую, написанную по канонам, икону Божией Матери и «Мадонну» Леонардо да Винчи из эрмитажной коллекции.
- В первом случае человек предстоит перед образом Богородицы, которая обожаема и прославлена выше чинов ангельских, а во втором – созерцает лишь земную миловидную молодую женщину с младенцем.
(Работа по учебнику с.52- 54)
1 группа исследует изображение света на иконе – с.52-53(заранее карандашом выделить)
2 группа исследует наличие в иконе и на картине заднего плана и горизонта (с.53-54);
3 группа исследует лики и глаза на иконе и наличие или отсутствие в ней беспорядка (с.53 -54)
(После выступления каждой группы учитель добавляет информацию.)
1. Вставка1. Вокруг головы Спасителя, Божией Матери, святых угодников и угодниц Божиих на иконах изображается сияние или светлый кружок, который называется нимб. + Слайд
2. Отличие стилистической иконы от реалистической картины – это принцип изображения пространства. Вставка 2.Картина построена по законам прямой перспективы. Что это такое, можно выяснить, если представить рисунок или фотографию железнодорожного полотна. Нетрудно заметить, что рельсы сходятся в одной точке, расположенной на линии горизонта. +Слайд Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке . И параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы. Да и самого пространства как такового нет. +Слайд
3 Вставка 3. Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали широко раскрытыми. Именно через глаза икона и показывает святость изображенного. Создается впечатление, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас.
+Слайд Большое значение в иконе имеет жест: благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д
В итоге эксперты оценивают работу групп.
- Знакомство со значением цветов на иконе. Слайды 4 – 7
- Икона и молитва. Слайд 8
- Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой? Ответьте на этот вопрос после прочтения текста. С.54
Слайд 8 (щелчок)
- Христианин поклоняется не иконе, а тому свету, который обозначен на иконе принятыми выразительными средствами. Окно можно уничтожить, но не свет, льющийся через окно. Верующие поклоняются не окну, а Свету, молятся не иконе, а перед иконою.
- Ученик читает о первой иконе «Спас Нерукотворный» на фоне музыкального сопровождения.
- Глянешь, смиряется духа смятение,
Дышит свободнее грудь;
И, забывая все: горе, сомнение
Можно свободно вздохнуть.
Тайна глубокая, чудная, вечная
Скрыта здесь в ликах святых;
Теплая, чистая вера сердечная
Нам отражается в них.
- Рассказ о создании иконы СЛАЙДЫ 9 – 13
- Христиане считали, что изобразить духовную (внутреннюю) красоту красками очень трудно. Поэтому к написанию икон иконописец тщательно готовился. Прежде всего, он в молитве обращался за помощью к Богу, чтобы просветил Бог разум и даровал силы отобразить священный образ. Он также старался не совершать и малейших грехов, преодолеть свои страсти, стать лучше. Он внимательно следил за своим поведением, мыслями и чувствами, не допуская в них ничего недоброго (это называлось постом), сосредоточившись на предстоящем написании иконы. Затем иконописец готовил особые краски — темперу: растирал разноцветные природные камешки — минералы, смешивал с яичным желтком, разводил водой. Для написания иконы специально готовилась доска. На неё натягивали холст (паволоку). Для прочности он покрывался смесью клея и мела (левкасом). Высохшую поверхность тщательно, до зеркального блеска полировали. Затем иконописец приступал к написанию иконы.
- Активное занятие «Рождение иконы» Работа в группе
Этапы работы над иконой | Экспертная оценка |
Наклеить на иконную доску паволоку (ткань ) | 3 |
Загрунтовать иконную доску — нанести левкас | 4 |
Подготовить липовые или сосновые доски, вырубить их топором | 2 |
Написать образ | 5 |
Украсить икону окладом (накладное украшение) | 6 |
Освятить икону | 7 |
Получить благословение на написание иконы | 1 |
IX. Итог урока. Размышляем.
- Почему иконы так дороги человеку? Прочти слова и выражения, определяющие смысл иконы. Выбери наиболее приемлемые для тебя ответы.
Слайд 14 : ИКОНА - это :
особо ценная (антикварная) вещь;
произведение древнерусской живописи;
молитва в красках;
мировая художественная ценность;
единство смысла и красоты;
образ света;
окно в мир иной;
семейная реликвия.
Слайд 15. Итак, казалось бы, все просто: картину – произведение искусства – мы созерцаем, а перед священным изображением – иконой – предстоим в молитве. Но эта простота кажущаяся. Разница между предметом, предназначенным для целей религиозных и предметом, назначение которого – эстетическое наслаждение не всегда однозначно выражена в области человеческого восприятия. Живопись, особенно живопись на религиозные сюжеты, также может вызвать преображение души человеческой, как и икона
(У учителя в руках свеча) - Ни икона, ни свечка не молятся вместо людей. Но они напоминают человеку о его призвании стать лучше. Ведь на иконе изображены те люди, которые прожили свою земную жизнь в любви. Как правило, им было тяжелее, чем нам. Но они смогли остаться людьми. Они никого не предали, ни от кого не отвернулись. Некоторые святые жили три тысячи лет назад (пророк Моисей). А некоторые были почти что нашими современниками. Значит, и людям 21 века этот путь тоже по силам.
В православии это очень ясно: святым и светлым может стать любой человек. Так что только от самого человека зависит – станет он светиться или чадить.
6.Домашнее задание (по выбору):
- Проведи исследование и узнай названия и историю почитаемых икон, которые находятся в храмах города Тамбова
- Узнай у взрослых об иконах в вашей семье, если они есть.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как создаются иконы
Темпера
Паволока Доска
Левкас
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Икона - слово греческое. Это священное изображение (образ), который почитают.
Символика цвета Цвет в иконе символичен. В иконах мы встречаем три основных цвета: красный , синий и зеленый.
Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский. Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).
Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты .
. Черный цвет - цвет зла и смерти.
ИКОНА - это : особо ценная (антикварная) вещь; произведение древнерусской живописи; молитва в красках; мировая художественная ценность; единство смысла и красоты; образ света; окно в мир иной; семейная реликвия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»
Памятка для родителей о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»...
Рабочая программа комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» составлена в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», К...
Рабочая программа по комплексному учебному курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика", 4 класс
Данный материал будет полезен учителям, преподающим в 4 классе комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Светская этика". Рабочая программа разработана на основ...
Оценивание учебной деятельности по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Выступление на ЛПО "Оценивание учебной деятельности по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»...
План работы по обеспечению введения в 2015-2016 учебном году комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
План работы по обеспечению введения в 2015-2016 учебном году комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» ...
Регламент выбора родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Регламент выбора родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»
Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»...