Конспект к уроку по основам православной культуры "Человек - живая икона"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Конспект к уроку по основам православной культуры "Человек -живая икона", выполненный в рамках выпускной квалификационной работы. Рекомендован для 4 классов, предмета ОРКСЭ модуля Основы православной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_opk_chelovek_-zhivaya_ikona_l._a.lelbiks.doc | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ ЦЕРКОВНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
ПРИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
«ЕПАРХИАЛЬНЫЕ КУРСЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И КАТЕХИЗАЦИИ ИМЕНИ
СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО»
Лельбикс Любовь Анатольевна
Человек – живая икона (образ и подобие Божие)
Выпускная квалификационная работа
Специализация:
Преподаватель Воскресной школы и основ православной культуры
Руководитель: В. О. Гусакова, канд.иск.
Санкт-Петербург, 2021
План построения занятия (программы)
Тема: Человек – живая икона (образ и подобие Божие)
Возраст: 7-9 лет
Дата. План 03.10.2021 Факт 03.10.2021
Пояснительная записка
Занятие реализуется в рамках программы Закон Божий в воскресной школе.
В младшем школьном возрасте ребята уже способны воспринимать понятия образ и подобие, задуматься о человеческой природе и применить к ней эти понятия. Целесообразность связана тем, что восприятие другого человека как образа и подобия Божия позволит выстраивать дружеские, хорошие отношение с другими. Установка дается, что все люди изначально хорошие. Образ Божий в человеке, может быть изуродован страстями, греховной жизнью — но, тем не менее, он остается святыней, которую Бог продолжает любить и всегда хочет восстановить.
Занятие поможет ребенку приглядеться к ближнему (однокласснику) и постараться разглядеть лучшие черты, проявить терпимость к другу, постараться самому стать лучше. Занятие должно способствовать принятие себя и других такими, какими есть.
Цель: формирование у учащихся представления о человеке как об образе и подобии Божием
Задачи:
Обучающие.
Дать знания о том, что человек является образом и подобием Божием:
Научить размышлять и обосновать, какие черты включает в себя образ Божий у человека,
Сформировать представление о том, что значит уподобиться Богу и как достигается подобие Богу.
Развивающие.
Развить аналитические способностей, умения размышлять.
Расширить понятивный аппарат духовно-нравственных категорий: образ Божий, Божие, уподобление Богу
Обогатить представление о человеке как высшем творении Бога.
Развить навыки коллективной работы.
Воспитательные.
Мотивировать к уважительному отношению к каждому человека как к образу и подобию Божиему.
Способствовать воспитанию чувств взаимоуважения и любви к ближнему. Мотивировать на работу над собой: слушаться старших, молиться, учиться не обижать, делиться, помогать ближнему.
Форма занятия.
Групповая.
Методы: ситуация-оценка; эвристическая беседа; организационно-деятельностные, включающие игровые элементы в групповые формы работы: мини-игры
Учебно-методическое обеспечение
Оборудование: интерактивная доска, инвентарь для игр («Розовые очки» - очки, раздаточный материал: записки, карандаши)
Ресурсы: презентация PowerPoint, слайды с иконами «Сотворение человека» раздаточный материал).
Список литературы.
1. Библия. Москва, 2010.
2. Слободской С. (протоиерей). Закон Божий. Москва, 2014.
3. Ганаго Б. "Об образе Божием". Сборник рассказов для детей. Минск, 2003
Список источников. Интернет-источники.
10 игр на духовные темы (https://azbyka.ru/deti/10-igr-na-duhovny-e-temy)
Ожидаемые результаты
Определяются по задачам:
Предметный результат – учащиеся получают представление о том, что каждый человек образ Божий и может достичь подобия Божия.
Метапредметный результат – интеграция знаний по чтению и окружающему миру для нравственного осмысления человека и его роли.
Личностный результат – появление мотивации у учащихся соответствовать образу Божиему, учиться видеть его в других и самому стремится к его подобию.
Подходы:
1. Личностно-ориентированный.
2. Антропологический, предполагающий учет возрастных новообразований и психофизических особенностей учащихся.
Ход занятия
- Вступление (время – 5 минут).
- Здравствуйте, ребята. В начале урока хочу прочитать вам рассказ Бориса Ганаго «Чемпион».
Рассказ Бориса Ганаго «Чемпион»
— Что за мальчик! Чудо! — слышал Славик еще в коляске. Да и потом на каждом шагу:
— Вундеркинд! Просто вундеркинд! Недаром из династии Звенигородских!Правда, чем звенели предки, не помнили ни деды, ни прадеды. А вот позвенеть хотелось всем. Но что-то не получалось. Вот и возложили надежды на Славика, потому и имя такое дали. У него тоже было желание поразить собою человечество. Только чем — не знал. Что ни пробовал, всюду в хвосте плелся.
Так и шли годы в несбывшихся грезах. А тут дядя в газете вычитал, что в одной европейской стране, законодательнице мод, конкурс устраивается по… хрюканью.
— Давай! — вдохновлял он племяша. — Дерзай! Попади в Книгу рекордов Гиннесса! Прославь род! Спонсирую! Вон учитель Жюль Мартин из какого-то городишка Биарриц стал чемпионом Франции. Чем ты хуже?! Понравилась идея Славе. Изрядно постарался. На четвереньках бегал, чтобы лучше в образ вжиться, как-никак, а конкурс — международный. Себя не жалел, готовясь к схваткам за лидерство. Да так привык, что уже и на вопросы в ответ лишь хрюкал. Известно: кому мы подражаем, теми и становимся, так у него кое-где вместо волос уже щетина росла. Труд не пропал даром, Слава успешно прошел отборочные состязания, попал в финал. Тут пресса нагрянула, фото, интервью, съемки. Славик замерцал на экранах, в Интернете. Наконец-то сбылось! Дядя ему телеграмму за телеграммой: — Жми, дорогой! Всех перехрюкай! Ждем с духовым оркестром! Ну Славик и поднатужился. Да не рассчитал малость — что-то там внутрях хряснуло. Предстал пред Богом.
Господь спрашивает:
— Я же тебя по образу Своему создавал, надеялся, что ты подобным Мне будешь. А ты что с собой натворил?
Бедняга в ответ лишь хрюкнул.
Понравился рассказ? О ком он? Чем прославился мальчик? Чем Славик огорчил Бога?
Вслушайтесь в эти слова «— Я же тебя по образу Своему создавал, надеялся, что ты подобным Мне будешь».
Сегодня на уроке мы выясним, что значит образ и подобие Божие, а в конце урока постараемся ответить на вопрос, что же означали эти слова в отношении этого мальчика.
- Основная часть
2.1. (3 мин.) Давайте вспомним, в какой день творения был создан человек? После того как Господь сотворил небо, землю, весь растительный и животный мир, Он создал Своё высшее творение – человека. вот как это описывается в Библии. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.» (Быт 1, 26). И далее в Библии говорится: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт 2, 7.).
Итак, Бог создал человека по образу и подобию своему.
2.2. (10 минут) Это значит, что в каждом из нас есть искра Божества, образ Божий, бессмертное начало, дыхание жизни, которое Создатель вдохнул в человека при творении. Давайте подумаем, что означает слово «образ». (изображение, облик, внешний вид).
В чем же он заключается образ Божий?
Образ Божий – это то, чем человек похож на Бога и отличается от животных.
Давайте разгадаем кроссворд по свойствам, которые присущи человеку как образу Божию.
Кроссворд
2Б | В | О | Б | О | П | О |
Е | 4Т | Р | О | Д | О | 1Р |
С | Е | Ч | В | А | Д | А |
С | И | Е | 3С | 5Г | С | З |
М | Т | С | О | О | Т | У |
Е | Р | Т | В | С | В | М |
- Способность души мыслить, чувствовать, исполнять принятые решения (разум)
- Бог существует всегда и душа человека тоже живет вечно (бессмертие).
- Право делать выбор и принимать решение, не подчиняясь внешнему принуждению или воздействию (свобода)
- Способность преображать, создавать. Человек может творить, этим он похож на Бога. Но только, чтобы творить что-либо, человеку нужен материал, а Бог творит из ничего (творчество).
- Управление миром, обладание властью (господство).
Все мы сотворены по образу, то есть в нас есть нечто, что нас делает похожими на Бога: Бог разумен, и человек обладает разумом; Бог свободен, и человек обладает свободой, волею; Бог обладает чувствами, человек тоже обладает ими; Бог обладает властью над Вселенной, и такая же власть дана человеку; Бог может творить, и человек может творить; Это то, что по образу Божию в нас есть. Не зря, человека сравнивают с иконой (икона — греч. образ), иконой Бога. Иконы от неправильного хранения, от неправильного обращения могут испортиться и оказаться негодными для использования В этом случае мы их не выбрасываем, а пытаемся отреставрировать. Так же и человек: всегда оставаясь иконой Творца, Его образом, может быть изуродован плохими поступками, но, тем не менее, он остается святыней, которую Бог продолжает любить и всегда хочет восстановить. Поэтому мы должны любить и уважать любого человека, как бы низко он ни пал. Любить в нем образ Божий. Помнить, что человек — это живая икона Бога.
2.3. Игра «Розовые очки» (8 мин).
Установка - каждый человек хорош. И нужно видеть в нем только хорошее.
Идет объяснение, что означает выражение «смотреть сквозь розовые очки». После этого стихотворение (может пропустить).
Вы вздыхаете уныло,
Видя в таксе — крокодила,
В апельсине — кожуру,
В лете — страшную жару,
Пыль в шкафу, на солнце пятна…
Дело в зренье, вероятно.
Так воспользуйтесь советом,
Маленькие старички, —
Надевать зимой и летом
С розовым стеклом очки.
Те очки вам будут впору…
Вы увидите — и скоро
В таксе — лучшую подружку,
В апельсине — сока кружку,
В лете — речку и песок,
А в шкафу — одни наряды…
Знаю, будете вы рады!
А затем предлагает примерить «розовые очки» самим детям и они, выбрав, любого ребенка, говорят о нем только хорошее.
2.4. Итак, мы выяснили, что в каждом человеке заключен образ Божий. Что же такое подобие? Как вы понимаете? (Сходство, более близкое похожесть)
Подобие заключается в том, что человек со временем может стать похожим на Бога. Как вы думаете: внешне?
Задача человека в жизни уподобиться Творцу. Образ Божий нам Господь дал, а вот подобия мы должны сами достигать своим трудом всю жизнь. А как вы думаете, есть такие люди, которые смогли уподобиться Богу? Это святые. В сонме святых угодников Божиих Церковь выделяет чин преподобных, которые своим житием показывают нам этот путь возрастания. Наиболее известные преподобные Русской церкви — Сергий Радонежский и Серафим Саровский (показ икон).
Давайте подумаем, как человек может обрести подобие Божие. От самого человека зависит, сможет он приблизиться к подобию Бога или, наоборот, испортить свой Образ.
2.5. Игра "Образ-подобие". (5 мин.)
В группах. На большом листе бумаги нарисован контур человека. Это образ Божий. Дети выбирают и пишут цветными карандашами на записках дела, которые помогают уподобляться Богу и приклеивают их на этот контур. Можно составить контур-антипод: записки, написанные черным, искажающие Образ Божий в человеке.
Карточки-записки
Молитва | Брать чужое |
Слушаться родителей | Драться |
Помогать ближнему | Жадничать |
Участвовать в таинствах церкви | Грубить |
Читать Библию | Не разговаривать с обидчиком |
Соблюдать пост | Обижать слабых |
Жить по заповедям. | Обзываться |
Делиться | Завидовать |
Прощать | |
(дописывают сами) |
Обсуждение, подведение к выводу о необходимости таинств, стремления к добрым делам.
- Заключение (2-3 минуты).
Итак, сегодня на уроке мы с вами говорили о величайшем творении Бога. О ком? Как был создан человек? Что означает образ Божий в человеке? В чем заключается смысл человеческой жизни? Как этого можно достичь? А теперь давайте вспомним рассказ – о каком образе и подобии говорилось в рассказе?
Вывод: мальчик вместо того, чтобы стремиться уподобиться Богу, стать лучше, практически потерял свой образ Божий.
- Рефлексия (10 минут) Беседа. Вопросы представлены на доске. Ребенок выбирает сам вопрос и отвечает.
Что сегодня на уроке понравилось? Одноклассников? Чему научились? Что удивило?
Что нового для себя узнали? Что нового про себя узнали? Чему захотели научиться? Какими захотели стать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по Основам православной культуры. Тема - Икона
На занятии по ОПК ребята знакомятся с особенностями создания икон, их предназначении,роли в жизни христианина....
Конспект урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм»
Основы православной культуры...
Урок по основам православной культуры 4 класс. Тема «Икона- окно в вечность»
Конспект урока по ОПК 4 класс. Тема урока "Икона-окно в вечность". К уроку есть презентация. Цель: помочь осознать важность духовного мира человека через обращение к иконе.Задачи:- дать...
Урок по Основам православной культуры "Отличие иконы от картины"
Данная методическая разработка предназначена для учащихся 4-х классов, изучающих модуль «Основы православной культуры» авторов Т.А. Костюковой, О.В. Воскресенского, К.В. Савченко, Т.Д. Шап...
Урок по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры". Тема "Икона"
Методическая разработка по предмету "ОРКСЭ", модуль "Основы православной культуры". Тема "Икона"...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ
Цель урока: раскрыть понятие монастырь, дать представление о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...
Презентация к уроку по основам православной культуры "Человек-живая икона"
Презентация к уроку по основам православной культуры "Человек-живая икона", модуль ОРКСЭ...