"Основы православной культуры", тема "Икона"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Уткина Юлия Игоревна

Курс ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры". Тема урока : "Икона"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока27.4 КБ
PDF icon Презентация к уроку798.45 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1596

Основы православной культуры

Тема урока: «Икона»

Составила

Учитель начальных классов

ГБОУ Школа №1596

Уткина Юлия Игоревна

Направление: духовно-нравственное

Оборудование: проектор, репродукции картин и икон, рабочие листы для групповой работы

Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Цели урока:

  • Углубление представлений обучающихся о православной традиции отношения к иконам;
  • Создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.

  Задачи:

Обучающая: 

  • познакомиться с особенностями иконописного изображения;
  • понять различия в написании иконы и картины.

Развивающая: 

  • уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир
  • познакомить учащихся с русской иконой – образцом духовной живописи;
  • познакомить с новыми понятиями;
  • приобщить детей к литературному наследию;
  • формировать эстетический вкус учащихся на примере образцов русской светской и церковной культуры;

Воспитывающая:

  • усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.
  • способствовать формированию в сознании детей высоких духовно-нравственных ценностей.
  • учить видеть прекрасное в литературе и живописи.

Основные понятия и термины: Икона, образ, нимб, лик, иконопись

Связь с другими предметами: история, литература, русский язык

Планируемые результаты:

Личностные: понимание ценности культурных достижений, бережного отношения к ним.

   Предметные: иметь представление о понятиях «икона», «образ», «нимб», «свет».

  Метапредметные: умение извлекать информацию, ставить задачи,    анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать, слушать других, вести диалог, излагать свою точку зрения.

Ход урока

  1. Организационный момент ( 1 мин)
  2. Вступительная беседа (3 мин)

-Отгадайте кроссворд.

Слово, которое вы получите по вертикали, и будет темой нашего сегодняшнего урока.

1.Священная книга христиан. (Библия)

2.Его устанавливают на Куполах храмов, носят на груди. (Крест)

3.Как называется обращение к Богу? (Молитва)

4.Книги, написанные апостолами. (Евангелие)

5.Место в храме, куда нет общего доступа. (Алтарь)

(Слайд 1)

Итак, сегодня мы поговорим об Иконах.

         - У кого из вас дома есть иконы?

       Самое видное место в доме называется красный угол. В нем находятся иконы, а перед ними лампада (или свечка) – символ света и живого огня, освящающего лик святой иконы.

(Слайд 2)

3. Самоопределение к деятельности (5 мин)

 - Храм заполнен иконами. Одни из них помещены на стенах, а другие стоят на полу.  Слово икона в переводе с греческого языка означает «образ».

 - Давайте посмотрим, что говорят дети об Иконах.

https://rutube.ru/video/158ec765d247818e00823f31e2ae8db9/?t=188&r=plemwd

 Просмотр и обсуждение видео.

- Задачи нашего урока – узнать о том, когда появились иконы, каковы их особенности, как и почему относятся к иконе православные люди.

  1. Основная часть (20 мин)
  1. – Перед вами репродукции. Распределите репродукции на 2 группы.

        (Слайд 3)    

                         

2) -На какие 2 группы вы распределили репродукции?

3) -Давайте сравним икону и картину, чем они похожи, а чем отличаются?

(Слайд 4)

 -В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова сказано:

«Икона – это живописное изображение Бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан». 

Слово «икона» пришло к нам из греческого языка: eikon в прямом переводе обозначает образ, подобие. Следовательно, икона изображает Бога, или святого, или эпизод из библейского Писания. Отсюда иконопись – отрасль религиозной живописи, писание икон.

-Как называют людей, которые пишут иконы?

-Правильно, иконописцы

Икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы — показать сокровенный мир души святого человека (в том числе и Богочеловека Христа).

4) Ребята, посмотрите видео о том, чем отличаются икона и картина.

https://rutube.ru/video/64a5fbe60e54f4dd3ab48e476e0ea886/?t=5&r=plemwd

5) Обсуждение видео.

6) Работа в группах.

 - Разделитесь на группы. Прочитайте статью в учебнике «Свет иконы» с. 77-78 и заполните таблицу

(Слайд 5)

Вопросы

Картина

Икона

  1. Какова главная задача?

  1. Как показан свет?

  1. Каким бывает фон?

  1. Нимб-золотой круг над головой

  1. Задний план и линия горизонта

  1. Лик и глаза

7) Проверка работы в группах.

8)  - На иконах изображают Господа Иисуса Христа, Богородицу, Святых людей, ангелов, события Священной истории.

  Первые дошедшие до нас изображения Христа относятся ко II в. после Рождества Христова. Но правила написания икон разрабатывались ещё многие столетия. Одна из сложностей состояла в том, что нужно было дать ответ на непростой вопрос: «Как вообще можно писать иконы, если сама Библия подчёркивает, что Бог невидим?»

Икона стала возможна потому, что после Ветхого Завета появился Новый Завет. Евангелие говорит, что Бог, который оставался невидим во времена Ветхого Завета, затем Сам родился как человек.

Апостолы воочию видели Христа. А то, что видно, можно изобразить!

Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе.

Не только святых, но и друг друга христиане могут просить помолиться о себе. Ребёнок может просить маму помолиться о нём. А взрослые очень верят в силу детских молитв.

Ни икона, ни свечка не молятся вместо людей. Но они напоминают человеку о его призвании стать лучше. Ведь на иконе изображены те люди, которые прожили свою земную жизнь в любви. Как правило, им было тяжелее, чем нам. Но они смогли остаться людьми. Они никого не предали, ни от кого не отвернулись. Святым и светлым может стать любой человек. Образ Божий есть во всех. И Бог всех любит одинаково. Так что только от самого человека зависит — станет он светиться или чадить.

9) Подробнее познакомимся с некоторыми иконами

(Слайд 6)

Владимирская икона Богоматери

  – одна из древнейших икон. Великий князь Андрей Боголюбский привез её из Киева во Владимир. В 1395 году она была помещена в Успенский собор Московского Кремля и стала наиболее чтимой в Москве.

Перед нами одна из самых почитаемых в России - икона Казанской Божией Матери. Не раз она спасала от нашествия врагов. Народная молва приписывает ей благодать исцеления от слепоты и болезней глаз. Ею благословляют при вступлении в брак.

 - Послушайте стихотворение, которое прочитает Грачёва Маша (читает заранее подготовленный ученик).

Стихотворение “У Казанской Божьей Матери”. С. Городецкий.

У Казанской Божией Матери
Тихо теплятся огни.
Жены, дочери и матери
К Ней приходят в эти дни.

И цветы к Её подножию
Ставят с жаркою мольбой:
“Матерь-Дева, с силой Божией
Охрани ушедших в бой.

Над врагом победу правую
Дай защитникам Руси,
Дай сразиться им со славою
И от смерти их спаси”.

Икона Божией Матери “Троеручица”

Когда преподобный Иоанн Дамаскин, которому по клевете врагов отсекли руку, слезно молился перед иконою, отсеченная рука его срослась. В благодарность за исцеление он привесил к иконе серебряное изображение руки, отчего она и получили свое название.

Икона «Благословение детей» 

 отображает евангельскую сцену, как Спаситель принимает своих юных чад. 

Образ символизирует глубокую связь человеческой души с Богом, Который принимает каждого просто и с любовью, как ребёнка. 

Считается, что икона помогает младенцам, ребятам постарше и отрокам, предупреждает возможные опасности, болезни, искушения. Она также способствует успешному воспитанию и обучению.

Икона «Спас Нерукотворный»

Сирийский царь Авгарь заболел проказой и послал художника Анания запечатлеть чудотворный образ Христа. Ананий не справился с миссией, и тогда Иисус отер лицо полотенцем, на котором чудесным образом отпечатался божественный лик. Ананий привез плат правителю, и тот излечился. С тех пор в иконографии закрепилось изображение головы Христа на ткани.

- Ребята, послушайте стихотворение, написанное поэтессой Любовью Ивановной Голубицкой -Басс.

ИКОНА
И трепет в ней, и сила вдохновенья!
Пред ликом сердце в сладостном огне…
Икона — человечьих рук творенье —
Запечатлела дух на полотне.

Нисходят благомощные потоки
Любви бессмертной, созданной творцом,
И молятся о нас его пророки
Со светлым и простым, как жизнь, лицом.

Мы лица эти называем — "лики",
В их кротости — могущества печать.
Они в сердца, как солнечные блики,
Незримо источают благодать.

Бессмертные творения Рублева,
Иконы Византии золотой…
А рядом — пусть — как ласковое слово,
Спокойный лик пророчицы седой.

И правы все. Зачем нам споры эти?
Пусть будет мыслей всех и дел венец
Великое сознанье: все мы — дети,
И всех нас создал любящий Творец.

А значит, надо славить это Имя
В делах своих и мыслях каждый час,
Не предавать забвению святыни,
Чтоб никогда Он не оставил нас.

Да будет так! И Нового завета
Простые истины вдохнем, как неба синь.
Того и этого соединенье Света
В незыблемости краткого "Аминь"!

- Какие чувства у вас вызвали стихи, с которыми мы сегодня познакомились?

  1. Подведение итогов (7 мин)

 - Давайте подведем итоги нашего урока.

 - Ответьте на вопросы.

1

Как вы поняли, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины? Обсудите в классе.

2

Как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве?

3

Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога? Объясните.

4

Как вы поняли: Богоматерь Владимирская и Богоматерь Казанская — это разные люди или это разные образы одного и того же человека?

5

Кому и о чём молятся православные христиане, стоя перед иконой?

  1. Рефлексия (4 мин)

Перейдите по ссылке и поделитесь своими впечатления об уроке.

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSe2LeVG6duG3rJruukspGq6DakEOfgM4ynjvzNqGXNI6JuY7g/viewform?usp=sf_link


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Основы православной культуры и светской этики. Модуль "Основы православной культуры" Урок "Монастыри"

Предмет "Основы православной культуры и светской этики" совсем недавно вошёл в нашу жизнь. Материалы к урокам очень обширны. Готовясь к открытому уроку я снова и снова открывала что-то новое и интерес...

Презентация "Основы Православной культуры" Урок 1 "Основы Православной Культуры

На уроке даются понятия "Культура", "Православная культура", "Религия", "Религиозная культура", "Веротерпимость"....

Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс

Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч  (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...

План-конспект урока по теме "Пасха" по Основам православной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)

Познакомить обучающихся с пасхальными традициями, обычаями, играми.Пробудить интерес к старинным русским обрядам.Воспитывать дружелюбие.Познакомить с основными терминами и понятиями: Воскресение, Пасх...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ

Цель урока:  раскрыть понятие монастырь, дать представление  о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...