Урок по ОРКСЭ «Нравственные идеалы»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Гулько Ольга Николаевна

Предмет: ОРКСЭ

Модуль: «Светская этика»

Класс:4

Тема: «Нравственные идеалы».

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Местоположение урока в теме: первый урок в теме.

Цель урока: формирование знаний о нравственных идеалах на примере исторических персонажей и современных людей; создание образа русского «богатыря».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_orkse_nravstvennye_idealy.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: ОРКСЭ

Модуль: «Светская этика»

Класс:4

Тема: «Нравственные идеалы».

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Местоположение урока в теме: первый урок в теме.

Цель урока: формирование знаний о нравственных идеалах на примере исторических персонажей и современных людей; создание образа русского «богатыря».

Формируемые УУД

Познавательные УУД:

 -извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;

 - осуществлять синтез, составлять целое из частей;

- использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативное УУД: 

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; умение вступать в диалог(отвечать на вопросы);

- слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- договариваться, сотрудничать в совместном решении задач, выполняя работу в группе.

Регулятивное УУД:

 -  понимать цель выполняемых действий;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД

- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

-сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

Технологии: технологию проблемного обучения, здоровье сберегающие технологии, ИКТ технологии, игровые приемы.

Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.

Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы).

Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.

Принципы обучения: принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся).

Этапы урока

Ход урока

1Организа -

ционный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

- Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас! Мы вместе рады приветствовать наших гостей.

- А теперь повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу – на душе станет приятнее и теплей!

- Присаживайтесь.

 - Ребята, о каком главном качестве нравственного человека эти стихи?

Она скромна. Не говорит ни слова,

Пока не взвесит помыслов и дел.

И вдруг напомнит прямо и сурово

Как раз о том, что ты забыть хотел.

 

(- Главное качество человека это его чистая …….)

 

- Именно совесть заставляет человека быть высоконравственным.

3.Определение  темы урока.

4. Открытие новых знаний.

5.Развитие умений, применение новых знаний.

6.Итог урока. Рефлексия.

7.Домашнее задание.

 - Человек всегда стремиться к лучшему, к идеальному. Стремиться быть лучшим, может даже идеальным. Нравственно идеальным. А как вы думаете, легко ли быть нравственно идеальным человеком? Есть ли такие люди? Кого можно назвать нравственным идеалом?

 - Попробуем сформулировать тему урока.  (Нравственные идеалы)

 - На какие вопросы вы бы хотели найти ответы на уроке?

 - Легко ли быть нравственно идеальным человеком?

 - Кого можно назвать нравственным идеалом?

 - Есть ли такие люди?

 - А что означают слова «идеал», «идеальный»?

 - Попробуем определить.

 - Поработаем в группах.

1 группа работает со словарем.

2 и 3 группы дают определение словам «идеальный человек».

Итак, идеал это то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений.

Идеалом называют лучший образец чего-либо.

 

- А сейчас, ребята я предлагаю вам окунуться в прошлое.

 - Как называется инструмент, на котором играет исполнитель?  (Гусли)

 - Что исполняется?  Что такое былина? На странице 51 учебника вы можете прочитать о былине. (Былина – особая песня, рассказывающая о героических событиях, которые произошли давным-давно).

 - О ком сказывалось в былине? (Об Илье Муромце.)

 - А кто такой Илья Муромец? (богатырь)

 - Каких богатырей вы еще знаете?  (Алеша Попович, Добрыня Никитич….)

 - Посмотрите на репродукцию картины Васнецова. Как она называется? (Три богатыря).

  - Кто изображен на ней?

Давайте познакомимся поближе с этими богатырями.

(Выступление детей)

В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

  По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.

Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Лукава усмешка на его губах, вот сейчас запоет песню на всю степь. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.

     

 - Какими качествами обладают богатыри?  

 - Поработайте в парах, напишите качества богатыря по -  одному качеству на листочке-луче.

( Сила, мощь, храбрость, ум, доброта, любовь к Родине, ответственность, мужество)

(Прикрепляем к серединке)

 - Огромная заслуга богатырей в том, что они ввели определенные правила в применении силы, провозгласили правила честного поединка.

- Какие же это правила?

 - Откройте учебник на странице 51,  найдите  и прочитайте эти правила.

1.Договариваться о времени и месте поединка.

2.Равное вооружение.

3.Запрет на использование хитростей.

4. Применять силу против сильных и для защиты слабых.

5.Нельзя наносить удар в спину.

 - Просмотрите отрывок из мультфильма « Пересвет и Ослябя». На нем вы увидите фрагмент Куликовской битвы. Войско русских богатырей сражалось против войска Золотой Орды. По обычаям того времени битву начинал поединок двух воинов. По исходу поединка судили, чья сторона победит.

– А вы понаблюдайте соблюдали  ли воины Пересвет и Челубей правила честного поединка на Куликовом поле? (Обмен мнениями)

- Поговорим и о других богатырях земли русской, ведь такие люди были во все времена.  

- Кто этот воин? ( Александр Невский.)

(Рассказ об  Александре Невском)

Молодой новгородский князь Александр Ярославович, прозванный в народе Невским в память об одержанной им победе в битве на реке Неве, призвал всех жителей защищать родную землю.

 Зная, что закованные в железо рыцари тяжелее русских воинов, Невский приказал своим полкам принять бой на тонком весеннем льду. Лёд Чудского озера не выдержал и в некоторых местах проломился. Так и побили русские воины рыцарей. Эта битва получила название Ледового побоища.

Фигура князя собранная и подтянутая, грозная и величественная… На нём тяжёлые доспехи… Он весь как будто бы выкован из стали... Александр опирается на меч и готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападёт на его родную землю.

«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет» - говорил он.

 - А можно ли этих людей, богатырей назвать нравственными идеалами?

 - Почему? (Они сильные, храбрые, умные, добрые,

 любят и защищают свою Родину).

- А сейчас  среди нас живут богатыри?  Кто они? Кого можно назвать богатырями в нашей жизни? (Военных, спортсменов, пожарных, ветеранов…)

- С одним из таких богатырей я вас хочу познакомить.

Это ветеран Великой Отечественной войны наш земляк, житель нашего города  - Кузнецов Григорий Иванович. Его призвали на фронт в 43 году и до последних дней войны он храбро сражался с фашистами. Григорий Иванович участник прорыва Блокады Ленинграда. Ему сейчас 92 года. Но он всегда охотно встречается со школьниками. Вот и на этой фотографии мы видим его с учащимися нашей школы, которые ходили к нему в гости.

 -   Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались стихи ,песни и пословицы.

 - Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери пословицы»

Для Родины своей

сумей за неё постоять.

Родина-мать

имя его останется

Человек без Родины

ни сил, ни жизни не жалей.

Богатырь умрет

а подвигом.

Не родом богатырь славен

как соловей без песни.

        - Подведем итог нашей работы.

В начале урока мы задались вопросами:

- Легко ли быть нравственно идеальным человеком? (Нет, потому, что нужно быть смелым, храбрым, мужественным, сильным, добрым, умным)

 - Кого можно назвать нравственным идеалом? (Богатырей, воинов, спортсменов, ветеранов…)

 - Есть ли такие люди? (Да есть)

Наш урок подошел к концу.

Закончите предложения:

 - Сегодня я узнал (а) …

 - Я понял (а) , что…

 - Было интересно…

 

Домашним заданием для вас будут всего два вопроса:

 - Кого вы считаете современным богатырём?

 - Почему вы считаете, что он богатырь?

– Ребята, в заключение нашего урока, мне хочется пожелать вам стать такими же доблестными, добрыми, умными, смелыми, преданными Родине людьми, о каких вы узнали сегодня на уроке.

Благодарю Вас, ребята за работу на уроке!

Анализ урока.

Тема: «Нравственные идеалы».

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Местоположение урока в теме: первый урок в теме.

Цель урока: формирование знаний о нравственных идеалах на примере исторических персонажей и современных людей; создание образа русского «богатыря».

Формируемые УУД

Познавательные УУД:

 -извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;

 - осуществлять синтез, составлять целое из частей;

- использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативное УУД: 

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; умение вступать в диалог(отвечать на вопросы);

- слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- договариваться, сотрудничать в совместном решении задач, выполняя работу в группе.

Регулятивное УУД:

 -  понимать цель выполняемых действий;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД

- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

-сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

На своем уроке я использовала:

Технологии: технологию проблемного обучения, здоровье сберегающие технологии, ИКТ технологии, игровые приемы.

Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.

Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы).

Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.

Принципы обучения: принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся).

Этапы урока

Самоанализ

1. Орг.момент

Цель - создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся, способствование  созданию психологического настроя учащихся на положительный результат урока.

 2.Актуализация знаний.

Цель: актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока; подготовка учащихся к работе на уроке.

На этом этапе урока было предложено ответить на вопросы о совести и нравственности. Ребята с заданием справились.

4.Формулирование проблемы,

планирование деятельности.  

Цель: определение и самостоятельное формулирование темы урока.  

Этот этап урока реализовывала с помощью наводящих вопросов.

Обучающиеся тему урока сформулировали.

5. Открытие новых знаний.

Цель: самостоятельное формулирование новых для обучающихся знаний – значение слов «идеал», «идеальный человек».

Цель была достигнута с помощью работы в группах.

6.Развитие умений, применение знаний.

Цель: развитие умений и применение знаний на практике.

Цели достигала путем использования видео материала, выступление учащихся, анимацию, работу в группах, материале о ветеране, игровому моменту.

Ребята работали с интересом и с заданиями справились.

7. Итог урока.

Рефлексия.

Цель: подведение итогов работы. Формулирование выводов и обобщений.

Вывод сформулировали самостоятельно, провели рефлексию.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для изучения заявленной темы. На протяжении всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха. Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны.

Отобранное содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах  способствовали достижению образовательной цели  урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Темп и ритм урока был оптимальным. Действия учителя и учеников были завершёнными.

         Работоспособность учащихся в течение всего урока была высокой. Этому способствовали активные методы обучения. В ходе урока прослеживалась работа в группах, парах, индивидуальная и фронтальная работа.

Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Учащиеся чувствовали себя комфортно. Эмоциональное состояние учащихся соответствовало эмоциональному состоянию учителя. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Стиль общения учителя с учениками - демократический. На уроке менялись виды деятельности, оптимально сочетались различные методы и приёмы обучения.

Цель урока была достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОРКСЭ 4 класс Тема "Нравственные идеалы"

Урок по ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы. Джентльмен и леди"...

Урок ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы"

Былины, богатыри, пословицы и поговорки, тест, презентация...

Нравственные идеалы. Богатыри. Урок по ОРКСЭ, модуль "Светская этика"

Урок по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" предназначен для учащихся 4 классов. Конспект урока содержит презентацию с музыкальным сопровождением....

Урок по Основам Светской этике 4 класс- Нравственные идеалы. Леди и джентльмены.

Урок по Основам Светской этике "Нравственные идеалы.Леди и джентльмены", 25 урок . Ученики познакомятся на уроке с этикетом, узнают какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен.Что з...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...