Модуль «Основы светской этики» Тема. «Премудрости этикета!» 4 класс ОРКСЭ 2022г.
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)
Модуль «Основы светской этики» Тема. «Премудрости этикета!» 4 класс ОРКСЭ 2022г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etiket_.docx | 20.43 КБ |
etiket.pptx | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Модуль «Основы светской этики»
Тема. «Премудрости этикета!»
Выполнила: учитель начальных классов
Бондаренко В.В.
2022 г.
Тема. «Премудрости этикета!»
Цели: Включить детей в эмоционально – творческую деятельность; расширить и обогатить их знания о правилах этикета.
Тип урока – урок изучения нового материала
Понятия:
Этикет – это внешнее оформление поведения человека в обществе, чтоб быть приятным другим людям.
Церемониал – официально принятый порядок действий, обязательных при определенных обстоятельствах.
Межпредметные связи – история, этика, культурология, окружающий мир и литература
УУД: Овладение морально – этическими нормами поведения через выявление нравственного значения поступков героев сценок. Самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями сценок. Восприятие прослушанного и рефлексия на содержание (формулирование своей точки зрения о героях, подтверждая её фактами, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию). Умение слушать ответы детей, дополнять и уточнять их ответы. Умение вести диалог, проявляя уважение к другому мнению; полно и точно выражать свои мысли.
Учебные материалы: Конверты с заданиями, плакат на тему встречи, презентация.
ХОД УРОКА
Этапы урока и время | Содержание | Приемы обучения |
Орг.момент | Занятие начинается с песни «Улыбка» слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского | |
Учитель произвольно разбивает детей на команды, выдаёт конверт с заданием «собери пословицу».
Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид | Игра «Собери пословицу». | |
Активизация знаний. Определение темы и целей урока. Слайд 1. | Учитель. (выслушать детей) Итак, давайте обозначим тему урока «Премудрости этикета» Я вам предлагаю вспомнить некоторые правила этикета, которые помогут вам быть вежливыми и внимательными. А вспоминать правила нам поможет Умная сова, недаром сову считают символом мудрости. | Фронтальная работа |
Изучение нового материала Слайд 2. Слайд 3-7. | Ребята показывают сценку «День рождения». Собираясь на день рождения к своей однокласснице Яне, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Яна открывает дверь, встречает их. – Здравствуй, Яна, поздравляем тебя, желаем тебе... – Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки? Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось. – Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете. Ребята оглянулись и пошли назад к двери. – Подождите! Куда же вы? Но ребята ушли, не дослушав ее. Учитель. Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова? Как вы бы поступили на месте Яны. (ответы детей) Слайд 3-7. Чтение правил вежливости, которые предлагает Сова: | Инсценировка. Беседа |
Работа с учебником | Что же такое Этикет? Найти определение на стр.30 Когда появилось понятие ЭТИКЕТ? | Выборочное чтение. Беседа |
История этикета Слайд 8 . Слайд 9 Слайд 10 | Французское слово “этикет” вошло во все языки мира. Оно близко греческому слову “Этика”, что означает “привычка”, “нрав”. Одно из значений слова “Этикет” – надпись. Вспомним знакомое нам слово "этикетка". Мы же с вами понимаем под этикетом определённые правила поведения, выработанные обществом, которые необходимо знать и следовать им в различных ситуациях. Саму историю этикета принято отсчитывать где-то века с XVI . Тогда этикет означал свод правил при дворе монарха, своего рода церемониал. В России первый свод правил гражданина был изложен в XVII веке в книге “Домострой”. Слайд 4. Домострой учил “не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать, не помнить зла”… Находим мы в Домострое и такое “золотое” правило: “Чего сам не любишь, то и другим не делай”. При Петре I для молодых дворян была издана переводная книга “Юности честное зерцало”. В этой книге давались советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Так, например, в книге рекомендовалось: “в платок громко не сморкаться и не чихать”, “перстом носа не чистить”, “не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало” и т.д. Книга пришлась по вкусу русскому дворянству XVIII века и выдержала три издания. В русский язык слово этикет вошло в начале XVIII века, и под ним понимали лишь свод правил, принятых при дворе монархов. Вначале этикет использовался как придворный церемониал. В Древнем Китае при дворцах только для императора насчитывалось более 30 тысяч церемоний. Что это слово обозначает? Проверим свои предположения на стр.30 Церемониал существовал даже при казни. Отрубленную голову выставляли на всеобщее обозрение: особа, приближенная к императору – на золотом подносе; человек среднего достатка – на серебряном подносе; мелкий служащий – на медном подносе; крестьянин, ремесленник – на деревянном подносе. Этикет имеет национальные черты. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Возьмем самое простое – приветствие. Как мы приветствуем друг друга? Слайд 7. Ответы учащихся. Учитель. Вот как приветствуют друг друга в разных странах: древние греки – “Радуйся!”, современные греки – “Будь здоровым!”, арабы – “Мир с тобой!”, индейцы – “Все хорошо!”, англичане и американцы – пожимают друг другу руку, китайцы – пожимают руку себе самому, лапландцы – трутся носами, латиноамериканцы – целуют друг друга в щеку, японцы – кланяются. А с другой стороны, одни и те же нормы могут по-разному трактоваться и восприниматься. Например, плевок на больного у нас считается манерой дурного тона, а американские индейцы, таким образом, желают выздоровления; мы отрицательно оцениваем отрыжку за столом, а азиаты таким образом демонстрировали хозяину, что пища пошла во благо. Многое могут сказать жесты: у нас большой палец, поднятый вверх – все хорошо, а у шведов – остановите машину; у нас поглаживание подбородка – удовольствие, а у итальянцев – разговор затянулся; у нас кивок головой вверх-вниз – да, у болгар – нет. | Учитель предлагает “Игру жестов”. Ученики жестом отвечают на вопросы учителя. Беседа Работа с понятием в учебнике |
Итог Рефлексия | Я думаю, то, о чём мы говорили сегодня, надолго запомнится вам, и вы, в какой бы ситуации ни оказались, будете вести себя согласно правилам этикета – правилам, которые напомнила нам сегодня наша помощница Умная Сова. Большое спасибо всем, кто подготовил и разыграл сценки, выучил стихи, точно и правильно отвечал на все вопросы. | Фронтальная работа |
Дом. задание |
Литература
- http://festival.1september.ru/articles/646986/
- А.И. Шемшурина Этика светской жизни М: Просвещение: 2013г.
- Начальная школа «Премудрости этикета»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Знакомы ли вы с правилами гостеприимства и благодарности за подарки? Обратите особое внимание на героиню следующего рассказа, Яну.
Надо уметь вежливо принимать гостей. За поздравления и подарки благодарят. Нужно помнить, что дарить подарок труднее, чем его получать.
Хозяин должен быть приветливым – радушно встретить гостя, помочь раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поудобнее, развлечь.
Хозяин должен быть внимательным, видеть всех своих гостей, уделять каждому внимание. Не случайно внимательный хозяин всегда вызывает взаимное расположение к себе.
Быть предупредительным – значит заранее подумать не только о том, чем угостить своих гостей, но и чем занять их. Надо быть щедрым – не жалеть для гостей угощения, игрушек, времени, стараний, чтобы они остались довольны.
Надо быть бескорыстным – не требовать благодарности за то, что вы сделали
БУДЬТЕ ВЕЖЛИВЫМИ ! СПАСИБО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
Цель урока:создание условий для понимания значения понятий добра и зла.Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия....
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО» В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...
Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс
Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...
Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"
Цель: формирование представления о совести, стыде, как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить понятия «совесть», «стыд» через анализ художест...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Конспект и презентация к уроку по ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики". Тема: "Этикет".
"Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым - за умением ими пользоваться" (Блез Паскаль)....