разработка урока по ОРКСЭ "Христианская семья"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Урок по теме "Христианская семья" (модуль ОПК)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_orkse_hristianskaya_semya.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 2 имени В. В. Тихонова»
Городского округа Павловский Посад
Московской области
142500, Московская область,
Г. Павловский Посад, тел. 8 (49643) 2-15-25
Ул. Кирова, д. 87 e-mail: lycey2@mail.ru
Разработка урока по ОРКСЭ
ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ
г. Павловский Посад
2019 г.
В данной разработке представлен урок по курсу ОРКСЭ модуль «Основы Православной культуры». Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
На уроке будут представлены и объяснены такие понятия, как: Христианская семья, Венчание. Через чтение произведений у обучающихся будут сформированы понятия о Любви, Верности, Семейном очаге.
Использовать данную разработку можно будет как при проведении урока по модулю ОПК так и во внеклассных мероприятиях, посвящённых семье, традициям.
Содержание
1.Введение 4 стр.
2. Основная часть (разработка урока) 6 стр.
3. Заключение 15 стр.
4. Список использованных источников и литературы 16 стр.
Введение.
В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан и введения новых образовательных концепций.
Воспитание гражданина – одно из главных условий национального возрождения.
Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственныхценностей.
В данной разработке представлены следующие цели и задачи:
Цель: 1. Создание условий для формирования у учащихся ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно- исторических и духовно- нравственных, патриотических и общечеловеческих принципов.
2. Для более тесного сотрудничества семьи и школы, повышения воспитательного и образовательного потенциала цепочки семья, школа и ученик.
Задачи: Сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России, формирование духовно-нравственных качеств учащихся.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности учителя и школы. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
"Надо твердо помнить, что все пережитое
нашим народом окажется напрасным,
а сами мы станем предателями и изменниками
великого русского дела, если не сделаем
должных выводов из горького опыта,
доставшегося нам безмерной, невосполнимой ценой.
Стоит лишь начать, и Господь Всемогущий
подаст нам силы на духовную брань,
чистую жизнь и благие дела!"
Митрополит Санкт-Петебрургский
и Ладожский Иоанн
Разработка урока.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята!
Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
«На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить».
Закройте глаза, протяните ладошку. Что это такое? На что похожи эти горошины? А ещё горошины похожи на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса. Найдите место для горошины, чтобы она не укатилась.
Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном, светлом, согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, прочитав пословицы и поговорки.
Слайд 1
В дружной семье и в холод тепло.
В семье согласно, так и дело идет прекрасно.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
Жизнь родителей в детях.
В семье, где нет согласия, добра не бывает.
Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Каким словом можно объединить эти мудрые изречения? (Семья)
А теперь послушайте стихотворения о семье (выходят ученики, которым заранее было задание выучить стихотворения)
А семья – это всё
А семья – это дом,
Это двое и третий,
И, быть может, четвёртый,
И пятый потом.
Это тёплые строки
В желанном конверте,
Если машет разлука
Печальным крылом.
А семья – это свет,
Что незримо и щедро
Озаряет всю жизнь
И сопутствует нам.
Это – творчество,
Где ни последних, ни первых,
Где и радость, и горе –
Всегда пополам.
А семья – это всё.
Без неё холодеет
Одинокая мысль,
Одинокая жизнь.
Ничего не бывает
На свете роднее,
Ничего, как ни думай
И как ни храбрись...
(И. Яворовская)
Семья и дом
Семья и дом – как свет и хлеб.
Родной очаг – земля и небо.
В спасение даны тебе,
в каких бы ты заботах не был.
Пусть тороплив у жизни бег,
куда бы ни вела дорога,
в твоей изменчивой судьбе
прекрасней дара нет от Бога.
Они хранят тебя всегда,
сколько б ни странствовал по свету,
как путеводная звезда,
и нет святей святыни этой.
Твоей семьи тепло и свет –
вот лучшая душе отрада.
Иного счастья в мире нет,
иного счастья и не надо.
(И. Афонская ■)
Тема урока «Христианская семья».
Эпиграф нашего урока: «Семья – есть Божий Храм». Запишем его в тетради. Ответ на вопрос, что означает наш эпиграф, мы будем искать в течение всего урока, и в конце занятия еще раз вернёмся к нему.
Сегодня мы должны будем выяснить: Что такое семья в православном мире? Что объединяет членов такой семьи?
В одном городе в маленькой квартирке жили муж и жена. Хорошо жили. Но чего - то им не хватало для полного счастья. И решили они построить свой дом. Давайте поможем им это сделать.
Выберите из пословиц ключевые слова, объясните свой выбор. Это будут кирпичики для нового дома.
Дерево держится корнями, а человек семьёй. (Семья)
В дружной семье и в холод тепло. (Дружба)
В семье, где нет согласия, добра не бывает. (Согласие)
В семье любовь да совет, так и нужды нет. (Любовь)
В мире жить — с миром жить. (Мир)
Постройте из этих слов – кирпичиков свой дом и объясните свой выбор.
Семья – это основа, фундамент нашего дома. Дружба и согласие – стены. Любовь – крыша. Мир – окно, именно через него мы можем увидеть, что происходит вокруг.
В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол. (Козьма Прутков)
Дом готов, тепло и чисто в нём, а полного счастья всё нет.
Выберите пословицу – совет для наших героев. Что принесёт им полное счастье в жизни?
Семья без детей, что цветок без запаха.
К какой же мысли привела нас русская пословица?
Рождение ребенка и чудо его роста – вот что наполняет семейную жизнь светом и смыслом. Нас любят в семье не за что-то, а за то, что мы родились, за то, что мы есть.
Вы – дочери и сыновья, вы – внуки, племенники и племянницы. Любят вас уже за это.
Итак, что же такое семья? А что понимается под этим словом в православном мире? Найдите и прочитайте это объяснение в учебнике (стр. 86).
«Семья – это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды. Семья основана на радости и создана ради неё. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Чувство любви в этом случае совсем не равно чувству «ты мне нравишься». Конечно, встреча с любимым и воспоминание о нём радуют. Но порой любовь включает в себя также и боль. Если другой радуется, и я счастлив. Но если он болеет, и мне плохо»
Учитель: На чем и ради чего семья основана?
Ученик: Семья основана на радости и ради нее.
Учитель: Что значит любить?
Ученик: Любить – всю жизнь другого человека сделать своей. А всю свою жизнь отдать другому.
Учитель: Как называется вступление в брак в православии?
Ученик: Вступление в брак в православии называется венчание.
Учитель: Семейная жизнь – очень не простое соединение двух жизней. На головы жениху и невесте возлагают венцы.. Что означает венец над головами молодоженов?
Ученик: Это знак того, что в этот день они – «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу. Также во время венчания молодые обмениваются кольцами.
Учитель: Что символизируют обручальные кольца?
Ученик. Кольцо не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе.
Учитель: Как понимать слова из Нового Завета: «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов»?
Ученик. Бремена – от слова бремя: тяжесть, тягота. Это значит – нужно во всем помогать друг другу.
Венцы, которые надевают на молодоженов при совершении таинства венчания, означают одновременно и награду и мученичество. В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевали венки из полевых цветов.
Учитель. Семья – это не только любящие друг друга супруги, но и их дети, их родители. Сохранить добрые отношения в семье не всегда просто. Но в семейных отношениях, как и в отношениях с другими людьми, главное соблюдать золотое правило этики. Давайте вспомним, как оно сформулировано.
Ученик. «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Учитель: Каково главное условие долголетия? Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях. Семья – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу – научились благодарить тех, кто для вас делает много добра,– близких и родных людей
Работа с дополнительным материалом
Учитель. Я прочту вам рассказ Льва Николаевича Толстого, который как бы иллюстрирует золотое правило этики. Рассказ называется «Старый дед и внучек».
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу с дощечками играет – что-то слаживает. Отец испросил:
-Что это ты делаешь, Миша?
А Миша и говорит:
- Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.
Учитель: Как вы думаете, ребята, что почувствовали при этом родители мальчика?
(Дети отвечают).
А как они, по-вашему, стали потом относиться к старому деду?
(Дети отвечают).
Учитель: А вот как закончил свой рассказ Лев Николаевич Толстой: «Муж с женой посмотрели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним».
Учитель. Это очень назидательная история, она нас многому учит.
А как об этом говорят русские народные пословицы?
Ученики.
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит.
Не кивай пальцем, сам будешь старцем.
Не смейся над старым, и сам будешь стар.
Корми деда на печи: и сам будешь там.
Родители стремятся передать детям свои знания, свою веру. Что ещё объединяет семью, кроме рождения детей? (Традиции)
Воскресенье - вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьею
Чай с блинами долго пьем.
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов.
Что любит делать семья из стихотворения?
Можно ли отнести воскресное чаепитие к семейным традициям?
Какие традиции соблюдаются в ваших семьях?
Учитель. Есть народные сказания, поучительнее и светлее которых трудно найти.
Одно из них донесло красоту совершенной супружеской жизни благоверных князя Петра и княгини Февронии. Православные христиане верят, что своими молитвами перед Господом благоверные Пётр и Феврония посылают благословение всем, вступающим в брак. История их жизни много лет живёт в преданиях.
Сейчас мы послушаем легенду об этих святых, а после ответим на вопрос: «Почему святых Петра и Февронию почитают как покровителей семьи и брака?»
– Эта легенда похожа на сказку, но герои её – реальные исторические лица. Пётр и Феврония княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году.
Через 300 лет после смерти они были причислены к лику святых. Их считают небесными покровителями семьи, брака, всех влюблённых.
8 июля православные верующие чтят память этих святых. В этот день тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии. Просят о счастье, любви, благополучии.
С 8 июля 2008 года в России отмечается День любви и верности. Специально к этому дню была учреждена медаль «За любовь и верность».
– Семейная жизнь – это необыкновенный труд, и чтобы этот труд не был тягостным нужно соблюдать некоторые правила. Давайте познакомимся с «Правилами жизни», выполнение которых ведёт к взаимопониманию. (У учащихся на партах полоски на которых записаны правила. Зачитывают правила по очереди).
- Ставь интересы других людей выше собственных.
- Будь предан своей семье, избегай возможности её предать.
- Уважая других людей, уважай себя.
- Терпимо относись к чужим точкам зрения.
- Умей прощать и не будь обидчив.
- Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
- Проявляй чуткость.
- Будь свободен от лжи и обмана.
- Стремись всё делать как можно лучше.
10.Воспринимай людей как равных себе.
Рефлексия.
– Скажите, ребята, о чем мы сегодня вели разговор?
- Почему же, ребята, семью называют Божий Храм. (Дети отвечают).
Учитель. Да, семья угодна Богу. Без крепкой, нравственной семьи невозможно ни одно государство. Семья – основа духовности общества.
– Я прошу вас построиться в круг. Возьмитесь за руки. Произнесите сейчас всего лишь одну ценность необходимую для семейного счастья (по кругу).
- А можно ли обойтись одним из этих понятий для того, чтобы семья была счастливая, крепкая, дружная? Конечно, нет!
- А сейчас посмотрите на свою горошину. Сумели ли вы её сохранить? Это было сложно. Она могла потеряться, разломиться на части. А вот мир в семье сохранить ещё труднее. Хочу пожелать вам, вашим родителям и представителям старшего поколения здоровья, успехов. Пусть в ваших семьях чаще улыбаются. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким. Умейте прощать и не помните зла.
Всё начинается с семьи.
Призывный крик ребёнка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы…
Всё начинается с семьи.
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность жизни видеть –
Всё начинается с семьи.
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
И только не сдаваться!
Все начинается с семьи.
Д/З: Есть и другие святые, которые заботятся о благополучии семей. Дома вы можете подготовить рассказ о святых покровителях семьи. Те, кто пожелает, могут подобрать высказывания о семье выдающихся людей, русских писателей.
И есть д/з общее для всех: нарисуйте свою семью. А будет ли это рисунок карандашом, красками или гуашью не имеет значения. Главное, чтобы он был от души.
Урок заканчивается прослушиванием «Гимна Семье»
Хрустальным голосом капели
Звенит ребячий смех чудесный,
И мать сидит у колыбели,
Дитя лаская тихой песней.
И дом, молитвой освященный,
Стоит открытый всем ветрам,
И учит бабушка внучонка
Словам: «отчизна», «мама», «храм».
Припев:
Друг друга храните во все времена,
Живите в ладу и гармонии.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии.
Семья – любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства,
Страны моей, моей России.
Семья – источник изначальный,
Небесным ангелам хранимый.
И грусть, и радость, и печали –
Одни на всех, неразделимы.
Припев:
Друг друга храните во все времена,
Живите в ладу и гармонии.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии.
Пусть повторятся в поколеньях
Благословенной жизни дни.
Храни, Господь, очаг семейный,
Любовь любимых охрани.
(И. Резник)
Заключение.
Используя данную разработку по уроку «Христианская семья», а так же по всему модулю ОПК, у обучающихся, согласно ФГОС должны быть выработаны планируемые результаты:
- Знание и понимание учащимися истоков отечественной русской культуры, традиций русского народа и других малых народностей Родины, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
- Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
- Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
- Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
- Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.
- Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Настоящий материал может быть использован и применён ко всему модулю ОПК.
Список использованных источников и литературы:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. – 2009. – 21 января.
2. Библия. Книги священного писания Ветхого и нового завета.1990.
3. Детская библия – Институт перевода Библии 1983, 1990. Стокгольм.
4.Православие для детей – изд. «ОЛМА-ПРЕСС», Москва 2002г.
5. Протоирей И. Гаранин «Он + Она = одно целое» // Лепта-Книга, Христианская жизнь, Москва-Клин, 2013г.
6. http://www.zanimatika.narod.ru/Narabotki6_2.htm
7.https://ru.wikipedia.org/wiki/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Семья" (УМК М.З. Биболетова Enjoy English-2
Предлагаемый методический материал может быть использован преподавателями иностранного языка при организации завершающего этапа обучения учащихся по теме «Семья»....
Материал к разработке уроков «Здоровые дети - в здоровой семье» «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»
В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучат...
Методическая разработка урока по теме "Семья" для 4 класса.
Этот урок был разработан по УМК Биболетовой М.З. для участия в конкурсе "Учитель года" в 2011 году и имел хорошие отзывы комиссии конкурса....
Разработка урока по окружающему миру на тему: "Моя семья. Жизнь семьи" 1 класс "Школа России"
Конспект урока по предмету "Окружающий мир"...
Методическая разработка урока ОРКЭС " Православная семья"
Методическая разработка урока ОРКЭС по теме " Православная семья" .Урок- открытия новых знаний....
Методическая разработка урока «Ценности христианской семьи»
Представленная разработка урока и составленный к ней лэпбук "Ценности христианской семьи" раскрывает ценности понятия "семья", знакомит с основными традициями христианской семьи, п...
Разработка урока окружающего мира в 1 классе по теме: Как живёт семья? Планирование проекта "Моя семья"
Разработка урока направлена на формирование УУД через организацию работы над планированием учебного проекта с использованием авторского приёма "Строим дом, в котором живёт проект". Данный пр...