разработка урока по ОРКСЭ "Христианская семья"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Тихонова Ирина Львовна

Урок по теме "Христианская семья" (модуль ОПК)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_orkse_hristianskaya_semya.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 2 имени В. В. Тихонова»

Городского округа Павловский Посад

Московской области

142500, Московская область,

Г. Павловский Посад,                                                                               тел. 8 (49643) 2-15-25

Ул. Кирова, д. 87                                                                                        e-mail: lycey2@mail.ru

Разработка урока по ОРКСЭ

ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ

г. Павловский Посад

2019 г.

        В данной разработке представлен урок по курсу ОРКСЭ модуль «Основы Православной культуры». Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

На уроке будут представлены и объяснены такие понятия, как: Христианская семья, Венчание. Через чтение произведений у обучающихся будут сформированы понятия о Любви, Верности, Семейном очаге.

Использовать данную разработку можно будет как при проведении урока по модулю ОПК так и во внеклассных мероприятиях, посвящённых семье, традициям.

Содержание

1.Введение                                                                        4 стр.

2. Основная часть (разработка урока)                                        6 стр.

3. Заключение                                                                15 стр.

4. Список использованных источников и литературы                16 стр.

Введение.

В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан и введения новых образовательных концепций.
Воспитание гражданина – одно из главных условий национального возрождения.

Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственныхценностей.
        В данной разработке представлены следующие цели и задачи:

Цель:     1. Создание условий  для формирования  у  учащихся   ценностных ориентиров и нравственных норм,    основанных на культурно- исторических и духовно- нравственных, патриотических и общечеловеческих принципов.

2.  Для более тесного сотрудничества семьи и школы,  повышения воспитательного и  образовательного потенциала цепочки семья, школа и ученик.

Задачи:  Сохранение  исторической преемственности  поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России, формирование духовно-нравственных качеств  учащихся.

Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности учителя и школы. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

"Надо твердо помнить, что все пережитое 
нашим народом окажется напрасным, 
а сами мы станем предателями и изменниками 
великого русского дела, если не сделаем 
должных выводов из горького опыта, 
доставшегося нам безмерной, невосполнимой ценой. 
Стоит лишь начать, и Господь Всемогущий 
подаст нам силы на духовную брань, 
чистую жизнь и благие дела!" 
Митрополит Санкт-Петебрургский 
и Ладожский Иоанн

Разработка урока.

Тема: Христианская семья.

Цель занятия

Сформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье.

Задачи

1.Раскрыть сущность православного брака через христианские ценности.

2.Сформировать представления о духовных составляющих христианской семьи.

3.Показать важность семейных традиций через ежедневную семейную молитву; через ежевечерние сказки на ночь; через регулярные семейные обеды или другую семейную активность.

4.Формирование понимания важности сохранения добрых отношений с близкими людьми.

Планируемые результаты

Предметные – понимать смысл обряда «Венчание»,  особенности семейных традиций в православной культуре.

Метапредметные - исследовательские навыки, уметь работать с различными источниками, рассуждать, делать выводы, анализировать, проводить исследовательскую деятельность.

Личностные - испытывать чувства доброжелательности, понимания и сопереживания своим родным; осознавать свою роль в семье  и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.

Форма организации

Урок

Ресурсы

компьютер, экран, электронная презентация, учебник А. В. Кураева «Основы православной культуры», тетрадь, рисунки на тему «Моя семья»

                                                Ход урока.

  1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята!

Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

«На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить».

Закройте глаза, протяните ладошку. Что это такое?  На что похожи эти горошины?  А ещё горошины похожи на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса. Найдите место для горошины, чтобы она не укатилась.

Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном, светлом, согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, прочитав пословицы и поговорки.

Слайд 1

В дружной семье и в холод тепло.

В семье согласно, так и дело идет прекрасно.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

Дерево держится корнями, а человек семьёй.

Жизнь родителей в детях.

В семье, где нет согласия, добра не бывает.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

Семья без детей, что цветок без запаха.

Каким словом можно объединить эти мудрые изречения? (Семья)

А теперь послушайте стихотворения о семье (выходят ученики, которым заранее было задание выучить стихотворения)

А семья – это всё 

 

А семья – это дом,

Это двое и третий,

И, быть может, четвёртый,

И пятый потом.

Это тёплые строки

В желанном конверте,

Если машет разлука

Печальным крылом.

 

А семья – это свет,

Что незримо и щедро

Озаряет всю жизнь

И сопутствует нам.

Это – творчество,

Где ни последних, ни первых,

Где и радость, и горе –

Всегда пополам.

 

А семья – это всё.

Без неё холодеет

Одинокая мысль,

Одинокая жизнь.

Ничего не бывает

На свете роднее,

Ничего, как ни думай

И как ни храбрись...

(И. Яворовская)

 

Семья и дом 

 

Семья и дом – как свет и хлеб.
Родной очаг – земля и небо.
В спасение даны тебе,
в каких бы ты заботах не был.

Пусть тороплив у жизни бег,
куда бы ни вела дорога,
в твоей изменчивой судьбе
прекрасней дара нет от Бога.

Они хранят тебя всегда,
сколько б ни странствовал по свету,
как путеводная звезда,
и нет святей святыни этой.

Твоей семьи тепло и свет –
вот лучшая душе отрада.
Иного счастья в мире нет,
иного счастья и не надо.
(И. Афонская )

Тема урока «Христианская семья».

Эпиграф нашего урока: «Семья – есть Божий Храм». Запишем его в тетради. Ответ на вопрос, что означает наш эпиграф, мы будем искать в течение всего урока, и в конце занятия еще раз вернёмся к нему.

Сегодня мы должны будем выяснить: Что такое семья в православном мире? Что объединяет членов такой семьи?

В одном городе в маленькой квартирке жили муж и жена. Хорошо жили. Но чего - то им не хватало для полного счастья. И решили они построить свой дом. Давайте поможем им это сделать.

Выберите из пословиц ключевые слова, объясните свой выбор. Это будут кирпичики для нового дома.

Дерево держится корнями, а человек семьёй. (Семья)

В дружной семье и в холод тепло. (Дружба)

В семье, где нет согласия, добра не бывает. (Согласие)

В семье любовь да совет, так и нужды нет. (Любовь)

В мире жить — с миром жить. (Мир)

Постройте из этих слов – кирпичиков свой дом и объясните свой выбор.

Семья – это основа, фундамент нашего дома. Дружба и согласие – стены. Любовь – крыша. Мир – окно, именно через него мы можем увидеть, что происходит вокруг.

В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол. (Козьма Прутков)

Дом готов, тепло и чисто в нём, а полного счастья всё нет.

Выберите пословицу – совет для наших героев. Что принесёт им полное счастье в жизни?

Семья без детей, что цветок без запаха.

К какой же мысли привела нас русская пословица?

Рождение ребенка и чудо его роста – вот что наполняет семейную жизнь светом и смыслом. Нас любят в семье не за что-то, а за то, что мы родились, за то, что мы есть.

Вы – дочери и сыновья, вы – внуки, племенники и племянницы. Любят вас уже за это.

Итак, что же такое семья? А что понимается под этим словом в православном мире? Найдите и прочитайте это объяснение в учебнике (стр. 86).

«Семья – это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды. Семья основана на радости и создана ради неё. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Чувство любви в этом случае совсем не равно чувству «ты мне нравишься».  Конечно, встреча с любимым и воспоминание о нём радуют. Но порой любовь включает в себя также и боль. Если другой радуется, и я счастлив. Но если он болеет, и мне плохо»

Учитель: На чем и ради чего семья основана? 
Ученик: Семья основана на радости и ради нее. 
Учитель: Что значит любить? 
Ученик: Любить – всю жизнь другого человека сделать своей. А всю свою жизнь отдать другому.

Учитель: Как называется вступление в брак в православии? 
Ученик: Вступление в брак в православии называется венчание
Учитель: Семейная жизнь – очень не простое соединение двух жизней. На головы жениху и невесте возлагают венцы.. Что означает венец над головами молодоженов?

Ученик: Это знак того, что в этот день они – «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу. Также во время венчания молодые обмениваются кольцами.

Учитель: Что символизируют обручальные кольца?

Ученик. Кольцо не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе.

Учитель: Как понимать слова из Нового Завета: «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов»? 
Ученик. Бремена – от слова бремя: тяжесть, тягота. Это значит – нужно во всем помогать друг другу.

Венцы, которые надевают на молодоженов при совершении таинства венчания, означают одновременно и награду и мученичество. В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевали венки из полевых цветов. 

 Учитель. Семья – это не только любящие друг друга супруги, но и их дети, их родители. Сохранить добрые отношения в семье не всегда просто. Но в семейных отношениях, как и в отношениях с другими людьми, главное соблюдать золотое правило этики. Давайте вспомним, как оно сформулировано.
Ученик. «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Учитель: Каково главное условие долголетия?  Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях. Семья – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу – научились благодарить тех, кто для вас делает много добра,– близких и родных людей


Работа с дополнительным материалом

Учитель. Я прочту вам рассказ Льва Николаевича Толстого, который как бы иллюстрирует золотое правило этики. Рассказ называется «Старый дед и внучек». 

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. 

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу с дощечками играет – что-то слаживает. Отец испросил:

-Что это ты делаешь, Миша?

А Миша и говорит:

- Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить. 

Учитель: Как вы думаете, ребята, что почувствовали при этом родители мальчика?

(Дети отвечают).

А как они, по-вашему, стали потом относиться к старому деду?

(Дети отвечают).

Учитель: А вот как закончил свой рассказ Лев Николаевич Толстой: «Муж с женой посмотрели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним».

Учитель. Это очень назидательная история, она нас многому учит. 
А как об этом говорят русские народные пословицы?

Ученики.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. 

Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит. 

Не кивай пальцем, сам будешь старцем. 

Не смейся над старым, и сам будешь стар. 

Корми деда на печи: и сам будешь там.

Родители стремятся передать детям свои знания, свою веру. Что ещё объединяет семью, кроме рождения детей? (Традиции)

Воскресенье - вот везенье!

Воскресенья так нужны!

Потому что в воскресенье

Мама делает блины.

Папа к чаю чашки моет.

Вытираем их вдвоем,

А потом мы всей семьею

Чай с блинами долго пьем.

А в окошко льется песня,

Я и сам запеть готов,

Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов.

Что любит делать семья из стихотворения?

Можно ли отнести воскресное чаепитие к семейным традициям?

Какие традиции соблюдаются в ваших семьях?


Учитель. Есть народные сказания, поучительнее и светлее которых трудно найти. 
Одно из них донесло красоту совершенной супружеской жизни благоверных князя Петра и княгини Февронии. Православные христиане верят, что своими молитвами перед Господом благоверные Пётр и Феврония посылают благословение всем, вступающим в брак. История их жизни много лет живёт в преданиях. 

Сейчас мы послушаем легенду об этих святых, а после ответим на вопрос: «Почему святых Петра и Февронию почитают как покровителей семьи и брака?»

– Эта легенда похожа на сказку, но герои её – реальные исторические лица. Пётр и Феврония княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году.

Через 300 лет после смерти они были причислены к лику святых. Их считают небесными покровителями семьи, брака, всех влюблённых.

8 июля православные верующие чтят память этих святых. В этот день тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии. Просят о счастье, любви, благополучии.

С 8 июля 2008 года в России отмечается День любви и верности. Специально к этому дню была учреждена медаль «За любовь и верность».

– Семейная жизнь – это необыкновенный труд, и чтобы этот труд не был тягостным нужно соблюдать некоторые правила. Давайте познакомимся с «Правилами жизни», выполнение которых ведёт к взаимопониманию. (У учащихся на партах полоски на которых записаны правила. Зачитывают правила по очереди).

  1. Ставь интересы других людей выше собственных.
  2. Будь предан своей семье, избегай возможности её предать.
  3. Уважая других людей, уважай себя.
  4. Терпимо относись к чужим точкам зрения.
  5. Умей прощать и не будь обидчив.
  6. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
  7. Проявляй чуткость.
  8. Будь свободен от лжи и обмана.
  9. Стремись всё делать как можно лучше.

      10.Воспринимай людей как равных себе.

 Рефлексия.

– Скажите, ребята, о чем мы сегодня вели разговор?

- Почему же, ребята, семью называют Божий Храм. (Дети отвечают).

Учитель. Да, семья угодна Богу. Без крепкой, нравственной семьи невозможно ни одно государство. Семья – основа духовности общества.

– Я прошу вас построиться в круг. Возьмитесь за руки. Произнесите сейчас всего лишь одну ценность необходимую для семейного счастья (по кругу).

  • А можно ли обойтись одним из этих понятий для того, чтобы семья была счастливая, крепкая, дружная? Конечно, нет!
  • А сейчас посмотрите на свою горошину. Сумели ли вы её сохранить? Это было сложно. Она могла потеряться, разломиться на части. А вот мир в семье сохранить ещё труднее. Хочу пожелать вам, вашим родителям и представителям старшего поколения здоровья, успехов. Пусть в ваших семьях чаще улыбаются. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким. Умейте прощать и не помните зла.

Всё начинается с семьи.
Призывный крик ребёнка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы…
Всё начинается с семьи.
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность жизни видеть –
Всё начинается с семьи.
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
И только не сдаваться!
Все начинается с семьи.

Д/З: Есть и другие святые,  которые заботятся о благополучии семей. Дома вы можете подготовить рассказ о святых покровителях семьи. Те, кто пожелает, могут подобрать высказывания о семье выдающихся людей, русских писателей.

И есть д/з общее для всех: нарисуйте свою семью. А будет ли это рисунок карандашом, красками или гуашью не имеет значения. Главное, чтобы он был от души.

Урок заканчивается прослушиванием «Гимна Семье»

Хрустальным голосом капели
Звенит ребячий смех чудесный,
И мать сидит у колыбели,
Дитя лаская тихой песней.

И дом, молитвой освященный,
Стоит открытый всем ветрам,
И учит бабушка внучонка
Словам: «отчизна», «мама», «храм».

Припев:
Друг друга храните во все времена,
Живите в ладу и гармонии.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии.

Семья – любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства,
Страны моей, моей России.

Семья – источник изначальный,
Небесным ангелам хранимый.
И грусть, и радость, и печали – 
Одни на всех, неразделимы.

Припев:
Друг друга храните во все времена,
Живите в ладу и гармонии.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии.

Пусть повторятся в поколеньях
Благословенной жизни дни.
Храни, Господь, очаг семейный,
Любовь любимых охрани.

(И. Резник)

Заключение.

Используя данную разработку по уроку «Христианская семья», а так же по всему модулю ОПК, у обучающихся, согласно ФГОС должны быть выработаны планируемые результаты:

  1. Знание и понимание учащимися истоков отечественной русской культуры, традиций русского народа и других малых народностей Родины, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
  2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
  3. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
  4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
  5. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.
  6.  Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение  мира на Земле.

Настоящий материал может быть использован и применён ко всему модулю ОПК.

Список использованных источников и литературы:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. – 2009. – 21 января.

2.  Библия. Книги священного писания Ветхого и нового завета.1990.

3. Детская библия – Институт перевода Библии 1983, 1990. Стокгольм.

4.Православие для детей – изд. «ОЛМА-ПРЕСС», Москва 2002г.

5. Протоирей И. Гаранин «Он + Она = одно целое» // Лепта-Книга, Христианская жизнь, Москва-Клин, 2013г.

     6. http://www.zanimatika.narod.ru/Narabotki6_2.htm

       

        7.https://ru.wikipedia.org/wiki/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Семья" (УМК М.З. Биболетова Enjoy English-2

Предлагаемый методический материал может быть использован преподавателями иностранного языка при организации  завершающего этапа обучения учащихся по теме «Семья»....

Материал к разработке уроков «Здоровые дети - в здоровой семье» «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»

В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучат...

Методическая разработка урока по теме "Семья" для 4 класса.

Этот урок был разработан по УМК Биболетовой М.З. для участия в конкурсе "Учитель года" в 2011 году и имел хорошие отзывы комиссии конкурса....

Методическая разработка урока ОРКЭС " Православная семья"

Методическая разработка урока ОРКЭС по теме " Православная семья" .Урок- открытия новых знаний....

Методическая разработка урока «Ценности христианской семьи»

Представленная разработка урока и составленный к ней лэпбук "Ценности христианской семьи" раскрывает ценности понятия "семья", знакомит с основными традициями христианской семьи, п...

Разработка урока окружающего мира в 1 классе по теме: Как живёт семья? Планирование проекта "Моя семья"

Разработка урока направлена на формирование УУД через организацию работы над планированием учебного проекта с использованием авторского приёма "Строим дом, в котором живёт проект". Данный пр...