Конспект урока по Основам православной культуры "Пасха"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Митченко Людмила Анатольевна

Данный материал можно использовать как для подготовки к уроку ОПК, так и для внеклассного мероприятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока  по основам православной культуры,

подготовленный учителем начальных  классов МБОУ «СОШ №8» г.Калуги

Митченко Людмилой Анатольевной  

Класс: 4

Предмет: основы религиозных культур и светской этики

Предметный модуль: «Основы православной культуры»

Тема: «Пасха»

Форма урока: урок открытия новых знаний

Цель  урока:

Развитие интереса учащихся к традициям православной культуры через знакомство и расширение кругозора об истории возникновения, традициях и обрядах празднования Пасхи

Задачи:

образовательные:  

  • познакомить учащихся с историей возникновения главного праздника христиан, Пасхи;
  • сформировать представления о традициях, обрядах празднования Пасхи;
  • формировать уважительное отношение к культуре своих предков.

развивающие:

  • развивать речь, логическое мышление, внимание, память;
  • развивать навыки работы  с информацией;
  • совершенствовать навыки и умения работы в  группах;

воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к своей Родине, её культурному наследию;
  • развивать эстетический вкус, композиционное мышление и желание дарить радость другим делом своих рук.

Формируемые на уроке УУД:

Личностные УУД:

  • формирование способности к самооценке;

Регулятивные УУД:

  • формирование умения самопроверки и взаимопроверки.

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения слушать и понимать других;
  • формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
  • формирование и отработка умения согласованно работать в группах и коллективе.

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;
  • использование материала для нахождения ответов на вопросы;
  • формулирование способа выполнения задания;
  • установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формировать представление детей об истории празднования Светлого Христова Воскресенья;
  • познакомить с пасхальными  традициям, обычаями, играми.

Личностные:

  • формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;
  • развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

Метапредметные:

  • развивать умение работать с графической и текстовой информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;
  • формировать начальные формы личностной рефлексии – регулятивные УУД;
  • формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,
  • формировать умение взаимодействия в группах – коммуникативные УУД.

Оборудование и материалы к уроку:

  • Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. - учебник для 4-5 классов, Кураев А.В. – М.: Просвещение, 2012 
  • Шаблон для раскраски «Пасхальное яйцо»;

Техническое оснащение: компьютерная презентация, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент.

-Давайте и мы подарим друг другу улыбки и сохраним хорошее настроение в течение всего урока. Ведь как известно, улыбка благоприятно влияет на здоровье, делает нас привлекательными и успешными. 

2. Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока.

-Ребята, скажите, какие ассоциации возникают при слове праздник? (ответы детей)

(радость, веселье, подарки, угощенья, отдых).

 ПРАЗДНИК - нерабочий день, установленный в честь какого-либо события.

 Праздники бывают разные: государственные, семейные, религиозные:

 Государственные праздники - общие для всей страны праздники.

Семейные праздники - это всё то, что длительное время соблюдается потомками, передаётся из поколения в поколения.

Религиозные праздники – это праздники связаны с религией-верой в Бога.

Мы с вами уже знаем о жизни Христа, знаем два праздника-Рождество и Крещение. Но есть еще один самый главный, самый светлый.

 Его название – первые буквы следующих понятий, изученных нами на предыдущих уроках:

1буква-с неё начинается фамилия и имя судьи Иисуса Христа (Понтий Пилат)

2 буква- ученик Христа (Апостол)

3 буква- так называются люди, которые под воздействием благодати изменились так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь (Святой)

4 буква –человек, который принял учение Христа (Христианин)

5 буква –священное слово христиан. которое в переводе обозначает «Слава Богу» (Аллилуйя)

-Какое слово у вас получилось (ПАСХА)

-Что вы знаете об этом празднике?

-Что вы хотите узнать?

-Какая же тема урока? (Пасха)

-Какая цель урока? (узнать, что такое Пасха и как её празднуют)

3. Изучение нового материала

-Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке, на каком событии из жизни Иисуса Христа мы остановились? (Иисус Христос был казнён, распят на кресте)

-Еще раз немного вспомним о его жизни. Просмотр презентации

Когда Иисус Христос жил на земле он делал много хорошего для людей: исцелял больных, помогал бедным, учил, как правильно поступать, а главное любить Бога и близких. Народ любил Иисуса Христа и был Ему благодарен.

Но гордые, завистливые фарисеи возненавидели Иисуса Христа и решили Его убить. Когда Иисус молился в саду ночью, они явились со стражей и схватили Его.

На суде они ложно обвинили Иисуса Христа и настроили против Него народ. Христос был распят на кресте.

А когда Он умер, произошло землетрясение. Все испугались и поняли, что совершили непоправимую ошибку. Они предали Того, Который их так любил.

 Ученики Христа забрали Его тело и похоронили в пещере, недалеко от места казни. Вход в пещеру был закрыт огромным камнем. У входа в пещеру была приставлена стража для того, чтобы ученики не похитили тело своего учителя.)

Жёны-мироносицы, пришедшие ранним утром ко гробу Господню и увидели, что огромный камень отвален от пещеры. Войдя внутрь пещеры, они увидели ангела, сидящего у гроба.

Ангел произнёс:

 «Напрасно Вы ищите Живого среди Мёртвых. ИИСУС ВОСКРЕС!»

Ангел возвестил Марии Магдалине и другим женам-мироносицам о совершившемся Воскресении Христа: «Христос Воскрес! Идите, поспешите в Иерусалим сказать ученикам Его об этом».

Это было настоящее чудо.

И радость людей была безмерной-к ним вернулся Бог, Который был и будет опорой в жизни! Ученики разошлись по разным сторонам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти, Её победил Христос- спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит дух каждого, кто поверит Ему и будет любить людей так же, как любит Он. Такова история этого праздника.

В день Воскресения Христова мы празднуем победу Христа не только над смертью, но и над злом.

Христиане верят, что с ними однажды произойдёт то же, что произошло с Иисусом Христом. Они воскреснут. Библия говорит, что смерть человека- это следствие греха. Христос же, в котором не было греха, не мог стать добычей для смерти. Поэтому, приняв смерть, Христос в себе её победил. И воскрес.

-Найдите в учебнике стихотворение Майкова и приготовьтесь прочитать его выразительно, с радостью!

4. Физкультминутка

На разминку становись!

Вправо-влево покрутись

Повороты посчитай,

Раз-два-три, не отставай,

(Вращение туловищем вправо и влево.)

Начинаем приседать—

Раз-два-три-четыре-пять.

Тот, кто делает зарядку,

Может нам сплясать вприсядку.

(Приседания.)

А теперь поднимем ручки

И опустим их рывком.

Будто прыгаем мы с кручи

Летним солнечным деньком.

(Дети поднимают прямые руки над головой,

потом резким движением опускают их и отводят назад,

потом резким движением снова вверх и т. д.)

А теперь ходьба на месте,

Левой-правой, стой раз-два.

(Ходьба на месте.)

5. Применение полученных знаний (решение учебных задач)

- Ребята, а что вы знаете о традициях Пасхи?(ответы детей)

А) Работа в группах

- Сейчас поработаем в группах. Вы будете вместе читать тест учебникас.29-31  и искать ответ на свой вопрос

1 группа Как встречают православные Пасху в храмах?

2 группа Как приветствуют люди друг друга на Пасху?

3 группа Какой главный подарок на Пасху?

4 группа Как продолжают отмечать Пасху после ночной службы

( Ответы детей по группам)

Б) Просмотр презентации о Традициях и атрибутах Русской Пасхи

Крестный ход

В субботу перед Пасхой православные собирались в храме, откуда начинался Крестный ход с громким пением стихиры праздника. К полуночи шествие подходило к дверям церкви и начиналось Богослужение.

После ночной пасхальной службы христиане приступают к пиру. Люди, которые серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся: не едят мяса, яиц, молока. Во время поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве и другим добрым делам

Катание яиц — соревновательная игра, её цель — получить яйца других игроков.

Атрибуты ПАСХИ

Крашеные яйца-это наисвященнейший символ вечной жизни и Воскресения Господня)

На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц обязательно должны быть ярко красные. Почему? История сохранила нам такое предание.

После воскресения Иисуса Христа ученики Его и последователи  разошлись по  разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Её победил Христос- Спаситель мира.

Он воскрес сам и воскресит  каждого. Кто поверит Ему

и будет любить людей так же, как любит ОН.

  • Христос воскрес из мёртвых!- с такой вестью вбежала Мария Магдалина к римскому императору Тиберию.
  •  Этого не может быть, - усмехнулся император. Белое яйцо у тебя в руках никогда не станет алым!

И в тот же миг куриное яйцо – скромное подношение императору стало ярко-красным…

В праздник Пасхи мы повторяем зто чудо: красим яйца в ярко-красный цвет- цвет крови Христа, пролитой за нас, в желтый цвет-цвет солнца, зелёный-цвет весны.

6. Рефлексия. Подведение итогов.

-Наш урок подходит к концу.

-Скажите, почему Пасху называют праздник праздников, торжество торжеств?

- Какие новые слова, выражения вы запишите в православный словарик?

 -Что вам показалось особенно интересным на уроке?

- У вас на столе два бумажных яйца. Поднимите красное яйцо те, кому было интересно и понятно на уроке. Белое те, кто скучал или было что-то непонятно.

7. Домашнее задание.

-Раскрасить белое яйцо так, как вам понравится, принести его в класс , а потом подарите его друзьям или родственникам в Светлый праздник Пасхи.

-Спросить у родителей,  как они отмечали этот праздник в детстве.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по основам православной культуры и нравственности

Тема: Защитники Отечества.Цели:1.  Углубить знания детей о святых защитниках Отечества.2. Развивать у школьников речь, мышление, воображение, способность выбирать средства языка в соответст...

Конспект урока по основам православной культуры "Культура и религия" 4 класс

Второй урок курса ОПК. Дети знакомятся с понятиями "культура", "религия", "православие"....

Конспект урока по основе православной культуре

Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;  Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной куль...

Конспект урока по основам православной культуры

Конспект урока по основам православной культуры. Тема "Храм"...

Конспект урока по Основам православной культуры "Крещение Руси"

Более тысячи лет назад, в 988 году нашей эры, на берегах Днепра  у бревенчатых стен Киева произошло событие, чью историческую значимость для всего славянского мира невозможно переоценить и поныне...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, 4 КЛАСС. ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Уважаемые гости! Дорогие ребята. 21 сентября, по новому стилю, торжественно празднуют один из великих православных праздников – РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Этот праздник считается в церковно...