Конспект урока по Основам православной культуры "Пасха"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Данный материал можно использовать как для подготовки к уроку ОПК, так и для внеклассного мероприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока ОПК,4 класс ,тема "Пасха" | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по основам православной культуры,
подготовленный учителем начальных классов МБОУ «СОШ №8» г.Калуги
Митченко Людмилой Анатольевной
Класс: 4
Предмет: основы религиозных культур и светской этики
Предметный модуль: «Основы православной культуры»
Тема: «Пасха»
Форма урока: урок открытия новых знаний
Цель урока:
Развитие интереса учащихся к традициям православной культуры через знакомство и расширение кругозора об истории возникновения, традициях и обрядах празднования Пасхи
Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся с историей возникновения главного праздника христиан, Пасхи;
- сформировать представления о традициях, обрядах празднования Пасхи;
- формировать уважительное отношение к культуре своих предков.
развивающие:
- развивать речь, логическое мышление, внимание, память;
- развивать навыки работы с информацией;
- совершенствовать навыки и умения работы в группах;
воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к своей Родине, её культурному наследию;
- развивать эстетический вкус, композиционное мышление и желание дарить радость другим делом своих рук.
Формируемые на уроке УУД:
Личностные УУД:
- формирование способности к самооценке;
Регулятивные УУД:
- формирование умения самопроверки и взаимопроверки.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения слушать и понимать других;
- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- формирование и отработка умения согласованно работать в группах и коллективе.
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;
- использование материала для нахождения ответов на вопросы;
- формулирование способа выполнения задания;
- установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формировать представление детей об истории празднования Светлого Христова Воскресенья;
- познакомить с пасхальными традициям, обычаями, играми.
Личностные:
- формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;
- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.
Метапредметные:
- развивать умение работать с графической и текстовой информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;
- формировать начальные формы личностной рефлексии – регулятивные УУД;
- формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,
- формировать умение взаимодействия в группах – коммуникативные УУД.
Оборудование и материалы к уроку:
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. - учебник для 4-5 классов, Кураев А.В. – М.: Просвещение, 2012
- Шаблон для раскраски «Пасхальное яйцо»;
Техническое оснащение: компьютерная презентация, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Давайте и мы подарим друг другу улыбки и сохраним хорошее настроение в течение всего урока. Ведь как известно, улыбка благоприятно влияет на здоровье, делает нас привлекательными и успешными.
2. Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока.
-Ребята, скажите, какие ассоциации возникают при слове праздник? (ответы детей)
(радость, веселье, подарки, угощенья, отдых).
ПРАЗДНИК - нерабочий день, установленный в честь какого-либо события.
Праздники бывают разные: государственные, семейные, религиозные:
Государственные праздники - общие для всей страны праздники.
Семейные праздники - это всё то, что длительное время соблюдается потомками, передаётся из поколения в поколения.
Религиозные праздники – это праздники связаны с религией-верой в Бога.
Мы с вами уже знаем о жизни Христа, знаем два праздника-Рождество и Крещение. Но есть еще один самый главный, самый светлый.
Его название – первые буквы следующих понятий, изученных нами на предыдущих уроках:
1буква-с неё начинается фамилия и имя судьи Иисуса Христа (Понтий Пилат)
2 буква- ученик Христа (Апостол)
3 буква- так называются люди, которые под воздействием благодати изменились так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь (Святой)
4 буква –человек, который принял учение Христа (Христианин)
5 буква –священное слово христиан. которое в переводе обозначает «Слава Богу» (Аллилуйя)
-Какое слово у вас получилось (ПАСХА)
-Что вы знаете об этом празднике?
-Что вы хотите узнать?
-Какая же тема урока? (Пасха)
-Какая цель урока? (узнать, что такое Пасха и как её празднуют)
3. Изучение нового материала
-Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке, на каком событии из жизни Иисуса Христа мы остановились? (Иисус Христос был казнён, распят на кресте)
-Еще раз немного вспомним о его жизни. Просмотр презентации
Когда Иисус Христос жил на земле он делал много хорошего для людей: исцелял больных, помогал бедным, учил, как правильно поступать, а главное любить Бога и близких. Народ любил Иисуса Христа и был Ему благодарен.
Но гордые, завистливые фарисеи возненавидели Иисуса Христа и решили Его убить. Когда Иисус молился в саду ночью, они явились со стражей и схватили Его.
На суде они ложно обвинили Иисуса Христа и настроили против Него народ. Христос был распят на кресте.
А когда Он умер, произошло землетрясение. Все испугались и поняли, что совершили непоправимую ошибку. Они предали Того, Который их так любил.
Ученики Христа забрали Его тело и похоронили в пещере, недалеко от места казни. Вход в пещеру был закрыт огромным камнем. У входа в пещеру была приставлена стража для того, чтобы ученики не похитили тело своего учителя.)
Жёны-мироносицы, пришедшие ранним утром ко гробу Господню и увидели, что огромный камень отвален от пещеры. Войдя внутрь пещеры, они увидели ангела, сидящего у гроба.
Ангел произнёс:
«Напрасно Вы ищите Живого среди Мёртвых. ИИСУС ВОСКРЕС!»
Ангел возвестил Марии Магдалине и другим женам-мироносицам о совершившемся Воскресении Христа: «Христос Воскрес! Идите, поспешите в Иерусалим сказать ученикам Его об этом».
Это было настоящее чудо.
И радость людей была безмерной-к ним вернулся Бог, Который был и будет опорой в жизни! Ученики разошлись по разным сторонам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти, Её победил Христос- спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит дух каждого, кто поверит Ему и будет любить людей так же, как любит Он. Такова история этого праздника.
В день Воскресения Христова мы празднуем победу Христа не только над смертью, но и над злом.
Христиане верят, что с ними однажды произойдёт то же, что произошло с Иисусом Христом. Они воскреснут. Библия говорит, что смерть человека- это следствие греха. Христос же, в котором не было греха, не мог стать добычей для смерти. Поэтому, приняв смерть, Христос в себе её победил. И воскрес.
-Найдите в учебнике стихотворение Майкова и приготовьтесь прочитать его выразительно, с радостью!
4. Физкультминутка
На разминку становись!
Вправо-влево покрутись
Повороты посчитай,
Раз-два-три, не отставай,
(Вращение туловищем вправо и влево.)
Начинаем приседать—
Раз-два-три-четыре-пять.
Тот, кто делает зарядку,
Может нам сплясать вприсядку.
(Приседания.)
А теперь поднимем ручки
И опустим их рывком.
Будто прыгаем мы с кручи
Летним солнечным деньком.
(Дети поднимают прямые руки над головой,
потом резким движением опускают их и отводят назад,
потом резким движением снова вверх и т. д.)
А теперь ходьба на месте,
Левой-правой, стой раз-два.
(Ходьба на месте.)
5. Применение полученных знаний (решение учебных задач)
- Ребята, а что вы знаете о традициях Пасхи?(ответы детей)
А) Работа в группах
- Сейчас поработаем в группах. Вы будете вместе читать тест учебникас.29-31 и искать ответ на свой вопрос
1 группа Как встречают православные Пасху в храмах?
2 группа Как приветствуют люди друг друга на Пасху?
3 группа Какой главный подарок на Пасху?
4 группа Как продолжают отмечать Пасху после ночной службы
( Ответы детей по группам)
Б) Просмотр презентации о Традициях и атрибутах Русской Пасхи
Крестный ход
В субботу перед Пасхой православные собирались в храме, откуда начинался Крестный ход с громким пением стихиры праздника. К полуночи шествие подходило к дверям церкви и начиналось Богослужение.
После ночной пасхальной службы христиане приступают к пиру. Люди, которые серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся: не едят мяса, яиц, молока. Во время поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве и другим добрым делам
Катание яиц — соревновательная игра, её цель — получить яйца других игроков.
Атрибуты ПАСХИ
Крашеные яйца-это наисвященнейший символ вечной жизни и Воскресения Господня)
На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц обязательно должны быть ярко красные. Почему? История сохранила нам такое предание.
После воскресения Иисуса Христа ученики Его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Её победил Христос- Спаситель мира.
Он воскрес сам и воскресит каждого. Кто поверит Ему
и будет любить людей так же, как любит ОН.
- Христос воскрес из мёртвых!- с такой вестью вбежала Мария Магдалина к римскому императору Тиберию.
- Этого не может быть, - усмехнулся император. Белое яйцо у тебя в руках никогда не станет алым!
И в тот же миг куриное яйцо – скромное подношение императору стало ярко-красным…
В праздник Пасхи мы повторяем зто чудо: красим яйца в ярко-красный цвет- цвет крови Христа, пролитой за нас, в желтый цвет-цвет солнца, зелёный-цвет весны.
6. Рефлексия. Подведение итогов.
-Наш урок подходит к концу.
-Скажите, почему Пасху называют праздник праздников, торжество торжеств?
- Какие новые слова, выражения вы запишите в православный словарик?
-Что вам показалось особенно интересным на уроке?
- У вас на столе два бумажных яйца. Поднимите красное яйцо те, кому было интересно и понятно на уроке. Белое те, кто скучал или было что-то непонятно.
7. Домашнее задание.
-Раскрасить белое яйцо так, как вам понравится, принести его в класс , а потом подарите его друзьям или родственникам в Светлый праздник Пасхи.
-Спросить у родителей, как они отмечали этот праздник в детстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по основам православной культуры и нравственности
Тема: Защитники Отечества.Цели:1. Углубить знания детей о святых защитниках Отечества.2. Развивать у школьников речь, мышление, воображение, способность выбирать средства языка в соответст...
Конспект урока по основам православной культуры "Культура и религия" 4 класс
Второй урок курса ОПК. Дети знакомятся с понятиями "культура", "религия", "православие"....
Конспект урока по основе православной культуре
Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной куль...
Конспект урока по основам православной культуры
Конспект урока по основам православной культуры. Тема "Храм"...
Конспект урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм»
Основы православной культуры...
Конспект урока по Основам православной культуры "Крещение Руси"
Более тысячи лет назад, в 988 году нашей эры, на берегах Днепра у бревенчатых стен Киева произошло событие, чью историческую значимость для всего славянского мира невозможно переоценить и поныне...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, 4 КЛАСС. ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Уважаемые гости! Дорогие ребята. 21 сентября, по новому стилю, торжественно празднуют один из великих православных праздников – РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Этот праздник считается в церковно...