Приобщение обучающихся к народным играм
учебно-методический материал по орксэ

Тютюнник Елена Ивановна

Материал для работы учителя на уроках и во внеурочное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_lyubogo_naroda_est_svoya_istoriya.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение обучающихся к народным играм

       У любого народа есть своя история. В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура, множество обычаев и традиций, которые проявлялись в отношении к природе, в удивительных народных ремеслах, в красоте одежды, в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия, в том числе в устном народном творчестве.

                Мудрость народа  сохранилась в сказках, легендах, былинах и пословицах, загадках, частушках, прибаутках, песнях. Дети, подражая старшим, проявляли себя в играх.

       Когда-то мудрецы решили спрятать все тайны своих народов, чтобы не растерять их и сохранить уникальность. И договорились, что никогда не будут говорить о них вслух, а будут передавать их своим детям, чтобы те смогли передать своим. Так и случилось! И до сих пор все тайны, силу и мудрость своего народа дети узнают через специальные обряды, – мы их называем «ИГРЫ»!

     Народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Наиболее простые из игр зародились еще в глубокой древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки»)

Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития ( «Война», «Казаки-разбойники»).

Многочисленные игры, воспроизводят в игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие, главное занятие славян («Уж мы просо сеяли…», «Лен», «Мак»).

     В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно! Но мы, конечно, играем только в те игры, которые сохранились в народе до нашего времени. Дошли, наверное, потому, что были самыми интересными, самыми увлекательными.

На большое значение народных подвижных игр указывали не только ученые и педагоги, но и общественные деятели. Алексей Николаевич Соболев, этнограф и священнослужитель, отмечал, что «игры имеют громадное значение для детей по удовольствию, которое они им доставляют. В игре дети живут, …их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение всё существо играющего, как физическое, так и  духовное. Начиная играть, дети хотят именно играть, т.е. приятно провести время, им эта приятность игры побуждает иногда детей играть до полного утомления, до тех пор, пока есть у них какие-нибудь силы для игры. Деревенские игры не в пример разнообразнее и веселее городских.»

       Радость  движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для  развития патриотических чувств.

    На уроках основ религиозных культур и светской этики мы знакомим детей с играми и традициями. А применить полученные знания  обучающиеся могут через общение и игру.  Ведь именно через игру ребёнок учится выполнять отведённую ему роль. В игре он активен, сам является участником. Через игру дети учатся воспроизводить взрослую жизнь. Ребёнок, воспитанный на народных играх, сказках, познавший обычаи и культуру своего народа, с уважением начинает относиться к чужим обычаям и предметам искусства. В народных играх происходит первый опыт общения в коллективе, взаимодействия, усвоение нравственных, социальных норм и правил. 

    Сегодня я подготовила вашему вниманию самые интересные из них. Игры, которые развивают умение понимать других людей, дорожить их доверием, уважать человеческое достоинство, быть заинтересованным участником общих дел.  

  1. Татарская  народная игра    «В узелок»
  2. Латвийская народная игра «Сосед, подними руку»  
  3. Северо-осетинская игра «Метание снизу»
  4. Русская народная игра «Золотые  ворота»

    Закончить нашу встречу мне хотелось бы игрой «Если весело живется…»

 Но сначала я поведаю историю ее происхождения.  По одной версии  эта игра имеет американское происхождение. Появилась примерно в середине  ХХ века (автором текста первого куплета считают  Альфреда Смита, остальные куплеты народные). Также есть версия, что песня восходит своими корнями к латвийской народной песне. Кроме того, было замечено ее сходство с песней «Молодежная» из кинофильма «Волга - Волга»(1938год, Исаак Дунаевский). Значит, эту песню-игру по праву можем считать международной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам народной культуры.

Мною разработана программа «Духовно-нравственное воспитание», в основе которой лежит знакомство учащихся с  традициями народной культуры. В течение  многих лет работаю  по авторской про...

Эффективные приёмы приобщения обучающихся начальной школы к чтению (из опыта работы)

Основой успешной учебной и внеурочной деятельности школьника является высокий уровень мотивации к данной деятельности. В задачи любого учителя входит формирование и развитие мотивации учебной деятельн...

"Тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре"

quot;Кто в куклы не играл - тот детства не видал" (рус.нар.мудрость) Народные куклы зародились еще в глубокой древности. Существуют обрядовые куклы, куклы-обереги, зольные куклы и мног...

Проект по приобщению обучающихся к ЗОЖ

Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовыват...

Воспитание любви к культуре родного края у детей младшего школьного возраста через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству.

Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей культуры родного края....

Видеоцикл о забытых народных играх «Гуляй-Играй». Подвижные народные детские игры. Фольклор.

Список игр: 1. Заря 2. Кошки-Мышки 3. Столбики-Мигалки 4. Бабка, распутай 5. Челнок 6.Жмурки 7. Золотые ворота 8. Корзинки 9. Плету сито 10. СтёклышкиВсем известно, что любимые подвижные народные игры...