Приобщение обучающихся к народным играм
учебно-методический материал по орксэ
Материал для работы учителя на уроках и во внеурочное время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_lyubogo_naroda_est_svoya_istoriya.docx | 17.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение обучающихся к народным играм
У любого народа есть своя история. В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура, множество обычаев и традиций, которые проявлялись в отношении к природе, в удивительных народных ремеслах, в красоте одежды, в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия, в том числе в устном народном творчестве.
Мудрость народа сохранилась в сказках, легендах, былинах и пословицах, загадках, частушках, прибаутках, песнях. Дети, подражая старшим, проявляли себя в играх.
Когда-то мудрецы решили спрятать все тайны своих народов, чтобы не растерять их и сохранить уникальность. И договорились, что никогда не будут говорить о них вслух, а будут передавать их своим детям, чтобы те смогли передать своим. Так и случилось! И до сих пор все тайны, силу и мудрость своего народа дети узнают через специальные обряды, – мы их называем «ИГРЫ»!
Народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Наиболее простые из игр зародились еще в глубокой древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки»)
Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития ( «Война», «Казаки-разбойники»).
Многочисленные игры, воспроизводят в игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие, главное занятие славян («Уж мы просо сеяли…», «Лен», «Мак»).
В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно! Но мы, конечно, играем только в те игры, которые сохранились в народе до нашего времени. Дошли, наверное, потому, что были самыми интересными, самыми увлекательными.
На большое значение народных подвижных игр указывали не только ученые и педагоги, но и общественные деятели. Алексей Николаевич Соболев, этнограф и священнослужитель, отмечал, что «игры имеют громадное значение для детей по удовольствию, которое они им доставляют. В игре дети живут, …их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение всё существо играющего, как физическое, так и духовное. Начиная играть, дети хотят именно играть, т.е. приятно провести время, им эта приятность игры побуждает иногда детей играть до полного утомления, до тех пор, пока есть у них какие-нибудь силы для игры. Деревенские игры не в пример разнообразнее и веселее городских.»
Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.
На уроках основ религиозных культур и светской этики мы знакомим детей с играми и традициями. А применить полученные знания обучающиеся могут через общение и игру. Ведь именно через игру ребёнок учится выполнять отведённую ему роль. В игре он активен, сам является участником. Через игру дети учатся воспроизводить взрослую жизнь. Ребёнок, воспитанный на народных играх, сказках, познавший обычаи и культуру своего народа, с уважением начинает относиться к чужим обычаям и предметам искусства. В народных играх происходит первый опыт общения в коллективе, взаимодействия, усвоение нравственных, социальных норм и правил.
Сегодня я подготовила вашему вниманию самые интересные из них. Игры, которые развивают умение понимать других людей, дорожить их доверием, уважать человеческое достоинство, быть заинтересованным участником общих дел.
- Татарская народная игра «В узелок»
- Латвийская народная игра «Сосед, подними руку»
- Северо-осетинская игра «Метание снизу»
- Русская народная игра «Золотые ворота»
Закончить нашу встречу мне хотелось бы игрой «Если весело живется…»
Но сначала я поведаю историю ее происхождения. По одной версии эта игра имеет американское происхождение. Появилась примерно в середине ХХ века (автором текста первого куплета считают Альфреда Смита, остальные куплеты народные). Также есть версия, что песня восходит своими корнями к латвийской народной песне. Кроме того, было замечено ее сходство с песней «Молодежная» из кинофильма «Волга - Волга»(1938год, Исаак Дунаевский). Значит, эту песню-игру по праву можем считать международной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам народной культуры.
Мною разработана программа «Духовно-нравственное воспитание», в основе которой лежит знакомство учащихся с традициями народной культуры. В течение многих лет работаю по авторской про...
Эффективные приёмы приобщения обучающихся начальной школы к чтению (из опыта работы)
Основой успешной учебной и внеурочной деятельности школьника является высокий уровень мотивации к данной деятельности. В задачи любого учителя входит формирование и развитие мотивации учебной деятельн...
"Тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре"
quot;Кто в куклы не играл - тот детства не видал" (рус.нар.мудрость) Народные куклы зародились еще в глубокой древности. Существуют обрядовые куклы, куклы-обереги, зольные куклы и мног...
Воспитание любви к культуре родного края у детей младшего школьного возраста через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству.
Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей культуры родного края....
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ...
Видеоцикл о забытых народных играх «Гуляй-Играй». Подвижные народные детские игры. Фольклор.
Список игр: 1. Заря 2. Кошки-Мышки 3. Столбики-Мигалки 4. Бабка, распутай 5. Челнок 6.Жмурки 7. Золотые ворота 8. Корзинки 9. Плету сито 10. СтёклышкиВсем известно, что любимые подвижные народные игры...
«Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и традициям малой Родины»
«Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и традициям малой Родины.Патриотизм – это...