ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
материал (3 класс)
Предварительный просмотр:
ГБОУ « Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат»
Тема: « Духовно-нравственное воспитание посредством приобщения к традициям народной культуры».
Подготовила:
Шершунова Е.Н
2021г.
« Без памяти нет традиций,
Без традиции нет воспитания,
Без воспитания нет культуры,
Без культуры нет духовности,
Без духовности нет личности,
Без личности нет народа!»
Традиция - передача, вручение , предание, преподавание и то есть то ,что передаётся во времени от поколения к поколению. Народный эпос, музыкально-поэтический фольклор, обрядовая культура знакомят нас с высочайшими нравственными ориентирами в жизни, заложенными в верованиях, традициях , национальных воззрениях и обрядах. Каждое слово в народной культуре обладает своей значимостью, является отражением духовного опыта и творчества, как народа, так и человека, является основой национального самосознания. Слово сохраняет историческую память народа. Возрождение утерянных критериев нравственности возможно лишь при утверждении вечных, общечеловеческих представлений о совести, чести, понятиях добра и зла.
Всегда, во все времена и у всех народов назревала необходимость возврата к прошлому - утраченному, забытому или разрушенному. В народных традициях и обрядах заложена идея памяти как силы созидающей, отбирающей и сохраняющей для будущего лишь наиболее существенное, плодоносное, животворящее.
Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребёнка в мир красоты и искусства, знакомства с обычаями своего народа, но и способствует развитию таких психических процессов, как образное мышление, воображение, восприятие, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, способность видеть красоту и гармонию, сопереживать и сострадать.
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием. Значение его огромно. Значение устного народного творчества развивает фантазию детей, активизирует их сознательность. При этом подрастающее поколение усваивают морально-этические нормы поведения людей, эстетические и нравственные идеалы. Стремясь привить детям интерес к русскому народному творчеству организовываю книжные выставки: « Старинная пословица не мимо молвится», которые обогащают словарный запас, развивают память и мышление.
Для знакомства детей с русскими народными традициями были проведены следующие праздники: « Деревенские посиделки», « В гостях у Самовар-Самоварыча». Проведение обрядных праздников развивает творческие способности детей, повышает активность.
В планировании работы по духовно-нравственному воспитанию намечены разные формы работы с учётом возможностей и особенностей детей класса: игры, викторины, конкурсы, беседы, посещение школьного музея « Русская изба».
Школьный музей оказывает большую помощь по ознакомлению детей с культурой и бытом прошлого нашего края, одеждой, утварью, предметами быта. Дети могут не только увидеть, но и потрогать все эти предметы, лучше понять русскую народную культуру.
Соприкосновения с народными традициями, участие в праздниках, духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
Сближение с русской народной культурой необходимо. Дети становятся добрее, внимательнее друг к другу, к своим родителям, бабушкам и дедушкам; расширяется их кругозор и повышается интерес к познанию окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ"
Данная статья определяет ориентиры в нравственно - патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры....
Мини –исследование учителя начальных классов МБОУ «Красноярская СОШ» Мугиновой Т.А. по выявлению уровня сформированности толерантности у младших школьников. Приобщение учащихся начальной школы к истокам народной культуры.
С каждым годом в школы приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Учителю важно донести до...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам народной культуры.
Мною разработана программа «Духовно-нравственное воспитание», в основе которой лежит знакомство учащихся с традициями народной культуры. В течение многих лет работаю по авторской про...
Реферат на тему "Духовно-нравственное развитие личности через приобщение к культуре
В стратье раскрыт смысл духовно-нравственного воспитания...
"Тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре"
quot;Кто в куклы не играл - тот детства не видал" (рус.нар.мудрость) Народные куклы зародились еще в глубокой древности. Существуют обрядовые куклы, куклы-обереги, зольные куклы и мног...
Мастер-класс «ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ АНАЛИЗЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ НА УРОКАХ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
Методы и приемы работы при анализе русской народной сказки...
«Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и традициям малой Родины»
«Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и традициям малой Родины.Патриотизм – это...