Сценарий урока ОРКСЭ "Подвиг".
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Тема урока: «Подвиг».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: формирование у учащихся понимания подвига и жертвенности как движения в сторону от эгоизма.
Задачи: - объяснить детям, что христианин может жертвовать ради самого себя, ради других людей и ради Бога;
- побудить учащихся к размышлению о том, что важно уметь отказываться от сиюминутных радостей во имя высокой цели;
- продолжить формирование христианского отношения детей к жизни, к людям, побудить к анализу собственных поступков;
- воспитывать уважение к тем, кто жертвует собой ради других.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_podvig.docx | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8 г. Холмска
МО «Холмский городской округ»
Сценарий урока ОРКСЭ
(основы православной культуры)
«Подвиг»
4 класс
Учитель Кудинова Р.Г.
г. Холмск
2022г.
Тема урока: «Подвиг».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: формирование у учащихся понимания подвига и жертвенности как движения в сторону от эгоизма.
Задачи: - объяснить детям, что христианин может жертвовать ради самого себя, ради других людей и ради Бога;
- побудить учащихся к размышлению о том, что важно уметь отказываться от сиюминутных радостей во имя высокой цели;
- продолжить формирование христианского отношения детей к жизни, к людям, побудить к анализу собственных поступков;
- воспитывать уважение к тем, кто жертвует собой ради других.
Задачи в области формирования УУД:
Познавательные – умение выделять существенную информацию из различных источников.
Регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать её в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий.
Коммуникативные – умение выслушивать товарищей, высказывать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Личностные – определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;
- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;
- сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
Ожидаемые результаты: - учащиеся углубляют знания о подвиге и жертвенности;
- школьники задумываются над возможностью и необходимостью совершить подвиг ради себя, других и Бога.
Оборудование: учебник «Основы православной культуры» (автор А.В.Кураев), рабочая тетрадь, карточки для работы в группах, опорная схема «Правила работы в группах», презентация к уроку «Подвиг», компьютер, проектор, экран.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | 2 |
1. Мобилизующий этап – 1 минута. | |
- Добрый день! Я рада всех приветствовать на уроке ОРКСЭ. - Ребята, возьмитесь за руки и образуйте круг. Проведём игру «Импульс». Мы передали друг другу тепло своей души, настроились на хорошую работу на уроке. Займите свои места. - Повторим правила работы на уроке и правила сотрудничества в парах и группах. | Дети встают в круг и передают рукопожатие друг другу. Повторяют, опираясь на схему «Правила работы в группах». |
Актуализация знаний. | |
- Проверим домашнее задание: кроссворд «Крещение Руси». Как охарактеризуете дело жизни князя Владимира? | - Подвиг. |
- Дети, что возникает в воображении, когда вы слышите слово подвиг? - Когда вы могли слышать слово подвиг? - Как называют человека, совершившего подвиг? - Кто из вас хотел бы быть героем? - Может ли христианин совершить подвиг? Какое место в его жизни может занимать подвиг? - Как назвать христианина, совершающего подвиг? ( о подвижниках) | Предполагаемые ответы: битва, бой, сражение, гибель героя и т.д. - В описании исторических событий, войн, в рассказах о спортивных состязаниях. - Герой. Затруднение. |
Определение цели урока учащимися и учителем. | |
- Мы определили для себя то, что вызывает затруднение. Значит, можем сформулировать цель урока. В чём она состоит? Ваши предложения? - Предположите тему урока. - Сравним с темой урока в учебнике (с.90) | Мы должны выяснить, какое место занимает подвиг в жизни православных христиан. В чём он проявляется? Как назвать христианина, совершающего подвиг? - «Подвиг». Читают тему и «Вы узнаете». |
- Какие источники могут нам помочь? - Давайте найдём толкование слова подвиг в словаре. | - Учебник, словари, энциклопедии, интернет. Дети зачитывают определение. (Напечатаны выдержки из словаря Ожегова). |
Подготовка к восприятию нового материала | На экране фрагмент картины И.Крамского «Христос в пустыне». |
1. - В Евангелии есть слова Христа: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была в тайне». Это призыв к…? - А если всё же какая-то часть души сопротивляется призыву добра, начинает скулить о своих интересах и выгодах? | - не делать добро напоказ; - жить так, чтобы добро естественно исходило от вас, не требуя раздумий и решимости; - Воля и долг поможет шагнуть туда, куда направляет совесть. |
2. Работа с иллюстративным материалом. Фрагмент картины И.Крамского «Христос в пустыне». Картина иллюстрирует эпизод Евангелия, когда Христос в течение 40 дней провёл в пустыне. Диавол искушал Его, предлагая «все царства мира и славу их», если Христос поклонится ему. Но, выдержав все испытания, Христос остался верен своему долгу. - Легко или трудно принималось решение? Как вы это узнали? - Как назвать отказ от самого дорогого? | - Трудно. Поза, выражение лица, знание своей судьбы. - Жертва. |
Работа с учебником. С. 91. Чтение рубрики «Это интересно». Беседа. - Почему митрополит Антоний Сурожский назвал статью «О подвиге любви»? - Как вы поняли последнюю фразу в этом материале? - Как назвать неизвестную женщину Наталью? - Прочитаем статью на с. 90 – 91и поработаем в тетради. | - Это жертва ради других. Поступок христианки. «Люби ближнего как себя самого». - Жить по Заповедям, быть готовыми к подвигу. - Героиня? |
Работа с рабочей тетрадью.(Читаем абзац и выполняем задание – по одному; Проверяем по эталону (слайды на экране). - Перед вами 3 слова: движение, подвиг, подвижник. Что их объединяет? Какое слово лишнее в ряду? Зачеркните его, а 2 оставшихся соедините стрелкой. - Эти слова связаны с понятием «жертва». Запишите его значение. - Прочитайте, ради кого человек жертвует запишите. - Дайте определение понятия «подвижник», используя оставшиеся незачёркнутыми слова. Запишите его. - Теперь знаете, как назвать поступок Натальи? А она кто? -Итак, теперь мы можем сказать, что является подвигом в христианстве? - Что – жертва? - Ради кого приносится жертва? | Работа в парах. - Подвиг, подвижник. - То, что мы могли иметь, но отказались - ради себя, ради других, ради Бога. - Человек, который совершает подвиги, жертвуя ради других или ради Бога чем-то дорогим и важным для себя. - Подвижничество. Подвижница. - движение от своей корысти. жадности. а не к ней. Не захват, а жертва. - То, что мы могли иметь, но отказались по доброй воле. - Ради других людей, ради Бога. |
Включение нового знания в систему знаний и повторение. Задание. | Работа в группах. |
- Вы выбрали себе карточки разной формы и нумерации:( овал – альтруисты; прямоугольник – христиане; треугольник – эгоисты; шестиугольник – свободный выбор). - Объединитесь в группы по форме карточки. У каждой группы своя роль. Роль объявляется после того, как дети сели в группы. - У каждой группы есть возможность загадать по 3 желания. Однако при этом важно выполнить условие. (Слайд). Эгоисты – для себя; альтруисты – для других; христиане – для Бога; свободный выбор – любые желания. - У вас 3 минуты: обсудить в группах, записать. Не успели – желания пропали. - 3 минуты – подготовка и затем защита: каждая группа должна назвать свои желания и объяснить, почему именно их выбрали. - Новые группы – по номерам на геометрических фигурах. - Задание: обсудить, какие 2 желания связаны с понятием «подвиг» больше других и почему (подчеркивают их). 3 минуты. | Читают выписки из словаря с толкованием: кто такие эгоисты и т.д. Проверка по эталонам (слайды). Выступление. |
Рефлексия (итог урока) Вопросы: - Какую задачу ставили? - Удалось решить поставленную задачу? - Слово подвиг связано только с военным временем? - Какие результаты получили? Что ещё нужно сделать? - У вас по 3 «фонарика»: красный, зелёный и жёлтый. Подумайте и оцените свою работу на уроке. Красный – осталось много вопросов; зелёный – вцелом понял всё; жёлтый – всё понял. Понравилось работать коллективно. | - Ключевые слова: подвиг, жертва, подвижник. - Выполнить задание в рабочей тетради. Найти в дополнительной литературе примеры подвижничества. |
Вывод: ваши прабабушки и прадедушки как правило были верующими. Много верующих и сейчас. Каждое поколение передавало следующему своё отношение к людям и всему, что их окружало. Совершали поступки согласно той вере, которую исповедовали. Поэтому в нашем сознании коренятся давние культурные представления о человеке, Боге и правилах жизни. И, безусловно, всех россиян, кто воспитывался в православных традициях, объединяют многие черты, такие, как доброта, гостеприимство, милосердие, забота. Подвижничество, жертвенность, потому что это прививалось русским людям на основе христианских православных заповедей на протяжении нескольких веков. |
Подвиг – героический, самоотверженный поступок. Трудовой подвиг. Военный подвиг.
Альтруист – тот, кто готов бескорыстно действовать на пользу другим, ене считаясь со своими интересами.
Эгоист – тот, кто ставит свои интересы выше интересов других, выше общественных интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока на 1 сентября в 3 классе «День занимательных уроков».
«День занимательных уроков». Сценарий урока на 1 сентября в 3 классеУчитель МБОУ СОШ №6: Аверина Любовь Владимировна Цели:Сделать незабываемым начало учебного года, помочь плавно перейти от летне...
Сценарий урока ОПК в 4 классе. Тема урока №28 "Защита Отечества"
Подробный конспект урока №28 по учебнику А.В. Кураева "основы православной культуры". К уроку прилагается тренажёр и контроль с электронного приложения....
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (1 урок "Нравственный и материальный аспекты понятия "добро")
Тема о добре и зле раскрывается на двух уроках. На первом уроке идет работа над понятием "добро". Урок составлен в технологии деятельностного метода....
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (2 урок "Как отличить добро от зла? Где граница добра и зла?")
Второй урок по теме "Добро и зло" из курса ОРКСЭ ("Перспектива"), проводимый в 4 классе....
Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"
В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...
Сценарий урока и презентация к уроку по окружающему миру "Экосистема. Грибы. Плесневые грибы"
Использование ИКТ в начальной школе по ФГОС Интегрированный урок по предметамокружающий мир, доноведение, информатика. 2 класс...
Сценарий урока окружающего мира. Тема урока:" Когда на Руси появилось государство?"
Класс: 3Авторы учебника: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.ТыринТема: Когда на Руси появилось государство?Дидактическая цель: создать условия для формирования УУД в условиях решени...