Основы религиозных культур и светской этики.Модуль "Основы православной культуры". Тема: Совесть и раскаяние.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Совесть и раскаяние
Курс: Основы религиозной культуры и светской этики
Модуль : основы православной культуры
Разработала: Огородникова А.Н. учитель начальных классов.
Тема: Совесть и раскаяние.
Цель: создать условия для осознания обучающимися православных представлений о совести и раскаянии и о внутреннем состоянии человека.
Задачи: - познакомить обучающихся с православными представлениями о добре и зле;
- помочь осознать, что такое совесть и раскаяние;
- помочь учащимся научиться, не бояться исправлять свои ошибки;
- познакомить с произведениями литературы и искусства, помогающими раскрыть понятия «совесть» и «раскаяние»;
- развивать коммуникативные качества обучающихся.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: учебник Кураева А.В. «Основы православной культуры», мультимедийная техника, раздаточный материал для работы в группах.
Ход урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов |
I.Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся на совместную работу | -Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с афоризмов: 1."Мертвые души" найти не сложно, а вот живые... (Борис Шапиро) -Как вы понимаете его смысл? -И в продолжении: 2.Душа человека заключается в его делах. (Генрик Ибсен) -О чем хотели сказать авторы этих афоризмов? | Участвуют в диалоге, настраиваются на последующую работу | Личностные (самоопределение, мотивация учения), коммуникативные (участие в диалоге) |
II. Актуализация знаний. АМО «Ромашка мнений» | «Ромашка мнений» -Запишите на лепестках ромашки, что вы можете сказать о теле и душе. Проверка. | Учащиеся заполняют лепесток, прикрепляют его на доску к серединке. | Регулятивные контроля (самоконтроля, коммуникативные). |
III.Целеполагание | - Может ли болеть душа? -От чего она может болеть? -Откройте урок 10. -Прочитайте тему нашего урока. -О чем вы сегодня узнаете? -Сформулируйте цель нашего урока. | Регулятивные целеполагания, коммуникативные | |
IV.Этап усвоения новых знаний. | 1.Работа в парах по учебнику. Чтение притчи «Отречение Петра» -Прочитайте притчу «Отречение Петра» с карандашом в руке. Найдите ответы на вопросы: -Отчего заплакал Петр? - Что случилось с его душой? Диалог -Что же такое совесть? -Выразите свое отношение к афоризму: «Совесть — это страшное дело! Нет более жгучего пламени, нет большей адской муки, чем жжение совести. Угрызения совести — это самый страшный и самый мучительный для человека червь». | Учащиеся читают, обсуждают, находят ответы на вопросы. Участвуют в последующем диалоге, делают вывод | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
V.Первичное закрепление | 2.Слушание рассказа «Пожар» (сайт «Радость – моя жизнь» http://joymylife.org.ua/children_rasskazy/index.php?postid=155) (см.Приложение) 3.Обсуждение, участие в диалоге -Понравился ли вам рассказ? -Что понравилось? -Почему мальчика мучила совесть? -Почему он не признался сразу? -Что чувствовал герой? Как об этом говорится в рассказе? -Как он хотел заглушить боль души? -Получилось ли сделать это? -Что заставило его признаться? -Как мальчик признался в своей вине? -Как отнеслись к признанию мальчика его родители? Что они сделали и что потом сказали? -Как же избавиться от угрызений совести, что нужно сделать, чтобы Бог тебя простил? -Абуль-Фарадж сказал так: «Признание заблудшего в своем безрассудстве равносильно мольбе о прощении, и она должна быть услышана. Его оправдание - в его раскаянии». -Что такое раскаяние? | Слушание рассказа, участие в обсуждении, диалоге, вывод | Познавательные, личностные |
VI.Самостоятельная работа с проверкой | 4.Шаги раскаяния. Работа в трех группах по учебнику с.38-39 -Обсудите в группах и заполните таблицу «3 шага в раскаянии». Проверка: 1 группа – первый шаг 2 группа-второй шаг, 3 группа- третий шаг. | Работают в группах с текстом, заполняя таблицу | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
VII.Включение в систему знаний и повторение | 5.Игра «Кто больше». Работа в группах. Подбор фразеологизмов о совести. -Подберите в группах фразеологизмы о совести • По чистой совести. • Совесть заговорила. • Угрызение совести. • Со спокойной совестью. • Совесть замучила. • Для очистки совести. • Крик совести. | Работают в группах, подбирают фразеологизмы, крылатые выражения, поговорки | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
VIII.Рефлексия | -Назовите тему сегодняшнего занятия -Составьте синквейн по этой теме: 1 существительное 2 прилагательных 3 глагола Предложение из 4 слов, выражающее основную мысль урока Одно слово- самое главное на уроке | Составляют синквейн | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
IX.Домашнее задание по выбору | 1.Ответить на вопросы на с.39 учебника 2.Прочитать рассказ А.Гайдара «Совесть». Написать аннотацию 3. Представьте, что вы экскурсовод в музее изобразительного искусства. Ваша группа подошла к картине Рембрандта «Возвращение блудного сына». Вам необходимо рассказать о мыслях, чувствах, отношениях героев картины | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы православной культуры и светской этики. Модуль "Основы православной культуры" Урок "Монастыри"
Предмет "Основы православной культуры и светской этики" совсем недавно вошёл в нашу жизнь. Материалы к урокам очень обширны. Готовясь к открытому уроку я снова и снова открывала что-то новое и интерес...
Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс
Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание
Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...
План-конспект урока по теме "Пасха" по Основам православной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)
Познакомить обучающихся с пасхальными традициями, обычаями, играми.Пробудить интерес к старинным русским обрядам.Воспитывать дружелюбие.Познакомить с основными терминами и понятиями: Воскресение, Пасх...
Интегрированный урок по окружающему миру и курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: «Мир глазами эколога. Отношение христианина к природе»
Урок разработан с целью расширить представления обучающихся о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности людей за состояние природы, познакомить с истоками человечности, отношением хр...
Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Совесть и раскаяние» (по курсу Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы православной культуры», автор А.В. Кураев)
Цели: познакомить со значением и связью слов «грех», «совесть», «добро», «зло»в русской православной культуре;формировать у обучающихся представлен...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ
Цель урока: раскрыть понятие монастырь, дать представление о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...