Золотое правило нравственности
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Вступительная статья и конспект урока по ОРКСЭ, 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotoe_pravilo_nravstvennosti_gimn52.docx | 43.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Золотое правило нравственности»
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Прошина Альбина Юнусовна,
учитель начальных классов первой квалификационной категории
Ратникова Светлана Модестовна
МБОУ «Гимназия №52» Приволжского района г.Казани
"Воспитывать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит, вырастить угрозу для общества"
Ф. Рузвельт
Когда мы спрашиваем у родителей наших учеников: "Какие качества вы хотели бы видеть в своем ребенке?" - чаще всего мы слышим: "Ответственность, доброжелательность, справедливость, трудолюбие, щедрость".
Однако тревога родителей растет по мере взросления детей: "Как бы он не пошел по наклонной дорожке". Но кто из юношей слушает сейчас этих "предков"? Это совсем не модно. Единственный способ защитить детей от плохого - осознанно прививать им хорошее. И начинать нужно с самого раннего возраста. Если родители увидят для себя ценность духовно-нравственного развития, то и дети естественным образом впитают эту мудрость, что называется с "молоком матери".
Нравственное воспитание играет огромную роль в важнейших областях жизни человека. От вмешательства взрослых зачастую зависит, чему научится маленький человек в следующих сферах:
Отношение к себе.
Благоразумие или самолюбие, чувство собственного достоинства или гордыня, принятие себя или самоуничижение, целомудрие или половая распущенность?
Отношения с другими людьми.
Высокомерие или принятие, милосердие или жестокость, доброжелательность или грубость, человечность или вероломство, искренность или лицемерие, уважение к людям или высокомерие?
Отношение к деятельности.
Организованность или разгильдяйство, трудолюбие или леность, ответственность или безалаберность, самообладание и мужество или малодушие, доброе лидерство или пассивность и противодействие?
Отношение к собственности.
Бережливость или корыстолюбие, щедрость или жадность, зависть или бескорыстие?
У современных родителей, задумывающихся об этическом воспитании много вопросов. Вот некоторые из них:
· Как научить ребенка быть нравственным человеком и, при этом, уметь отстаивать свои границы, не давать себя в обиду, быть успешным?
· Я знаю, что не только я влияю на формирование характера моего ребенка. Можно ли оградить от негативного влияния окружения?
· С какого возраста начинать нравственное воспитание? И что является его результатом?
· На что мы можем опереться в формировании нравственных качеств, что является главным ориентиром?
А главным ориентиром можно считать «Золотое правило нравственности», которое звучит так: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». Почему золотое правило нравственности называется, собственно, золотым? Быть может, потому что оно золотой нитью проходит через все религии и встречается во многих древних книгах. А может быть, золотое правило нравственности называется так потому, что оно является важнейшим из наставлений, подобно тому, как ценнейшим из металлов является золото. Именно эта тема является ключевой при планировании уроков ОРКСЭ по модулю «Основы светской этики».
Тема урока: Золотое правило нравственности.
Цель урока: способствовать усвоению «золотого правила нравственности» как условия оценивания собственного поведения.
Задачи:
Обучающий аспект: вывести золотое правило этики, усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения.
Развивающий аспект: создать условия для формирования навыков работы в группе; формировать навыки работы с различным объёмом информации; развивать умения выделять главное, активизировать словарный запас;
Воспитательный аспект: воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Формируемые УУД:
Личностные:
развитие этических чувств как результата морального поведения;
знакомство с моральными нормами с ориентацией на их выполнение;
умение давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.
Предметные:
знакомство с золотым правилом нравственности, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
Регулятивные:
умение осуществлять поиск и обработку информации; оценивать свои достижения, осознавать трудности и стараться преодолевать их.
Коммуникативные:
умение высказывать суждения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осознание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Планируемый результат:
- Соблюдать этические нормы общения и сотрудничества.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
- Способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах.
Ключевые понятия урока: «золотое правило нравственности».
Формы и виды деятельности:
беседа, комментированное чтение, устное высказывание на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа в группе, самостоятельная творческая работа.
Ход урока:
1 .Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
- Ребята, встаньте, пожалуйста, те, кому нравятся добрые отзывчивые, верные люди?
- А теперь те, кто ни разу не совершал плохие, стыдные поступки?
- Все любят добрых людей, но, однако, совершают поступки, за которые стыдно. Что же нам мешает быть такими людьми? От кого это зависит?
Игра « Мой друг»
В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими.
Выбираем двух ведущих.
(У ребят на партах лежат карточки с хорошими и плохими качествами человека)
Задание:
1 – ый ведущий набирает себе ребят с такими карточками, которые соответствуют вопросу: Человека с какими качествами ты хотел бы видеть рядом с собой
2 – ой ведущий набирает противоположные качества.
Вывод. - Какого друга ты хотел бы иметь, а какого не хотел бы? (Дети отвечают)
2 . Создание проблемной ситуации.
- Работа над притчей «Мальчик и зеркало».
- Послушайте внимательно одну историю.
(Текст притчи читает учитель).
«Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился, потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало- тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозит в ответ. Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мама, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит:
«Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»
- Я.
- А теперь посмотри: ты улыбнулся- и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки- и он тоже, ты не сердишься- и он не дуется: вот так-то и люди друг с другом живут - и добро, и зло возвращаются к нам же.»
- Какие слова в притче, на ваш взгляд, главные?
- Как вы их понимаете?
(Выслушиваются варианты ответов учеников)
- Слова, прозвучавшие из уст мамы, поучительны и представляют собой определённое жизненное правило, которое учёные-философы назвали золотым правилом нравственности.
2. Работа по выявлению признака многозначности слова «золотой».
- Давайте порассуждаем: что может быть золотым?
(Выслушиваются варианты ответов детей, среди которых могут быть: кольцо, серёжки, брошка - признак по материалу; поле - признак-сравнение по цвету; сердце - признак-сравнение по отношению к другому человеку.
- Подумайте, почему люди решили использовать слово «золотой» в сочетании со словом «правило». Обсудите вопрос в парах.
(Ученики высказывают свою точку зрения)
- Верно, золотое правило - значит дорогое, ценное, очень важное в жизни человека.
3 . Сообщение темы урока.
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Если ученики затрудняются определить тему урока, это делает учитель.)
4 . Работа над новым понятием.
_ Какие задачи стоят перед нами на уроке? Что мы хотим узнать?
- В ходе нашего урока мы постараемся найти ответы на следующие вопросы:
- Почему появилось золотое правило нравственности
- Как формулируется золотое правило нравственности
- Как применять золотое правило нравственности в жизни
Работа по первому пункту плана.
- Когда возникло правило?
- Почему возникла необходимость регулирования человеческих отношений?
(Выслушиваются варианты ответов учеников)
- На данном этапе развития человечества правило не было сформулировано, люди пользовались им интуитивно. С развитием межличностных отношений человек стал задумываться над вопросами: как поступить в той или иной ситуации, правильно ли я поступаю? Человечество искало способы правильного выбора и объяснения поступка. Одним из таких способов и стало золотое правило нравственности.
- Ответ на вопрос о том, какой принцип должен лежать в основе всех человеческих отношений, возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении всех веков.
№1 Примерно две с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветленный». Будда захотел научить людей быть счастливыми, показать им путь к счастью. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых слов и добрых дел. Будда учил: «Не делай другим того, что сам считаешь злом»
№ 2 Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (или Учитель Кун). Он тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Однажды к нему пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».
№3 В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – первопророк, прародитель людей. Он был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, правильно, он написал книгу, которую называют «Законы Ману». Смысл законов Ману: «не делай другим того, что причинило бы тебе боль».
№ 4 В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
- Вы услышали четыре истории. Каждый из мудрецов сформулировал правила, по которым нужно жить людям.
- Чему же учат эти правила, что их объединяет?
Вот так разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно.
Работа по второму пункту плана.
Это правило названо золотым правилом нравственности. Оно вошло в жизнь людей и живёт уже тысячи лет.
- Поступай по отношению к другим так,
как ты хотел бы, чтобы
поступали по отношению к тебе
5. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Если не знаешь, как поступить в ситуации, нужно следовать этому правилу
Давайте представим, какой была бы наша жизнь, если бы люди каждый день совершали добрые дела и говорили друг другу только хорошие слова
На столах листы с заданием. №1
- Работа в парах.
Подумай и ответь, ответ должен быть кратким, одно-два слова.
Напиши, как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?
1. В беседах и спорах … уступать, не перебивали, давали высказаться.
2. В болезни …заботились, жалели, любили
3. В играх ..не ссорились, не обижать
4. Когда я ошибаюсь … прощали, поддерживали
5. Когда у меня что-то получается … радовались, восхищались
6. В мое отсутствие … не осуждали, не говорили плохо.
Вывод. Хочешь, чтобы окружающие относились к тебе так? Что можно для этого сделать?
- Продолжение работы по теме урока
– Давайте попробуем с вами проанализировать жизненные ситуации и доказать, что знания этики и этикета необходимы любому школьнику для самоуважения.
– Ребята, какое «золотое правило нравственности» поможет вам правильно решить жизненные проблемы? В чем его суть?
1 задание.
Девочка в нарядной куртке и новых сапожках поскользнулась во дворе школы и лежит в грязной весенней луже посреди школьного двора. Вокруг
ребята. Смеются. «Подумаешь!– оправдываются такие остряки. – Мы тут ни при чём!»
Как бы вы отреагировали?____________________________________________
2 задание.
Сережа находился в буфете, когда прозвенел звонок на урок. Выходя из него, он заметил на подоконнике мобильный телефон. «Что же делать?» – подумал он.
Что посоветуете?_________________________
3 задание.
На уроке математики Катя, услышав свою оценку за контрольную работу, прошептала соседке по парте: «Меня Зоя Федоровна терпеть не может,
поэтому и поставила двойку! В школу ходить не хочется!»
Что бы вы ей ответили и посоветовали?______________________________
3) Работа в группах
Задание: Какое «Золотое правило нравственности» сформулируете вы?
1группа.
1.Как вы поняли смысл этой притчи?
2.Объясните слова мудреца: «Все в твоих руках»
Притча
Давным-давно жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали за жизненный опыт и мудрость.
Однажды один завистник решил высмеять мудреца и придумал хитрый план. «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, а потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся, - решил он. – Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая, и скажу, что наш великий мудрец ошибся».
Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда хитрец спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках»
(«Все в твоих руках», т.е. человек - хозяин своей судьбы)
2 группа
1.О чём эта притча?
2.Какой вывод вы сделали для себя?
Работа с притчей о мальчике.
Маленький мальчик решил изменить мир. Но мир такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город такой большой, а мальчик такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей пятеро. Тогда мальчик добрался до того единственного, что он в силах изменить будучи таким маленьким, …… -самого себя.
(Если что – то хочешь изменить, нужно начинать с себя).
А что это значит, начать с себя?
Разобраться в себе: что у меня хорошее, а что плохое. Постараться исправить это плохое.
Работа по третьему пункту плана.
1) Применив «Золотое правило нравственности», поиграем.
Игра «ДА-НЕТКА» (предлагаются ситуации)
-В счастье зазнавайся.
-Когда тебя обижают другие - обижай и ты их сам и словом, и делом.
-Избегай споров в пустых вещах.
-Помогай ближнему советом, примером, достатком.
-Ты желаешь себе здоровья и счастья. Не радуйся здоровью и счастью других.
-На грубость отвечай грубостью, на жестокость – жестокостью.
-Ложась спать, вспомни, не обидел ли кого в течение дня капризами, упрямством.
-Засыпай с твердым намерением исправиться и сделаться добрым ребенком.
2) Как применять золотое правило в жизни?
- Сначала следует оценить последствия поступка в мыслях и чувствах.
- Поступок, который хочется или нужно совершить, следует перепроверить, т. е. попытаться встать на место другого человека.
- Подумать, каково было бы мне, если бы так поступили со мной.
- Затем ответить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?»
- Если ответ «нет», то поступок совершать нельзя.
6. Игра: «Какой я?»
(У детей рисунки человечков и цветные карандаши)
— Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет — зеленый.
— Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.
— Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков.
7. Рефлексия. У вас на партах лежат листочки.
Дерево золотых правил
( Дети пишут на листочках, а потом прикрепляют их на доску)
- Попробуй создать дерево золотых правил.
– Возьмите листок, ручку и напишите по одному правилу жизни в коллективе.
– Прочтите, по каким правилам вы хотите жить в классном коллективе?
8. ИТОГ
- Наш урок подходит к концу.
- Что узнали на уроке?
- В чём заключается суть золотого правила нравственности?
- Как применять правило в жизни?
Позвольте Вам дать советы
- Попробуй не наступить, а уступить
- Не захватить, а отдать.
- Не кулак показывать, а протянуть ладонь.
- Не спрятать, а поделиться
- Не кричать, а выслушать.
- Не разорвать, а склеить.
9. Домашнее задание (по желанию, носит творческий характер)
В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в нашей душе, а какое победит – решаешь сам ты.
Твоё мнение
- Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? Напиши.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
- Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?
Хочу избавиться | Хочу приобрести |
|
|
|
|
|
|
Вывод:
- Посеешь поступок – пожнёшь привычку.
- Посеешь привычку – пожнёшь характер.
- Посеешь характер – пожнёшь судьбу.
Заключительные слова учителя:
Твори добро, чтобы любя,
Добро тебя нашло.
Зла не верши, чтоб и тебя
Не погубило зло.
Список литературы:
- Электронный журнал «Счастлива в семье», №4, 2016г., Гончарук Е.Д. «Нравственное воспитание наших детей»
- Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2012. - 318 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Золотое правило нравственности
Урок № 20 по ОРКСЭ в 5 классе. Модуль ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИМетодическая разработка содержит уточнения с УУД по всем этапам урока. Презен...
Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...
"Золотое правило нравственности"
Разработка урока №20 курса основ светской этики "Золотое правило нравственности" (презентация)...
Урок №20 ОСЭ "Золотое правило нравственности"
Конспект урока №20 курса основ светской этики "Золотое правило нравственности"...
Презентация по теме "Золотое правило нравственности"
Презентация по курсу ОРКСЭ, модуль « Основы светской этики», тема урока "Золотое правило нравственнсти" ...
Урок и презентация по курсу ОРКСЭ "Что значит быть нравственным? Золотое правило нравственности."
Урок и презентация содержит все необходимые для учителя материалы. Презентация очень информативная, может подойти к любому конспекту по данной теме....
Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"
Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...
- Мне нравится (1)