Разработка урока по ОРКСЭ Тема урока: «Совесть»
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Кашапова Руфина Римовна

Разработка урока по ОРКСЭ

Тема урока: «Совесть»

 4 класс по модулю «Светская этика» учебник Шемшурин А.А.

Цель урока: сформировать представление обучающихся об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, помочь в осмыслении нравственного понятия «совесть».

Задачи: Познакомить с понятиями «совесть»

  • дать представление о нравственных понятиях – совесть;
  • развитие навыков совместной учебной деятельности, адекватной оценки собственной деятельности и деятельности товарищей;
  • воспитание доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Тип урока: изучения нового

Планируемые результаты:

Личностные – развитие начальных форм регуляции собственного поведения, навыков сотрудничества со сверстниками.

Метапредметные – формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватного использования речевых средств, выполнять разные типы учебных заданий (работа с текстом , творческие задания).

Предметные -  знакомство с высказываниями великих философов и писателей о совести

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, для парной работы листочки с высказываниями известных людей, таблица самооценивания, учебник под редакцией Шемшурина А.А.. таблица для игры «Найди пару», конверт со словами для творческого задания, листы А – 3 с моделью человека, клей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovest_otkrytogo-uroka-po-orkse-4-klass.docx164.41 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по ОРКСЭ

Тема урока: «Совесть»

 4 класс по модулю «Светская этика» учебник Шемшурин А.А.

Цель урока: сформировать представление обучающихся об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, помочь в осмыслении нравственного понятия «совесть».

Задачи: Познакомить с понятиями «совесть»

  • дать представление о нравственных понятиях – совесть;
  • развитие навыков совместной учебной деятельности, адекватной оценки собственной деятельности и деятельности товарищей;
  • воспитание доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Тип урока: изучения нового

Планируемые результаты:

Личностные – развитие начальных форм регуляции собственного поведения, навыков сотрудничества со сверстниками.

Метапредметные – формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватного использования речевых средств, выполнять разные типы учебных заданий (работа с текстом , творческие задания).

Предметные -  знакомство с высказываниями великих философов и писателей о совести

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, для парной работы листочки с высказываниями известных людей, таблица самооценивания, учебник под редакцией Шемшурина А.А.. таблица для игры «Найди пару», конверт со словами для творческого задания, листы А – 3 с моделью человека, клей.

Формы организации познавательной деятельности:

•        парная;

•        фронтальная;

•        групповая.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Введение в тему

Учитель рассказывает историю из школьной жизни:

        В конце учебного года четвероклассники репетировали выступление к празднику. Ребята ждали на репетицию своего нового одноклассника Колю, но его всё не было. А Коля в это время сидел в раздевалке, раздумывая, идти или нет ему в класс, уж очень хотелось погонять мяч во дворе. Он не знал, как быть: с одной стороны, одноклассники ждут его на репетицию, а с другой стороны, на дворе так ярко светит солнце, дует теплый ветерок, доносятся голоса мальчишек, уже начавших играть в футбол. Наконец Коля встал и решительно зашагал в класс, где уже началась репетиция.

- Привет! – заявил Коля, открыв дверь. – Извините, что опоздал. Честно признаюсь, хотел удрать на футбол, но понял, что это не правильно!

Ребята переглянулись.

- Ну, ты даешь…- присвистнул Антошка. – А чего ж не удрал? Учительница что ли заметила и пристыдила?

- Да никто меня не заметил! – пожал плечами Коля. – Мне словно что-то изнутри подсказало, что так будет нехорошо, неправильно! 

- Здорово, когда такой подсказчик есть! – заметил Антошка.

- Что удивило Антошку в рассуждениях Коли?

- Что помогло Коле поступить правильно?

На слайде появляется запись последних слов Коли.

Как вы понимаете это выражение? Что за подсказчик изнутри?

Учащиеся слушают рассказ учителя.

Ответы учащихся: Коля не удрал на футбол, а пришёл на репетицию. Честно признался, что хотел удрать.

Ответы учащихся: Голос внутри.  В Коле заговорила совесть.

  1. Формулировка темы урока.

Тема урока Совесть.

На какие вопросы вы хотели бы узнать ответ.

Учитель фиксирует вопросы на доске.

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое совесть.

Результат своей работы мы будем вносить в таблицу самооценивания.

Учащиеся говорят вопросы.

Что такое совесть? Нужна ли она человеку? какого человека можно назвать совестливым?

  1. Изучение нового материала.

  1. Работа с определениями.

- Попробуем ответить на первый вопрос.

 Как вы думаете, что такое совесть?

-  Чтобы лучше узнать, что такое совесть, прочитаем высказывания (на листочках) известных людей, посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним  из каждого высказывания, подчеркните его. Задание вы будете выполнять в паре.

1.« Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать»

 Паскаль Блез

2.«Законживущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону»

 Кант И.

3.«Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких» Гольбах П.

4.«Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.

Генри Луис Менкен

Проверка работы. Встаньте,  у кого было высказывание под № 1. Какое главное слово вы выбрали? И т.д.

Выполнив задание, на слайде появляется следующая запись:

 Совесть-это… нравоучительная книга,  

- А как вы это понимаете?

Закон, живущий в нас,  

наш внутренний судья,

 внутренний голос.

Самооценивание   (приложение 2)

- Оцените свою работу в паре. Отметьте в таблице,  если выполнили без ошибок. То

Если ошиблись –

Мы познакомились, как известные люди дают определение  совести.

  1. Чтение определение совести в учебнике.

А сейчас Прочитаем  определение совести в учебнике. С. 57

Итак.   что такое совесть?

  1.  Работа с родственными словами.

- Человек, поступающий по совести какой?……- Совестливый Поступающий по совести, поступающий справедливо (Ушаков)

Человек,  с противоположными качествами какой? – …. Бессовестный

Как называются эти слова? Есть ещё одно слово родственное.

Слово, образованное из двух корней  слов добро и совесть …… - добросовестный

- добросовестный – это…человек Честно исполняющий свои обязанности, обязательства. Ему не стыдно за сои поступки.

  1. Работа с текстом учебника с. 57.  

 «Стыдно перед соловушкой»

- А Сухомлинский назвал свой рассказ «Стыдно перед соловушкой». 

Предположите, что автор хотел сказать названием.

Прочитаем рассказ в учебнике

- Почему Лиде стало стыдно перед соловушкой?

Лиде совесть подсказала, как поступить правильно.

- Каким человеком можно назвать Лиду? Вернёмся к родственным словам.

- А  подруге совесть не подсказала. Какая она, Лидина подруга?

- При каких ситуациях мы слышим  голос совести?

Ребята. А вас когда то совесть предостерегала от плохих поступков? Встаньте те кто прислушивается  к голосу совести.

Вывод: Значит вы, как и Лида, способны осознавать свои поступки. Внутри вас живёт совесть.

Мы поработаем с высказываниями, которые помогут нам в жизненных ситуациях.

Ученики дают свои варианты ответ.

Работают в паре. Находят ключевое слово-синоним  из каждого высказывания, подчеркивают его.

Дети зачитывают  ключевое слово-синоним , которые подчеркнули.

Учащиеся заполняют таблицу самооценивания.

Читают определение слова совесть.

Учащиеся подбирают родственные слова.

Дают общее название подобранных слов. Эти слова называются родственными.

Учащиеся называют слово  добросовестный.

Учащиеся работают с учебником с. 57.

Ответы учащихся.

Читает текст хорошо читающий ребёнок, остальные слушают и следят по тексту.

Лиде стало стыдно, потому что она поняла что  поступает  неправильно.

Голос совести мы слышим, когда совершаем плохие поступки.

Некоторые дети встают.

  1. Закрепление новых знаний.

Игра «Найди пару». Работа в паре.

-        Ребята, предлагаю вам поработать в парах. Прочитайте инструкцию и выполните задание.

Соедините высказывание   левого столбика с высказыванием  правого столбика.

Поступать вопреки своим убеждениям

Жить по совести

Жить честно, справедливо

Поступать против совести

Делать что-либо хорошо, добросовестно

Поступать без зазрения совести

Поступать без стыда, без стеснения

Делать на совесть

Проверка  осуществляется на слайде.

Самооценивание- Оцените свою работу в паре.  (приложение 2)

Отметьте в таблице.  если выполнили без ошибок.          

Если ошиблись –

Итог: Подберите высказывания, которые подходят к теме урока.

Учащиеся соединяют высказывание   левого столбика с высказыванием  правого столбика.

Учащиеся заполняют таблицу самооценивания.

Учащиеся зачитывают высказывания, которые подходят к теме урока.

  1. Творческое применение знаний. Работа в группах.

1. Портрет совестливого человека

- Сейчас вы поработаете в группах. Перед вами модель человека.  Вам нужно составить словесный портрет совестливого человека, используя слова из конверта.

справедливый

ответственный

честный

весёлый

завистливый

жадный

добросовестный

трусливый

 

2. Проверка.  Выберите самый точный портрет.

3. Самооцениваение

 - Оцените свою работу в группе.

Отметьте в таблице.  если выполнили без ошибок.          

Если ошиблись –

Учащиеся работают в группах. Перед ними на листе  А -  3 модель человека. Они подбирают слова,  характеризующие совестливого человека,  и наклеивают на лист.

Каждая группа крепит на доску свою модель и выбирают самый точный портрет.

Учащиеся заполняют таблицу самооценивания.

  1. Подведение итога урока. Рефлексия.

- Наш урок  подходит к концу.

Давайте проверим, что мы узнали и поняли.

 

Посмотрите на таблицу самооценивания. (приложение 2)

Если у вас преобладают жёлтые значки, значит поставьте себе в графу ИТОГО

Если преобладают зелёные значки, то

Кто испытывал трудности? В чём?

Учащиеся отвечают на вопросы, которые задавали в начале урока.

Что такое совесть?

 Нужна ли она человеку? Поясните.

 Какого человека можно назвать совестливого?

Учащиеся подводят итог в таблице самооценивания.

  1. Домашнее задание.

1. Подобрать пословицы на тему совесть.

         2. опишите ситуацию когда вам совесть помогла поступить правильно

приложение 1

1.« Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать» Паскаль Блез

2.«Законживущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону» Кант И.

3.«Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких» Гольбах П.

4.«Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит. Генри Луис Менкен

приложение 2

лист самооценивания

Фамилия, Имя _________________________________________

1 задание.

Работа в парах. Работа с высказываниями известных людей.

2 задание.

Работа в паре. Игра «Найди пару».

3 задание.

 Работа в группах. Составление портрета совестливого человека

ИТОГО

Соедините высказывание   левого столбика с высказыванием  правого столбика.

Поступать вопреки своим убеждениям

Жить по совести

Жить честно, справедливо

Поступать против совести

Делать что-либо хорошо, добросовестно

Поступать без зазрения совести

Поступать без стыда, без стеснения

Делать на совесть

приложение 3

справедливый

ответственный

честный

весёлый

завистливый

жадный

добросовестный

трусливый

https://artkvartal.ru/images/36184/36184-36184.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике. Тема урока "Арифметические действия над числами" 4 класс

Бизнес-урокЦели урока: познакомить учащихся с экономическими понятиями, отработать навык решения задач; развивать вычислительные навыки, умение преобразовывать величины, закрепить прием деления н...

Конспект урока по ОРКСЭ. Тема урока Стыд, вина, извинение.

Планируемые образовательные результатыПредметныеМетапредметныеЛичностныеформирование первоначальных представлений о светской этике, понимание значения норм светской морали в выстраивании констру...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема урока: «Распознавание предметов путем соприкосновения с ними»

Название УМК  Перспективная начальная школаПредмет Окружающий мир Класс_4_Тема урока «Распознавание предметов путем соприксоновения с ними»Место и роль урока в изучаемо...

методическая разработка урока по математике. Тема урока: «Числа от 1 до 10» (повторение и закрепление)

УРОК  МАТЕМАТИКИ1  класс по программе «Школа России»Тема  урока: «Числа от 1 до 10» (повторение и закрепление)...

Методическая разработка урока окружающий мир. Тема урока: «Наш край родной»

СценарийТема урока: «Наш край родной»Цель – Формировать у детей патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особе...

Методические разработки. Урок литературного чтения Тема урока: Н.Некрасов "Школьник"

Литературное чтение, УМК "Школа России", 4 класс  Тема урока: Н.А. Некрасов «Школьник»Знакомство обучающихся со стихотворением- напутствием «Школьник» ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Тема урока: «Совесть и раскаяние» , УМК «Перспектива» (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование представление о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.Задачи урокаДидактические:Научить различать добро и зло ...