"Совесть и раскаяние" . Технологическая карта урока по ОПК
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)
Создание условий для формирования у младших подростков понятий «совесть» и «раскаяние» через виртуальну экскурсию в картинную гаеею.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_konkurs_opk_sovest_i_raskayanie.docx | 104.01 КБ |
prilozhenie_no_1_prezentatsiya.pptx | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение СОШ №8 им. Ц.Л. Куникова.
Город-курорт Геленджик.
Основы православной культуры
Тема: Совесть и раскаяние
Урок № 10.
Учебник: А.В.Кураев «Основы православной культуры», 4-5 класс, М.: Просвещение, 2012.
Подготовила: Федорва Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория.
2018 год.
Технологическая карта урока.
Предмет: ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» класс 4
Тема урока | Место урока по теме | ||
Совесть и раскаяние | Урок 10. | ||
Тип урока | Формы, приемы, методы | ||
Урок открытия новых знаний (ОНЗ) | Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, беседа, участие в учебном диалоге, эвристический метод. | ||
Цель урока | Задачи урока | ||
Создание условий для формирования у младших подростков понятий «совесть» и «раскаяние». | Образовательные: -углублять представление учащихся о нравственных качествах человека; раскрыть смысл и сформировать первоначальное представление о совести и раскаянии; Развивающие: - развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать, выдвигать версии, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений, прогнозировать результат, планировать свою учебную деятельность; развивать стремление жить в гармонии с людьми и окружающим миром; формировать культуру речи через активизацию словаря, закрепить навыки нравственного поведения. Воспитательные: - создать условия для воспитания эмоциональной отзывчивости, развивать чувственно-эмоциональную сферу ребенка, учить работать в группе, уважать мнение товарищей. | ||
Предполагаемый результат | |||
Знать | Уметь | ||
Понятия: Совесть, раскаяние, добро, зло, грех. Нравственные качества личности | Сравнивать и сопоставлять свои поступки и поступки других людей. Оценивать позитивные качества нравственности. | ||
Компетенции/УУД | Педагогические технологии | Оборудование | |
Личностные результаты: 1. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества на основе понимания понятия «совесть»; 2. развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 3. Бережное отношение к духовным ценностям Предметные результаты: 1. осознание значимости изучения предмета; 2. осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: 1. освоение способов решения проблем поискового характера; 2. освоение основ познавательной рефлексии; 3. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по нравственным признакам, 4. установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 5. овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 6. Овладение навыками смыслового чтения Регулятивные УУД: 1. понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; 2. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 4. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования Коммуникативные УУД: 1. активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 2. готовность слушать собеседника и вести диалог; 3. излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 4. умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; 5. осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | ИКТ- технологии, технология создания учебной ситуации, технология сотрудничества, работа в парах | Учебник А.В.Кураева «Основы православной культуры», рабочая тетрадь А.В.Кураева, ТСО: мультимедиапроектор, ПК. Иллюстрация: Апостол Петр. Художник Александр Исачев. Презентация « Апостол Петр»
|
Ход (структура) урока:
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Метапредметный результат | Личностный результат | Предметный результат | Духовно-нравственное развитие |
1 | Этап мотивации(самоопределения) учебной деятельности (2 мин) | Проверка готовности ученика к уроку. Учитель: Я рада видеть вас, дети! Надеюсь, что это взаимно) Учитель: Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем занятии. | Проверяют наличие материала к уроку. Настраиваются на урок. | Р-1 К-2 | Л-2 | П-1 | Ценностное отношение к труду |
2 | Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии (5 мин) | Учитель: - О чем был прошлый урок? - Какое удивительное свойство есть у нашей души? - Как вы понимаете выражение: «Глаза- зеркало души» | Отвечают на вопросы учителя | П-4 Р-1 К-1 К-2 К-3 |
Л-1 |
П-2 | Уважительное отношение к традициям православия |
3 | Этап выявления места и причины затруднения (7 мин) | Работа с иллюстрацией. Апостол Петр. Художник Александр Исачев. -Прежде чем начать новую тему, давайте посмотрим одну иллюстрацию. - Кого мы видим на картине? - Кто видит еще что- то другое? - Что еще заметили? - Что происходит на картине, как вы думаете?
- Отеки под глазами возникают у человека в каком случае? -Я правильно тебя поняла, что перед нами лицо человека, который много и долго плакал? -Почему в таком состоянии люди часто приходят в церковь? -Могу ли я с твоих слов сказать, что перед нами человек, которому очень плохо. И поэтому он пришел в церковь с просьбой о помощи или прощении | -Человека. Мужчину - У него очень грустные глаза... - Он уже в возрасте. Волосы седые. -И борода седая. - Сзади за ним видны окна, у которых полукруглый верх -Это, наверное, церковь, там сверху окна полукруглые. - Человек пришел в церковь. И там он грустит. У него глаза грустные. Губы плотно сжаты. -Даже уголки рта прямо приопущены. -У него брови нахмурены. -И сладка глубокая между бровей. -И еще прямо жилы видны на лбу. -И под глазами отеки -Когда он много плачет. -Глаза у человека заплаканные. -Да. -Он, наверное, плакал очень долго. - Он поэтому и в церковь пришел…. - Они просят там помощи у Бога. -А если в чем-то виноваты, то просят прощения. -Да |
Поз-3 Поз-4 К-3
Поз-3 Поз-4 К-3 | Л-2 Л-2 | Пр-1 ПР-2 Пр-1 Пр- 2 | Приобщение к миру искусства Воспитание уважительного отношения к другим людям Развитие наблюдательности Приобщение к миру искусства Воспитание уважительного отношения к другим людям Развитие наблюдательности Уважительное отношение к традициям православия |
4 | Этап построения проекта выхода из затруднения | -А за что люди просят прощения? В каких случаях это происходит -Что художника заинтересовало в этом сюжете? Почему он написал эту работу? -Я правильно тебя поняла, что художник хотел донести до людей те страдания человека, когда он очень раскаивается в содеянном им самим? Страдания человека, когда он очень раскаивается в содеянном им самим? - А что в таких случаях не дает человеку покоя? Может никто и не знает, что он совершил! А ему плохо! Он плачет! Перестает кушать, плохо спит. Нет ему покоя! Что не дает ему покоя? | - Когда ты сделаешь что-то плохое, и тебе так плохо от этого, так стыдно за себя, что ты идешь и просишь прощение у того, перед кем виноват. - Он хотел показать другим людям, что чувствует человек, когда сделает что-то плохое и потом об этом сожалеет. - Да. -Ему стыдно.. - Ему мешает жить весело его совесть. | Поз-3 Поз-4 К-3 | Л-2 | Пр-1 Пр-2 | Уважительное отношение к традициям православия |
5 | Этап реализации построенного проекта (7 мин) | Сейчас мы плавно подошли к теме нашего урока. Попробуйте сформулировать ее. -Верно. Тема урока «Совесть и раскаяние» -Какие цели и задачи ставим перед собой? | Работа в группах. Обсуждение. Оформление темы на листе Вывешиваем на доске Сравниваем темы Делаем общий вывод ( Почти все группы должны написать тему правильно) «Мозговой штурм» | Р-1 Р-2 Р-3 Р-4 К-1 К-2 К-4 | Л-1 Л-2 | Пр-1 Пр-2 | Воспитание уважительного отношения друг к другу. Нрав-ственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками |
6 | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (4 мин) | - А что такое совесть? - А для чего Бог вложил в нас совесть? - Какие два важных дела поручил Творец совести, когда вкладывал ее в человека? - Как бы вы назвали данную картину? - А картина-то называется Апостол Пётр . Художник Александр Исачёв. - Что могло случиться с одним из любимейших учеников Иисуса Христа, что он так раскаивается в содеянном? - Но что-то он сделал… мы вернемся к этому вопросу. А сейчас посмотрите еще раз в глаза Апостолу Петру. Как вы думаете, после такого раскаяния исправится человек? - Скажу вам, что действительно после такого раскаяния впредь Апостол Петр никогда не шел вразлад со своей совестью. Он достойно жил и достойно умер, распятый на кресте. | - Это когда ты что-то делаешь, а совесть у тебя есть, и тебе становится стыдно. - Это когда ты хочешь попросить прощение. -Это когда человек начинает про себя думать зачем же я это сделал? -Это когда ты должен совершать хорошие поступки и не совершать плохие. - Чтобы мы поняли свою ошибку и исправились. -Чтобы она контролировала наше поведение. -Чтобы она помогала человеку исправить свои ошибки - «Совесть» -«Раскаяние» (Недоумение на лицах детей) - А разве Апостол может какой-то грех совершить? -Что он сделал такого неправильного? - Он же не мог украсть.. - Или убить кого он тоже не мог.. - Конечно исправится… - Разве захочется так снова переживать. - После такого раскаяния будешь жить по заповедям.
| П-1 П-4 П-5 Р-1 Р-4 К-3 П-1 П-4 П-5 Р-1 Р-4 К-3 | Л-1 Л-1 | Пр-1 Пр-2 Пр-1 Пр-2 | Уважительное отношение к традициям православия Ценностное отношение к культурно-историческому наследию, способность анализировать нравственную сторону поступков Ценностное отношение к культурно-историческому наследию, способность анализировать нравственную сторону поступков |
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (8мин) | Работа с учебником С 36-37( до главы «Работа совести») -Что запомнилось очень ярко из прочитанного вами? Работа с презентацией «Апостол Петр» ( Презентация в приложении№1) - Какие самые яркие образы вам запомнились из презентации? С 37-38 ( Работа совести до главы раскаяние) - Что запомнилось из прочитанного? -А как вы понимаете, что такое «раскаяние»? Работа в группах: дать определение слову «раскаяние». Выслушивание ответов. Дает задание для работы в группах.: Продумать и распределить в последовательности шагов раскаяния. Выдает карточки в группы. ( Карточки в приложении №2 стр 1 . Сверка работы- там же на стр2) Проверка работы групп | Самостоятельное чтение - Что, когда Апостол Петр заплакал, обновилась его душа. - Что от греха просыпается совесть и начинает жечь душу. Просмотр презентации -Что Апостол всю свою жизнь посвятил служению Господу Что он так Его любил, что даже умер по-другому, чтобы не приравнять себя с Богом. Его распяли вниз головой. Самостоятельное чтение - Что с совестью нужно быть в ладу. -Нужно уметь ее услышать и научиться исправлять свои ошибки -Что если совершил грех, то нужно раскаяться. Обсуждение в группах. Кто готов держась за руки друг друга поднимают руки вверх. - Раскаяние- это покаяние. Осознание своего поступка. Оценивание своего поступка. Работают в группах, определяют последовательность шагов раскаяния. Определяют местоположение каждой карточки Проверка работы группы. Самооценка. | П-1 П-5 П-6 Р-1 Р-2 Р-3 Р-4 К-4 | Л-1 Л-2 Л-3 | Пр-1 Пр-2 | Уважительное отношение к религии Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками |
8 | Этап включения в систему знаний и повторения. (5мин) | Дополнить фразу: | * Мне было интересно… * Я выполнял задания … * Я понял, что… * Я почувствовал, что… * Было трудно… * Меня удивило… * Я сделал вывод, что… * Мне захотелось… | П-2 П-5 Р-4 К-1 К-5 | Л-1 | Пр-1 ПР-2 | Ценностное отношение к учебному труду Ценностное отношение к православной культуре |
9 | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. (2мин) | 1.Ответить на вопросы на с.39 учебника 2.Прочитать рассказ А.Гайдара «Совесть». Написать аннотацию 3. Представьте, что вы экскурсовод в музее изобразительного искусства. Ваша группа подошла к картине Рембрандта «Возвращение блудного сына». Вам необходимо рассказать о мыслях, чувствах, отношениях героев картины | Запись в дневники | П-5 Р-5 | Ценностное отношение к учебному труду |
Использованная литература:
- Данилюк А.Я. Программа «Основы религиозных культур и светской этики» 4-5 класс. М « Просвещение» 2012 год.
- Кураев А «Основы православной культуры» учебник 4-5 класса М. « Просвещение» 2017 год.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ГЛАЗА ЗЕРКАЛО ДУШИ
Дуччо ди Буонинсенья Призвание Апостолов Петра и Павла
ОТРЕЧЕНИЕ ИИСУС СКАЗАЛ ЕМУ: ИСТИННО , истинно ГОВОРЮ ТЕБЕ , ЧТО ныне, В ЭТУ НОЧЬ, ПРЕЖДЕ НЕЖЕЛИ дважды ПРОПОЕТ ПЕТУХ, ТРИЖДЫ ОТРЕЧЕШЬСЯ ОТ МЕНЯ ,
Гверчино Петр, плачущий перед Мадонной
Раскаяние Блаженны плачущие...
Giordano , Luca Слезы Святого Петра
Александр Исачев Апостол Петр
Служение Господу
Служение Господу
Служение Господу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по ОП К на тему "Совесть и раскаяние"
Цель урока: формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние»....
технологическая карта урока по ОРКСЭ тема "Совесть"
сформировать представление обучающихся об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, помочь в осмыслениии нравственного понятия «совесть»....
Технологическая карта урока Основы православной культуры (ОРКСЭ) Совесть и раскаяние
Технологическая карта урока Совесть и раскаяние...
Технологическая карта урока ОРКСЭ. Тема урока: «Совесть и раскаяние» , УМК «Перспектива» (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование представление о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.Задачи урокаДидактические:Научить различать добро и зло ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Совесть" (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о понятии «совесть» и о её значении в жизни.Задачи урокаДидактические: 1. Знать сущность пон...
Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему " Совесть и раскаяние".
Технологическая карта урока по теме "Совесть и раскаяние"....
Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания" (УМК "Основы мировых религиозных культур", 4 класс)
Тип урока: "открытие" нового знания. Цель урока: формирование представлений у обучающихся о появлении понятий «добро» и «зло» в мировых религиях.Задачи урокаПлан...