"Совесть и раскаяние" . Технологическая карта урока по ОПК
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Ирина Анатольевна Федорова

Создание условий для формирования у младших подростков понятий «совесть» и «раскаяние» через виртуальну экскурсию в картинную гаеею. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение СОШ №8 им. Ц.Л. Куникова.

 Город-курорт Геленджик.

Основы православной культуры

Тема: Совесть и раскаяние

Урок № 10.

Учебник: А.В.Кураев «Основы православной культуры», 4-5 класс, М.: Просвещение, 2012.

Подготовила: Федорва Ирина Анатольевна,

                                                                                                   учитель начальных классов,

                                                                                                                    высшая квалификационная категория.

2018 год.

Технологическая карта урока.

Предмет: ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» класс 4

Тема урока

Место урока по теме

 Совесть и раскаяние

Урок 10.

Тип урока

Формы, приемы, методы

Урок открытия новых знаний (ОНЗ)

Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, беседа, участие в учебном диалоге, эвристический метод.

Цель урока

Задачи урока

Создание условий для формирования у младших подростков понятий «совесть» и «раскаяние».

Образовательные:

-углублять представление учащихся о нравственных качествах человека; раскрыть смысл и сформировать первоначальное представление о совести и раскаянии;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать, выдвигать версии, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений, прогнозировать результат, планировать свою учебную деятельность; развивать стремление жить в гармонии с людьми и окружающим миром; формировать культуру речи через активизацию словаря, закрепить навыки нравственного поведения.

Воспитательные:

- создать условия для воспитания эмоциональной отзывчивости, развивать чувственно-эмоциональную сферу ребенка, учить работать в группе, уважать мнение товарищей.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

Понятия: Совесть, раскаяние, добро, зло, грех.

Нравственные качества личности

Сравнивать и сопоставлять свои поступки и поступки других людей.  Оценивать позитивные качества нравственности.
 Рассуждать, высказывать свою точку зрения, участвовать в диалоге.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Личностные результаты:

1.  Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества на основе понимания понятия «совесть»;

2. развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Бережное отношение к духовным ценностям

Предметные результаты:

1.  осознание значимости изучения предмета;

2. осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

1.  освоение способов решения проблем поискового характера;

2.  освоение основ познавательной рефлексии;

3. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по нравственным признакам,

4. установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

5. овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

6. Овладение навыками смыслового чтения

Регулятивные УУД:

1. понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

2.  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

4. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования

Коммуникативные УУД:

1. активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач;

2. готовность слушать собеседника и вести диалог;

3.  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

4. умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

5. осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

ИКТ- технологии, технология создания учебной ситуации, технология сотрудничества, работа в парах

Учебник А.В.Кураева «Основы православной культуры», рабочая тетрадь А.В.Кураева,

ТСО: мультимедиапроектор,  ПК.

Иллюстрация: Апостол Петр. Художник Александр Исачев.

Презентация                « Апостол Петр»

 

Ход (структура) урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Метапредметный результат

Личностный результат

Предметный результат

Духовно-нравственное развитие

1

Этап мотивации(самоопределения) учебной деятельности

(2 мин)

Проверка готовности ученика к уроку.

Учитель: Я рада видеть вас, дети! Надеюсь, что это взаимно)

Учитель: Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем занятии.

Проверяют наличие материала к уроку.

Настраиваются на урок.

 Р-1

К-2

Л-2

П-1

Ценностное отношение к труду

2

 Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

(5 мин)

Учитель:

- О чем был прошлый урок?

- Какое удивительное свойство есть у нашей души?

- Как вы понимаете выражение: «Глаза- зеркало души»

Отвечают на вопросы учителя

 П-4

Р-1

К-1

К-2

К-3

 

Л-1

 

П-2

Уважительное отношение к традициям православия

 3

Этап выявления места и причины затруднения

(7 мин)

Работа с иллюстрацией. Апостол Петр. Художник Александр Исачев.

-Прежде чем начать новую тему, давайте посмотрим одну иллюстрацию.

http://img2.postila.ru/storage/3872000/3843236/310cfd3abe341bff2cdbacc8dbf689c7.jpg

- Кого мы видим на картине?

- Кто видит еще что- то другое?

- Что еще заметили?

- Что происходит на картине, как вы думаете?

 

- Отеки под глазами возникают у человека в каком случае?

-Я правильно тебя поняла, что перед нами лицо человека, который много и долго плакал?

-Почему в таком состоянии люди часто приходят в церковь?

-Могу ли я с твоих слов сказать, что перед нами человек, которому очень плохо. И поэтому он пришел в церковь с просьбой о помощи или прощении

-Человека. Мужчину

- У него очень грустные глаза...

- Он уже в возрасте. Волосы седые.

-И борода седая.

- Сзади за ним видны окна, у которых полукруглый верх

-Это, наверное, церковь, там сверху окна полукруглые.

- Человек пришел в церковь. И там он грустит. У него глаза грустные. Губы плотно сжаты.

-Даже уголки рта прямо приопущены.

-У него брови нахмурены.

-И сладка глубокая между бровей.

-И еще прямо жилы видны на лбу.

-И под глазами отеки

-Когда он много плачет.

-Глаза у человека заплаканные.

-Да.

-Он, наверное, плакал очень долго.

- Он поэтому и в церковь пришел….

- Они просят там помощи у Бога.

-А если в чем-то виноваты, то просят прощения.

-Да

 

Поз-3

Поз-4

К-3

 

Поз-3

Поз-4

К-3

Л-2

Л-2

Пр-1

ПР-2

Пр-1

Пр- 2

Приобщение к миру искусства

Воспитание уважительного отношения к другим людям

Развитие наблюдательности

Приобщение к миру искусства

Воспитание уважительного отношения к другим людям

Развитие наблюдательности

Уважительное отношение к традициям православия

4

Этап построения проекта выхода из затруднения

-А за что люди просят прощения? В каких случаях это происходит

-Что художника заинтересовало в этом сюжете? Почему он написал эту работу?

-Я правильно тебя поняла, что художник хотел донести до людей те страдания человека, когда он очень раскаивается в содеянном им самим? Страдания человека, когда он очень раскаивается в содеянном им самим?

- А что в таких случаях не дает человеку покоя? Может никто и не знает, что он совершил! А ему плохо! Он плачет! Перестает кушать, плохо спит. Нет ему покоя! Что не дает ему покоя?

- Когда ты сделаешь что-то плохое, и тебе так плохо от этого, так стыдно за себя, что ты идешь и просишь прощение у того, перед кем виноват.

- Он хотел показать другим людям, что чувствует человек, когда сделает что-то плохое и потом об этом сожалеет.

- Да.

-Ему стыдно..

- Ему мешает жить весело его совесть.

Поз-3

Поз-4

К-3

Л-2

Пр-1

Пр-2

Уважительное отношение к традициям православия

5

Этап реализации построенного проекта

(7 мин)

Сейчас мы плавно подошли к теме нашего урока. Попробуйте сформулировать ее.

-Верно. Тема урока «Совесть и раскаяние»

-Какие цели и задачи ставим перед собой?

Работа в группах. Обсуждение.

Оформление темы на листе

Вывешиваем на доске

Сравниваем темы

Делаем общий вывод

( Почти все группы должны написать тему правильно)

«Мозговой штурм»

 Р-1

Р-2

Р-3

Р-4

К-1

К-2

К-4

Л-1

Л-2

Пр-1

Пр-2

Воспитание уважительного отношения друг к другу.

Нрав-ственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками

6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

(4 мин)

- А что такое совесть?

- А для чего Бог вложил в нас совесть?

- Какие два важных дела поручил Творец совести, когда вкладывал ее в человека?

- Как бы вы назвали данную картину?

- А картина-то называется Апостол Пётр . Художник Александр Исачёв.

- Что могло случиться с одним из любимейших учеников Иисуса Христа, что он так раскаивается в содеянном?

- Но что-то он сделал… мы вернемся к этому вопросу. А сейчас посмотрите еще раз в глаза Апостолу Петру. Как вы думаете, после такого раскаяния исправится человек?

- Скажу вам, что действительно после такого раскаяния впредь Апостол Петр никогда не шел вразлад со своей совестью. Он достойно жил и достойно умер, распятый на  кресте.

- Это когда ты что-то делаешь, а совесть у тебя есть, и тебе становится стыдно.

- Это когда ты хочешь попросить прощение.

-Это когда человек начинает про себя думать зачем же я это сделал?

-Это когда ты должен совершать хорошие поступки и не совершать плохие.

- Чтобы мы поняли свою ошибку и исправились.

-Чтобы она контролировала наше поведение.

-Чтобы она помогала человеку исправить свои ошибки

- «Совесть»

-«Раскаяние»

(Недоумение на лицах детей)

- А разве Апостол может какой-то грех совершить?

-Что он сделал такого неправильного?

- Он же не мог украсть..

- Или убить кого он тоже не мог..

- Конечно исправится…

- Разве захочется так снова переживать.

- После такого раскаяния будешь жить по заповедям.

 

П-1

П-4

П-5

Р-1

Р-4

К-3

П-1

П-4

П-5

Р-1

Р-4

К-3

Л-1

Л-1

Пр-1

Пр-2

Пр-1

Пр-2

Уважительное отношение к традициям православия

Ценностное отношение к культурно-историческому наследию, способность анализировать нравственную сторону поступков

Ценностное отношение к культурно-историческому наследию, способность анализировать нравственную сторону поступков

7

 Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

(8мин)

Работа с учебником 

С 36-37( до главы «Работа совести»)

-Что запомнилось очень ярко из прочитанного вами?

Работа с презентацией «Апостол Петр»

( Презентация в приложении№1)

- Какие самые яркие образы вам запомнились из презентации?

С 37-38 ( Работа совести до главы раскаяние)

- Что запомнилось из прочитанного?

-А как вы понимаете, что такое «раскаяние»? Работа в группах: дать определение слову «раскаяние».

Выслушивание ответов.

Дает задание для работы в группах.:

Продумать и распределить в последовательности шагов раскаяния. Выдает карточки в группы.

( Карточки в приложении №2 стр 1 . Сверка работы- там же на стр2)

Проверка работы групп

Самостоятельное чтение

- Что, когда Апостол Петр заплакал,  обновилась его душа.

- Что от греха просыпается совесть и начинает жечь душу.

Просмотр презентации

-Что Апостол всю свою жизнь посвятил служению Господу

Что он так Его любил, что даже умер по-другому, чтобы не приравнять себя с Богом.  Его распяли вниз головой.

Самостоятельное чтение

- Что с совестью нужно быть в ладу.

-Нужно уметь ее услышать и научиться исправлять свои ошибки

-Что если совершил грех, то нужно раскаяться.

Обсуждение в группах. Кто готов держась за руки друг друга поднимают руки вверх.

- Раскаяние- это покаяние. Осознание своего поступка. Оценивание своего поступка.

Работают в группах, определяют последовательность шагов раскаяния. Определяют местоположение каждой карточки

Проверка работы группы. Самооценка.

П-1

П-5

П-6

Р-1

Р-2

Р-3

Р-4

К-4

Л-1

Л-2

Л-3

Пр-1

Пр-2

Уважительное отношение к религии

Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками

8

Этап включения в систему знаний и повторения.

(5мин)

Дополнить фразу:

* Мне было интересно…

* Я выполнял задания …

* Я понял, что…

* Я почувствовал, что…

* Было трудно…

* Меня удивило…

* Я сделал вывод, что…

* Мне захотелось…

П-2

П-5

Р-4

К-1

К-5

Л-1

Пр-1

ПР-2

Ценностное отношение к учебному труду

Ценностное отношение к православной культуре

9

 Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

(2мин)

1.Ответить на вопросы на с.39 учебника

2.Прочитать рассказ А.Гайдара «Совесть». Написать аннотацию

3. Представьте, что вы экскурсовод в музее изобразительного искусства. Ваша группа подошла к картине Рембрандта «Возвращение блудного сына». Вам необходимо рассказать о мыслях, чувствах, отношениях героев картины

Запись в дневники

П-5

Р-5

Ценностное отношение к учебному труду

Использованная литература:

  1. Данилюк А.Я.  Программа «Основы религиозных культур и светской этики» 4-5 класс. М « Просвещение» 2012 год.
  2. Кураев А «Основы православной культуры» учебник 4-5 класса М. « Просвещение» 2017 год.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Совесть и раскаяние Урок № 10

Слайд 2

ГЛАЗА ЗЕРКАЛО ДУШИ

Слайд 3

Дуччо ди Буонинсенья Призвание Апостолов Петра и Павла

Слайд 4

ОТРЕЧЕНИЕ ИИСУС СКАЗАЛ ЕМУ: ИСТИННО , истинно ГОВОРЮ ТЕБЕ , ЧТО ныне, В ЭТУ НОЧЬ, ПРЕЖДЕ НЕЖЕЛИ дважды ПРОПОЕТ ПЕТУХ, ТРИЖДЫ ОТРЕЧЕШЬСЯ ОТ МЕНЯ ,

Слайд 5

Гверчино Петр, плачущий перед Мадонной

Слайд 6

Раскаяние Блаженны плачущие...

Слайд 7

Giordano , Luca Слезы Святого Петра

Слайд 8

Александр Исачев Апостол Петр

Слайд 9

Служение Господу

Слайд 10

Служение Господу

Слайд 11

Служение Господу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ОП К на тему "Совесть и раскаяние"

Цель урока: формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние»....

технологическая карта урока по ОРКСЭ тема "Совесть"

сформировать представление обучающихся об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, помочь в осмыслениии нравственного понятия «совесть»....

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Тема урока: «Совесть и раскаяние» , УМК «Перспектива» (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование представление о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.Задачи урокаДидактические:Научить различать добро и зло ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Совесть" (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о понятии «совесть» и о её значении в жизни.Задачи урокаДидактические: 1. Знать сущность пон...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему " Совесть и раскаяние".

Технологическая карта урока по теме "Совесть и раскаяние"....

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания" (УМК "Основы мировых религиозных культур", 4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знания. Цель урока: формирование представлений у обучающихся о появлении понятий «добро» и «зло» в мировых религиях.Задачи урокаПлан...