Фреска и икона
презентация к уроку по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИКОНА - ОБРАЗ с греческого языка
ИКОНА – это изображение или образы священных лиц и событий
Икона – окно в Божий мир
Икона написана красками на доске
Фреска – роспись на стенах храма по сырой штукатурке
Мозаика – изображение из кусочков стекла или камушков
Символ – то, что служит условным знаком понятия, явления или идеи
Нимб (золотой круг) – знак Божией благодати
Иконописец внутреннюю гармонию святого передаёт через гармонию внешнюю
Велум ( по латыне «парус») – занавес на иконе поверх или между зданиями
лицо (лик) и глаза – самое поразительное, что есть в иконе
В ликах проступают мудрость и любовь
свет Одно из имён Бога в Евангелии
Тени на иконах нет - это божий мир, где нет места злу
Икона являет человеку добродетели – любовь, верность, милосердие
Красный угол (от слова «красивый») – полочка с иконами
Ангела вам хранителя!
Предварительный просмотр:
«Основы религиозных культур и светской этики»
Якушевой Валентины Николаевны
учителя начальных классов
МБОУ «СШ № 6»
г. Нижневартовск
Технологическая карта
Предметная область | Основы религиозных культур и светской этики | ||||
Учебный предмет | ОРКСЭ | Класс | 4 | ||
Учебный модуль | «Основы православной культуры» | ||||
Тема урока | «Фреска и Икона» | ||||
Тип урока | Урок открытия новых знаний. | ||||
Планируемые образовательные результаты | |||||
личностные | метапредметные | предметные | |||
1.Осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа. 2.Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. | П. 1.Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков) 2.Строить речевое высказывание в устной форме. 3.Делать выводы на основе анализа объектов. 4.Осуществлять синтез, составлять целое из частей. 5.Обобщать и классифицировать 6.Устанавливать аналогии. Р. 1.Применять и сохранять учебную задачу. 2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 4. Прогнозировать предстоящую работу. К. 1.Уметь слушать собеседника. 2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3.Оформлять свои мысли в устной форме. 4.Договариваться о правилах общения и поведения. 5.Доказывать и аргументировать свою точку зрения, используя Текст.
| - Овладение базовыми знаниями, развитие умения искать, анализировать, сопоставлять события. | |||
Цель урока | Формирование у учащихся представления о православных иконах и фресках. | ||||
Задачи урока | Обучающая: познакомить с особенностями иконописного изображения, понять различия написание иконы и фрески Развивающая: развивать представление о нравственных и духовных ценностях. Воспитывающая: воспитывать уважение к религиозным символам. | ||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Икона, иконописцы, нимб, свеча, фрески, образ Божий, лик, иконостас, церковнославянский язык. | ||||
Средства ИКТ, используемые на уроке | Компьютер, интерактивная доска, презентация. | ||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Учебное пособие «Основы православной культуры», «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, Наглядный и раздаточный материал, презентация (Приложение 1) | ||||
Технология | Технология проблемного обучения, здоровье сберегающая. | ||||
Организационная структура урока | |||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | |||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||
1.Мотивирование к учебной деятельности Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки 4 мин | Диагностика и коррекция эмоционального состояния учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка домашнего задания на тему «Молитва». - Объясните своими словами, как вы понимаете слова молитвы об учении. - Как вы думаете, почему верующие люди стараются следить за своей речью, не употреблять скверных слов и не ругаться? | Личностные: Воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |||
Предлагает вопросы и задания для обсуждения: -Знаете ли вы, что такое искусство? -Приведите примеры произведений искусства _ литературы, живописи, архитектуры. -Как вы считаете, для чего люди создавали произведения искусства? -Как произведения искусства могут влиять на человека? Постановка и формулировка проблемы Предлагает вопросы и задания для обсуждения. -Для чего первые христиане расписывали стены помещений? -Каково главное назначение религиозного искусства? -Как вы думаете, какую роль в жизни православных людей играют иконы и другие произведения религиозного искусства? Просит распределить репродукции на две группы, дать название каждой из них (картины, иконы). Работа в группах, распределяют репродукции, пытаются определить название каждой группы. Вывод: не все изображения одинаковы. Одна часть портреты - Иконы. Другая часть – картины. Обсуждение с учащимися темы урока Формулируют тему урока, ставят задачи, прогнозируют ожидаемые результаты.
| Коммуникативные УУД: Обмениваются мнениями, выражают свою точку зрения. Предметные УУД: умение изложить воспроизвести ранее изученный материал. Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка, внутренняя позиция. Познавательные УУД: Извлечение информации из дополнительных источников, построение логической цепи суждений. Коммуникативные УУД: Умение вести беседу, точно выражать свои мысли. Высказывать и аргументировать свою точку зрения; Слушать и слышать других. Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу. | ||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи | |||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||
8 мин | Сообщение темы урока. Ставит проблемные вопросы и создаёт условия для поиска решения проблемы. Вопросы записаны на доске: Что такое икона? -Что такое фреска? - Что такое лампада? -Что такое «Красный угол» Обсуждение вопросов в группах: -Где можно увидеть иконы и фрески? -Каково их назначение? -Как верующие почитают иконы? -Кому молятся православные христиане стоя перед иконой? Физминутка (сохрание зрения, снятие усталости глаз) | Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности; Составлять план действий по решению проблемы. Личностные УУД: -Ориентация на здоровый образ жизни и бережное отношение к зрению. Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь учителя. | |||
Этап 3. Практикум | |||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||
12 мин | Деятельность ученика: (работа в группах) Выполняют задания, работая с различными источниками информации: 1 группа - со словарём, 2 группа - с учебником, выводят определение, делают запись ответов на цветных листах бумаги. Решают кроссворд ( приложение 1) | Предметные УУД: -Формирование терминологических знаний. Познавательные УУД: -Построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества в группах, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Выражать свои мысли в соответствии с нормами речевого высказывания | |||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | |||||
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД | |||
13 | 7. Действие учителя: Предлагает проверить выполненное задание, сделать выводы и подвести итог Дополнительная информация по каждой группе исследования. Знакомство со знанием цветов на иконе. Деятельность ученика: Каждая группа прикрепляет к большой таблице на доске свои листы с выполненным заданием, дают объяснения. Получается сравнительная таблица. Делают вывод. Проверка выполнения правильности кроссворда через просмотр презентации учителя Презентации учителя - Приложение 2. | Познавательные УУД -Строить речевое высказывание в устной форме. -Умение добывать информацию. -Делать выводы на основе анализа объектов Личностные УУД: Осознание собственных мыслей исходя из внутренней позиции, самооценка. Коммуникативные УУД: -Слушать и понимать других. | |||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание | |||||
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Формируемые УУД | |||
3мин | Действие учителя: Задаёт вопросы: -Что узнали на уроке? -Что смогли понять? Предлагает закончить фразы ПОЗНАКОМИЛСЯ… БЫЛО ИНТЕРЕСНО…. ЗАПОМНИЛОСЬ….. Деятельность ученика: отвечают на вопросы, самостоятельно заканчивают фразы, оценивают свою деятельность. -вновь оценивают своё настроение. | Предметные УУД: -повторное проговаривание терминов и понятий. Регулятивные УУД: -контроль с заданным эталоном. Познавательные УУД: -составление целого высказывания с восполнением недостающих компонентов. Личностные УУД: знание моральных норм. Коммуникативные УУД: -Умение точно и полно выражать свои мысли. | |||
Домашнее задание
| Стр.81 задание №1, 2. Объясните назначение икон и фресок в церкви, объясните, зачем верующие держат в доме иконы. Рассказ об иконе на выбор. |
Приложение 1
Кроссворд
| Ответы
|
По горизонтали:
1.Известный иконописец на Руси.
2.Человек пишущий иконы.
3.Створчатая рама или шкафчик со стеклянной дверцей, куда
помещают иконы.
4.Краска, приготовленная на основе сухих порошковых
натуральных пигментов, которые использовали при написании икон.
По вертикали:
5.Изображение или образы священных лиц.
6.Подвесной светильник, который возжигают перед иконой.
7.Живопись по сырой штукатурке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по программе духовно-нравственного воспитания.Тема: "Икона".."
Конспект урока с презентацией по программе духовно-нравственного воспитания "Истоки"...
Сценарий праздника День Народного Единства и Казанской иконы Божией Матери
Сценарий для 1 класса. Викторина для родителей....
Урок православной культуры. Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона?
На уроках православной культуры школьники получают культурологические знания, необходимые для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ...
Архитектура, фрески, иконопись Киевской Руси.
Презентация к уроку МХК...
Конспект урока "Икона. Картина.Фреска"
Урок разработан для 4 класса общеобразовательного учреждения. Использован учебник А. В. Бородина "Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс." М.: Рус...
Презентация "Иконы. Икона Иоанна Богослова"
В данной презентации дается описание имени Иван, его историческое значение....
Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ "Икона. Виды икон"
Технологическая карта поможет учителю по предмету ОРКСЭ по теме "Икона.Виды икон" провести интересный полный урок. Данная разработка направлена на полное усвоение данной темы, поможет научит...