Культура и религия
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Культура и религия
ХОД УРОКА
- Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Давайте вспомним, какую тему мы проходили на прошлом уроке?
-Как вы понимаете слово «религия»?
(мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок)
-Какие религии считаются традиционными для России?
(православие, ислам, иудаизм, буддизм)
III. Актуализация знаний
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
- У вас на партах карточки со словами (музыка, храм, образование, архитектура, греческие боги, буддизм, добро, скульптура из католического собора).
распределите все слова на две группы по темам:
Слайд 1:
КУЛЬТУРА РЕЛИГИЯ
- В каких группах возникли трудности? Почему? (слова: греческие боги, скульптура из католического собора можно отнести к каждой из групп)
- Почему?
IV. Постановка темы урока, цели и задач:
Слайд 2:
- Сегодня на уроке мы узнаем:
- Что такое культура?
- Как связаны культура и религия?
- Как должен вести себя культурный человек?
V. Изучение нового материала.
1.Что такое культура? Как вы думаете? (высказывания каждой группы)
Слайд 3:
Со словом «культура» связаны такие выражения, как «культурный человек», «культурно вести себя».
Слайд 4:
- Как должен вести себя культурный человек?
Культурный человек везде остаётся культурным.
В толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова сказано, что воспитанный человек-это человек, который умеет хорошо вести себя.
А. П. Чехов: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.»
Каждый человек является частью общества. Если в нашей стране будет больше культурных людей, какой станет наша Родина?
Слайд 5:
Считаешь ли ты себя культурным человеком?
Выберите из списка слова, характеризующие качества культурного человека.
- честность
- аккуратность
- хамство
- вежливость
- жадность
- лживость
- ябедничество
- враньё
- навязчивость
- безразличие
- предательство
- уважение старших
- милосердие
- дружба
Так что же отличает культурного человека?
Прочитайте высказывание. Объясните.
Слайд 5:
Важное
«При каждом проявлении в себе нежелательных качеств следует тотчас же волей пресекать возможность свободного их проявления и обуздывать их. Хороший садовник следит ежедневно за каждым растением в саду» (Б.Н. Абрамов).
В науке есть и другое определение понятия «Культура». Откройте учебник на стр.8 и прочитайте определение.
Культура-это материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории.
- На какие же ценности можно разделить понятие «Культура»?
Слайд 7:
К памятникам культуры мы относим (например):
- предметы повседневной жизни, которые создал человек;
- орудия труда;
- прекрасные дома и большие крепости;
- идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, поэты, музыканты, архитекторы, ученые;
- нравственные нормы поведения человека;
- религия
Слайд 8:
Определите в группе, какие изображения демонстрируют материальную культуру, а какие – духовную.
Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с РЕЛИГИЕЙ, они необходимы для ее существования.
В этом помогают достижения в АРХИТЕКТУРЕ, СКУЛЬПТУРЕ, ЖИВОПИСИ, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ.
Слайд 9:
Архитектура – искусство строительства зданий и сооружений.
Скульптура –изображение делается в объеме.
Декоративно-прикладное искусство – искусство создания и украшения различных предметов, в том числе и религиозных.
Живопись – это искусство, в котором главное – цвет, цветовые сочетания
Слайды 10-11:
Искусство архитектуры обеспечивает специальное здание для проведения религиозных ритуалов
Слайды 12:
Искусство скульптуры создавало и создает статуи богов и святых
Слайды 13-14:
Искусство живописи часто отражает религиозные сюжеты в своих картинах
Слайды 15-18:
Декоративно-прикладное искусство создает ритуальные религиозные предметы
Слайд 19:
МУЗЫКА – это тоже часть культуры, ее духовная составляющая.
В ряде религий во время ритуальных обрядов используется МУЗЫКА, поэтому многие музыкальные произведения тоже были связаны с религией.
И сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты. (прослушивание музыкального произведения на усмотрение учителя.)
Слайд 20:
Религия нашла свое отражение и в языке, на котором мы с вами разговариваем, в часто употребляемых выражениях, в нашем повседневном поведении.
«Олух царя небесного»
«Запретный плод сладок»
«Начнем, пожалуй, помолясь»
«Ну, с Божьей помощью!»
«На Бога надейся, но и сам не оплошай»
«Ну прямо божья благодать!»
«Живу как в раю!»
«Свято место пусто не бывает»
«Креста на тебе нет!»
Выберите одно из высказываний, обсудите в группе и объясните его.
V. Подведение итогов.
Вспомните начало нашего урока. С какой проблемой вы столкнулись?
Можно ли сказать, что культура и религия связаны и не существуют по отдельности? Посовещайтесь и попробуйте объяснить.
Итак, религия – форма культуры, в которой находят свое выражение красота, добро, истина и справедливость – те духовные ценности, к которым человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре.
- Давайте подумаем, почему одни религии называются мировыми, а другие – национальными?
VI. Домашнее задание. Слайд 21-22:
1.Продолжите предложение, напишите мини сочинение.
1. Добрый человек — это тот, кто...
2. Злой человек — это тот, кто...
3. Честный человек — это тот, кто...
4. Правдивый человек — это тот, кто...
5. Жестокий человек — это тот, кто...
6. Грубый человек — это тот, кто...
2. Из приведенных ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся. Объясни.
Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа.
VII. Рефлексия.
- Ребята, если ваша группа работала слаженно, справилась со всеми заданиями, сумела преодолеть совместные трудности, тогда возьмитесь за руки и «зажгите фонарик дружбы».
- Спасибо за сотрудничество на уроке!
Культура и религия
1.Распределите слова на две группы по темам:
музыка, храм, образование, архитектура, греческие боги, буддизм, добро, скульптура из католического собора
КУЛЬТУРА РЕЛИГИЯ
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Считаешь ли ты себя культурным человеком? Выберите из списка слова, характеризующие качества культурного человека. Подчеркни их:
- честность
- аккуратность
- хамство
- вежливость
- жадность
- лживость
- ябедничество
- враньё
- навязчивость
- безразличие
- предательство
- уважение старших
- милосердие
- дружба
3. Определите, какие изображения демонстрируют материальную культуру, а какие – духовную.
4.Продолжи предложения:
1. Добрый человек — это тот, кто ___________________________________
__________________________________________________________________
2. Злой человек — это тот, кто_______________________________________
__________________________________________________________________
3. Честный человек — это тот, кто __________________________________
__________________________________________________________________
4. Правдивый человек — это тот, кто ________________________________
__________________________________________________________________
5. Жестокий человек — это тот, кто _________________________________
__________________________________________________________________
6. Грубый человек — это тот, кто ____________________________________
__________________________________________________________________
5. Из приведенных ниже прилагательных выпиши те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся. Объясни.
Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Религия нашла свое отражение и в языке, на котором мы разговариваем, в часто употребляемых выражениях, в нашем повседневном поведении. Нарисуй рисунок к одному из них:
«Олух царя небесного»
«Запретный плод сладок»
«Начнем, пожалуй, помолясь»
«Ну, с Божьей помощью!»
«На Бога надейся, но и сам не оплошай»
«Ну прямо божья благодать!»
«Живу как в раю!»
«Свято место пусто не бывает»
музыка,
храм,
образование, архитектура, греческие боги, буддизм,
добро,
скульптура из католического собора
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Культура и религия" по курсу ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур)
Цель данного урока: формирование у учащихся общих представлений о религиозных культурах. На уроке разъясняется значение слова "религия", происходит знакомство с многообразием религиозных культур и тра...
Конспект урока "Культура и религия" модуля "Основы православной культуры"
Методическая разработка урока учебной дисциплины ОРКСЭ модуля "Православная культура по теме "Культура и религия"...
Конспект урока по основам православной культуры "Культура и религия" 4 класс
Второй урок курса ОПК. Дети знакомятся с понятиями "культура", "религия", "православие"....
Конспект урока по теме "Культура и религия" . Модуль "Основы православной культуры"
Конспект урока с презентацией по ОРКСЭ 4 класс по теме "Культура и религия"...
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»...
Методическая разработка (тест) Тема «Культура и религия» (Модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Тест по ОРКСЭ по теме "Культура и религия". 4 класс....
Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" Тема "Культура и религия"
Данный урок относится к курсу "ОРКСЭ" в 4 классе, модуль "Основы православной культуры", тема "Культура и религия". На этом уроке учащиеся познакомятся с понятиями "...