Технологическая карта урока окружающего мира "Если хочешь быть здоров"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Булыгина Наталья Евгеньевна

Урок окружающего мира во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_2.odt38.41 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРУ

Дата

19.01.2021

Учитель:

Булыгина Наталья Евгеньевна

Класс:

2

Программа:

«Школа России», преподавание ведется по учебнику «Окружающий мир»,

автор А. А. Плешаков

Предмет:

Окружающий мир

Тема урока:

Если хочешь быть здоров

Тип урока:

Урок открытия нового знания

Цель:

  1.  Формирование представлений о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.

 Задачи:

• Систематизировать и расширить знания учащихся о правилах здорового образа жизни;

• Создать условия для понимания учащимися необходимости соблюдения этих правил.

• Способствовать развитию навыков сотрудничества, умения вести диалог.

Планируемые результаты(предметные)

• Правильно строить режим дня;

• Понимать роль правильного питания в жизнедеятельности организма;

• Знать и соблюдать правила гигиены.

Личностные результаты

Создать условия для формирования правильного взгляда на здоровый образ жизни и выполнения правил личной гигиены.

Основные методы:

 объяснение, беседа; демонстрация презентации.

 Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная,  индивидуальная, парная, групповая,

Ресурсы обеспечения

Плешаков А. А. Учебник и рабочая тетрадь 2 класс,  компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Если хочешь быть здоров», видеоролики : мультфильм «Смешарики. Личная гигиена», детская песенка про З,О,Ж, видео с физкультминуткой; запись песни «Закаляйся, если хочешь быть здоров.»

Оборудование:

карточки с цифрами на каждого ученика, карточки с пословицами, текст телеграммы от Карлсона, влажные салфетки, сигнальные карточки, смайлики для оценки.

                                                                                               

                                                                                         Ход  урока

Этап урока

Содержание учебного

материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

(УУД)

1. Организационный момент

Приветствие, посадка учащихся

-Здравствуйте!
Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
-Здравствуйте!
Скажем мы новому дню!
Здоровья желаем всем и всему!

Демонстрируют готовность к уроку

Л: самоорганизация

2. Актуализация знаний.

Выполнение теста об органах человека при помощи карточек с цифрами и таблицы-схемы

- На предыдущем уроке, мы с вами познакомились с органами человека. Давайте, проверим ваши знания.

( На столах цифры – дети поднимают нужную)             (Приложение 1)

1. Этот орган размером немногим больше кулака непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь в сосуды.

1) легкие; 2) желудок; 3) сердце.

2. Этот орган заведует нашими мыслями и чувствами, следит за работой главных внутренних органов - сердца и легких. За это его называют «главным командным пунктом организма.

1) печень; 2) мозг; 3) кишечник.

3. Этот орган похож на две розовые губки. С помощью его человек дышит.

1) легкие;  2) мозг;   3) сердце.

4. В этом органе выделятся кислый сок, который способен переварить большую часть пищи. Этот орган называют главным отделением «внутренней кухни».

1) кишечник;   2) желудок;  3) печень.

5. Этот орган похож на длинный извилистый коридор. Пища в нем окончательно переваривается, превращается в прозрачные растворы и впитывается в кровь.

1) желудок;  2) печень;   3) кишечник.

(Проверяется и поясняется каждое задание.)

- Молодцы, почти все справились с работой на «отлично»!

- Давайте ещё раз вспомним и покажем, где эти органы находятся . (Слайд 2)

3 сердце

 

2 мозг

1 легкие

желудок

3 кишечник

Обучающиеся по таблице-схеме показывают органы

П: установление причинно-следственных связей

К: умение слушать, слышать и понимать речь выступающего

Р: контроль собственных действий

3.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Песня «Если хочешь быть здоров»

Беседа о здоровье и его укреплении

Чтение темы и задач урока в учебнике

-В самом начале урока мы с вами говорили друг другу «здравствуйте», а это значит, что   желали всем…

-В народе говорят: «Здоровому – всё здорово» (Слайд 3). Здоровый человек красив, он легко преодолевает трудности, с ним приятно общаться. Он умеет по-настоящему и работать, и отдыхать. Послушайте песню.

(Звучит песня «Если хочешь быть здоров»)

- Ребята, скажите, о чём эта песня?

-Почему очень важно беречь и укреплять здоровье?

- А может из вас кто – то уже догадался, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?    

 - Какова же тема?

- А как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы быть здоровым?
-  Давайте совместно попробуем сформулировать цель и задачи урока!

 -Откройте учебник на стр. 8. Тема нашего урока «Если хочешь быть здоров»                          - Какие учебные задачи мы поставим перед собой?                                                                  - Прочитайте, что говорит Муравьишка про учебные задачи ?

-Здоровья!

Ответы детей

-Чтобы быть здоровым.

- О здоровье.

 -Если хочешь быть здоров.

-Соблюдать какие-то правила.

Ответы детей

Чтение в учебнике

П: выявлять существенное:

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

 4. Первичное усвоение нового знания

Беседа о здоровом человеке и его здоровье

Рассказ о режиме дня

Работа с учебником

Игра – «Помоги Незнайке составить режим дня»

Работа в тетради  

Физкультминутка

Телеграмма от Карлсона

Рассказ о правильном питании

 Игра «Полезные  и  вредные  продукты»

Работа с учебником

Задание 1.Работа в парах. (надо договориться кто за что отвечает…).

Работа в тетради

Просмотр мультфильма «Смешарики. Личная гигиена»

Опыт с влажной салфеткой

Работа с учебником

Задание «Закончи предложения»

Загадка про зубы

Работа с учебником

Работа в тетради

-А задумывались ли вы, почему при встрече люди желают друг другу здоровья? Правильно. Потому что здоровье человека – это главная ценность жизни каждого из нас. Его нельзя купить ни за какие деньги и ценности. И что уже давно доказано, его нужно беречь с самого первого дня появления на свет. Сначала о вас заботятся родители, но вы растёте и уже каждый из вас сейчас должен задуматься, как не навредить своему здоровью.

-Как называют человека, у которого ничего не болит?

-Пожалуйста, поднимите руку тот, кто ни разу не болел?

-А кто болел 1 раз?

-А кто болел 2 раза?

-Посмотрите, мы привыкли к тому, что человеку естественно болеть! А ведь это неверная установка. Давайте попробуем изменить установку и запомним: человеку естественно быть здоровым! Учёные считают, что человек должен жить 150 – 200 лет. Так, древние греки считали, что если умереть в 70 лет, значит умереть в колыбели.

-Итак, здоровье – это самое большое богатство, какое только может иметь человек. Один учёный сказал: «Здоровье – это вершина, на которую каждый должен подняться сам».

-Здоровье — это наше богатство , а любое богатство нужно беречь, иначе можно его потерять.  А как нам сберечь, сохранить своё здоровье?

 -Сегодня мы поговорим о том, как сохранить своё здоровье, а помогут нам в этом наши помощники — Ступеньки здоровья. (Слайд 4)

Режим дня

-И первый наш помощник – это режим дня. Соблюдать режим дня — это очень важно для здоровья. Слово «режим» - французское, оно означает «точно установленный порядок жизни. Режим дня — это умение управлять своим временем. (Слайд 5)

- Чтобы быть здоровым, необходимо соблюдать режим дня. Давайте прочитаем определение режима дня в учебнике. (Слайд 6)

 - Посмотрите, какой режим дня был у мальчика Серёжи? (Стр. 8)

 - Что делал Серёжа после того, как проснулся?

 - Что он забыл сделать?

- А кто из вас соблюдает режим дня?

-А вот сейчас мы проверим. Предлагаю игру – «Помоги Незнайке составить режим дня». (Слайд 7)

- Режим дня, который вы прочитали на слайде примерный. Он может немного меняться. Например, вы раньше пришли из школы или легли позже спать, если к вам в дом пришли гости. Дома вы составите в рабочей тетради свой режим.

-Ребята, при составлении режима дня необходимо, чтобы учеба или работа сменялась отдыхом, чтобы не менее 2 ч в день вы проводили на свежем воздухе, не менее трех раз в день кушали (желательно в одно и то же время), спали 8-9 ч, просыпались и ложились спать в одно и то же время. Режим дня - это один из наших помощников в сохранении здоровья.

                                                                                                                             

Выполнение задания 1 в рабочей тетради на с. 5

(Слайд 8)

 - Какое правило надо соблюдать, чтобы сохранить здоровье? Я думаю, что вы постараетесь соблюдать режим дня.

- Продолжаем дальше идти к нашей вершине – здоровья.

Физкультура и спорт

-Что обязательно нужно делать, чтобы быть сильным, ловким, выносливым и главное обладать крепким здоровьем? 

Вот у нас появляется вторая ступенька, ведущая к сохранению здоровья «Физкультура и спорт» (Слайд 9)

(Слайд 10) Видеоролик с физкультминуткой

Правильное питание

- Ребята, сегодня к вам на урок хотел придти один сказочный персонаж, но к сожалению не смог. Как вы считаете, что с ним могло случиться?

-Почему он мог заболеть?

-Давайте прочитаем телеграмму, которую он нам прислал.

«Дорогие ребята! Я очень забочусь о своем здоровье: ем только вкусные продукты- конфеты, чипсы, мороженное и варенье, сплю до самого обеда, никогда не делаю зарядку и старюсь меньше мыть руки и чистить зубы. Я живу высоко на крыше и вижу, что многие ребята поступают как я. Но не смотря на это, я все -равно заболел. Не ждите меня, я буду лечиться. Ваш …( кто это?) Карлсон.

-Правильно ли питался Карлсон?

- Каким должно быть питание?

-Вот у нас появляется третья ступенька, ведущая к сохранению здоровья «Правильное питание». (Слайд 11)

-Правильное питание – это разнообразное питание. Для жизни человеку необходимы питательные вещества, которые находятся в разных продуктах питания. Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Если есть возможность, старайтесь больше употреблять овощей и фруктов, пейте молоко и кефир, ешьте творог, поменьше употребляйте сладкого, жирного и соленого. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням. Есть лучше всего в одно и тоже время, желательно 4-5 раз в день, но никак не меньше трех раз. И будете здоровы!

- Давайте  поиграем  в  игру «Полезные  и  вредные  продукты». Если  вы  считаете  продукт  полезным – хлопаем,  вредным - топаем. (Рыба,  кефир,  чипсы,   пепси,  геркулес,  торт,  жирное  мясо,  лук,  капуста,  подсолнечное  масло,   конфеты, яблоки.)

- Зачем человек ест? Без еды человек не может долго прожить – около месяца, еда человеку необходима в течение всей жизни. Пища даёт организму энергию, необходимую для работы мышц, сердца, мозга и других органов. При недостатке пищи человек слабеет. Тот, кто не садится вовремя есть или, наоборот, постоянно что-то жуёт (конфету, булочку, печенье), портит аппетит и нарушает правильное пищеварение, его нормальный ритм.

-Как человек получает продукты?  Человек получает пищу благодаря растениям и животным. Поэтому продукты бывают животного и растительного происхождения.

Чтение текста (стр. 9). «Как правильно питаться».

(Слайд 12)

- Рассмотрите фотографии  на стр. 9 и правильно распределите продукты по группам.

-Работу проводим в парах. Помните о главном правиле работы в парах: это уметь договариваться. Проверка по сигнальным карточкам. Приложение 3

- А сейчас я усложню задание. Откройте тетради на стр. 6-7, найдите 3 задание. (Слайд 13)

-Какой вывод мы можем сделать?

- Так что значит правильное питание?  (Слайд 14)

-Какое условие для сохранения здоровья мы вывели? 

-Молодцы! Продолжаем дальше идти к нашей вершине – здоровья.

Личная гигиена

-Ребята! Сейчас мы с вами посмотрим небольшой мультфильм.

Мультфильм про Кроша. «Смешарики. Личная гигиена»

-Почему у Кроша заболел живот? Что может попасть в организм человека вместе с грязью?

- Одна из причин болезней живота — грязные руки.

- Ребята, вы сегодня грязную работу делали? Может быть в саду землю копали? Может быть пересаживали цветы?

- А давайте проверим чистые ли у вас руки сейчас? У вас на столе лежат влажные салфетки. Достаньте их и протрите свои руки. Какой стала салфетка?

- На ней грязь, которая была у вас на руках.

- А сейчас я вам покажу, что находится у вас на руках, если мы их не помоем. Это мы увидим при помощи микроскопа. Посмотрим, как выглядят микробы в увеличенном виде. (Слайд 15)

- Какой вывод мы сделаем из увиденного? А то вся грязь с рук попадет к нам в животики.

- Фрукты и овощи обязательно нужно мыть. Иначе могут заболеть могут те, которые не соблюдают правила личной гигиены.

 Вот  появляется следующая ступенька к здоровью «Личная гигиена». 

(Слайд 16)

-Ещё одно условие сохранения здоровья — соблюдать правила личной гигиены.

- Рассмотрите фотографии на стр. 10 учебника и подумайте, какие из этих предметов у каждого человека должны быть личные, а какими могут пользоваться все члены семьи? (Слайд 17)

-Важно соблюдать правила личной гигиены.

-А как вы их усвоили, мы сейчас проверим. Нужно закончить предложения, которые вы прочитали в учебнике.

1) Перед едой, после прихода с улицы, игры с животными, посещения туалета нужно …

2) Утром и перед сном надо …

3) Перед сном необходимо …

4) Не реже одного раза в неделю нужно …

- Какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить здоровье? Слайд 18)

-Продолжаем дальше идти к нашей вершине  здоровья.

 Уход за зубами

-А теперь подумайте, о чём идёт речь? Отгадайте загадку.

Когда мы едим – они работают,

Когда не едим – они отдыхают,

Не будем их чистить –

Они заболеют. (Зубы). 

( Слайд19)

- Какие зубы лучше: здоровые или больные? Почему?

- Здоровые зубы прекрасно измельчают пищу во рту. Больные зубы делают это гораздо хуже. Плохо пережеванная пища переваривается с трудом. Желудок над такой пищей трудится в несколько раз дольше, меньше отдыхает и начинает болеть. Поэтому пищу надо пережевывать не спеша, тщательно. Здоровые зубы помогают нам правильно и красиво говорить, украшают улыбку человека.

- Как сохранить зубы здоровыми? Давайте познакомимся с правилами ухода за зубами на стр. 11 текст «Как ухаживать за зубами». (Слайд 20)

-Вот  появляется следующая ступенька к здоровью «Уход за зубами». ( Слайд 21)

-Ребята, я думаю, что вы хорошо запомнили все правила и будете их обязательно выполнять.

- Проверим себя. Выполним задание в тетради стр. 7 № 6. (Слайд 22)

- Не менее двух раз в год нужно проверять зубы у врача. К какому врачу нужно обратиться, если возникли проблемы с зубами?

 Какое условие для сохранения здоровья мы вывели?

Ответы детей

-Здоровым.

Обучающиеся поднимают руки

Ученица читает стихотворение

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть,

И раньше, чем звенит звонок,

За парту в школе сесть.

Ответы детей

- Обед после уроков в школе, прогулка, приготовление домашнего задания, ужин.

Ответы детей

Обучающиеся составляют режим дня

Обучающиеся выполняют задание 1 в рабочей тетради

- Заниматься физкультурой, спортом, закаляться…

Выполняют показанные движения

Ответы детей

- Карлсон.

- Правильным.

Выполняют нужные движения

Читают текст  и выполняют задание

Выполняют задание в тетради

Ответы детей

 - Правильное питание – это разнообразное питание.

- Правильно питаться

- Ел морковь грязной.

- Микробы.

-Нет.

-Серой, грязной, уже не такой белой как была.

-Нужно мыть руки, особенно перед едой.

Ответы детей

Обучающиеся заканчивают предложения

 - Правила личной гигиены.

Отгадывают загадку

-Здоровые.

Читают текст на стр.11

Выполняют задание 6 в рабочей тетради

- К стоматологу.

-  Беречь зубы.

П: формирование обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений);

преобразование учебного материала, действия;

выявлять существенное

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;

понимать и объяснять информацию, представленную в виде схем, уметь выделять существенные признаки, разбивать на группы по признакам, выполнять анализ, синтез, выполнять

действия по алгоритму.

Р: поиск информации в предложенных источниках;

умение удерживать учебную задачу, умение сличать с эталоном, проверять, исправлять свою работу. 

К: умение строить монологическое высказывание, умение договариваться для решения совместных задач;

допускать возможность различных точек зрения

5. Первичное закрепление.

Работа со схемой-лесенкой

Работа в учебнике на стр. 11

Задание «Собери пословицы»

Работа в группах.

- Какие правила вы теперь будете соблюдать, чтобы сохранить здоровье?

-Чтобы вы посоветовали своим младшим сестрам и братьям?  

- Давайте посмотрим на нашу лесенку (схему). Назовите наших помощников в сохранении здоровья.

( Слайд 23)

-Что вы будете делать, чтобы сохранить здоровье?

-Прочтите вывод Мудрой черепахи на с. 11 ( Слайд 24)

-Мудрые люди свои мысли  заключали в пословицы. Есть много пословиц  про наше здоровье. Попробуйте восстановить пословицы.

Работа в группах. Каждая группа получает карточку с пословицей и несколько вариантов ответов.

Приложение 3

Заслушиваются ответы детей и проверка . ( Слайд 25)

-О чем эти пословицы?

Ответы детей

- Режим дня, личная гигиена, физкультура и спорт, правильное питание, уход за зубами.

Ответы детей

Чтение вывода

Группами собирают пословицы

Ответы детей

П: поиск информации в предложенных источниках,

Самоопределение к деятельности

К: формулировать собственное мнение и позицию;

6.  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Запись заданий в дневники

В учебнике перечитать материал на стр. 8 – 11. В рабочей тетради выполнить задания 2 и 5 на стр. 5-7

П: умение структурировать знания; оценивание процессов и результатов деятельности

 Р: волевая саморегу-ляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Видеоролик о здоровом образе жизни

-Получили вы сегодня ответы на свои вопросы? Выполнили цели урока?

Видеоролик о здоровом образе жизни.

- А сейчас, ребята, те, кто бережёт своё здоровья, соблюдает все правила по укреплению своего здоровья, покажет зелёный свет на сигнальной карточке. А те, кто считает, что не нужно беречь его, ему это ни к чему, тот покажет красный.

Приложение 4.

- Покажите, какое настроение у вас после урока.

 Приложение 5.

Ответы детей

Смотрят видеоролик

Оценивают себя сигнальной карточкой

Показывают своё настроение смайликом

К: строить сообщения в устной и письменной форме

Л: участвовать в поведении итогов урока;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок здоровья."Если хочешь быть здоров!"

Урок предназначен для учащихся 2 класса....

Технологическая карта урока ОМ "Если хочешь быть здоров" 2 класс

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Если хочешь быть здоров»Цели урока: вместе с учащимися определить условия сохранения и укрепления здоровья; воспитывать стремление соблюдать эти правила...

Урок – игра «Если хочешь быть здоров…»

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности. Здоровье - величайшая ценность человека. Убедить ребёнка: заботиться о своём здоровье - вот цель данного курса занятий. Посредством  иг...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Будь здоров!»

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся навыков здорового образа жизни.Задачи:1.Образовательная: формировать представления у детей об основных правилах личной гигиены и убеждения в их ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным"

Представлена технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным". Может быть использована для проведения урока в 4классе для обучающихся с ОВЗ (программа 7.2). Соответствует уроку ...

Технологическая карта урока окружающего мира "Если хочешь быть здоровым", 2 класс

Тема урока: «Если хочешь быть здоровым»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: вместе с учащимися определить условия сохранения и укрепления здоровья; Задачи урокаД...

Технологическая карта урока окружающего мира «Декоративное творчество народов, которое воплотилось в одежде, предметах быта, игрушках» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель деятельности учителя:формирование представлений о декоративном творчестве народов Российской Федерации.Задачи урока:Дидактические:1) формирование представлений о великих культурных ценностях наро...