Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным"
учебно-методический материал по орксэ (4 класс)

Рыжова Марина Викторовна

Представлена технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным". Может быть использована для проведения урока в 4классе для обучающихся с ОВЗ (программа 7.2). Соответствует уроку по ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_k_seminaru_po_orkse.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» в 4 классе

Тема

Что значит быть моральным?

Тип урока

урок систематизации знаний

Цель урока

актуализация и закрепление знаний и навыков обучающихся, приобретенных на уроках модуля «Основы светской этики»

Задачи урока

образовательные

коррекционно-развивающие

воспитательные

  • повторение и закрепление изученных понятий;
  • создание условий для формирования у обучающихся осознанного отношения к своим поступкам, размышлений учащихся об осознанном отношении к нормам морали;
  • формирование умения обучающихся применять на практике изучаемый материал
  • создание условий для развития таких аналитических способностей обучающихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • восполнение пробелов в знаниях
  • содействование повышению уровня мотивации обучающихся на уроках через средства обучения;
  • создание ситуации успешности для каждого ученика

Планируемые образовательные результаты

предметные

метапредметные

личностные

Ученик научиться:

  • различать моральные и аморальные поступки людей, давать им оценку;
  • ориентироваться в способах построения и проверки своих предположений.

Ученик получит возможность научиться:

  • развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
  • устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями.

 Регулятивные:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место;
  • проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные:

  • отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самому задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике;
  • наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные:

  • умение слушать и слышать;
  • выражать свои мысли и выступать перед аудиторией, умение строить монологическое высказывание;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
  • мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Используемые технологии

Технология адаптивного обучения, педагогика сотрудничества, метод художественно-педагогической драматургии

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация в POWER POINT

Универсальные (компьютер, проектор, интерактивная доска)

Методическое описание использования ЦОР на уроке

Демонстрационная

Учебно-методическое обеспечение

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013. – 63 с.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на работу.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте.

  1. Постановка цели и учебной задачи

Напоминает обучающимся об изученных понятиях с помощью вопросов.

Уточняет понимание детьми понятий с помощью карточек.

Анализируют изученную информацию, выделяют ее основные смысловые единицы.

Формулируют понятия.

  1. Актуализация знаний

Предлагает обучающимся ответить на вопрос в учебнике на с.34.

- Что значит быть моральным?

Открывают учебник на с.34. Озвучивают вопрос на с. 34 учебника.

Формулируют тему урока. Отвечают на заданный вопрос.

  1. Обобщение и систематизация знаний

Предлагает обучающимся сравнить озвученные ответы с учебником.

Подводит обучающихся к цели урока.

Читают первый абзац на с.34.

Формулируют цель урока.

Подготовка обучающихся к обобщенной деятельности

- Как вы думаете, в каких ситуациях проявляются ярче моральные качества человека?

- События, которые помогут нам ответить на ключевой вопрос урока, произошли давно, в древнеримском городе Помпеи.

Рассказывает об истории гибели Помпеи. В качестве иллюстрации используется репродукция картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи».

Размышляют, озвучивают свои ответы.

Рассматривают репродукцию на слайде, слушают рассказ учителя.

Воспроизведение на новом уровне

- Как, по-вашему, развивались события дальше и как вели себя люди во время этого страшного события?

- Какие совершали поступки по отношению друг к другу?

Предлагает подумать, сколько человек спасают себя, а сколько – других.

Высказывают свои предположения.

Например:

- Бегут, никого не замечая, только бы спастись самому.

- Помогают слабым выбраться из-под обломков.

- Спасают самых близких.

- Спасают слабых, подвергая себя риску.

- Спасают себя, перешагивая через больных и раненных …

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации

- Как определить, насколько человек нравственный? Что значит быть моральным?

Демонстрирует вновь слайд с репродукцией картины К. Брюллова «Последний день Помпеи».

- Рассмотрите картину русского художника Карла Брюллова, который отобразил свое видение того, как люди вели себя во время страшного события – извержения вулкана Везувия.

- Как вы думаете, люди знают о том, что все они погибнут?

- Показывает ли художник путь спасения для людей на картине?

- Как ведут себя люди? Подтвердились ли ваши предположения?

- Обратите внимание на следующие фрагменты картины:

Демонстрирует слайды с фрагментами репродукции картины К. Брюллова «Последний день Помпеи».

  1. Взрослые дети спасают больного отца.
  2. Жених спасает свою невесту.
  3. Родители с детьми. Человек в белом плаще.
  4. Художник спасает краски, которые для него являются целым миром.
  5. Мать и дитя (маленький ребенок пытается поднять свою мать, не понимая, что она погибла).
  6. Всадник спасает из-под обломков своего коня.

Демонстрирует вновь слайд с репродукцией картины К. Брюллова «Последний день Помпеи» целиком.

- Почему большая часть людей спасает других, а не себя?

Можете ли вы определить, кто из этих людей нравственный, а кто безнравственный?

Проводит параллель с ранее изученным материалом (обращает внимание обучающихся на доску, где висят карточки с изученными понятиями).

- Какие моральные качества проявили герои этой картины?

- Какие, на ваш взгляд, моральные качества художник выделяет как самые главные для человека?

Размышляют, озвучивают свои ответы.

Рассматривают репродукцию на слайде.

Отвечают на вопросы, заданные учителем.

Рассматривают фрагменты репродукции на слайдах.

Отвечают на вопросы, заданные учителем.

Размышляют, озвучивают свои ответы.

  1. Контроль усвоения

Организует итоговую деятельность урока.

- Кто может заставить человека поступать так, как он не хочет?

Предлагает обучающимся сравнить озвученные ответы с учебником на с.35.

Размышляют, озвучивают свои ответы.

Читают третий абзац на с.35.

  1. Итоги урока. Рефлексия

Организует беседу, связывая результаты урока с его целью.

Читают последний абзац на с.35.

Осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Источники:

  • Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013. – 63 с.
  • Основы светской этики. 4 класс: система уроков. УМК «Основы религиозных культур и светской этики»/авт.-сост. А.В. Ковальчукова, Л.П. Совина. – Волгоград: Учитель, 2016. – 166 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"

Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...

Технологические карты уроков "Если хочешь быть здоров" 2 класс

Режим дня, правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья....

Технологическая карта урока ОРКСЭ : «Чтобы быть коллективом» (УМК " Школа России", 4 класс)

Технологическая карта урока ОРКСЭ : «Чтобы быть коллективом»Тип урока: «открытие» нового знания»Цель урока: формирование у школьников понятия «коллектив...

Технологическая карта урока "Если хочешь быть здоров"

Технологическая карта урока  по окружающему миру "Если хочешь быть здоров"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным?" (Учебник ОРКСЭ 4-5 класс)

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение моральных норм и ценностей современного общества.Задачи урока:Дидактические:Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовн...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Свобода и моральный выбор человека" (учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о свободе, моральном выборе и конфликте, их связиЗадачи урокаДидактические:1.   познакомит...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Чтобы быть коллективом» (УМК «Просвещение», 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о коллективе.Планируемые результатыПредметные:1.  Формирование позиции «Чтобы быть коллективом».2.  Формирование умений устан...