РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Основы религиозных культур и светской этики». 4 «Б» класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4 Б и В класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 года, годовым календарным графиком и учебным планом школы, Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, фундаментального ядра содержания общего образования и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики» Н.Ф. Виноградовой. В. «Вентана-Граф», 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
religiya.docx | 37.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Большеалабухская средняя общеобразовательная школа
Грибановского муниципального района, Воронежской области
«Согласовано» Заместитель директора по УР МКОУ Большеалабухской СОШ ___________Юрченко С.В. «_» ____ 20 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ Большеалабухской СОШ ____________ И.М.Крутоголовова Приказ № ____ от «__»______20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».
4 «Б» класс
Составил учитель: Волокитина Наталия Владимировна
ВВК
с. Большие Алабухи,2020г.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4 Б и В класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 года, годовым календарным графиком и учебным планом школы, Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, фундаментального ядра содержания общего образования и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики» Н.Ф. Виноградовой. В. «Вентана-Граф», 2014
Цель учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.
Цель курса «Основы светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной культурной традиции.
Задачи учебного курса:
- Знакомство обучающихся с основами светской этики;
- Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
- Формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- Развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Авторская программа составлена без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования.
Состав участников программы
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана для обучающихся 4 «Б» класса. Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы светской этики 4 класс» - изучается обучающимся 4 классов с их согласия и по выбору родителей или лиц, их заменяющих.
Настоящая программа включает следующие разделы:
- Общая характеристика учебного предмета.
- Место учебного предмета в учебном плане.
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
- Содержание учебного курса.
- Тематическое планирование.
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.
- Планируемые результаты.
2. Общая характеристика учебного курса.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическими и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимания их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - является объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- Общая историческая судьба народов России;
- Единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.
3. Место комплексного учебного курса в учебном плане.
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 0,5 часа в неделю (раз в 2 недели), 18 часов в год в 4 классе.
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Предметными результатами изучения ОРКСЭ являются:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
учебного предмета.
- Содержание учебного курса «Основы светской этики»
Чему учит этика. Человек как член общества. Нравственная ответственность перед другими людьми, обществом, государством, самим собой. Истоки этики.
Этика светская и религиозная. Сходство и различия между ними. Нравы, нравственность, мораль, добродетели (общая характеристика). Доброе отношение и уважение к представителям разных религий.
Любовь к Родине — высшее нравственное чувство. Семья — первая любовь человека.Дом согревает не печь, а любовь и согласие. Семейные отношения.
Труд на благо Родины. Зачем человек трудится? Верность делу, трудолюбие, ответственность — нравственные качества человека. Общественно полезный труд. Примеры трудовой доблести граждан России. Самоотверженность.
Защита Родины — долг гражданина! Патриотизм как проявление любви к Родине. Примеры патриотизма российских граждан (страницы истории). Нравственные качества,присущие патриоту: чувство долга, справедливость, мужество, смелость. Воинская честь и доблесть.
Человек и природа. Природа — естественная среда обитания человека. Бережное отношение к природе — показатель культуры и нравственности человека.
О добродетелях и пороках. Добродетели и пороки. Добродетель как правильный склад человеческой души, нравственная красота. Порок как противоположность добродетели. Добродетели характера: умение и желание поступать в соответствии с общественными нормами. Сострадание и равнодушие. Щедрость и милосердие. Бескорыстие. Благотворительность. Справедливость. Честность как нежелание совершать подлые поступки, обманывать, лгать, приспосабливаться к любым обстоятельствам. Порядочность как проявление честности, невозможность совершать аморальные поступки. Жадность — недостойное качество человека. Зависть — путь к вражде. Доброта, доброжелательность, терпимость, отзывчивость — качества гуманного человека.Совесть — наших дел свидетель и судья! Совесть как ответственность за свои поступки и нравственный выбор. «Разговор с совестью» — путь нравственного самосовершенствования. Стыд — эмоциональная оценка своих проступков.
Поговорим об этикете. Этикетное поведение как выполнение установленных норм и правил в различных ситуациях. Этикет общения: правила поведения во время разговора с незнакомыми, близкими, старшими, малышами. Соблюдение этикета в общественных местах, учреждениях культуры, в гостях. Деловой этикет школьника. История развития этикета в России. Первые книги об этикете в России. Этикет внешнего вида, одежды. Как вести себя в гостях. Правила столового этикета. Праздник как одна из форм исторической памяти.
Проектная деятельность: сообщения, доклады, презентации на темы, предложенные учителем.
- Тематическое планирование.
№ | Название раздела. | Количество часов |
1. | Россия – страна, объединившая народы. | 5 |
2. | Многообразие культур народов России. | 4 |
3. | Народные и религиозные праздники. | 5 |
4. | Какие ценности есть у человечества. | 4 |
Итого: | 18 часов |
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Для реализации программного содержания используется:
Для учеников:
- Виноградова Н.Ф. «Основы религиозных культур и светской этики.4 класс» в 2-х частях: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2017
- Виноградова Н.Ф. Основы религиозных культур и светской этики: 4 класс: рабочая программа и методические рекомендации. – М.:Вентана-Граф, 2017
9. Планируемые результаты освоения учащимися программы по
8.Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса «Основы православной культуры»
учащиеся научатся
- традиционные религии в России, их значение для жизни человека, общества, народа, России;
- значение нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;
- традиционные морально-нравственные идеалы, ценности, моральные нормы
- историю возникновения и распространения православной культуры,
- роль православной культуры в истории России
- основы духовной традиции православия,
- определения основных понятий православной культуры,
- взаимосвязь между религиозной (православной)культурой и поведением людей,
- описание основных содержательных составляющих священных книг,
- описание священных сооружений,
- описание религиозных праздников и святынь православной культуры,
получат возможность научиться:
- толерантно относиться к представителям разных мировоззрений и культурных традиций;
- видеть в Отечестве, семье, религии — основы традиционной культуры многонационального народа России;
- описыватьразличные явления православнойдуховной традиции икультуры;
- излагать своё мнениео значенииправославной культурыв жизни людей, общества;
- анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры;
- быть доброжелательным и отзывчивым, понимать и сопереживать чувствам других людей, адекватно оценивать поведение свое и окружающих;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- бережноотноситься к материальным и духовным ценностям;
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- слушать собеседника, вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Домашнее задание |
Раздел1. Россия – страна, объединившая народы.(5 часов) | ||||
1. | Россия – многонациональная держава. Как все начиналось. Древняя Русь. | 1 | ||
2. | Как всё начиналось. Народы Поволжья. | 1 | ||
3. | Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа. | 1 | ||
4. | Как всё начиналось. Народы Сибири. | 1 | ||
5. | Русский язык– государственный язык России. Когда люди объединяются. | 1 | ||
Раздел 2. Многообразие культур народов России.(4 часов) | ||||
6. | Культура каждого народа неповторима. Что нам стоит дом построить. | 1 | ||
7. | Заглянем в бабушкин сундук. Приглашаем к праздничному столу. | 1 | ||
8. | Традиционные религии народов России. Войдём в православный храм. | 1 | ||
9. | Войдём в буддийский храм. Войдём в мечеть. Войдём в синагогу. | 1 | ||
Раздел 3. Народные и религиозные праздники.(5 часов) | ||||
10. | Народные и религиозные праздники. Цаган Сар. Навруз. | 1 | ||
11. | Этот весёлый праздник Новый год. Рождество. | 1 | ||
12. | Пасха. Курбан-байрам. | 1 | ||
13. | День рождения Пророка. Шаббат – священная Суббота. | 1 | ||
14. | Шмуэль-тряпичник. Пурим. Праздник Весак. | 1 | ||
Раздел 4. Какие ценности есть у человечества.(4 часов) | ||||
15. | Что помогает людям жить в мире и согласии. Как возникли правила. | 1 | ||
16. | Будь милосерден и добр. Почитай родителей. | 1 | ||
17. | Будь щедрым, довольствуйся малым. Не завидуй. Не предавай. | 1 | ||
18. | Будь терпим, умей прощать. Будь честным. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" ( модуль "Основы светской этики") 4 класс
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" для 4 класса составлена на основе учебной программы курса "Основы религиозных культур и светской этики" (автор А.Я. Данилюк)...
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)
Рабочая программа:пояснительная записка,календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)
Рабочая программапо предмету «Основы религиозных культур и светской этики»(модуль «Основы светской этики»)...
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики. Модуль"Основы светской этики"
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики". УМК "Школа 2100"...
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Основы светской этики"
Курс долженн сыграть важную роль как в расширении кругозора учащихся, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина....
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4 класса в соответствии с...