Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики. Модуль"Основы светской этики"
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики". УМК "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»
4 класс
Составитель: Кинёва О.П.
Пояснительная записка
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики»)» рассчитана на учащихся 4 классов. В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме: 1 час в неделю. Всего 34часа.
Основы светской этики» направлено на достижение следующих целей:
Цели курса:
- Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- Развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- Формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали;
- Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
- Понимать историческую роль традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- Понимать и объяснять систему общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика;
- Добывать и критически оценивать поступающую информацию;
- Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).
Задачи курса:
- Целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции.
- Активизация познавательной активности школьников.
- Создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.
- Нравственное, моральное, патриотическое воспитание школьников.
- Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Общая характеристика учебного курса
Одна из особенностей этой программы – формулирование целей изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» в виде линий развития личности школьника средствами этого курса. Под линией развития мы понимаем группу взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющих человеку решать определённый класс жизненно-практических задач. Иными словами, это наш вариант ответа на вопрос, который часто задают дети в школе: «Зачем изучать этот предмет? Где он может мне пригодиться?» Линии развития как цели изучения данного курса определяются во взаимосвязи с линиями развития предметов «Окружающий мир» и «Обществознание».
Обозначая цели через линии развития, мы оформляем требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы по этому предмету в более понятные ребёнку формулировки с ясной структурой. Использование доступных для детского восприятия формулировок необходимо для осознания детьми нравственных правил и реальных действий в соответствии с этими правилами.
Курс изучения светской этики направлен на формирование целостной картины мира (познавательные результаты) и умения вырабатывать своё отношение к миру (личностные результаты). Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие ребёнка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, позволяющие объяснить устройство мира.
На уроке «Основы светской этики» должны быть объяснены следующие понятия: этика, мораль, особенности морали, культура, высшие нравственные ценности: добро, справедливость, свобода, моральный выбор, моральный долг, дружба, честь, достоинство, совесть, стыд и т. д.
В результате обучения в рамках этого курса у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом, курс «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» изучается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. Особое место занимают проекты и практические работы. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.
В ходе преподавания будут использоваться следующие формы и методы:
-Метод моральных дилемм и дискуссий
-Исследовательский метод
-Проектирование
-Уроки – экскурсии
-Деловые и ролевые игры
-Различные викторины и другие конкурсные события
-Творческие мастерские
-Использование информационно- коммуникационных технологий
Формы работы:
- коллективная
- групповая
- индивидуальная
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
- Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика». 4 класс.- М., Баласс, 2012
Для учителя:
- Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика». 4 класс.- М.: Баласс, 2012
- ЭОР. Иоффе А.Н. ОРКСЭ. Методические рекомендации.
- Презентации к урокам.
В ходе изучения предмета предполагается создание проектов по темам:
«Добрый сюрприз для доброго человека»
«Дорога к счастью»
«Как отличить добро от зла?»
«Каковы истоки правил морали?»
«Этикет»
«Какие правила морали особенно важны в школе»
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Содержание урока (образовательная цель, основные понятия) |
1 | 1 | Знакомство с новым предметом и новым учебником. Как работать с учебником. | Уметь: объяснять своими словами смысл выражений: духовные ценности общества, духовные идеалы человека. | |
2 | 1 | Введение. Россия – наша Родина | Знать: понятия ценность, идеал, духовность человека, душа, внутренний мир. Уметь: объяснять своими словами смысл выражений: духовные ценности общества, духовные идеалы человека. | |
3-4 | 2 | Граница между добром и злом Различия между понятиями мораль, нравственность, этика. | Знать: значение слов добро и зло, культура, мораль, нравственность, безнравственность, этика. Уметь: объяснять значение выражений: неэтичное поведение, этика человеческих отношений, безнравственный поступок, нравственная культура. | |
5 | 1 | Готовим проект: «Добрый сюрприз для доброго человека» | ||
6-7 | 2 | Долг и совесть Игра-викторина «Долг в жизни людей разных профессий» | Знать: понятия долг, совесть, стыд, моральный долг. Уметь: объяснять своими словами значение выражений и различия между ними: отдать долг, исполнить долг, быть в неоплатном долгу, по долгу службы, по зову долга, есть стыд – есть и совесть, моральный долг. | |
8-9 | 2 | Честь и достоинство | Знать: понятия честь, достоинство, дело чести, человек чести, чувство собственного достоинства. Уметь: объяснять, чем честь отличается от достоинства; объяснять смысл выражений: «Честь – сосуд, покров души, под которым душа хранится живой»; «Жизнь наша принадлежит Родине, а честь – никому!»; «Незапятнанная честь». | |
10-11 | 2 | Счастье и смысл жизни Проект «Дорога к счастью» | Знать: понятия мечты, счастье, смысл жизни. Уметь: объяснять своими словами, что такое счастье, смысл жизни. | |
12-13 14 | 3 | Справедливость и милосердие Быть милосердным. | Знать: понятия справедливость, милосердие, золотое правило нравственности. Уметь: объяснять своими словами смысл пословиц и изречений о справедливости, составлять правила поведения по типу «золотого правила нравственности». | |
15-16 | 2 | Представление проектов по теме «Как отличить добро от зла?» | Знать: где в жизни нам пригодится правильное понимание добра и зла. Уметь: объяснять свой выбор поступков, своё отношение к ним. | |
17-18 | 2 | Каковы истоки морали? Ценность рода и семьи | Знать: понятия род, семья, любовь, семейные традиции. Уметь: объяснять своими словами смысл выражений: семья – источник нравственности, нравственная культура человека. | |
19-20 21-22 23 | 2 2 1 | Образцы культуры народов Добрые сказки разных народов Добрые песни разных народов | Знать: чем отличаются народы друг от друга и что у них общего; общие нравственные правила разных народов России. Уметь: объяснять своими словами смысл выражений: культура народа, культура народов России, духовно-нравственная культура, духовно-нравственная культура народов России. | |
24-25 | 2 | Взгляд светский и религиозный | Знать: понятия религия, религиозная община, атеисты, светские правила. Уметь: объяснять своими словами смысл выражений: нравственность верующего человека, религиозная мораль, религиозная этика, светские правила морали, светская этика. | |
26 | 1 | Представление проектов по теме «Каковы истоки правил морали?» | Знать: истоки общих правил поведения в семейных ценностях, образцах народной культуры, религиозных и светских традициях. Уметь: использовать знания о семейных ценностях, народной культуре, традициях религий и светской этики для объяснения выбора поступков, своего отношения к ним. | |
27-28- 29 | 2 1 | Какие правила морали особенно важны в школе? Правила поведения в школе | Знать: зачем в школе нужны особые правила поведения. Уметь: объяснять правила действия в различных школьных ситуациях. | |
30-31 32 | 2 1 | Этикет – форма для содержания этики. Проект «Этикет» | Знать: в чем сходство и различие слов этика и этикет; зачем нужно соблюдать форму в отношениях между людьми в школе. Уметь: объяснять значение высказываний об этикете, соблюдать правила этикета. | |
33-34 | 2 | Представление проектов по теме «Какие правила морали особенно важны в школе?» | Знать: особенности применения правил морали в разных школьных ситуациях Уметь: отличать этикет от этики, делать нравственный выбор поступка и объяснять его в различных школьных ситуациях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый
Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики) в 4 классе
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской э...
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Основы светской этики")
Программа составлена на основе примерной рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Светская этика"). Автор примерной программы А.Я. Данилюк. Срок реализации 1 год....

Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль « Основы светской этики») для 4 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяна Ивановна
Для учителя 4-5 классов по Основам светской этики...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ", МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" 4 КЛАСС...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 классов .
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 классов...