Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)
рабочая программа по орксэ (4 класс) по теме
Рабочая программа
по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы светской этики»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_1.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы светской этики»)
на 2015-2016 учебный год
2015г.
- Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного и введенного в действие приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, приказа Минобрнауки РФ от 31 марта 2014г №253 «Об утверждении федерального перечня учебников», образовательной программы начального общего образования МОБУ СОШ д. Дорогино, утверждено приказом МОБУ СОШ д. Дорогино № 273-03ОД от 24.08.15г. учебного плана МОБУ СОШ д. Дорогино на 2015-2016 учебный год;
Примерной программы начального общего образования по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 4-го класса, авторов Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И.Кремлевой.
Срок реализации программы – 1 год.
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
II. Общая характеристика учебного предмета
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
- ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В МОБУ СОШ д.Дорогино курс «Основы религиозных культур и светской этики» по заявлениям родителей (законных представителей) изучается в модулях: «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур».
В соответствии с образовательной программой начального общего образования и учебным планом МОБУ СОШ д.Дорогино учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») в 4 классе изучается в объёме 1 час в неделю. Всего 35 часов в год (35 учебных недель).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:
- Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
- Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
- Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
- Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
- Совместно с учителем составлять план решения задачи.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
- Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.
К 1-й линии развития относятся следующие из них:
- Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
- Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
- Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.
- Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.
Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:
- Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
- Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем.
VI. Содержание учебного предмета
№ | Название темы (раздела) | Содержание темы (раздела) | Кол-во часов |
1 | Введение. Россия – наша Родина! | Знакомство с 1-ой частью учебника. Инструктаж по Т.Б.Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас? Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир человека. | 2 |
2 | Как отличить добро от зла? | Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие поступки. Представление о добре и зле. Культура. Мораль. Нравственность. Этика. Долг и совесть. Профессиональный долг. Моральный долг. Чувство вины, чувство стыда. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Счастье и смысл жизни. Стремления и мечты человека. Ради чего живёт человек? Справедливость и милосердие. «Золотое правило нравственности». Ценные качества человеческой души. Представление проектов по теме. | 6 |
3 | Каковы истоки правил морали? | Род. Семья. Ценность рода и семьи. Как появилась семья? Чувство любви. Семейные традиции. Что даёт человеку семья? Народы. Образцы культуры народов. Различия в культурах разных народов. Обычаи нравственной культуры. Взгляд светский и взгляд религиозный. Религия. Правила морали разных религий. Религиозная община. Атеисты. Светские правила. Представление проектов по теме. | 4 |
4 | Какие правила морали особенно важны в школе? | Знакомство с 2-ой частью учебника Правила поведения в школе. Что значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации – новые правила. Этикет – форма для содержания этики. Форма в отношениях между людьми в школе. Действия – форма для поступков. Представление проектов по теме. | 4 |
5 | Что такое хорошо и как не делать плохо? | Сокровища нравственности. Разные ценности. Нематериальные ценности. Жизнь по законам чести. Выбор своего пути на развилке жизненных дорог. Правила дружбы. Доброе слово и дело. Человек слова. Что значит держать слово? Как научиться держать слово? Строитель своей души. Посеешь привычку – пожнёшь характер. Врач и скульптор своего внутреннего мира. Чтобы стать лучше, нужна сила воли. Представление проектов по теме. | 6 |
6 | Какие правила мужские, а какие женские? | Образцы мужского поведения. Мир – театр, люди – актёры, но жизнь не игра. Духовная среда общества. Роли в обществе. Кодексы поведения. Разные представления о настоящем мужчине. Кодексы мужского поведения в разные времена. Кодекс чести рыцаря (Западная Европа, 11-16 века). Дворянский кодекс чести (Россия, 18-19 века). Кодекс светского адвоката (Европа, Америка, Россия, 19 век). Свод правил Василия Кесарийского. Роли в семье. Образцы женского поведения. Кодексы женского поведения в разные времена. Правила поведения благонравной девицы (Россия, 16-19 века). Требования дворянского общества к воспитанию девочек и поведению женщин (Россия, 19 век). Моральный кодекс Екатерининского института благородных девиц (Россия, 19 век). Кодекс современной леди. Женские роли в семье. Классический взгляд на положение женщины в семье. Кто такая леди? Кто такой джентльмен? Представление проектов по теме. | 5 |
7 | Что можно и что нельзя людям разных призваний? | Кодексы чести разных профессий. Уточнение понятия чести. Люди играют роли, роли определяют людей. Разные правила для людей разных профессий. Варианты общественных ролей одного человека. Честь рабочего человека. Честь делового человека. Мораль российских предпринимателей 19 века. Порядочность истинного интеллигента. Интеллигентность – состояние души, обострённое чувство справедливости. Мир добрых соседей. Что такое толерантность? Представление проектов по теме. | 4 |
8 | Что хранит многоликую Россию? | Чувство родной страны. Разные представления граждан России о своей малой родине. Любовь к родине у каждого своя. Представление проектов по теме. | 4 |
VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
№ урока | Планируемые сроки проведения | Фактические сроки проведения | Тема урока
| Характеристика деятельности учащихся | Примечания |
Введение(2 часа) | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок). Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики | ||||
1 неделя | Как работать с учебником | ||||
2 неделя | Введение. Россия – наша Родина! | ||||
Глава 1. Как отличить добро от зла?(6часов) | |||||
3 неделя | Граница между добром и злом | ||||
4 неделя | Долг и совесть | ||||
5 неделя | Честь и достоинство | ||||
6 неделя | Счастье и смысл жизни | ||||
7 неделя | Справедливость и милосердие | ||||
8 неделя | Обобщение главы 1, представление проектов | ||||
Глава 2. Каковы истоки правил морали?(4часа) | |||||
9 неделя | Ценность рода и семьи | ||||
10 неделя | Образцы культуры народов | ||||
11 неделя | Взгляд светский и взгляд религиозный | ||||
12 неделя | Обобщение главы 2, представление проектов | ||||
Глава 3. Какие правила морали особенно важны в школе?(4 часа) | |||||
13 неделя | Правила поведения в школе | ||||
14 неделя | Равновесие прав и обязанностей школьника. | ||||
15 неделя | Этикет – форма для содержания этики | ||||
16 неделя | Обобщение главы 3, представление проектов | ||||
Глава 4. Что такое хорошо и как не делать плохо?(6 часов) | |||||
17 неделя | Сокровища нравственности | ||||
18 неделя | Правила дружбы | ||||
19 неделя | Доброе слово и дело | ||||
20 неделя | Строитель своей души | ||||
21 неделя | Врач и скульптор своего внутреннего мира. | ||||
22 неделя | Обобщение главы 1, представление проектов | ||||
Глава 5. Какие правила мужские, а какие женские?(5 часов) | |||||
23 неделя | Образцы мужского поведения | ||||
24 неделя | Образцы мужского поведения | ||||
25 неделя | Образцы женского поведения | ||||
26 неделя | Образцы женского поведения | ||||
27 неделя | Обобщение главы 2, представление проектов | ||||
Глава 6. Что можно и что нельзя людям разных призваний? (4 часа) | |||||
28 неделя | Кодексы чести разных профессий | ||||
29 неделя | Кодексы чести разных профессий | ||||
30 неделя | Порядочность истинного интеллигента | ||||
31 неделя | Мир добрых соседей | ||||
Глава 7. Что хранит многоликую Россию?(4 часа) | |||||
32 неделя | Чувство родной страны | ||||
33 неделя | Обобщение глав 3 и 4, представление проектов | ||||
34 неделя | Обобщение курса светской этики | ||||
35 | 35 неделя | Домашнее задание на лето |
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «ОРКСЭ»
- Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д.. Кремлёва И.И. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская Этика.4 класс.
- Основы духовно – нравственной культуры и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных организаций / В.А. Тишков, Т.Д. Шапошникова, О.Е. Казьмина и др.
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО ________ Л.Р. Ахмадуллина протокол №___ от «__»___________2015г. | СОГЛАСОВАНА Зам.директора по УВР __________ А.Х. Миннеханова от «__»___________2015г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" ( модуль "Основы светской этики") 4 класс
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" для 4 класса составлена на основе учебной программы курса "Основы религиозных культур и светской этики" (автор А.Я. Данилюк)...
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)
Рабочая программа:пояснительная записка,календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики. Модуль"Основы светской этики"
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики". УМК "Школа 2100"...
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Основы светской этики"
Курс долженн сыграть важную роль как в расширении кругозора учащихся, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина....
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4 класса в соответствии с...
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики»
Рабочая программа разработана на основеавторской программы «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики»: программа: 1-4 классы и ориентиров...