Курс ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») УМК «Перспектива»Проектно – исследовательская работа «Свято-Троицкий храм села Супонь: прошлое и настоящее»»
учебно-методический материал по орксэ (4 класс)
Урок обобщения и систематизации знаний.Курс ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») УМК «Перспектива»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_hram.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | Проектно – исследовательская работа «Свято-Троицкий храм села Супонь: прошлое и настоящее»» |
Предмет | Курс ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») УМК «Перспектива» |
Цель урока Задачи | Изучить историю Свято-Троицкого храма с.Супонь, познакомиться с внешним и внутренним устройством храма. Образовательные: развитие и совершенствование навыков коллективного творчества учащихся, сформировать представление о ценности храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей. Развивающие: развивать интерес к знаниям о храме, мотивацию к изучению православной культуры, обогатить, активизировать историко-культурный словарь учащихся. Воспитательные: воспитывать навыки самоконтроля, культуру поведения при работе в группах (планировать работу, совместно оценивать результат работы), формировать способность слушать других людей, усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре, научиться правилам поведения в храме. |
Словарь урока | Притвор, алтарь; канун, икона, иконостас, Царские врата, солея, амвон, аналой, клирос. |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний. |
Методы обучения | - объяснительно- иллюстративный; - метод исследования; - метод проектов. |
Виды деятельности | Самостоятельная работа с источниками информации, беседа, работа с текстовым и иллюстративным материалом, составление словаря понятий. |
Оборудование | Ноутбук, телевизор, презентация, учебник. |
Планируемый результат | -положительное отношение к урокам Православной культуры, -воспитание чувства уважения к традициям своего народа |
1.Метапредметные умения: - познавательные: | 1. Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме простых суждений. 2. Ориентироваться в системе знаний, находить ответы на вопросы, уметь преобразовывать информацию, представленную в виде текста, схем, иллюстраций, выделять основные понятия и понимать их значение , умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. |
- регулятивные: -коммуникативные: 2. Личностные: | 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. 3. Планирование, контроль и выполнение действия в соответствии с поставленной задачей. 1. Инициативное сотрудничество в сборе и поиске информации. 2. Умение полно и точно выражать свои мысли; умение общаться, включающее умение слушать и собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. 3. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка. 4. Умение объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность. 1. Действие смыслообразования, т. е. установление связи между учебной деятельностью и её мотивом. 2. Умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. 3. Формирование ценностных ориентаций (стимулирование, достижение). 4. Работать над осознанием ответственности за общее дело. |
Технологическая карта урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности. Цель: создание эмоционально-положительного настроя на урок. | СЛАЙД Прозвенел звонок весёлый. Мы начать урок готовы. СЛАЙД Будем с вами наблюдать, Замечать и размышлять. Выводы делать и обобщать. А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! | Настраиваются на работу и успешную деятельность.
| Коммуникативные УУД: благоприятная, доброжелательная рабочая обстановка. Личностные УУД: наличие мотивации к учебному труду. |
II. Актуализация опорных знаний. Цель: повторение изученного материала. | Давайте разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего урока. 1. Кто Христа в народах славил? Знают все: апостол… СЛАЙД 2. Имя Матери Иисуса Христа… СЛАЙД 3. Созывает в храм народ… СЛАЙД 4. Невидимый, но не воздух. С крыльями, а не птица… СЛАЙД 5. На горе стоит свеча, В ней молитва горяча… СЛАЙД 6. Кто добровольно шёл на казнь, И сам свой Крест понёс? Кто был распят, затем Воскрес? Конечно же… | Отгадывают загадки. Разгадывают кроссворд. Павел. Мария Колокол.
Ангел.
Церковь. Христос. | Личностные УУД: сосредотачивают внимание, включаются в работу, определяют цель познавательной деятельности. |
III.Самоопределение к деятельности. Цель: согласовать тему и цели. | СЛАЙД -Прочитайте ключевое слово. Уже полгода вы изучаете новый предмет «Основы православной культуры». В октябре мы с вами провели первый подготовительный этап по подготовке нашего проекта «Свято-Троицкий храм села Супонь: прошлое и настоящее». Весь класс был разделён на группы (ставлю цветные таблички). «Знатоки истории» - зелёный «Зодчие» - синий, «Воспитанные люди» - жёлтый. Каждой из групп было дано своё задание и намечен план его выполнения. Вы провели большую работу. У нас сегодня заключительный этап, подведение итогов. Выслушав выступление каждой группы, мы обобщим собранный вами материал и в конце урока изготовим буклет «Свято-Троицкий храм села Супонь». Ребята других классов будут его использовать на своих уроках при изучении курса ОПК. | ПРОЕКТ
Ребята каждой группы поочерёдно встают (у каждого ребёнка цветная эмблема с надписью названия группы). | Регулятивные УУД: определять цель деятельности с помощью педагога. Личностные УУД: наличие мотивации к работе на результат. |
IV. Обобщение и систематизация знаний. 1. Выступление I группы. | Защита проекта. Давайте дадим слово представителю I группы.
-Ребята, оцените выступление ваших одноклассников, выскажите своё мнение. - Молодцы, ребята! Вы отлично справились со своим заданием! | Представление результатов проектной деятельности 1-ой группы «Знатоки истории».(презентация) - В ноябре 2015 года мы с классом побывали на экскурсии в Свято-Троицком храме с. Супонь. Нас заинтересовала история храма. Нам захотелось узнать о его прошлом. Мы поставили перед собой цель: изучить архивные данные о храме. В своей работе мы использовали статью, опубликованную в газете «Знамя», автор Пак Сергей Владимирович и интернет-ресурсы. Посмотрите презентацию и послушайте, что нам удалось выяснить. (Историческая справка) После каждого выступления ребята подходят к учителю и вместе с ним приклеивают собранный материал на свою цветную страничку. С 2000 года настоятель храма - протоирей Игорь (Бабухин). Его стараниями организована первая в городе детская Воскресная школа. Лидер группы: -Ребята, вы хотите узнать, чему там учат? -Я передаю слово Ильинову Павлу. (Павел рассказывает о школе и показывает презентацию) Оценка I группы (выслушивают мнение ребят): - мне понравилось выступление ребят, -спасибо ребятам за интересный рассказ, теперь я знаю, что рядом с храмом была высокая колокольня, а во время войны её взорвали, - мне захотелось вместе с Пашей ходить в Воскресную школу. | Метапредметные УУД: построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, построение рассуждений, аргументация своей точки зрения, готовность слушать собеседника, использование речевых средств для решения познавательных задач. Коммуникативные УУД: овладение навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. Познавательные УУД: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию. |
2. Выступление III группы. Ф/М | Мир храма совсем не похож на мир за его стенами. В храме всё устроено так, чтобы помочь людям молиться, чтобы приблизить людей к Богу. Здесь всё таинственно, спокойно, возвышенно и величаво. А как устроен Свято-Троицкий Храм? На этот вопрос нам ответят представители группы «Зодчие». Они покажут вам презентацию и расскажут о своей работе.
Учитель дополняет ответы детей. Переживание неразрывной связи с умершими родными - важная черта православной культуры. Учитель дополняет ответы детей. В Иконостасе иконы, располагаются рядами. Нижний ряд обычно называется «местным», потому, что в нём находится местная икона, т. е. икона праздника или Святого, в честь которого устроен храм. Найдите глазками храмовую икону нашего храма. Как она называется? Вот почему храм с. Супонь называется Свято-Троицкий. Учитель дополняет ответы детей. Горящая свеча перед иконой –наша молитва, которая тянется к Богу. Огонёк свечи тянется вверх, но свет и тепло свеча отдаёт тем, кто рядом с ней. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ: Вот такой должна быть и жизнь человека: душой тянуться к небу, а своим делами помогать ближним. Ребятам было дано задание подготовить Православный праздник в народных традициях «Никола Зимний». Давайте посмотрим фрагмент их выступления. Оценим выступление ребят. Выскажите своё мнение. Спасибо, ребята, молодцы! У вас всё получилось. | Представление результатов проектной деятельности 2-ой группы «Православные святыни» Наша группа ставила перед собой цель: - изучить внешнее и внутреннее устройство Свято-Троицкого храма. СЛАЙД -Во время экскурсии приходской консультант Елена Васильевна показала нам части храма, рассказала об иконах. Мы внимательно слушали, фотографировали всё, что нас интересует. Затем в ученике «Основы православной культуры» мы нашли определение новых для нас слов: канун, иконостас, Царские врата, алтарь. На основе собранного материала мы составили словарь «Православных терминов» и проиллюстрировали его фотографиями, как дополнительным источником информации. Этот словарик мы хотим подарить ребятам (раздают всем, а 1лист –учителю для пособия). На обратной стороне листа - схема храма. СЛАЙД
Чтобы вы лучше запомнили устройство нашего храма, давайте вместе подпишем его части. Прежде, чем войти в храм мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется ПАПЕРТЬ (подписали) Входим в храм. Внутри он делится на три части (подписывают): 1. Притвор. СЛАЙД (по ходу презентации представитель группы просит ребят выяснить значение новых слов в словаре) СЛАЙД Найдите значение слова ПРИТВОР в словаре. У- ПРИТВОР - место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон, православных книг. Здесь можно написать записки о здравии и об упокоении. СЛАЙД В левой части притвора находится КАНУН Найдите значение этого слова в словаре. У- Канун - панихидный столик с изображением Распятия и подставками для свечей. Кому здесь ставят свечи? Прочитайте. У - Там ставят свечи и молятся о людях уже ушедших из земной жизни. СЛАЙД 2. Храм (подписать) Средняя самая большая часть – это сам храм, здесь стоят люди, собравшиеся на богослужение. СЛАЙД В центре храма на особой подставке, которая называется Аналой лежит праздничная икона, почитаемая в день службы. СЛАЙД С левой и правой сторон храма расположены два клироса. Здесь стоят и поют певчие. (Паша дополняет, как определить левый и правый клирос) СЛАЙД В средней части храма мы увидели прообраз горы -Голгофы. Выясните его значение в словаре. У - Большой деревянный крест с образом распятого Спасителя сделан в натуральную величину в рост человека. Крест укреплён в подставке, имеющий вид каменной горки. На ней изображены череп и кости-останки Адама, возрождённого крестным подвигом Спасителя. СЛАЙД Мы обратили внимание на железную ёмкость в средней части храма. Нам объяснили, что это водосвятный бак, из которого прихожане могут набрать Святой воды и принести её домой. Клепиков Саша решил выяснить: «Как обычная вода из крана становится Святой?» На уроках окружающего мира вы познакомились с самым главным веществом на планете Земля - водой. Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Но, вода имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила. (Рассказывает, как происходит освящение воды во время молебна и предлагает сравнить фотографии структуры воды) Для православного человека сила Святой воды заключается в вере в Бога, и во всё Святое на Земле. . СЛАЙД В средней части храма мы увидели стену из икон. Это иконостас. (найдите и подпишите) В центре иконостаса двери. Они называются Царские врата(ворота). Справа от Царских врат икона Христа, слева – икона Божией Матери. У - Икона Святой Троицы. СЛАЙД За Иконостасом находится Алтарь (подпишите) Найдите значение этого слова в словаре, прочитайте. У – Алтарь - главная часть храма, Святое место. Ах, какая красота – Эти Царские врата! В них невидимо, как встарь, Сам Христос идёт в алтарь! Мы выяснили, что все православные храмы строятся алтарем на восток - в сторону света, где восходит солнце. В Алтарь входят только священники, когда они служат и их помощники. В Алтаре священники подготавливают всё необходимое к Таинству Причастия. В храме очень много икон. Перед ними висят лампады и стоят подсвечники. Здесь можно поставить свечи «о здравии», молясь за себя, за своих родных и близких. СЛАЙД Ребята, назовите святых, изображённых на иконе. СЛАЙД (Святая Матрона) СЛАЙД (Николай Угодник) Дети выступают в народных костюмах. -Мы изучили православный календарь и выяснили, что издавна на Руси отмечают два праздника: 22 мая - Никола Вешний и 19 декабря - Никола Зимний. (Рассказывают о традициях праздника, читают стихи, в виде игры проводят физминутку, исполняют песню «Зимушка-зима!») У- Ребята-молодцы! Они хорошо потрудились. У - Мы хотим сказать спасибо за словарик, который они нам подарили, теперь мы запомним значение новых для нас слов. -Мне понравилось вместе с ребятами находить и подписывать части храма, теперь я смогу рассказать родителям как устроен наш храм. - Мне понравилось, как выступили ребята, они настоящие артисты! | |
3. Выступление III группы. Выставка творческих работ «Православные святыни» | Поведение в храме. Ребята, надо помнить, что храм – дом Божий. Душа храма - верующие люди. Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет? А как надо вести себя во время Богослужения? Давайте спросим об этом ребят III группы. -Оценим выступление ребят. Выскажите своё мнение. Спасибо, ребята! Вы хорошо подготовились, молодцы!- Посмотрите, ребята, какой замечательный буклет у нас получился. Я надеюсь, что ученики других классов достойно оценят ваш труд. Тема нашего проекта увлекла и заинтересовала ребят. Они изучили иконы Свято-Троицкого храма и поделились с нами своими находками на прошлых уроках Православной культуры.. Сафонова Лена обратила внимание, что в нашем храме много икон Божией Матери. Она самая светлая, самая близкая к Богу. Ради её материнской любви и Её молитв Бог много нам прощает и во многом помогает. Лена выяснила, когда появились первые иконы Божией Матери и почему Она почитается в разных своих изображениях. Лисюкова Лиза провела для нас вертуальную экскурсию в село Себено – на родину Святой Матроны. Теперь ребята знают, что Матронушка родилась на нашей Тульской земле. Под впечатлением от экскурсии, от выступлений детей, ребята создали свои работы о других святых местах нашей Родины. Дети нарисовали храмы . Саша Горичок нашла материал о красивом храме в Кижах и сделала его макет. Виноградов Андрей выяснил какие храмы ещё есть в нашем Узловском районе. «Пока будет жить храм, будет жить и народ, хранящий свои святыни». | Творческое задание представляют ребята 3 группы «Воспитанные люди.» ( инсценировка) СЛАЙД Ребята, представьте себе, что Даша и Денис собрались в храм. Оцените их внешний вид. Что не так в их одежде? Объясните, как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь? Д – Настя: без косынки – голова должна быть покрыта, в джинсах – нужно было надеть юбку, яркая кофта с рисунком - одежда должна быть скромной, нельзя красить губы . У – Что скажите Даниилу? О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм? Д – Нужно снять головной убор, спортивная одежда и обувь не для храма. Мы обсудили внешний вид, а теперь давайте выясним, какое должно быть поведение в храме. Чтение стихотворения по ролям. Мальчики, не забывайте: Прежде чем зайти в собор, Головной сними убор, Злые мысли отгони: Не нужны тебе они... Девочки,помните! Скромную надень одежду, В брюках в храм идёт невежда, Голову платком покрой И тихонько в храме стой. И мальчикам, и девочкам мы хотим сказать: Никого не осуждай, Помощь нищему подай, Поставь свечку и потом Осени себя крестом. Богомыслие храни, Лень подальше прогони, Душой с Богом примирись, И со всеми ты молись.
Богомольцев не толкай, К чину в храме привыкай. Не гляди по сторонам — Неполезно это нам... Хоть старушка, хоть девица Не посматривай на лица, Глазки в землю опусти, О грехах своих грусти.
И скажу я от души: Выйти с храма не спеши, Стой на службе до конца, Слушай проповедь отца. Приложись потом к кресту, Обещание дай Христу, Что исправиться намерен, Слову своему будь верен.
Даром время не губи, Службу Божию полюби. Воскресенья подожди, На молитву приходи.
Мы оформили памятку «Поведение в храме». Пусть она поможет нашим одноклассникам вырасти воспитанными людьми. (раздают детям, 1памятку передают учителю для буклета) У - Мне понравилось, как выступили ребята, они нашли очень хорошее и поучительное стихотворение. У - Я запомнил правила поведения в храме и постараюсь их соблюдать. | |
V. Рефлексивно-оценочный этап. Цель: осмысление результатов работы. | СЛАЙД Сегодня на уроке вы оценивали работу своих товарищей. Я предлагаю каждому оценить себя и подумать, какой вклад вы внесли в общее дело? СЛАЙД Заканчивая наш урок, я хочу поздравить всех с наступающим Новым годом и Рождеством. На доске вы видите Рождественскую ёлочку. Давайте украсим её. Если урок вам понравился, то повесьте на нашу ёлочку красный «шарик». А если вам было не комфортно, неинтересно и вы не открыли для себя ничего нового, то повесьте синий «шарик». СЛАЙД Окончен урок и выполнен план, спасибо, ребята огромное вам, за то, что упорно и дружно трудились и знания точно уж вам пригодились. А наших гостей я хочу поблагодарить за внимание и подарить им на память буклеты «Свято-Троицкий храм». (вручаю) | Заполняют лист самооценки. Украшают ёлочку цветными магнитами. | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности. Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, оценивать коллективную деятельность. |
Лист самооценки
Прочитай внимательно предложение, рядом поставь «+» или «-». Оцени свою работу на уроке. | «+» или «-» |
Меня заинтересовал материал урока, заставил задуматься. | |
Мои знания по теме выросли. | |
Я отвечал на вопрос учителя, вступал в беседу. | |
Я был активным в течение всего урока. | |
Я выступал перед классом с рассказом, представлял итоги работы группы. | |
Я своими ответами приносил пользу группе. | |
Я внимательно слушал всех участников урока. | |
Я достиг целей поставленных в начале урока. | |
Я буду применять знания, полученные на уроке, так как они пригодятся мне в жизни. | |
Всего «+»: |
Результат работы:
9,8 «+» - ты поработал отлично, у тебя всё получилось.
6,7 «+» - всё хорошо, но надо стараться.
5,4,3,2,1 «+» - необходимо поработать ещё.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"
Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....
Курс ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры. Урок "Храм".
Цель урока: создать представление о назначении православного храма и его устройстве....
Курс ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» Тема «Православный храм»
Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве. Задачи: Познакомить с понятием «православный храм».Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством прав...
Разработка по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры». Тема урока «Православное учение о человеке» (урок № 9).
Разработка по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» УМК: А. Кураев 4класс.Основы православной культуры. Изд-во: «Просвещение», М.: 2012 г. Те...