РП ОРКСЭ 4 кл "Школа России"
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочая программа содержит пояснительную запискупланируемые результаты. содержание, КТП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_rpktp.doc | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОРЕХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» ОДЕССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
«Согласовано» Зам. директора по УР Берковская Л.В.______________ ___/_____августа 2019г. | «Утверждаю» Директор ____________ Л.А.Минина ___/__августа 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
для 4 класса
начального общего образования
на 2019– 2020 учебный год
Учитель Берковская Л.В., I КК
Класс 4
Всего часов в год 35
Всего часов в неделю 1
с. Орехово
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана на основе:
--Основы религиозных культур и светской этики:
программы общеобразовательных учреждений. 4 класс /
А. Я. Данилюк, Г. А. Обернихина, О. Н. Мацыяка и др. —
М.: Просвещение, 2014.
-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об - образовании)от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;
- Федерального образовательного стандарта начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г.№ 373(п.19.5);
.ФГОС начального общего образования второго поколения (Приказ Минобрнауки России от 18.12.2012г. №1060 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования»
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 345 от 28.12.2018 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Письма департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 г. № 03-48;
- Письма департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766;
- Приказа Минобрнауки России «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30.08.2013 г. № 1015г.
Образовательной программы МКОУ «Ореховская СШ» Одесского муниципального района Омской области
Учебного плана МКОУ «Ореховская СШ» Одесского муниципального района Омской области на 2021-2022 учебный год
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект: учебник «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина, г. Москва, «Просвещение», 2017 г.
В соответствии с учебным планом на 2021 – 2022 учебный год на предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе отведено 34 ч. в год (1 час в неделю).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов: общая историческая судьба народов России; единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
В результате изучения модуля обучающийся должен:
Знать: основные понятия светской этики; значение этики в жизни человека; образцы нравственности в культурах разных народов; духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Уметь: излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов; строить толерантные отношения в обществе; применять полученные знания в социуме;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;
участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным темам.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ.
Основное содержание курса (35 часов)
Первое полугодие (16 часов)
Введение (1 час)
Этика – наука о нравственной жизни человека
Раздел 1. Этика общения (4 часа)
Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил — добрые слова и поступки. Каждый интересен.
Раздел 2. Этикет (4 часа)
Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи.
Раздел 3.Этика человеческих отношений (4 часа)
В развитии добрых чувств — творение души. Природа — волшебные двери к добру и доверию. Чувство родины. Жизнь протекает среди людей.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (3 часа)
Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс — мои друзья.
Второе полугодие (19 часов)
Введение (1час)
Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Раздел 1. Простые нравственные истины (4 часа)
Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие — закон жизни. Жить во благо себе и другим.
Раздел 2. Душа обязана трудиться (4 часа)
Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков.
Раздел 3. Посеешь поступок – пожнешь характер (4 часа)
Общение и источники преодоления. Ростки нравственного поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со» — вместе.
Раздел 4. Судьба и Родина едины (4 часа)
С чего начинается Родина… В тебе взрослеет патриот и гражданин. Человек как чело века. Слово, обращённое к себе.
Повторение (2 час)
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет_ОРКСЭ_
Класс _4_
Учитель____Берковская Ольга Алексеевна__
2021-2022 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||
Календарно-тематическое планирование
по курсу ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»
для 4 класса на 2021-2022 у.г.
№ п/п | Тема | Дом. задание | Дата проведения | ||
план | факт | ||||
1 | Россия - наша Родина. Этика – наука о нравственной жизни человека. | с.4-9 | |||
2 | Добрым жить на свете веселей. | с.10 | |||
3 | Правила общения для всех. | с.16, в.3 | |||
4 | От добрых правил – добрые слова и поступки. | с.20 | |||
5 | Каждый интересен. | с.24 | |||
6 | Премудрости этикета. | с.30 | |||
7 | Красота этикета. | с.34 | |||
8 | Простые школьные и домашние правила этикета. | с.38 | |||
9 | Чистый ручеёк нашей речи. | с.42 | |||
10 | В развитие добрых чувств – творение души. | с.47 | |||
11 | Природа – волшебные двери к добру и доверию. | с.52 | |||
12 | Чувство Родины. | с.56 | |||
13 | Жизнь протекает среди людей. | с.60 | |||
14 | Чтобы быть коллективом. | с.64 | |||
15 | Коллектив начинается с меня. | с.68 | |||
16 | Мой класс – мои друзья. | с.70 | |||
17 | Ежели душевны вы и к этике не глухи. | с.76 | |||
18 | Жизнь священна. | с.82 | |||
19 | Человек рождён для добра. | с.86 | |||
20 | Милосердие – закон жизни. | с.90 | |||
21 | Жить во благо себе и другим. | с.94 | |||
22 | Следовать нравственной установке. | с.100 | |||
23 | Достойно жить среди людей. | с.104 | |||
24 | Уметь понять и простить. | с.110 | |||
25 | Простая этика поступков. | с.116 | |||
26 | Общение и источники преодоления обид. | с.122 | |||
27 | Ростки нравственного опыта поведения. | с.126 | |||
28 | Доброте сопутствует терпение. | с.130 | |||
29 | Действия с приставкой «СО». | с.134 | |||
30 | С чего начинается Родина. | с.139 | |||
31 | В тебе рождается патриот и гражданин. | с.144 | |||
32 | Человек – чело века. | с.150 | |||
33 | Слово, обращённое к тебе. | с.154 | |||
34 | Повторение пройденного. |
Промежуточная аттестация
по ОРКСЭ «Модуль «Светская этика» за курс 4 класса
за 20_-202_ учебный год.
Пояснительная записка
Контрольная работа на метапредметной основе по ОРКСЭ «Модуль Светская этика» за курс 4 класса позволяет определить уровень сформированности знаний и умений по ОРКСЭ «Модуль Светская этика» у обучающихся на базовом уровне, изученных в 4 классе по УМК «Школа России «Основы религиозных культур и светской этики»
Контрольно-измерительные материалы содержат 18 заданий по курсу ОРКСЭ «Модуль Светская этика»:
- задания предусматривают выбор одного (несколько) правильного ответа из предложенных;
- задания, где необходимо соотнести определение с понятием;
- задания состоит из вопросов, которые требуют записи ответа одним предложением или определить последовательность;
- задание содержит один вопрос, на который нужно дать связный ответ из 2-3 предложений.
Критерии оценивания:
Уровень подготовки | «Низкий» (менее 50%) | «Базовый» (50-65%) | «Повышенный» (66-85%) | «Высокий» (86-100%) |
Баллы | 10 и меньше | 11-14 б. | 15-18 б. | 19-22 б. |
Инструкция для учителя:
1. Полное название нашей страны:
А) Москва Б) Российская Федерация В) Россия
Дан правильный ответ – 1 балл
Дан неправильный ответ – 0 баллов
2. Что такое этикет?
А) повседневное уважение и открытая доброжелательность к людям
Б) установленный, принятый порядок поведения
В) оказание бескорыстной помощи другим людям
Дан правильный ответ – 1 балл
Дан неправильный ответ – 0 баллов.
3. Честность – это …
А) искренность, добросовестность, правдивость, надежность, отрицание обмана
и воровства
Б) почитание людей за их благородное происхождение и за богатство
В) привязанность между людьми, возникающая на основе взаимоуважения
Дан правильный ответ – 1 балл
Дан неправильный ответ – 0 баллов.
4. Кем гордятся жители России:
А) А.В. Суворов, Наполеон, Л.Н. Толстой
Б) М.И. Кутузов, Ю. Гагарин, А.С. Пушкин
В) Г.К.Жуков, М.Ю. Лермонтов, А. Гитлер
Дан правильный ответ – 1 балл
Дан неправильный ответ – 0 баллов.
5. Назовите обычаи и обряды Руси:
А) обряд сводов, помолвка, венчание, колядки, Масленица.
Б) Хеллоуин, венчание, Рождество
В) помолвка, венчание, Рождество, Рамадан
Дан правильный ответ – 1 балл
Дан неправильный ответ – 0 баллов.
6. Семья – это …
А) дом, родственники и домашние животные
Б) объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях
В) наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям
Дан правильный ответ – 1 балл
Дан неправильный ответ – 0 баллов.
7. Традиция – это …
А) правила поведения человека
Б) умение понимать собеседника и не допускать неприятных для других ситуаций
В) передача правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов
Дан правильный ответ – 1 балл
Дан неправильный ответ – 0 баллов.
8. Выберите государственный праздник РФ
А) праздник Последнего звонка Б) свадьба В) Международный женский день
Дан правильный ответ – 1 балл
Дан неправильный ответ – 0 баллов.
9. Человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги – это …
А) Патриот Б) Труженик В) Воин
Дан правильный ответ – 1 балл
Дан неправильный ответ – 0 баллов.
10. Какие события в истории нашей страны способствовали сплочению и объединению всех граждан?
А) Ледовое побоище Б) Октябрьская революция В) Великая Отечественная война
Дан правильный ответ – 1 балл
Дан неправильный ответ – 0 баллов.
11. Ответь на вопрос, ответ соедини с правильным ответом:
1. тот, кто ни с кем ничем не делится? а) лживый
2. тот, кто обманывает? б) гордый
3. тот, кто считает себя самым лучшим? в) жадный
Дан правильный ответ – 1 балл
Дан неправильный ответ – 0 баллов.
12. Соотнеси понятие с их объяснением:
1. Этика | А) система норм и ценностей регулирующих поведение людей |
2. Культура | Б) наука, рассматривающая поступки и отношения между людьми |
3. Мораль | В) образованность |
Дан правильный ответ – 2 балла
Дан частично правильный ответ – 1 балл
Дан неправильный ответ – 0 баллов.
13.Отметь все моральные обязанности человека:
А) давать списывать на уроке
Б) уважать других людей и их права
В) исполнять установленные в обществе моральные нормы
Г) бескорыстная помощь
Дан правильный ответ – 1 балл
Дан неправильный ответ – 0 баллов.
14. Собери пословицы:
1.Живи для людей, | а) так и откликнется. |
2.Как аукнется, | б) проживут и люди для тебя. |
3.Большая душа, как большой костёр, | в) издалека видна. |
Дан полный правильный ответ – 1 балл
Дан неправильный ответ – 0 баллов.
Дополнительная часть.
15. Какая добродетель находится между двумя пороками?
а) расточительность - __________________________- скупость
б) вредность - ________________________________- угодничество
в) безрассудная отвага - ________________________- трусость
Слова для справок: дружелюбие, щедрость, мужество.
Дан полный правильный ответ – 2 балла
Дан частично правильный ответ – 1 балл
Дан неправильный ответ – 0 баллов.
16. Запиши текст «Золотого правила нравственности»
___________________________________________________________________________
Дан полный правильный ответ – 2 балла
Дан частично правильный ответ – 1 балл
Дан неправильный ответ – 0 баллов.
17. Кто из этих сказочных героев НЕ является альтруистом?
А) Золушка Б) Карабас Барабас В) Герда Г) Сестрица Алёнушка
Дан правильный ответ – 1 балл
Дан неправильный ответ – 0 баллов.
18. Как вы думаете, быть справедливым сложно? Обоснуйте свой ответ. ___________________________________________________________________________Дан полный правильный ответ – 2 балла
Дан частично правильный ответ – 1 балл
Дан неправильный ответ – 0 баллов
Ф.И.___________________________________________
1. Полное название нашей страны:
А) Москва Б) Российская Федерация В) Россия
2. Что такое этикет?
А) повседневное уважение и открытая доброжелательность к людям
Б) установленный, принятый порядок поведения
В) оказание бескорыстной помощи другим людям
3. Честность – это …
А) искренность, добросовестность, правдивость, надежность, отрицание обмана
и воровства
Б) почитание людей за их благородное происхождение и за богатство
В) привязанность между людьми, возникающая на основе взаимоуважения
4. Кем гордятся жители России:
А) А.В. Суворов, Наполеон, Л.Н. Толстой
Б) М.И. Кутузов, Ю. Гагарин, А.С. Пушкин
В) Г.К.Жуков, М.Ю. Лермонтов, А. Гитлер
5. Назовите обычаи и обряды Руси:
А) обряд сводов, помолвка, венчание, колядки, Масленица.
Б) Хеллоуин, венчание, Рождество
В) помолвка, венчание, Рождество, Рамадан
6. Семья – это …
А) дом, родственники и домашние животные
Б) объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях
В) наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям
7. Традиция – это …
А) правила поведения человека
Б) умение понимать собеседника и не допускать неприятных для других ситуаций
В) передача правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов
8. Выберите государственный праздник РФ
А) праздник Последнего звонка Б) свадьба
В) Международный женский день
9. Человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги – это …
А) Патриот Б) Труженик В) Воин
10. Какие события в истории нашей страны способствовали сплочению и объединению всех граждан?
А) Ледовое побоище Б) Октябрьская революция В) Великая Отечественная война
11. Ответь на вопрос, ответ соедини с правильным ответом:
1. тот, кто ни с кем ничем не делится? а) лживый
2. тот, кто обманывает? б) гордый
3. тот, кто считает себя самым лучшим? в) жадный
12. Соотнеси понятие с их объяснением:
1.Этика | а) система норм и ценностей регулирующих поведение людей. |
2.Культура | б) наука, рассматривающая поступки и отношения между людьми. |
3.Мораль | в) образованность. |
13.Отметь все моральные обязанности человека:
А) давать списывать на уроке
Б) уважать других людей и их права
В) исполнять установленные в обществе моральные нормы
Г) бескорыстная помощь
14. Собери пословицы:
1.Живи для людей, | а) так и откликнется. |
2.Как аукнется, | б) проживут и люди для тебя. |
3.Большая душа, как большой костёр, | в) издалека видна. |
Дополнительная часть.
15. Какая добродетель находится между двумя пороками?
а) расточительность - __________________________- скупость
б) вредность - ________________________________- угодничество
в) безрассудная отвага - ________________________- трусость
Слова для справок: дружелюбие, щедрость, мужество.
16. Запиши текст «Золотого правила нравственности»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
17. Кто из этих сказочных героев НЕ является альтруистом?
А) Золушка Б) Карабас Барабас В) Герда Г) Сестрица Алёнушка
18. Как вы думаете, быть справедливым сложно? Обоснуйте свой ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26
Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
ОРКСЭ . Тема: « Россия - наша Родина»
План конспекта урока по курсу ОРКСЭ....
Рабочая программа по ОРКСЭ " Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ по программе "Школа России" полностью соответствует всем требованиям ФГОС....
Рабочая программа по ОРКСЭ Школа России 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ Школа России 4 класс...
Рабочая программа по ОРКСЭ. Школа России
Аннотация к рабочей программе «Основы религиозных культур и светской этики» 4 классыНаименование программыРабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики» Д...
Рабочая программа По курсу ОРКСЭ (ДНКР Духовно-нравственная культура России) для 4-х классов по учебнику Кураева А.В "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а та...