Методическая разработка по ОРКСЭ «Добро и зло»
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Пр
Модуль «Основы светской этики»
Цель урока: формировать представления учащихся о доброте, как достоинстве человека.
Задачи урока:
Обучающие:
- формировать в сознании детей понятие «доброта»;
- раскрыть нравственное содержание добра;
Развивающие:
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- способствовать развитию у воспитанников мотивации к совершению добрых поступков;
Воспитывающие:
- развивать чувство взаимопомощи, внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;
- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_dobro_i_zlo.docx | 35.41 КБ |
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_orkse_dobro_i_zlo.docx | 35.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
по теме: «Добро и зло»
Учитель Герцен Е.И.
09.10 2017г.
Предмет : «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
Цель урока: формировать представления учащихся о доброте, как достоинстве человека.
Задачи урока:
Обучающие:
- формировать в сознании детей понятие «доброта»;
- раскрыть нравственное содержание добра;
Развивающие:
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- способствовать развитию у воспитанников мотивации к совершению добрых поступков;
Воспитывающие:
- развивать чувство взаимопомощи, внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;
- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
Формируемые УУД:
Познавательные:- умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя;
- поиск и выделение необходимой информации;
- умение ориентироваться в понятиях;
- умение определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы,
перерабатывать информацию;
- формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение;
- умение систематизировать информацию, выбирать нужную информацию;
- умение ориентироваться в понятиях;
- умение выполнять правила безопасной работы с клеем, правило нанесения клея на основу.
Коммуникативные:- стимулирование учащихся к выражению собственного мнения;
- умение организовывать общение учащихся друг с другом;
- формирование умений слушать собеседника, договариваться, убеждать его;
- формирование культуры поведения в учебном диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
Регулятивные:- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- сохранять заданную цель;
- контролировать свою деятельность по результату;
- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Личностные:- овладение нормами и правилами организации труда;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность;
- эмоционально-положительное восприятие учения;
- объективная оценка результатов деятельности;
- рефлексия.
Методы и формы обучения: фронтальная беседа, устная дискуссия,
коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка), новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее обучение.
Оборудование: ноутбук; мультимедиа проектор; презентация PowerPoint « Спешите делать добро», смайлики ( индивидуальные),бумажные куклы, сердечки с именами детей, солнце с лучами, раздаточный материал для работы в группах.
Содержание урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Средства индивидуализации |
1.Психологический настрой | Приветствие: Ребята, на столе у каждого лежат карточки- смайлики, покажите с каким настроением вы пришли сегодня на урок. (Я надеюсь, что к концу занятия у всех будет хорошее настроение) А теперь, дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. | приветствуют учителя, -визуально контролируют свою готовность к уроку -рассаживаются на рабочие места, показывают своё настроение с помощью смайликов. | Рефлексия, самоанализ (объяснение своего выбора) |
2.Актуализация опорных знаний | Сейчас, ребята, я расскажу вам сказку, а вы подумайте, о чем мы будем рассуждать сегодня. «Добрый мальчик» В. Брэйэр Один мальчик пришел в сквер пострелять из рогатки в птиц. Это было его любимое занятие. А неподалеку шел с тросточкой слепой старик; он услышал, что кто - то недобрый стреляет в птиц, и позвал; - Будьте добры! Кто тут есть? - Ну, я, ответил мальчик. - Мальчик, - сказал слепой, - ты не мог бы меня проводить до дому? - А вы три рубля дадите?- спросил мальчишка. - Тогда доведу. - У меня только рубль ….- растерялся слепой. - Пожалуйста, доведи меня до дому. -Ладно, рубль – тоже деньги, - сказал мальчишка и взял старика под руку. Тот назвал свой адрес, и они пошли. Вот вышли из сквера, идут по улице, где много прохожих, и прохожие говорят друг другу вслух; -Бедный старик. И какой добрый мальчик. Наверно его внук. Мальчишка услышал, как его назвали добрым, и покраснел. А люди шли и говорили: - Смотрите, какой добрый, стеснительный мальчик: он покраснел, когда его похвалили. Наконец он довел старика до дому, и тот протянул ему рубль. - Нет, - сказал мальчишка, вдруг заплакал и побежал. - Спасибо, добрый мальчик! – крикнул ему вслед слепой старик. А мальчик еще сильнее заплакал. Ребята, а как вы думаете, почему он заплакал? А как его называли прохожие? А был ли он на самом деле добрым? А есть надежда, что он станет добрым? | внимательно слушают сказку, анализируют -отвечают на вопросы, -рассуждают, - приводят примеры Ему было стыдно Добрый Нет, мальчик просил 3 рубля за свое доброе дело? Да | Рефлексия, анализ |
3.Целеполагание | - О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Тема нашего занятия «Спешите делать добро» ( слайд 2) А какую цель можно поставить на этот урок и поставить перед собой? (слайд 3) | О Добре Узнать что такое добро и как поступать, чтобы людям делать добро. | Рефлексия, анализ самоанализ |
4. Открытие новых знаний | Что такое добро? (слайд 4) Из толкового словаря С.И. Ожегова: «Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу» «доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» -А откуда к нам пришло слово «добро»? История слова "Добро" Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы встречаем часто в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которые входит слово ДОБРО. Какие, например? А знаете ли вы историю слова "Добро"? это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Слышали ли вы такие выражения "дать добро" и "получить добро"? Что значит "дать добро"? Что значит "получить добро"? - Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? | Добро пожаловать, добрый день, добрый вечер, в добрый путь, в добрый час. Дать согласие, разрешение на что-либо. Получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение. В наших сердцах | Рефлексия, самоанализ |
5.Применение знаний | 1.Игра «Как меня видят другие» ( слайд 5) Игра заключается в том, что ребёнок должен выбрать сердечко с именем одноклассника и написать на нём его характерные черты, соблюдая главное правило: писать нужно только хорошее и очень хорошее. Мы часто слышим слова: добрый человек, добрые дела, доброта, и не задумываемся над тем, какой глубокий смысл вложен в эти слова. Сегодня мы постараемся вникнуть в смысл слов «добро» и «зло» и проведем параллель между этими понятиями. 2 Словарная работа. Заглянем в книгу мудрости-в толковый словарь СИ Ожегова -
(РАБОТА В ГРУППАХ) 3.Предлагаю вам объединиться в 2 группы по своему желанию. На столе карточки с личностными качествами человека. Вам необходимо распределить их на две группы: Качества - «помощники» добра. Качества - «помощники» зла. Группам раздаются карточки с качествами человека. Необходимо обсудить в группе и распределить карточки к надписи «Добро» или к надписи « Зло» ДОБРО ЗЛО Любовь Сопереживание Справедливость Ненависть Зависть Бескорыстие Милосердие Предательство Равнодушие Сострадание Сочувствие Хамство Забота Эгоизм Безразличие Агрессивность Готовность прийти на помощь Обман Я распределила помощников так: ( слайд 6) вы согласны со мной? Проверьте ещё раз (слайд 7) Добро и зло являются основными этическими понятиями. Именно знанием о добре и зле человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря этому, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом, запрещать и предотвращать ссоры, насилие, жестокость. (КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА) Предлагаю вам всем вместе разгадать кроссворд и собрать ключевое слово. 1.Он в беде не бросит? (Друг) 2.Как называется предмет, который дарят? (Подарок) А теперь прочитаем, какое слово получилось? (Доброта) У слова «доброта» (это наше солнышкоНа доске прикрепляется серединка солнца с надписью ДОБРОТА) есть много родственных слов (лучиков) (учитель называет слово) (слайд 8) добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый добродушный- добрый и мягкий по характеру, незлобный доброжелательный- желающий добра добропорядочный - приличный, достойный одобрения добронравный- отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом добросовестный- честно выполняющий свои обязанности А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие. (слайд 9) РАБОТА В ПАРАХ Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена. А знаете ли вы пословицы и поговорки о добре и доброте? Я снова предлагаю распределиться вам на 2 команды. Каждую пословицу обсуждаем обязательно. Злое слово ранит, а доброе лечит. При солнышке тепло, при матушке добро. Добрые дела красят человека. Худо тому, кто добра не делает никому. Жизнь дана на добрые дела. Ни одежда украшает человека, а его добрые дела. Доброе сердце лучше богатства. Без добрых дел нет доброго имени. -Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Настя и Егор (куклы, вырезанные из бумаги). Сейчас мы её будем их обижать. Я попрошу вас помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будете говорить Насте и Егору что-то обидное, а причиняя им боль, будем загибать край их туловища. -Посмотрите на куклы, изменилась они? Такие ли они были в начале? Что в них изменилось? - Мы очень травмировали кукол. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? - Давайте попробуем сказать им что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили. - Ребята, а сейчас посмотрите на Настю и Егора, им уже лучше, но стали ли они такими, какие были в начале разговора? Почему? Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень важное значение в жизни человека. (слайд 10) Доброе слово лечит, злое калечит! | Зачитывают друг другу характеристики по желанию и дарят сердечко С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду». С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду». Учащиеся по желанию делятся на 2 группы Работа в группах Распределяют слова в группы: зло и добро Дети исправляют ошибки каждый ученик пишет отгадку, по цепочке ученики пытаются дать наиболее подробную «расшифровку», ученик, который даёт расшифровку, крепит лучик к солнышку Получают разрезанные на части пословицы и собирают их. Ученики называют (мысленно) обидные слова, учитель и ребята загибают края кукол Пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное По очереди называют слова Рассуждают, что куклы не стали такими, как были первоначально, они повреждены плохими словами, на них остались следы сгибов Попытаются сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. | Выбор индивидуального пути выполнения работы Рефлексия, анализ, самооценка |
6.Релаксация | (слайд 11) Звучит мелодия «Одинокий пастух» Прошу всех удобно сесть, расслабиться. Закройте глаза. Представьте, что вы держите цветок добра, этот цветок Добра у вас в ладонях. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Вы кончиками пальцев чувствуете его тепло и добро, они становятся все сильнее и сильнее, они проникают в вас и растекается теплой волной по вашему телу. Добро струится по каждой клеточке вашего тела и попадает прямо в сердце! Мысленно поместите все доброе этого цветка в своё сердце.. У вас появляются новые силы: силы добра, здоровья, счастья, любви и радости. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете! Откройте глаза, посмотрите друг на друга и пошлите друг другу добрые мысли. | С закрытыми глазами представляют цветы | Рефлексия, самоанализ |
7.Практическая деятельность Самостоятельная работа | (слайд 12) Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Ребята, у вас на партах есть элементы цветка доброты. Пусть каждый из вас соберёт цветок, на его лепестках есть правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми, но будьте внимательными, прежде чем выбрать правило. Есть и чистый лепесток, на котором попробуйте сами написать своё правило доброты. Перед работой,вспомните как правильно работать с клеем. На лепестках написано: Помогать людям. Прощать ошибки другим. Совершайте хорошие дела просто так, из хороших побуждений. Любите людей знакомых и не знакомых, не обижайте их. Никогда ничем не делитесь. Призывайте окружающих хорошо относиться друг к другу. Старайтесь первым забежать в транспорт , чтобы занять место. Делайте добро не только для близких и друзей, но и для природы и совсем незнакомых людей! Не завидуйте! На грубость отвечайте грубостью! Не вредничайте! Не грубите! Делайте добро только для друзей и знакомых. | Вспоминают правила работы с клеем: 1.Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы 2.Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее. 3. Закончив работу закрой клей крышкой. 4. Руки после работы хорошо вымой с мылом. Под музыку, выбирают правила доброты, и собирают цветок при помощи клея) | Рефлексия, анализ |
8 Представление результатов работы по самостоятельной работе | ( слайд 13)( слайд 14) ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить. ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ. -А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы, используя жесты. Если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши, а если нет-тяните руки вверх. Можно ли назвать добрым человека, который: • делает что-то полезное для людей; • делает домашнее задание за кого-то; • ждёт, когда его позовут на помощь; • переводит старушку через дорогу; • накормит бездомного котёнка; • заберёт обратно подаренную вещь; -Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. Добрый человек бережно относится не только к людям, но и к природе. | На доске, у солнышка, располагают свои цветочки с правилами доброты Отвечают хлопая в ладоши или поднимая руки вверх | Анализ последовательности действий, выбор наиболее рационального пути достижения цели. Рефлексия. |
9Чтение, обсуждение статьи учебника. | - В ходе исторического развития общества и культуры, менялись и представления о добре и зле. 1)Работа по учебнику с.14-15. Слайд 15. - Почему знания о добре и зле важно для людей? - О чём мы узнали из статьи учебника? (Как менялись представления о добре и зле в разные эпохи истории.) 2) Беседа по картине Ф.Савицкого «Пригон рабочих на уральский завод». | ||
10.Рефлексия | Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? - Может быть, нам помогут это узнать старинные весы? - На одну чашу весов мы положим «зло». (Кладут карточки со словами: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). - А что нужно сделать, чтобы победить зло? (чаша весов с «добром» должна перевесить). - Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с добром. (Подходят по одному и кладут на чашу свою «капельку»). - Видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. - Давайте, все злое, о котором мы знаем, сейчас отрежем, скомкаем, передавая друг другу, выбросим и постараемся никогда не совершать злые поступки. (Дети сжимают символический комок, сделанный из бумаги, и передают друг другу) | - | Рефлексия, анализ, самооценка. |
11.Подготовка к выполнению домашнего задания. | - О чем вы расскажете членам своей семьи и друзьям, которые не изучают новый предмет? - Какой ответ вы дадите на главный вопрос нашего урока, что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее? | Самоанализ, самооценка, рефлексия |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
по теме: «Добро и зло»
Учитель Герцен Е.И.
09.10 2017г.
Предмет : «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
Цель урока: формировать представления учащихся о доброте, как достоинстве человека.
Задачи урока:
Обучающие:
- формировать в сознании детей понятие «доброта»;
- раскрыть нравственное содержание добра;
Развивающие:
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- способствовать развитию у воспитанников мотивации к совершению добрых поступков;
Воспитывающие:
- развивать чувство взаимопомощи, внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;
- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
Формируемые УУД:
Познавательные:- умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя;
- поиск и выделение необходимой информации;
- умение ориентироваться в понятиях;
- умение определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы,
перерабатывать информацию;
- формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение;
- умение систематизировать информацию, выбирать нужную информацию;
- умение ориентироваться в понятиях;
- умение выполнять правила безопасной работы с клеем, правило нанесения клея на основу.
Коммуникативные:- стимулирование учащихся к выражению собственного мнения;
- умение организовывать общение учащихся друг с другом;
- формирование умений слушать собеседника, договариваться, убеждать его;
- формирование культуры поведения в учебном диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
Регулятивные:- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- сохранять заданную цель;
- контролировать свою деятельность по результату;
- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Личностные:- овладение нормами и правилами организации труда;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность;
- эмоционально-положительное восприятие учения;
- объективная оценка результатов деятельности;
- рефлексия.
Методы и формы обучения: фронтальная беседа, устная дискуссия,
коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка), новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее обучение.
Оборудование: ноутбук; мультимедиа проектор; презентация PowerPoint « Спешите делать добро», смайлики ( индивидуальные),бумажные куклы, сердечки с именами детей, солнце с лучами, раздаточный материал для работы в группах.
Содержание урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Средства индивидуализации |
1.Психологический настрой | Приветствие: Ребята, на столе у каждого лежат карточки- смайлики, покажите с каким настроением вы пришли сегодня на урок. (Я надеюсь, что к концу занятия у всех будет хорошее настроение) А теперь, дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. | приветствуют учителя, -визуально контролируют свою готовность к уроку -рассаживаются на рабочие места, показывают своё настроение с помощью смайликов. | Рефлексия, самоанализ (объяснение своего выбора) |
2.Актуализация опорных знаний | Сейчас, ребята, я расскажу вам сказку, а вы подумайте, о чем мы будем рассуждать сегодня. «Добрый мальчик» В. Брэйэр Один мальчик пришел в сквер пострелять из рогатки в птиц. Это было его любимое занятие. А неподалеку шел с тросточкой слепой старик; он услышал, что кто - то недобрый стреляет в птиц, и позвал; - Будьте добры! Кто тут есть? - Ну, я, ответил мальчик. - Мальчик, - сказал слепой, - ты не мог бы меня проводить до дому? - А вы три рубля дадите?- спросил мальчишка. - Тогда доведу. - У меня только рубль ….- растерялся слепой. - Пожалуйста, доведи меня до дому. -Ладно, рубль – тоже деньги, - сказал мальчишка и взял старика под руку. Тот назвал свой адрес, и они пошли. Вот вышли из сквера, идут по улице, где много прохожих, и прохожие говорят друг другу вслух; -Бедный старик. И какой добрый мальчик. Наверно его внук. Мальчишка услышал, как его назвали добрым, и покраснел. А люди шли и говорили: - Смотрите, какой добрый, стеснительный мальчик: он покраснел, когда его похвалили. Наконец он довел старика до дому, и тот протянул ему рубль. - Нет, - сказал мальчишка, вдруг заплакал и побежал. - Спасибо, добрый мальчик! – крикнул ему вслед слепой старик. А мальчик еще сильнее заплакал. Ребята, а как вы думаете, почему он заплакал? А как его называли прохожие? А был ли он на самом деле добрым? А есть надежда, что он станет добрым? | внимательно слушают сказку, анализируют -отвечают на вопросы, -рассуждают, - приводят примеры Ему было стыдно Добрый Нет, мальчик просил 3 рубля за свое доброе дело? Да | Рефлексия, анализ |
3.Целеполагание | - О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Тема нашего занятия «Спешите делать добро» ( слайд 2) А какую цель можно поставить на этот урок и поставить перед собой? (слайд 3) | О Добре Узнать что такое добро и как поступать, чтобы людям делать добро. | Рефлексия, анализ самоанализ |
4. Открытие новых знаний | Что такое добро? (слайд 4) Из толкового словаря С.И. Ожегова: «Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу» «доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» -А откуда к нам пришло слово «добро»? История слова "Добро" Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы встречаем часто в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которые входит слово ДОБРО. Какие, например? А знаете ли вы историю слова "Добро"? это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Слышали ли вы такие выражения "дать добро" и "получить добро"? Что значит "дать добро"? Что значит "получить добро"? - Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? | Добро пожаловать, добрый день, добрый вечер, в добрый путь, в добрый час. Дать согласие, разрешение на что-либо. Получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение. В наших сердцах | Рефлексия, самоанализ |
5.Применение знаний | 1.Игра «Как меня видят другие» ( слайд 5) Игра заключается в том, что ребёнок должен выбрать сердечко с именем одноклассника и написать на нём его характерные черты, соблюдая главное правило: писать нужно только хорошее и очень хорошее. Мы часто слышим слова: добрый человек, добрые дела, доброта, и не задумываемся над тем, какой глубокий смысл вложен в эти слова. Сегодня мы постараемся вникнуть в смысл слов «добро» и «зло» и проведем параллель между этими понятиями. 2 Словарная работа. Заглянем в книгу мудрости-в толковый словарь СИ Ожегова -
(РАБОТА В ГРУППАХ) 3.Предлагаю вам объединиться в 2 группы по своему желанию. На столе карточки с личностными качествами человека. Вам необходимо распределить их на две группы: Качества - «помощники» добра. Качества - «помощники» зла. Группам раздаются карточки с качествами человека. Необходимо обсудить в группе и распределить карточки к надписи «Добро» или к надписи « Зло» ДОБРО ЗЛО Любовь Сопереживание Справедливость Ненависть Зависть Бескорыстие Милосердие Предательство Равнодушие Сострадание Сочувствие Хамство Забота Эгоизм Безразличие Агрессивность Готовность прийти на помощь Обман Я распределила помощников так: ( слайд 6) вы согласны со мной? Проверьте ещё раз (слайд 7) Добро и зло являются основными этическими понятиями. Именно знанием о добре и зле человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря этому, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом, запрещать и предотвращать ссоры, насилие, жестокость. (КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА) Предлагаю вам всем вместе разгадать кроссворд и собрать ключевое слово. 1.Он в беде не бросит? (Друг) 2.Как называется предмет, который дарят? (Подарок) А теперь прочитаем, какое слово получилось? (Доброта) У слова «доброта» (это наше солнышкоНа доске прикрепляется серединка солнца с надписью ДОБРОТА) есть много родственных слов (лучиков) (учитель называет слово) (слайд 8) добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый добродушный- добрый и мягкий по характеру, незлобный доброжелательный- желающий добра добропорядочный - приличный, достойный одобрения добронравный- отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом добросовестный- честно выполняющий свои обязанности А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие. (слайд 9) РАБОТА В ПАРАХ Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена. А знаете ли вы пословицы и поговорки о добре и доброте? Я снова предлагаю распределиться вам на 2 команды. Каждую пословицу обсуждаем обязательно. Злое слово ранит, а доброе лечит. При солнышке тепло, при матушке добро. Добрые дела красят человека. Худо тому, кто добра не делает никому. Жизнь дана на добрые дела. Ни одежда украшает человека, а его добрые дела. Доброе сердце лучше богатства. Без добрых дел нет доброго имени. -Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Настя и Егор (куклы, вырезанные из бумаги). Сейчас мы её будем их обижать. Я попрошу вас помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будете говорить Насте и Егору что-то обидное, а причиняя им боль, будем загибать край их туловища. -Посмотрите на куклы, изменилась они? Такие ли они были в начале? Что в них изменилось? - Мы очень травмировали кукол. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? - Давайте попробуем сказать им что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили. - Ребята, а сейчас посмотрите на Настю и Егора, им уже лучше, но стали ли они такими, какие были в начале разговора? Почему? Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень важное значение в жизни человека. (слайд 10) Доброе слово лечит, злое калечит! | Зачитывают друг другу характеристики по желанию и дарят сердечко С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду». С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду». Учащиеся по желанию делятся на 2 группы Работа в группах Распределяют слова в группы: зло и добро Дети исправляют ошибки каждый ученик пишет отгадку, по цепочке ученики пытаются дать наиболее подробную «расшифровку», ученик, который даёт расшифровку, крепит лучик к солнышку Получают разрезанные на части пословицы и собирают их. Ученики называют (мысленно) обидные слова, учитель и ребята загибают края кукол Пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное По очереди называют слова Рассуждают, что куклы не стали такими, как были первоначально, они повреждены плохими словами, на них остались следы сгибов Попытаются сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. | Выбор индивидуального пути выполнения работы Рефлексия, анализ, самооценка |
6.Релаксация | (слайд 11) Звучит мелодия «Одинокий пастух» Прошу всех удобно сесть, расслабиться. Закройте глаза. Представьте, что вы держите цветок добра, этот цветок Добра у вас в ладонях. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Вы кончиками пальцев чувствуете его тепло и добро, они становятся все сильнее и сильнее, они проникают в вас и растекается теплой волной по вашему телу. Добро струится по каждой клеточке вашего тела и попадает прямо в сердце! Мысленно поместите все доброе этого цветка в своё сердце.. У вас появляются новые силы: силы добра, здоровья, счастья, любви и радости. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете! Откройте глаза, посмотрите друг на друга и пошлите друг другу добрые мысли. | С закрытыми глазами представляют цветы | Рефлексия, самоанализ |
7.Практическая деятельность Самостоятельная работа | (слайд 12) Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Ребята, у вас на партах есть элементы цветка доброты. Пусть каждый из вас соберёт цветок, на его лепестках есть правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми, но будьте внимательными, прежде чем выбрать правило. Есть и чистый лепесток, на котором попробуйте сами написать своё правило доброты. Перед работой,вспомните как правильно работать с клеем. На лепестках написано: Помогать людям. Прощать ошибки другим. Совершайте хорошие дела просто так, из хороших побуждений. Любите людей знакомых и не знакомых, не обижайте их. Никогда ничем не делитесь. Призывайте окружающих хорошо относиться друг к другу. Старайтесь первым забежать в транспорт , чтобы занять место. Делайте добро не только для близких и друзей, но и для природы и совсем незнакомых людей! Не завидуйте! На грубость отвечайте грубостью! Не вредничайте! Не грубите! Делайте добро только для друзей и знакомых. | Вспоминают правила работы с клеем: 1.Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы 2.Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее. 3. Закончив работу закрой клей крышкой. 4. Руки после работы хорошо вымой с мылом. Под музыку, выбирают правила доброты, и собирают цветок при помощи клея) | Рефлексия, анализ |
8 Представление результатов работы по самостоятельной работе | ( слайд 13)( слайд 14) ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить. ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ. -А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы, используя жесты. Если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши, а если нет-тяните руки вверх. Можно ли назвать добрым человека, который: • делает что-то полезное для людей; • делает домашнее задание за кого-то; • ждёт, когда его позовут на помощь; • переводит старушку через дорогу; • накормит бездомного котёнка; • заберёт обратно подаренную вещь; -Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. Добрый человек бережно относится не только к людям, но и к природе. | На доске, у солнышка, располагают свои цветочки с правилами доброты Отвечают хлопая в ладоши или поднимая руки вверх | Анализ последовательности действий, выбор наиболее рационального пути достижения цели. Рефлексия. |
9Чтение, обсуждение статьи учебника. | - В ходе исторического развития общества и культуры, менялись и представления о добре и зле. 1)Работа по учебнику с.14-15. Слайд 15. - Почему знания о добре и зле важно для людей? - О чём мы узнали из статьи учебника? (Как менялись представления о добре и зле в разные эпохи истории.) 2) Беседа по картине Ф.Савицкого «Пригон рабочих на уральский завод». | ||
10.Рефлексия | Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? - Может быть, нам помогут это узнать старинные весы? - На одну чашу весов мы положим «зло». (Кладут карточки со словами: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). - А что нужно сделать, чтобы победить зло? (чаша весов с «добром» должна перевесить). - Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с добром. (Подходят по одному и кладут на чашу свою «капельку»). - Видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. - Давайте, все злое, о котором мы знаем, сейчас отрежем, скомкаем, передавая друг другу, выбросим и постараемся никогда не совершать злые поступки. (Дети сжимают символический комок, сделанный из бумаги, и передают друг другу) | - | Рефлексия, анализ, самооценка. |
11.Подготовка к выполнению домашнего задания. | - О чем вы расскажете членам своей семьи и друзьям, которые не изучают новый предмет? - Какой ответ вы дадите на главный вопрос нашего урока, что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее? | Самоанализ, самооценка, рефлексия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОРКСЭ. "Добро и зло"
Можно использовать обыкновенную доску или сделать презентацию....
Урок по курсу ОРКСЭ "Добро и Зло"
Урок по теме "Добро и Зло" по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика"...
Урок(презентация) по ОРКСЭ "Добро и зло"
Презентация по предмету Основы Религиозной Культуры и Светской Этики. 4-й класс начальной школы. "Добро и Зло"...
Урок по ОРКСЭ "Добро и зло"
Урок по ОРКСЭ "Добро и зло"...
Презентация к уроку по ОРКСЭ "Добро и зло"
Презентация приглашает к раздумью над понятиями добра и зла, позволяет задуматься над проблемой "А я какой?". С целью повышения познавательной активности учащихся в материал урока включены аудиоз...
Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Добро и зло".
Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет учителям, которые ведут этот предмет, доступно, компактно и интересно преподнести ребятам материал урока....
Методическая разработка урока ОРКСЭ «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»
Добро и зло! Это особые слова. Что есть добро? Что есть зло? Как зло появилось в мире и как в связи с этим должен вести себя человек? Над этими вопросами люди размышляли на протяжение многих веков. Ре...