Старообрядчество как часть религиозной культуры в современной России
статья по орксэ (4 класс)
В статье представлена история развития старообрядничества: церковные реформы на Руси в XVII веке, начало раскола, появление староверов и о роли Русской Православной Старообрядческой Церкви в современной России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Старообрядчество как часть религиозной культуры в современной России | 17.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Старообрядчество как часть религиозной культуры
в современной России
России — многонациональное государство. И у каждого народа, проживающего на ее территории, своя неповторимая культура, свои традиции и обычаи. В нашей стране живут христиане, мусульмане, буддисты, последователи ведических культов, иудеи, и многие другие религиозные общины. Некоторые религии, бытующие на просторах нашей Родины, уникальны и неповторимы. Их сосуществование и многообразие делает Россию Россией. Старообрядчество — в той форме, в которой оно смогло сохраниться — можно считать явлением уникальным. Сегодня старообрядчество продолжает существовать как самобытная, устойчивая к изменениям культура.
«Старообря́дчество, или Древлеправосла́вие, — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650—1660-х годах патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской, а фактически реформа создавала условия для секуляризации[5].»
Старообрядчество весьма часто отождествляется с понятием раскола. Между тем эти понятия различные. Старые обряды церкви, такие как: двуперстное сложение для крестного знамения, сугубая аллилуйя, хождение посолонь, чтение «обрадованная» вместо «благодатная» и другие, хоть и являются достоянием раскола, все таки существенным его признаком служит противление, нарушение церковного мира и единения из-за вопросов, не входящих в область веры. С церковной точки зрения старообрядчество само по себе – не есть раскол. Церковный взгляд на обряд таков, что допускает разнообразие, возможность и законность изменений или исправлений при отсутствии «всякого зазора» и при взаимном согласии, так как обряд – это вещь до существа веры не относящееся, сам по себе он ни свят, ни не свят, не ведет ни к спасению, ни к гибели. Но все-таки старообрядчество возникло вследствие Раскола.
В середине 17 века (1653-1655 гг.) в Российском государстве под руководством патриарха Никона началось осуществление церковной реформы. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги, другие изменения.
Возникает вопрос – зачем это было сделано. Церковь объясняет необходимость реформ наличием описок и искажений текста в церковных книгах, переписывавшихся от руки, наведением порядка при проведении церковных обрядов (крещение двумя перстами, поклоны, многоголосие во время церковной службы, крестный ход и т.д.)
Некоторые историки утверждают о материальной стороне церковной реформы, ее объединительной роли с греческой православной церковью, т.к. многие изменения проведены по греческому образцу.
Между тем можно предположить, что была еще одна причина проведения церковной реформы – укрепление власти династии Романовых и приведение к полному послушанию всего российского общества.
После смутного времени и восхождении на Российском престоле династии Романовых прошло всего 40 лет. По историческим меркам это небольшой срок. Недовольных Романовыми много. Знать задает вопрос – почему именно Романовы?
Крестьянство (90% населения) бунтует против окончательного закабаления после принятия Соборного Уложения 1649 года, по которому крестьяне лишались возможности перехода к другому помещику в Юрьев день, а розыск беглых крестьян объявлялся бессрочным, т.е. убежал крестьянин от жестокого помещика, найдут лет через 20-30, накажут и вместе с семьей вернут.
Вот и решили светские и церковные власти одним ударом убить сразу двух зайцев: привести к покорности народ и выявить несогласных с волей патриарха и царя. А что делать с несогласными? Это прекрасно известно на примере Реформации католической церкви и религиозных войн в Западной Европе в 16 веке. И в России нашлись достойные ученики главного иезуита католической церкви Игнатия Лойолы.
Церковный Собор 1667 года поддержал реформу и проклял всех ее противников, которые стали именоваться староверами и раскольниками. Участники Собора постановили передать лидеров староверов в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 года им грозила смерть на костре.
В 1640-х годах в столице существовал кружок представителей духовенства ("ревнителей благочестия"), в котором обсуждалась необходимость церковной реформы. Стали необходимы единые церковные тексты и правила, по которым совершаются богослужения. Часть духовенства была за древнерусские церковные книги, остальные - за византийские (греческие). Вторые, отстояли своё мнение, по ряду причин:
- Российское государство должно было укрепить свои международные позиции среди других православных стран, чтобы быть столпом православной веры после падения Византии, нашей церкви потребовалось согласовать богослужения с греческими канонами.
- Присоединение Малороссии к Российскому государству в 1654 году, где богослужения проходили по греческим правилам.
- Поддержание народного единства с помощью единых правил в церкви, так как после Смутного времени это был неспокойный период в стране.
- Сильное различие русских и византийских обрядов.
Раскол церкви произошёл при правлении Алексея Михайловича (царствование 1645-1676).
В 1646 году Никон, бывший игуменом Кожеозёрского монастыря, получил от царя должность архимандрита Московского Новоспасского монастыря, а затем Новгородского митрополита. Его влияние на царя было очень большим, особенно после возвращения в Москву в 1651 году, так как Алексей Михайлович считал себя истинно православным и уделял церкви много внимания. В 1652 году Никон становится патриархом. Он начинает подготавливать церковную реформу. Для начала начинают редактировать все церковные книги, приводя их к греческим канонам. После внесения изменений в богослужебные правила (1653 г.) начинается противостояние Никона и приверженцев прежних обрядов. Этот год и считается началом церковного раскола 17 века.
Реформы Никона:
«Реформа патриарха Никона начала реализацию в 1653 - 1655 годах. Эта реформа несла в себе коренные изменения в религию, которые выразились в следующем:
- Крещение тремя перстами вместо двух.
- Поклоны следовало совершать до пояса, а не до земли, как было раньше.
- Внесены изменения религиозные книги и иконы.
- Введено понятие "православие".
- Изменено имя Бога, в соответствии с общемировым написанием. Теперь вместо "Исус" писалось "Иисус".
- Замена христианского креста. Патриарх Никон предлагал заменить его четырехконечный крестом.
- Изменение обрядов церковной службы. Теперь Крестный ход совершался не по часовой стрелке, как было раньше, а против часовой стрелки [3].»
Причиной раскола стали и слишком жёсткие методы, которыми Никон осуществлял реформу, вызвав противостояние в церкви и волнения в народе:
- насильственное изымание церковных книг, икон и святынь, отличающихся от греческих канонов и их публичное уничтожение;
- неожиданный переход к новым правилам богослужения, из-за чего народ решил, что ему пытаются навязать новую веру. Противников принять изменения серьёзно наказывали, что влияло на отношение к патриарху;
- слабый уровень образования, или безграмотность духовенства в приходах, которое не понимало, как объяснить изменения богослужения прихожанам;
- некачественный перевод некоторых текстов с греческого на русский, которые стали отличаться от старорусских, немного, но тем ни менее;
- отсутствие единства и согласия в церкви насчёт реформ. Противники из духовенства стали духовными лидерами старообрядцев.
В 1660 году Никона, царским указом, отстранили от патриаршего престола, лишили сана и отправили в ссылку в Ферапонтов Белозерский монастырь. Но его реформы не были отменены и продолжали работать.
Последствиями раскола стала религиозная война между старообрядцами и духовенством. Старообрядцы отлучались от церкви и приравнивались к еретикам. Они подвергались гонениям и искали укрытия на дальних землях государства. Наиболее известен протопоп Аввакум Петров - духовный лидер старообрядчества, подвергнутый ссылке в Сибирь на 11 лет, после чего заточённый в земляную тюрьму, а затем заживо сожжённый. Протестуя против новых церковных правил, старообрядцы устраивали массовые самосожжения ("гари"). Среди народа стаообрядцы имели мощную поддержку, что привело к продолжению восстаний и в 18 веке.
Итоги раскола:
- Разделение всего народа на два лагеря: старообрядцев и новообрядцев, вражда на религиозной почве, социальная раздробленность населения;
- Управление церковью начинает переходить в царские руки.
- Укрепление международного положения Российского государства среди православных стран.
Движение старообрядцев внесло огромный вклад в развитие искусства в нашей стране - духовные центры, иконопись, сохранение древнерусской манеры книгописания и знаменного пения.
По каноническому принципу Православной Церкви, в старообрядческой Церкви восстановлена и сохраняется трехчинная иерархия. В настоящее время Русская Православная Старообрядческая Церковь, которая в XIX веке приняла митрополита Амвросия, имеет Первосвятителем Старообрядческого Митрополита Корнилия Московского и всея Руси.
Если говорить отдельно о Русской Православной Старообрядческой Церкви, то можно сказать, что организационно и количественно она больше другой ветви поповского согласия старообрядцев – Русской Древлеправославной Церкви, ведущей свою иерархическую ветвь через архиепископа Николу Поздеева.
Русская Православная Старообрядческая Церковь имеет своих чад на территории России и практически всех бывших республик СССР. Русская Православная Старообрядческая Церковь находится в каноническом общении с братьями старообрядцами из Румынии, Болгарии, США и Австралии. В последнее время старообрядческие общины стали появляться в некоторых городах Западной Европы. Можно говорить, что воцерковленными, участвующими в церковной жизни членами Русской Православной Старообрядческой Церкви в настоящее время является 250-300 тысяч человек. В это число не входят многочисленные старообрядцы, являющиеся таковыми только по крещению и, к сожалению, в настоящее время не имеющими связи со своими общинами. В этом случае можно говорить об одном миллионе старообрядцев-поповцев.
Каноническая территория Русской Православной Старообрядческой Церкви разделена на несколько епархий, возглавляемых епархиальными архиереями. В общей сложности она насчитывает порядка 300 зарегистрированных общин.
«Донской регион входит в состав Донской и Кавказской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви, которая включает в себя 22 зарегистрированных в органах юстиции старообрядческие общины. Епископская кафедра расположена в городе Ростове-на-Дону. Самой крупной и ведущей Общиной епархии является Покровская Старообрядческая Община города Ростова-на-Дону. В настоящее время эту епархию возглавляет епископ Зосима (Еремеев). На территории Донского края имеется четыре зарегистрированных общины Русской Православной Старообрядческой Церкви – в Ростове-на-Дону, в г. Морозовске, в пос. Орловском и в ст. Маныческая [7]».
Но это только касается зарегистрированных общин. Специфика организации церковной жизни старообрядцев такова, что далеко не все общины зарегистрированы. Регистрируются в органах юстиции только те общины, которые имеют в собственности недвижимое имущество, или ставят целью приобрести его (имеется ввиду молитвенное здание). На самом же деле, старообрядческие общины есть в большинстве крупных городов Ростовской области и Краснодарского края, в некоторых городах Ставропольского края.
Если смотреть на развитие старообрядческой Церкви сквозь призму исторической статистики, то она не может показаться позитивной. Перед революцией в Области Войска Донского насчитывалось порядка 90 старообрядческих общин. Возглавлялись они старообрядческим епископом с кафедрой в городе Новочеркасске. Сейчас таких общин, с учетом не зарегистрированных, не более 20-ти. Но оценивать эту ситуацию нужно с учетом гонительного богоборческого периода, коснувшегося старообрядческой Церкви не меньше, чем РПЦ и других конфессий. С другой стороны, старообрядческие общины пережили значительное испытание индустриализацией России и вытекающей отсюда урбанизацией. Процесс переселения в крупные города, уничтожения мелких сел и хуторов, особенно, в результате строительства многочисленных водохранилищ, привел к тому, что старообрядческие общины на Дону количественно сократились, но за счет этого увеличились общины в крупных городах. Например, Покровская Община г. Ростова-на-Дону в настоящее время насчитывает порядка 600 членов.
В то время, как после гражданской войны, в Общине было не более 60 старообрядцев. Перемещение и качественное изменение старообрядческих общин является косвенным подтверждением правильного развития Старообрядческой Церкви в русле первохристианских общин. Ведь известно из истории христианства и о переселении христианских общин и об их исчезновении. Так что, статистическим образом нельзя определить развитие или угасание церковной жизни.
Несмотря на жестокие преследования со стороны властей и официальной церкви, раскольники выстояли и сохранили свою веру. Мужество и непреклонность старообрядцев в борьбе за свои убеждения — одна из замечательных страниц духовной истории русского народа.
Старообрядческие общины продемонстрировали удивительную способность приспосабливаться к тяжелым условиям. Несмотря на приверженность старине, они сыграли значительную роль в развитии и укреплении экономических отношений в России, проявив себя на редкость трудолюбивыми и предприимчивыми людьми.
Таким образом, неоценимы заслуги старообрядцев в деле сохранения памятников средневековой русской культуры. В общинах бережно хранились древние рукописи и старопечатные книги, старинные иконы и церковная утварь. Но главное, они создали новую культуру, в рамках которой вся жизнь человека подчинялась общинным, соборным решениям. Эти решения, в свою очередь, основывались на постоянном обсуждении и размышлении над христианскими догмами, обрядами и Священным писанием.
Список использованных источников
- Под редакцией А.Н. Сахарова «История религий» М «Русское слово» 2007 г.
- Зеньковский С. А., Русское старообрядчество, Том I и II, Москва, 2006, Институт ДИ-ДИК, ISBN 5-93311-012-4.
- Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в./Отв. ред. С. О. Шмидт. Новосибирск: Наука, 1974. 394 с.
- Ф. Е. Мельников. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви.
- Василенко Н. П. Раскол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- https://istoriarusi.ru/car/cerkovnyj-raskol-reforma-nikona.html
- https://ruvera.ru/articles/staroobryadchestvo_v_sovremennom_mire
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный курс ОРСКЭ модуль "Основы мировых религиозных культур". Урок 1. "Россия - Родина моя".
Урок по ОРКСЭ посвящён России и её символам....
конспект урока основ мировых религиозных культур по теме "Россия - многонациональная держава"
конспект урока основ мировых религиозных культур по теме "Россия - многонациональная держава"...
Презентация к уроку ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) "История религий в России" Часть 2
Презентация к уроку ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур) "История религий в России". Презентация подготовлена по материалам учебника "Основы мировых религиозных культур" авторы А.Л. ...
«Старообрядчество в современной России»
Эссе «Основы религиозных культур и светской этики»...
Эссе «Старообрядчество в современной России»
Курсы повышения квалификации «Основы религиозных культур и светской этики».Эссе «Старообрядчество в современной России»...
Эссе "Старообрядчество в современной России"
Материал будет полезен коллегам, работающим по УМК "Школа России"...
Старообрядчество в современной России
Эссе на тему: "Старообрядчество в современной России". Старообрядчество сыграло большую роль в сохранении православной культуры....