«Старообрядчество в современной России»
учебно-методический материал по орксэ (4 класс)

Светлана Васильевна Чанаева

Эссе «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Муравьихинская средняя школа»

ЭССЕ

на тему: «Старообрядчество в современной России»

(Курс повышения квалификации «Основы религиозных культур и светской этики»)

     

                                Выполнила: учитель начальных классов  

Чанаева Светлана Васильевна

2018 год

Введение

Россия - это страна с множеством народов, с уникальной культурой и традициями. Россию по праву можно считать страной, включающей с себя множество мировых религий, т.е. мультирегиональной (многорелигиозной). На территории нашей страны проживает огромное количество мусульман, представители буддизма, вединчиских культов, иудеи и многие другие последователи различных религиозных общин, многие из которых являются уникальными и неповторимыми по своей сути. Не стоит забывать и о том, что именно православное христианство играет особую роль во многовеком становлении нашего государства. В связи с чем, православие необходимо рассмотреть более подробно.

В настоящее время, у современного общества, всё чаще пробуждается интерес и возникают вопросы связанные с русской религиозной культурой. Именно поэтому я взяла тему данного эссе, т.к. считаю что старообрядчество сыграло немаловажную роль в становлении современной России.

Из истории Русской Православной Церкви известно, что в середине XVII века Россию сотряс церковный раскол, который был вызван неприятием частью православных христиан новшеств, введенных в русское православие патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем Романовым. На соборе в 1666 году была официально провозглашена анафема на ревнителей старых обрядов, и с этого момента в богатую русскою историю включается новый период, освещающий трехсот пятидесятилетнюю эпоху существования старообрядчества. Попутно необходимо отметить, что причины раскола были более глубокими, нежели мы привыкли предполагать. Известно, что известный лидер оппозиции, талантливый писатель протопоп Аввакум не был принципиальным противником реформы, более того, он участвовал в кружке ревнителей благочестия, созданном при патриаршем дворе. Дело в том, что, по слову авторитетного историка церкви А. Карташова «Жестоко обижая русское национальное самолюбие, Никон огульно провозглашал решительно все русские чины, несогласные с современными греческими, – «неправыми и ново вводными». Этот была первая причина возникновения сопротивления.

Глава 1. История развития и становления старообрядческой культуры

  1. РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ДО XVII ВЕКА

В 988 году произошло крупнейшее событие в истории становления нашего государства. Год, когда была крещена Русь. Как известно, из исторических источников, что сама княгиня Ольга приняла святое крещение. Как гласят летописи:«многих ко вере приводе». После чего, Русская православная церковь ещё в течение многих сотен лет (≈ 600 лет) укреплялась, расширялась и процветала находясь в единстве со всем сущим миром.

Истинное Христианство на Руси, на тот момент, было как монолит без единого изъяна. Сколько бы раз над Русью не поднимался дамоклов меч, будь то попытки подчинения или раскола русской церкви (татаро-монгольское иго), ни что не смогло разрушить и искоренить православие. Даже папский престол и тот, не смог подчинить себе русскую церковь. Не стоит забывать, что и попытки внести хаос и еретическое искажение, такие как: «стригольников» и «жидовствующих», которые возникли в XIV-XV вв. в Новгороде, в истинное христианское учение не увенчались успехом. Данные еретические общины себя быстро исчерпали, но все эти нападки с их стороны только сильнее сплотили русский народ в единстве православной веры.

Изначально управление русской церковью находилось в Киеве во главе с митрополитом. Греки - первые митрополиты на Руси. Они присылались из ‹‹колыбели›› православной культуры - Константинополя, гречискими патриархами. Уже позднее, на Руси, митрополитов избирали собором русского духовенства и ездили в Константинополь для принятия хиротонии от греческого патриарха. Вскоре, пребывание митрополита было перенаправлено во Владимир, т.к. Киев был разорён татарами в 1240 году. А через некоторое время и вовсе, митрополитская кафедра, была перенесена в Москву.

С 1448 года митрополиты стали избираться без утверждения и хиротонии византийского патриарха, т.е. русская церковь приобрела независимость от греческой.

Такие перемены весьма повлияли на единство русской митрополии. При приобретении независимости, русская митрополия разделилась на две части: одна - управляла северо-восточной частью России (церковь крупнейшего и сильнейшего независимого государства, которая всеми силами сохраняла чистоту православия), другая - юго-западным краем (вскоре она попала под католическое влияние.

В 1551 году в Москве состоялся знаменитый церковный собор, получивший название «Стоглавый». Этот собор подтвердил правильность старых церковных книг, указав только на незначительные погрешности в знаках препинания и на некоторые описки, а также привел к единству уставы и наложил строгие церковные наказания на тех, кто нарушает правила святых апостолов, противится совершению службы по церковному уставу и нарушает обряды и предания св. церкви.

Но именно в то время, когда русская церковь достигла наибольшего величия и расцвета, в ней произошел раскол, разделивший русских людей. Это печальное событие случилось в царствование Алексея Михайловича и в патриаршество Никона во второй половине XVII столетия.

  1. РЕФОРМЫ ПРИВЕДШИЕ К НАЧАЛУ РАСКОЛА И ГОНЕНИЕЮ СТАРООБРЯДЦЕВ

Из истории Русской Православной Церкви известно, что в середине XVII века Россию сотряс церковный раскол, который был вызван неприятием частью православных христиан новшеств, введенных в русское православие патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем Романовым. На соборе в 1666 году была официально провозглашена анафема на ревнителей старых обрядов, и с этого момента в богатую русскою историю включается новый период, освещающий трехсот пятидесятилетнюю эпоху существования старообрядчества. 

В русской церкви, с приходом патриарха Никона, стали происходить нововведения, включавшие в себя новые обряды, новые богослужебные книги и другие новшества, т.е. всё происходило самовольно, без одобрения собора, что и послужило в скором времени причиной раскола церкви. Те, кто последовали за ним стали называть новообрядцами (люди новой веры). Используя власть, последователи провозгласили свою церковь православной, а своих противников - «раскольниками». Им было удобно, чтобы на раскольников пала вся вина за церковный разлад, хотя на самом деле это были люди которые продолжали верить в то, что им было дано и чему они были верны, а это древние церковные обряды и предания. В связи с чем они по праву себя называли православными старообрядцами, людьми старой веры, истинными или древлеправославными христианами.

После вступления Никона на московский патриарший престол в 1652 году и задумал переделать русскую церковь на новый лад, что свелось к следующим церковным нововведениям:

1. Вместо двоеперстного крестного знамения, было введено троеперстие.

2. Имя Спасителя «Исус», в новых книгах было переделано на грецизированное «Иисус».

3. В старых книгах (во время крещения, венчания и освящения храма) - обхождение по солнцу, в новых же книгах - обхождение против солнца.

4. Вместо «сугубой» (двойная) аллилуйи, была введена «трегубая» (тройная)аллилуйя.

Эти изменения не могли не вызвать резкий отпор со стороны русских людей. Жестоким гонениям и казням подвергались русские люди, совесть которых не могла согласиться с церковными нововведениями и искажениями. Многие предпочитали умереть, чем предать веру своих отцов и дедов.

Все эти жестокие меры и изменение, в связи с расколом, привели к сильному гонению на людей старой веры. Людям приходилось искать новые пристанища, за частую такими становились катакомбы, и привыкать к новой жизни. Жизни в которой страх преследования был по всюду.

Глава 2. Старообрядчество в современном мире

В начале 20-го века, одним из явлений, можно даже сказать значительнейшего, новой русской культуры стало признание старообрядчества. Трагедию того ужаснейшего раскола переосмыслила не только Россия, но и русское зарубежье. Из исторических сводок было известно, что Александр Солженицын, находившийся в эмиграции на тот момент (в США) не раз встречался со старообрядцами, людьми свято хранящими и соблюдающими старую веру.

В настоящее время общины старообрядцев можно встретить на территории таких государств как: Белоруссия, Латвия, Литва, Эстония, Молдова, Польша, Украина, Румыния, США, Канада и в ряде стран Латинской Америки и даже в Австралии.

Одна из крупнейших ветвей современного русского старообрядчества — Русская Православная Старообрядческая Церковь, насчитывающая около миллиона прихожан, имеет два центра — в Москве и Браиле (Румыния)

Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) имеет на территории России более 200 общин, причем значительная часть общин не зарегистрирована. Централизованным, совещательным и координационным органом в современной России является Российский Совет ДПЦ. Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн. чел. Среди них преобладают русские.

Заключение

Несмотря на жестокие гонения и преследования раскольники выстояли, сохранили и сберегли свою веру.

Мужество и непреклонность старообрядцев в борьбе за свои убеждения — одна из замечательных страниц духовной истории русского народа.

В последствии старообрядческие общины продемонстрировали удивительную способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Несмотря на приверженность и преданность старине, они сыграли значительную роль в развитии и укреплении экономических отношений в России, проявив себя на редкость трудолюбивыми и предприимчивыми людьми.

Столь неоценимы заслуги старообрядцев в деле сохранения памятников средневековой русской культуры. В общинах бережно хранились и сохранились:

  1. Древние рукописи
  2. Старопечатные книги
  3. Старинные иконы
  4. Церковная утварь

Но самое главное и ценное, они создали новую культуру, в рамках которой вся жизнь человека подчинялась общинным, соборным решениям. Эти решения, в свою очередь, основывались на постоянном обсуждении и размышлении над христианскими догмами, обрядами и Священным писанием.

Чем может быть полезно России современное старообрядчество? Этот вопрос был поставлен митрополитом Корнилием на Всемирном Русском соборе. Митрополит убежден, что уникальный опыт трехсотлетнего выживания в неблагоприятных, а порой и экстремальных исторических условиях может быть востребован сегодня, учитывая необходимость противостояния вторжению чуждых начал в народное тело России. Все это, по мнению митрополита Корнилия, позволяет сделать обнадеживающий вывод: «Если русский народ не в отдельных выдающихся личностях, а в миллионах сумел явить в противостоянии чуждым влияниям свои самобытные ценности, основанные на истинно православном фундаменте, – это дает надежду на будущее».

Таким образом, старообрядчество является важной частью религиозно-духовной культуры России и внесет свою лепту в сохранение бытия русского народа.

Список литературы

1. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.

2. Епископ Александр (Семенов Тян-Шанский). Православный Катехизис. 2-е изд.

3. Кириллов И. А. Третий Рим. Очерк исторического развития идеи русского мессианизма. М., 1996.

4. Михайлова Н. Расколы: древние и новые//Москва. 1996.

5. Настасе Д. Заметки об имперской идее на Руси до 1453 г.//Рим, Константинополь, Москва: сравнительно-историческое исследование центов идеологии и культуры до XVII в. VI Международный семинар исторических исследований «От Рима к Третьему Риму». Москва, 28–30 мая 1986 г. М., 1997.

6. Энциклопедия «Аванта +» Религии мира, часть 2, издательство

7. Сайты Интернета:

http://www.wikipedia.org.ru/

http://staroobryadets.tamb.ru/

http://www.ikz.ru/

http://etno.clow.ru/information/

http://www.kvest.com

https://infourok.ru

http://textarchive.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру 4 класс по разделу: Страницы истории России. Современная Россия.

Данная разработка предусматривет проверку знаний по разделу:Страницы истории России. Современная Россия. УМК "Школа России" Плешаков А.А....

Тест по разделу "Современная Россия" (Окружающий мир. 4 класс. УМК "Школа России")

Вариант тестовых вопросов для контроля знаний учащихся 4 класса....

Эссе «Старообрядчество в современной России»

Курсы повышения квалификации  «Основы религиозных культур и светской этики».Эссе «Старообрядчество в современной России»...

Эссе "Старообрядчество в современной России"

Материал будет полезен коллегам, работающим по УМК "Школа России"...

Старообрядчество как часть религиозной культуры в современной России

В статье представлена история развития старообрядничества: церковные реформы на Руси в XVII веке, начало раскола, появление староверов и о роли Русской Православной Старообрядческой Церкви в современн...

УМК «Школа России» Окружающий мир 4 класс Опрос по разделам: «Страницы истории России», «Современная Россия»

УМК «Школа России»  Окружающий мир 4 классОпрос  по  разделам: «Страницы истории России», «Современная Россия»...

Старообрядчество в современной России

Эссе на тему: "Старообрядчество в современной России". Старообрядчество сыграло большую роль в сохранении православной культуры....