Эссе "Старообрядчество в современной России"
материал по орксэ (4 класс)
Материал будет полезен коллегам, работающим по УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse._staroobryadchestvo.docx | 33.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ школа №54 р.п. Октябрьский
Контрольная работа
Предмет « Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль « Типы религиозных организаций»
Тема: «Старообрядчество в современной России»
Выполнила:
Саламатова Елена Валерьевна
2020
Оглавление
Введение
1. История развития старообрядчества
1.1. Реформы Патриарха Никона и начало раскола
1.2. Преследование старообрядцев
1.3. Особенности обрядов
1.4. Старообрядчество в современном мире
Заключение
Список использованных источников
Введение
В истории русских церквей есть переломный момент, который имел значимые последствия для истории России. Основная причина реформы, проводимой с 1653 года Патриархом Никоном при деятельной поддержке царя Алексея Михайловича, носила политический характер. И государство, и церковная иерархия считали необходимым привести обрядовую жизнь Русской Церкви в соответствие с богослужебной практикой восточнославянских народов (украинцев и белорусов), дабы обеспечить беспрепятственное вхождение этих народов в состав России. Введение книгопечатания также послужило косвенной причиной реформ патриарха Никона, которые повлекли за собой церковный раскол. Точное следование греческим и славянским источникам, взятым при печатании за образец, было обязательным требованием. Окончательную редакцию утверждал сам Никон.
1. История развития старообрядчества.
1.1. Реформы Патриарха Никона и начало раскола
Крещение Руси в 988 году при святом равноапостольном великом князе Владимире было крупнейшим событием в истории России. Стремление к истинной вере Христовой давно жило в душе русского народа. Еще княгиня Ольга, бабушка великого князя Владимира, приняла святое крещение и, по словам летописца, «многих ко вере приводе».
К XVI в. русская церковь достигла наибольшего величия и расцвета. Но вскоре в ней произошел раскол, который разделил русских людей. Это печальное событие случилось в царствование Алексея Михайловича и в патриаршество Никона во второй половине XVII в.
Патриарх Никон стал вводить в русскую церковь новые обряды, новые богослужебные книги и другие новшества без одобрения собора. Это и послужило причиной церковного раскола. Кто последовал за Никоном, тех народ стал называть «никонианами», или новообрядцами. Сами же последователи Никона, пользуясь государственной властью и силой, провозгласили свою церковь православной, или господствующей, а своих противников стали звать оскорбительной и принципиально неверной кличкой «раскольники». На них они свалили и всю вину церковного раскола. На самом же деле противники никоновских нововведений не совершали никакого раскола: они остались верны древним церковным преданиям и обрядам, ни в чём не изменив своей родной православной церкви. Поэтому они справедливо называют себя православными старообрядцами, староверами или древлеправославными христианами.
Патриарх Никон вступил на московский патриарший престол в 1652 году и задумал переделать русскую церковь на новый лад: хотел ввести в ней новые чины, обряды, книги, чтобы она во всем походила на греческую церковь.
Гордый и самолюбивый, патриарх Никон не имел большого образования. Зато он окружил себя учеными украинцами и греками, из которых наибольшую роль стал играть Арсений Грек, человек весьма сомнительной веры. Когда он появился в Москве, его отправили в Соловецкий монастырь как опасного еретика. Отсюда и взял его Никон к себе и сразу поставил его своим главным помощником в церковных делах. Это вызвало большой ропот недовольства в среде верующих. Но возражать Никону было нельзя, т.к. Царь предоставил ему неограниченные права в делах церкви. Никон, ободренный царем, делал что хотел, ни с кем не советуясь. Опираясь на дружбу и власть царя, он приступил к церковной реформе решительно и смело. Все страшились и трепетали перед Никоном.
Деятельность Никона и его единомышленников свелась к церковным нововведениям. Эти изменения церковных узаконений, преданий и обрядов не могли не вызвать резкий отпор со стороны русских людей, свято хранивших древние святые книги и предания. Резкое сопротивление в народе вызывали те меры, с помощью которых патриарх Никон и поддерживающий его царь насаждали эти нововведения. Жестоким гонениям и казням подвергались люди, совесть которых не могла согласиться с церковными нововведениями и искажениями. Многие предпочитали умереть, чем предать веру своих отцов и дедов. Христиане говорили: «Новый патриарх упразднил Христа».
1.2. Преследование старообрядцев
Положение христиан в России в XVII в. во многом было похоже на положение христиан в Римской империи. Как тогда христиане из-за сильных гонений со стороны языческих властей вынуждены были скрываться в катакомбах, в загородных пристанищах, так и православным христианам XVII в., пришлось бежать в пустыни и леса, скрываясь от преследований со стороны государственных и церковных властей.
По настоянию московского патриарха Иоакима царевна Софья в 1685 г. издала против старообрядцев 12 грозных статей. В них старообрядцы называются «ворами», «раскольниками», «противниками церкви» и караются страшными казнями.
Большинство преследуемых христиан бежали в пустыни, леса, в горы, и там находили себе приют. Но и там их отыскивали, жилища разоряли, а самих приводили к духовным властям для увещаний. Если же они не изменяли своей вере, то их предавали мучениям и смерти. Через четыре года после узаконения статей Софьи патриарх Иоаким издал указ: «Смотреть накрепко, чтобы раскольники не жили в волостях и в лесах, а где объявятся - самих ссылать, пристанища их разорять, имущество продавать, а деньги присылать в Москву».
Чтобы спастись от преследований и пыток, люди стали себя сжигать. «Нет нигде места, - говори они, - только и уходу, что в огонь да в воду». Во многих местах, где ждали гонителей и мучителей, заранее приготавливались срубы для самосожжений и приспосабливались к этому отдельные избы, часовни, церкви, просмоленные и обложенные соломой.
Более двухсот лет пребывали старообрядцы в гонениях. Только события, связанные с революцией 1905 года, дали им возможность открыто устраивать в родном отечестве крестные ходы, иметь колокольный звон, организовывать общины. Но до самого 1917 г. старообрядцы так и не получили полной религиозной свободы.
1.3. Особенности обрядов
- Имя Иисус.
В ходе церковных реформ традиционное написание имени Христа Исус было заменено на заимствование из греческого написания Иисус.
- Символ веры.
В ходе «книжной справы» было внесено изменение в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена». Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».
- Двуперстие.
Двуперстие идет с апостольских времен. Святые отцы свидетельствуют, что и сам Христос благословлял своих учеников именно таким перстосложением. Но в ходе реформы Никона двуперстие заменилось Троеперстием. Старообрядцы же настаивают на благочестии, древности и истинности двуперстия.
- Трисоставный восьмиконечный крест.
Крест восьмиконечный есть крест совершеннейший в том смысле, что он полностью представляет собою Крест Голгофский, на котором был распят Христос. Крест трисоставный, по учению Церкви, представляет собой образ Святой Троицы, Три части Креста (древо прямое, поперечное и подножие) изображают три лица Святой Троицы.
- Иконопись.
Синод РПЦ запретил использование литых икон. Подобного запрета у старообрядцев не существовало, а меднолитые иконы небольшого размера, легко воспроизводимые по образцу, были удобны как при производстве, так и при использовании у преследуемых светскими и церковными властями староверов.
- Богослужебное пение.
Сохраняемое староверами знаменное (крюковое) пение получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками — «знаменами» или «крюками». В знаменном пении существуют определённая манера исполнения, поэтому в певческих книгах встречаются словесные указания: тихо, велегласно (в полный голос), и косно или ровно (умеренный темп пения). В Старообрядческой церкви пению уделяется высокое воспитательное значение.
- Поклоны.
Поклоны должны совершаться в положенное время, единообразно и одновременно. Так говорит об этом Устав церковный: «Поклоны творим, кротко и равно вси покланяемся и вставаем равно вси единокупно. Поклоны иже творит невкупе, но койждо себе пометая на землю. Сие есть велие самочиние и безчиние» (Око церковное, лл. 3 об. _ 4).
1.4. Старообрядчество в современном мире
Лишь в начале ХХ в. старообрядчество было признано одним из значительных явлений новой русской истории. Трагедию раскола заново переосмыслило и русское зарубежье — от эмигрантов первой волны до Александра Солженицына. Он, находясь в эмиграции в США, встречался со старообрядцами в штате Орегон, и не раз в своих работах осуждал гонения на хранителей старой веры.
В настоящее время старообрядческие общины, помимо России, можно встретить в Белоруссии, Латвии, Литве и Эстонии, в Молдове, Польше, на Украине, в Румынии, США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии. Одна из крупнейших ветвей современного русского старообрядчества — Русская Православная Старообрядческая Церковь, насчитывает около миллиона прихожан, имеет два центра — в Москве и Браиле, Румыния.
Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) имеет на территории России более 200 общин, причем значительная часть общин не зарегистрирована. Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн. человек. Среди них преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, комяки, удмурты, чуваши и др. Духовно-административный центр Русской Древлеправославной Церкви находится в г. Новозыбкове Брянской области.
Количество старообрядцев, по-прежнему живущих в тайге, исчисляется тысячами. При этом речь идет не только об обитателях глухих скитов или монастырей, которые начали появляться здесь в XVIII веке и существуют до сих пор, но и о жителях довольно многолюдных по современным российским меркам деревень. Многие из них всё еще живут с советскими паспортами или без документов совсем — в том числе и иностранцы, когда-то переехавшие в Восточную Сибирь. Долгое время и власть, и самих старообрядцев их обособленное существование вполне устраивало. Но в последнее время они всё чаще сталкиваются с цивилизацией, и нередко эти столкновения оказываются болезненными. При этом никаких механизмов защиты для представителей таких общин в крае, где они проживают исторически, не предусмотрено.
Заключение
Несмотря на все жестокие преследования со стороны властей и официальной церкви, раскольники выстояли и сохранили свою веру. Мужество и непреклонность старообрядцев в борьбе за свои убеждения — одна из замечательных страниц духовной истории русского народа.
Старообрядческие общины продемонстрировали удивительную способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Несмотря на приверженность старине, они сыграли значительную роль в развитии и укреплении экономических отношений в России, проявив себя на редкость трудолюбивыми и предприимчивыми людьми.
Таким образом, заслуги старообрядцев в деле сохранения памятников средневековой русской культуры неоценимы. В общинах бережно хранились древние рукописи и старопечатные книги, старинные иконы и церковная утварь. Но главное, они создали новую культуру, в рамках которой вся жизнь человека подчинялась общинным, соборным решениям. Эти решения, в свою очередь, основывались на постоянном обсуждении и размышлении над христианскими догмами, обрядами и Священным писанием.
Список использованных источников
1. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.
2. Епископ Александр (Семенов Тян-Шанский). Православный Катехизис. 2-е изд.
3. Михайлова Н. Расколы: древние и новые//Москва. 1996.
4. Сайты Интернета:
http://www.wikipedia.org.ru/
http://staroobryadets.tamb.ru/
http://www.ikz.ru/
http://etno.clow.ru/information/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современная Россия 4 класс
Презентаци к уроку по окружающему миру в 4 классе "Современная Россия" (УМК "Школа России")...
Эссе на тему: «Роль, место духовно-нравственного образования и воспитания в образовательной системе современной России»
Одна из проблем современного образования, состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей живших в прошло...
Образовательные учреждения в современной России.
Образовательные учреждения, дающие общее среднее образование, включают в себя общеобразовательные школы, лицеи и гимназии. Обычно в общеобразовательное учреждение поступают в 6 или 7 лет...
Тест по окружающему миру 4 класс по разделу: Страницы истории России. Современная Россия.
Данная разработка предусматривет проверку знаний по разделу:Страницы истории России. Современная Россия. УМК "Школа России" Плешаков А.А....
Тест по разделу "Современная Россия" (Окружающий мир. 4 класс. УМК "Школа России")
Вариант тестовых вопросов для контроля знаний учащихся 4 класса....
Влияние истории развития женского музыкального образования в России на систему музыкального образования в современной России
На протяжении всей истории России многие сферы жизни, в том числе и образование, переживали большие изменения. Краткий экскурс в то, как раздельное образование повлияло на систему современного российс...
УМК «Школа России» Окружающий мир 4 класс Опрос по разделам: «Страницы истории России», «Современная Россия»
УМК «Школа России» Окружающий мир 4 классОпрос по разделам: «Страницы истории России», «Современная Россия»...