Рабочая программа учебного курса «ОРКСЭ»
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочая программа учебного курса «ОРКСЭ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
enmelen_rp_orkse_2018-19g_4_kl.docx | 52.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ЭНМЕЛЕН»
689275 Чукотский автономный округ, Провиденский городской округ, с. Энмелен, ул. Н-Чирикова, 9
тел./факс: 8(427-35) 29-249 e-mail: school-еnmelen@yandex.ru
Рассмотрено на МО учителей начальных классов Протокол от 07.05..2018 г. № 4
| Согласовано Заместитель директора по УР _____________ Ю.В.Овчинникова Протокол № от 17.08.2018 г. | Утверждаю директор________Л.А.Родионова Приказ № от 17.08.2018 г. № 02-02-4 |
Рабочая программа учебного курса
«Основы религиозной культуры и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
РЕАЛИЗУЕТСЯ НА УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (4 класс)
Составители: учитель начальных классов
I категории Ю.В. Овчинникова
учитель начальных классов
I категории Н.И. Севостьянова
учитель начальных классов
I категории А.А. Рагтувье
Энмелен
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г., Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред. приказов Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241; от 22 сентября 2011 г. № 2357; от 18 декабря 2012 г. № 1060; от 29 декабря 2014 г. № 1643), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «ООШ с.Энмелен», основе рабочей программы к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 4 класса автора М.Т. Студеникина, с учебным планом МБОУ «ООШ с.Энмелен»; Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях.
Особенности рабочей программы
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую системумежличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель - воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними идругими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
- ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме.
Курс рассчитан на 1 год обучения на уровне начального общего образования.
Учебно – методический комплекс:
Дидактическое обеспечение
М.Т. Студеникин «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики», пособие для учащихся М. Русское слово 2011 г.
Методическое обеспечение
Программа курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики» М. Русское слово, 2011 г.
Рабочие программы: к учебникам А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы религиозных культур народов России»,
М.Т. Студеникина «Основы светской этики». 4 класс / авт.-сост. К.А. Кочегаров, М.Т. Студеникин. — М.: OOO «Русское слово – учебник», 2011. —32 с.
М.Т. Студеникин, В.И. Добролюбова Основы духовно-нравственной культуры народов России. Книга для учителя
Методическое пособие к учебнику 4 класса общеобразовательных учреждений «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2011 г.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2010г.
Методы изучения предмета (курса):
а) объяснительно-иллюстративный,
б) репродуктивный,
в) проблемное изложение изучаемого материала,
г) частично-поисковый,
д) исследовательский метод.
Формы контроля. Формой промежуточного контроля являются выполнение различных творческих заданий (составление кроссворда, рисунки, соответствующие темам занятий и т. д.), тестовых, практических заданий и т. д. Форма итогового контроля – защита проекта. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося за весь курс.
Способы и формы оценивания образовательных результатов учащихся Уроки по курсу ОРКСЭ - уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. Поэтому для оценивания учащихся на уроках по данному курсу используются вербальное поощрение, похвала, одобрение.
Виды деятельности, используемые на уроках:
- познавательная;
- исследовательская;
- проектная.
Формы урока:
- Урок – игра;
- КВН;
- интегрированный урок;
- тестирование
-проблемно-ценностное общения (этическая беседа);
-дебаты;
-тематический диспут;
-проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов;
- творческие задания;
- работа в группах
Цели и задачи обучения модуля «Основы светской этики»
Цель курса: создание условий для формирования у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций всех народов нашей страны, готовности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
- знакомство обучающихся с основами светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для семьи, для общества, для развития полноценной личности гражданина России;
- обобщение знаний, понятий, представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе и формирование в них ценностно - мировоззренческих основ, обеспечивающих восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей к обобщению в полиэтнической и религиозной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Место предмета в учебном плане.
Учебный курс ОРК и СЭ рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год и включает в себя модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Обучающимся изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). По результатам анкетирования с согласия и по выбору родителей (законных представителей) четвероклассников был выбран модуль «Основы светской
этики».
Особенности модуля:
Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно - воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
Описание ценностных ориентиров учебного модуля.
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и
коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой обучающиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Планируемые результаты.
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- Формирование семейных ценностей;
- Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
– самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
– совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
– совместно с учителем составлять план решения проблемы;
– работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;
– отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,
справочников и других материалов;
– добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);
– читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
– перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, направленные на реализацию 1-й линии развития, а также технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД
– доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;
– слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
– договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), работа в малых группах.
Предметные результаты
К 1-й линии развития относятся следующие из них:
– определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям
(нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
– излагать своё мнение по поводу значения светской культуры в жизни отдельных людей и общества;
– знать основные понятия светской этики, ее особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;
– устанавливать взаимосвязи между определённой светской культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;
– проявлять уважение к любой вере или к отсутствию её (за исключением тоталитарных сект, направленных на разрушение и подавление личности);
– осознавать сходство некоторых важных духовно-нравственных оснований разных религий при их существенных отличиях.
Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:
– строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
– делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
– договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;
Диагностика успешности достижения этих результатов осуществляется прежде всего в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:
знать/понимать:
основные понятия светской этики;
понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
уметь:
описывать различные явления светских традиций;
устанавливать взаимосвязь между светской этикой и поведением людей;
излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами светской этики;
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
готовить сообщения по выбранным темам
Проектная деятельность.
Обучающийся научится:
- составлять план последовательности выполнения задания по заданному слайдовому или текстовому плану;
- определять этапы проектной деятельности;
- определять задачи каждого этапа проектной деятельности под руководством учителя и самостоятельно;
- распределять роли при выполнении задания под руководством учителя и/ или выбирать роли в зависимости от своих интересов и возможностей;
- проводить оценку качества выполнения задания по заданным критериям;
- проектировать деятельность по выполнению задания на основе технологической карты как одного из средств реализации проекта;
Обучающиеся получат возможность:
- осмыслить значение задания в практической и производственной деятельности;
- выделять задачи каждого этапа проектной деятельности;
- распределять роли при выполнении задания в зависимости от умения качественно выполнять отдельные виды обработки материалов;
- проводить оценку качества выполнения задания на каждом этапе проекта и корректировать выполнение задания;
- развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; применять на практике правила сотрудничества.
Содержание курса.
Данный модуль выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, расширяя знания об этике.. Он призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
На уроках светской этики в 4 классе учащимся предстоит выяснить, кто такой гражданин, в чём состоят его права и обязанности; раскрываются важнейшие нравственные понятия: честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и милосердие, правда и ложь и многие другие. Насущными проблемами современного российского общества посвящены темы: «Терпение и труд», «Честность и искренность», «Дружба и порядочность». При изучении этих тем ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - жизни. Развитию и совершенствованию личности подростка, его организованности и самостоятельности помогут темы: «Правила твоей жизни», «Семейные традиции».
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умения избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций. На уроках светской этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимания особенностей их культуры. Модуль «Основы светской этики» вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности, национального самосознания – чувства принадлежности к своей стране и народу.
На уроках светской этики ученики знакомятся с Конституцией Российской Федерации, определяющей нормы и правила жизни нашего общества и государства. У детей в этом возрасте слишком мал собственный опыт, и задача преподавателя – помочь им усвоить положительный опыт поведения других людей. Содержание курса даёт детям возможность на «физиологическом уровне» усвоить ценные знания поведенческого характера. Которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.
В связи с эти важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Большое внимание обращается на деятельность ученика по анализу текста, его логической обработке при составлении плана, решению практических задач. В процессе деятельности у учеников возникают положительные эмоции, чувство удовольствия от умственной деятельности, формируются познавательные потребности.
В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.
На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком и литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой. Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. Ученики, например, определяют части речи, находят однокоренные слова, вспоминают героев произведений, рассматривают положительные и отрицательные стороны их поступков. В ходе диалога-беседы ученики оценивают поступки героев, выясняют свою собственную позицию.
Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян.
Введение 1ч.
Знакомство с учебником.
Тема 1. 2ч.
Понятия гражданин и гражданство. Конституция – Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей – гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Правительство. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.
Тема 2. Этика и этикет. 2ч.
Понятие порядочность. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства. Общественная ценность порядочности.
Тема 3. Вежливость. 2ч.
Понятие вежливость. Вежливость – важнейшая составная часть порядочности человека. . Развитие чувства вежливости и уважения. Умение понять и простить. Правдивость и её цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Вежливость– «внутренний голос человека». Жить по законам вежливости. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием. Кодекс взаимоотношения одноклассников.
Тема 4. Добро и зло. 2ч.
Добро – важнейшее качество личности. Понятия добра и зла .Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установлений доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.
Тема 5. Дружба и порядочность. 2ч.
Понятие дружбы. Общественная ценность порядочность. Взаимосвязь сострадания и порядочности, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила дружбы. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.
Тема 6. Честность и искренность. 2ч.
Понятия честность и искренность. Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение действительности. Правдивость. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Хитрость.
Тема 7. Гордость и гордыня. 2ч.
Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважение. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. .Нормы морали. Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Этикет.
Тема 8. Обычаи и обряды русского народа. 2ч.
Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Образцы нравственности в культуре Отечества. . Этикет.Проявление патриотизма учащихся.
Тема 9. Терпение и труд. 2ч.
Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Россия – многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни российских городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость. Трудовая мораль. Методы нравственного самосовершенствования.
Тема 10. Семья. 2ч.
Семья- объединение людей разного возраста, основанное на кровно-родственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия- наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи
Тема 11. Семейные традиции 2ч.
Традиция –передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.
Тема 12. Сердце матери. 2ч.
Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье-неразделимые понятия. Мать-творец человека. Подарить радость маме. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким
Тема 13. Правила твоей жизни. 2ч.
Цель обучения в школе. Приёмы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приёмы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приёмы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.
Тема 14. Праздники народов России. 2ч.
Праздники: государственные, светские, религиозные, школьные, семейные. Происхождение Масленицы. Великий пост. Христианские праздники: Пасха, Рождество Христово, Крещение. Мусульманские праздники: Рамадан-байрам, Курбан- байрам. Буддийские праздники
Тема 15. Защитники Отечества. 2ч.
23февраля-День защитника Отечества. Состав Вооружённых сил Р Ф Страницы Родины с 13 до 20 в., Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в 17 в,, подвиги полководца А. В. Суворова, Отечественная война 1812г., Великая Отечественная война 1941-1945г,, Защита Родины-долг каждого гражданина Р Ф. Служба в Вооруженных силах Р Ф - почётная обязаность.
Тема 16. Мои права и обязанности 2ч.
Устав школы. Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Итоговое повторение 1ч.
Тематическое планирование
№ блока | Наименование блок | Всего часов |
Блок 1 | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | 1 час |
Блок 2 | Основы религиозных культур и светской этики. | 16 часов |
Блок 3 | Основы религиозных культур и светской этики. | 9 часов |
Блок 4 | Духовные традиции многонационального народа России. | 6 часов. |
Итоговое повторение | 2 часа |
Приложение № 1
Календарно-тематический план по предмету «Основы религиозной культуры и светской этики» в 4 классе – 34 ч. (1 ч./нед.) | |||||||
№ урока | Наименование раздела и тема урока | Количество часов | Тип урока | Дата по плану | Дата фактическая | Наглядные пособия | Рабочие страницы / Домашнее задание |
I четверть (9 ч.) | |||||||
1 | 2 | 4 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| |||||||
1,2 | Россия - Родина моя | 2 | У.ознаком. | 06.09 13.09 | 4-16 | ||
3,4 | Этикет и этика | 2 | Комбинир.ур. | 20.09 27.09 | 17-26 | ||
5,6 | Вежливость | 2 | Комбинир.ур. | 04.10 11.10 | 27-38 | ||
7,8 | Добро и зло | 2 | Комбинир.ур | 18.10 25.10 | 39-49 | ||
9 | Дружба и порядочность | 1 | Комбинир.ур. | 01.11 | 50-60 | ||
II четверть (7 ч.) | |||||||
10 | Дружба и порядочность | 1 | Комбинир.ур | 15.11 | 50-60 | ||
11, 12 | Честность и искренность | 2 | Комбинир.ур. | 22.11 29.11 | 61-69 | ||
13, 14 | Гордость и гордыня | 2 | Комбинир.ур. | 06.12 13.12 | 70-78 | ||
15, 16 | Обычаи и обряды русского народа | 2 | Комбинир.ур. | 20.12 27.12 | 79-86 | ||
III четверть – 10 ч. | |||||||
17 18 | Терпение и труд | 2 | Комбинир.ур. | 17.01 24.01 | 87-96 | ||
19 20 | Семья | 2 | Комбинир.ур. | 31.01 07.02 | 97-104 | ||
21 22 | Семейные традиции | 2 | Комбинир.ур. | 14.02 21.02 | 105-112 | ||
23 24 | Сердце матери | 2 | Комбинир.ур. | 28.02 07.03 | 113-122 | ||
25 26 | Правила твоей жизни | 2 | Комбинир.ур. | 14.03 21.03 | 123-131 | ||
IV четверть (6 ч.) | |||||||
27 28 | Праздники народов России | 2 | Комбинир.ур | 04.04 11.04 | 132-142 | ||
29 30 | Защитники Отечества | 2 | Комбинир.ур | 18.04 25.04 | 143-154 | ||
31 | Тестирование | 1 | Комбинир.ур | 16.05 |
| ||
32 | Защита проектов | 1 | Комбинир.ур. | 23.05 |
| ||
33 | Обобшение | 1 | |||||
34 | Резерв | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА Название курса: «Русский язык»4 класс
Программа учебного курса "Русский язык" 4 класс(программа "ПЕРСПЕКТИВА")...
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС
Программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС...
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС...
Рабочая программа учебного курса "ОРКСЭ" 4 класс
Рабочая программа учебного курса "ОРКСЭ" 4 класс...