Конспект урока "Милосердие и сострадание"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

В светской этике отражены нравственные представления, которые определяют поведение человека, его душевные качества, необходимые для жизни человека в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_uroka_orkse.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Колесник Анфиса Петровна

Предмет: ОРКСЭ

Класс: 4

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Милосердие и сострадание» 

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: формирование представления о понятии «милосердие» в традиционных религиях.

Задачи урока:        

Общеобразовательные: познакомить с этимологией и смыслом слова «сострадание», «милосердие».

Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, способность находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях.

Воспитательные: воспитывать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей, навыки сотрудничества.

Формировать УУД:

Предметные: умение осознанно читать, понимать смысл слов «милосердие, взаимопомощь»; способность прогнозировать содержание текста; умение составлять устный рассказ.

Личностные: проявлять интерес к изучению темы; проявлять позитивное отношение к решению возникшей проблемы; проявлять стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности; оценивать собственные достижения при освоении учебной темы.

Регулятивные: умение управлять своей деятельностью; умение контролировать и оценивать собственную работу на уроке; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, используя термины; формулировать понятные высказывания, мнение; адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Познавательные: умение осуществлять поиск и выделение существенной информации; умение работать с информацией, представленной в различной форме; умение на слух воспринимать учебную информацию; способность использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Предполагаемый результат

Организационно-мотивационный момент

Ребята, закройте глаза и представьте, что у вас в руках зажжённая свеча. Сделайте глубокий вдох и тихо – тихо выдохните так, чтобы не загасить пламя тоненькой струйкой воздуха. Ещё раз вдохните и резко одним выдохом погасите свечку. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути. Молодцы!

Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.

Р - проявлять дисциплинированность.

К - умение слушать и понимать учителя.

Л - проявлять интерес к изучению темы.

Актуализация знаний

Послушайте фрагмент, подумайте какие чувства он вызывает? (слушают притчу Светланы Копыловой «Про кота»)

Обсудите в парах, какие чувства проснулись в вашей душе? (сострадание, сопереживание, сочувствие, жалость).

Прослушивание притчи.

Работа в парах.

Ответы детей.

П - умение на слух воспринимать учебную информацию.

Р -  оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

К - адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Постановка учебной задачи

Вслушайтесь в слова, что их объединяет?

Приставка СО- означает причастность к чему-либо, присоединение, общее участие.

Подберите синонимы к этим словам? (сердечность, жалость, милость, милосердие).

Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое милует, жалеет, любит. О каком слове идёт речь попробуйте догадаться?

Подсказка:

Толковый словарь Ожегова С. И. – готовность помочь кому-нибудь.

Толковый словарь Даля В. И. – милостливость, мягкосердечность, сердолюбие, сочувствие.

Энциклопедия социологии – одна из дарованных свыше добродетелей во всех мировых религиях.

 Большой энциклопедический словарь – деятельное проявление различного рода помощи, благотворительность.

Итак, это и есть тема нашего занятия «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».

Какие задачи поставим перед собой?

Ответы детей.

Изучение понятия «милосердие».

Работа с толковым словарем

Определение темы и задачи урока.  

П - умение работать с информацией, представленной в различной форме.

Р - проявлять дисциплинированность; выполнять учебное задание в соответствии с правилом, целью.

К - формулировать понятные высказывания, мнение; адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Открытие нового знания

Давайте узнаем, что разные религии говорят о милосердии. Откройте учебники:

1 ряд – христианство; 2 ряд – ислам; 3 ряд – буддизм; учитель – иудаизм.

Иудаизм: Благотворительность одно из предписаний иудаизма. Необходимо не забывать о нуждающихся в праздничные дни и всегда иметь ввиду нужды бедняков. В праздник Пурим принято приносить друг другу сладости, выпечку и давать деньги нуждающимся. В еврейской общине создают кассу благотворительности.

Чему учат религии разных народов?

Что заметили общего?

Милосердие считается ценностью нравственной, необходимым нравственным качеством человека.

В России на сегодняшний день около 700 тыс. детей сирот и более 2 мил. Детей и подростков абсолютно не грамотные. Многие живут в бедности и нищете, не имеют работы. Кто-то находится в тюрьме, кто-то не имеет определённого места жительства.

Можем ли мы помочь всем?

Тогда ничего не делать?

Познакомиться с содержанием в учебнике, объяснить незнакомые слова, учиться анализировать текст, делать выводы.

Сравнить понятие «милосердие» в разных религиях.

Делятся знаниями из личного опыта.

П - умение выразительно читать; способность прогнозировать содержание текста.

Р -  выполнять взаимопроверку и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

К - строить монологическое высказывание, используя термины.

Л - Проявлять интерес к изучению темы; проявлять позитивное отношение к решению возникшей проблемы.

Физминутка

Выполнение упражнений.

Первичное закрепление

Притча о морской звезде и мальчике.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке – миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими.

– Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? спросил человек, подходя ближе.

– Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

– Но это просто глупо! – закричал человек.

– Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

– Нет, мои попытки изменят очень многое… именно для этой звезды.

Я хочу рассказать вам о людях, несущих добро в нашу жизнь. Это Мать Тереза и императрица Александра Фёдоровна. Движение сестёр милосердия и красного креста. Мать Тереза – монахиня, которая посвятила свою жизнь служению больным и бедным. Императрица занималась благотворительной деятельностью. Под её покровительством состояло 33 благотворительных общества, общин сестёр милосердия, убежищ, приютов.

А что вы можете сделать сегодня?

А что делается в школе?

В каких делах, мы можем проявить милосердие и сострадание? (участвовать в акциях милосердия: собирать игрушки для детского дома, готовить подарки для ветеранов, собирать средства на корм для животных приютов).

Чтение притчи. 

Умение рассуждать, делать выводы.

П - умение выразительно читать; способность прогнозировать содержание текста; умение определять главную мысль произведения; умение работать с информацией, представленной в различной форме; способность использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания.

К - адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Л -  проявлять стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности.

Итог урока.

Рефлексия.

Домашнее задание.

А сейчас я хочу взять у вас интервью.

С каким понятиями вы сегодня познакомились?

Над чем заставил задуматься этот урок?

Захотелось ли вам сделать добрые дела?

Что вам особенно запомнилось, понравилось на уроке?

О чём бы вы хотели рассказать своим друзьям?

Кого бы вы похвалили за работу на уроке?

За что можете похвалить себя?

Ребята, перед вами ладошки, которые символизируют ваши добрые руки. Напишите на них слова напутствия, обращённые к окружающим с призывом к милосердию. Из этих ладошек мы сделаем большое сердце – символ милосердия.

Поработайте с информацией и узнайте о волонтерском движении в Тюменской области в настоящее время. Чем они занимаются, кому помогают и расскажите нам на следующем уроке.

Отвечают на вопросы интервью.

Р - проявлять дисциплинированность;

К - строить монологическое высказывание, используя термины.

Л - оценивать собственные достижения при освоении учебной темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"

С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»...

План-конспект урока музыки в 3 классе по теме: "Частушки и сострадания"

Работа предназначена для учителей музыки и начальной школы по УМК "Начальная школа 21 века" автор Усачёва, 3 класс.             План-конспект в виде урока творч...

Конспект урока ОПК для 4 кл. по теме "Милосердие и сострадание" (учебник А.Кураева)

Конспект урока ОРКСЭ (модуль "ОПК") по теме "Милосердие и сострадание" учебник А.Кураева...

Конспект урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

КОнспект урока по ОРКСЭ модулю "ОПК" по теме "Милосердие и сострадание" 4 класс...

Конспект урока «Милосердие и сострадание»

Конспект урока по Основам православной культуры. На уроке вместе с детьми ищеем ответы на вопросы: что такое милосердие и сострадание, чем милосердие отличается от дружбы, кого называют ближним, как х...

Конспект урока по ОРКСЭ «Милосердие и сострадание», 4 класс.

Конспект урока по ОРКСЭ «Милосердие и сострадание»....